Технологическая карта урока
Тема урока : «Блюда из сырых овощей и фруктов». «Приготовление салата из сырых овощей и фруктов».
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по приготовлению блюд из сырых овощей.
1. Ознакомить с разнообразием видов овощей и фруктов, их пищевой ценностью.
2. Дать информацию о влиянии экологии на качество овощей и фруктов.
3. Обучить механической кулинарной обработке овощей и правилам сохранения витаминов.
4. Дать представление о формах нарезки овощей, ознакомить с технологией приготовления салатов из сырых овощей и фруктов.
5. На практике обучить приготовлению блюд из сырых овощей и фруктов и подаче их на стол.
Тип урока: комбинированный
Образовательные ресурсы: УМК по технологии учебник 5 класс И.А. Сасова; рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация «Блюда из сырых овощей и фруктов»; набор столовой посуды и приборов для приготовления салата из сырых овощей и фруктов, инструкционные карты, плакаты.
Планируемые образовательные результаты:
1) Предметные — учащиеся ознакомятся с разнообразием видов овощей и фруктов, их пищевой ценностью, получат информацию о влиянии экологии на качество овощей и фруктов; ознакомятся с механической кулинарной обработкой овощей и правилами сохранения витаминов, получат представление о формах нарезки, ознакомятся с технологией приготовления салатов из сырых овощей и фруктов.
2) Метапредметные (УУД):
— регулятивные – определение технологической последовательности приготовления салата.
коммуникативные — умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы.
— познавательные — выбор наиболее рациональных способов приготовления пищи и проводить сравнительный анализ.
3)Личностные – способствовать развитию сенсорной сферы учащихся при первичной обработке овощей, формированию готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства, умение провести самоанализ выполненной работы, развивать трудолюбие, воспитывать аккуратности и опрятности в работе.
Источник
Конспект урока технологии на тему: «Блюда из сырых овощей» (5 класс)
Цель урока: формировать умения приготовления салата.
Образовательные задачи:
· способствовать формирование умений первичной обработки овощей, оформление блюд, приготовление салатов;
· формировать знания об условиях, обеспечивающие максимальное сохранение витаминов и минеральных солей при обработке овощей.
Воспитательные задачи урока:
· содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
· развивать навыки культурного поведения за столом.
· воспитывать инициативу, самостоятельность и творческого начала у учащихся;
Развивающие задачи урока:
· развивать умения учащихся работать с технологическими картами.
· развивать умения учащихся сравнивать и анализировать.
Здоровье сберегающая цель:
· Приучать учащихся к строгому соблюдению правил безопасности и санитарно-гигиенических требований.
· формировать знания об условиях, обеспечивающие максимальное сохранение витаминов овощей.
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, метод образного видения.
Раздаточный материал: инструкционные карты
Оборудование: ножи для фигурной нарезки овощей, разделочные доски для сырых овощей, дуршлаг для промывания сырых овощей, предметы для сервировки стола.
Тип занятия: комбинированный
Форма занятия: урок путешествие
Продолжительность занятий : 80 минут
Оборудование урока : компьютер, проекционная система
Программное обеспечение урока : программа работы с мультимедиа MS Power Point.
1.Организационный момент (мотивация на позитив).
— Доброе утро! Я очень рада видеть вас на уроке.
— Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие: в сказочную страну «Кулинария».
Но чтобы нам попасть в сказочную страну, необходимо ответить на следующие вопросы.
— Как называется помещение, где готовят пищу?
— Какие питательные вещества необходимы для организма человека?
— В чем заключается роль витаминов для организма человека?
— Какой витамин называют витамином роста?
— В каких продуктах содержатся много витамина С?
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я .
(Капуста)
И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом .
(Картошка)
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
(Огурцы)
Пришла Таня в желтом сарафане:
Стали Таню раздевать,
Давай плакать и рыдать.
(Луковица)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? .
(Свекла)
Щеки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(Редиска)
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)
Голова на ножке, в голове горошки.
(Горох)
Маленький и горький, луку брат.
(Чеснок)
Вы перечислили овощи, которые вы часто употребляете в пищу.
III . Изучение нового материала:
Овощи, фрукты и ягоды содержат незначительное количество белков, являясь преимущественно носителями витаминов, минеральных веществ и растительных волокон.
Овощи обладают способностью стимулировать деятельность слюнных желез. Поэтому они широко используются для приготовления холодных закусок «салатов».
Основное назначение салатов — улучшать аппетит, способствовать выделению желудочного сока и усвоению пищи. Вот почему салаты предваряют трапезу и являются весьма важными и необходимыми блюдами. При этом они должны быть не только вкусными, но и красиво оформленными блюдами. Всегда нужно помнить, что глаза «помогают есть».
Салаты из овощей – вкусные и питательные закуски, они уместны на любом столе. Их делают из сырых и вареных овощей.
Современный словарь толкует слово «салат » как блюдо из мелко нарезанных овощей, мяса, рыбы, грибов, фруктов в холодном виде. Таким образом, подчеркивается две характерные особенности блюда: мелко нарезанные блюда, холодные блюда.
Первичная обработка овощей
Первичная обработка заключается в сортировке, калибровке, мойке, очистке, промывании и нарезке.
НАРЕЗКА: одинаково нарезанные по величине и форме овощи придают блюдам красивый вид.
— брусочки и кубики — для приготовления овощных супов, рагу из овощей;
— кубики и ломтики — для приготовления сборного овощного салата, ломтиками овощи нарезают и для винегрета.
— соломка, кружочки, кольца – для приготовления закусок, салатов.
Приспособления для нарезки овощей: овощерезка, яйцерезка, терка, ломтерезка.
Заправка салата: сметана, растительное масло, майонез.
Оформляют салаты, сначала уложив в салатник, украшают зеленью или продуктами, входящими в состав салата.
Чтобы витамин С не разрушался , нужно:
— Очищать и нарезать овощи ножом из нержавеющей стали.
— При очистке овощей снимать тонкий слой кожуры.
— Очищенные овощи не держать долго в воде (повтор)
Правила составления салата:
1. Продукты, использованные в салатах, должны быть совместимы во вкусовом отношении.
2. Каждому салату соответствует своя заправка.
3. Овощные салаты очень чувствительны к соли:
От крепкого посола зелень быстро жухнет, она теряет не только свежий вид, но и вкус.
4. Салат должен быть сочным — это основное его достоинство
Требования к качеству салатов:
— Нарезка овощей должна быть одинаковой и соответствовать виду салата.
— Зелень, используемая для салата, не должна быть вялой, пожелтевшей или потемневшей.
— Вкус, запах, и цвет овощей должны соответствовать овощам, входящих в состав салата.
Сроки хранения: незаправленных салатов в холодильнике не более 12 часов, заправленных — не более 6 часов.
Санитарно — гигиенические требования:
— Необходимо готовить пищу в специальной одежде. Руки должны быть тщательно вымыты с мылом, ногти коротко острижены, волосы убраны под косынку.
— Если овощи не подвергаются тепловой обработке, после мытья их ополаскивают кипяченой водой, чтобы на поверхности не осталось микробов.
— Нарезку сырых и вареных овощей надо производить на разных разделочных досках.
I . Вводный инструктаж.
— Демонстрация положения рук и ножа при нарезке овощей.
— Использование приспособлений: овощерезки, яйцерезки, терки. Приемы безопасной работы с данными приспособлениями.
— Организация рабочего места для нарезки овощей
II. Практическая работа
— Инструктаж ТБ с режущими предметами, гигиена труда.
— Практическая работа (инструкционные карты)
I II . Дегустация.
— Какие правила необходимо соблюдать при приеме пищи?
I V. Уборка рабочего места и кухни.
Приготовить салат, вымыть посуду, принести отзывы родных о приготовленном блюде, фото блюда.
VII. Итог урока. Рефлексия.
-Что вам понравилась сегодня на уроке?
-Что нового узнали на уроке?
-Что вы хотели бы повторить?
-Нарисуйте у себя в тетрадях символ вашего настроения в конце урока.
Источник