Обобщение по теме «Обособленные определения и приложения»
Цель урока: закрепить и проверить знания учащихся по теме.
Методические приемы: повторение, словарный диктант, объяснение учителя, самостоятельная работа, тренировочные упражнения, работа с учебником.
1. Организационный момент (сообщение темы и цели урока)
2. Проверка домашнего задания:
· Какие члены предложения называются обособленными?
(Обособленными называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, например:
Ветер, дувший со всех сторон, усиливался.
· Как обособляются такие члены предложения на письме? (Запятыми, реже – тире.)
· В каких случаях обособляются определения и приложения?
(Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и запятыми на письме в следующих случаях:
— Любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению, например:
Усталая , она пришла домой.
— Согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного, например:
Ягоды, сорванные на грядке, аппетитно пахнут.
— Согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного, например:
Ветер, холодный и колючий, подул с севера .
Проверка упр. 313, выполненного дома (2 ученика)
3. Следующий этап урока — орфографическая работа (под диктовку учителя) (Одновременно 4 учащихся работают с карточками самостоятельно в тетрадях)
· Давайте вспомним, в каких случаях пишется О-Е после шипящих в разных частях речи?
(В корне под ударением Е, за корнем – О, кроме слов – исключений: шорты, шов, шоколад, шоссе, шовинизм, шомпол, трещотка, трущоба, зажор, шорох, жом, крыжовник, шофер, жокей и т.д.)
Попутно повторим правописание НЕ с разными частями речи, Н,НН в причастиях и прилагательных.
· Итак, записываем в тетрадях:
Ветхая одежонка, пораженный красотой диковинного леса, привлеченный журчанием неприметного с виду родничка, не известное ученым созвездие, неточный расчет, неглубокая речонка, обаятельная девчонка, окруженный причудливыми очертаниями, негромкий шорох, нестерпимо жжет.
(После того, как учащиеся напишут орфографический диктант, проверить по цепочке)
Карточка № 1. Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, обосновать пунктуацию.
Следующий этап урока – закрепление знаний, умений и навыков по теме «Обособленные определения и приложения».
Работать будем на интерактивной доске и в тетрадях.
(Вставляем знаки препинания, объясняем свой выбор )
(Комплексный анализ текста)
1) Брянская земля, древняя, славная, – край удивительной красоты.
2) Она хороша во все времена года: летом и зимой, весной и осенью.
3) Прекрасны ее леса, золотые в лучах осеннего солнца, и поля, покрытые зимой сверкающим снегом, и луга, пестрые, как ковер, летом и скошенные, опустевшие, тихие осенью. 4) Поражают ее леса, могучие и таинственные, овеянные героическим прошлым. 5) А сколько видели стройные, безмолвные деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей, желавших покорить эту землю!
1. Давайте посмотрим на эти предложения, что можно о них сказать ?
(Все предложения связаны по смыслу и грамматически, Объединены общей темой: Брянская земля. Это текст.)
2. В каком предложении заключена основная мысль текста ? (в 1)
3. Назовите стилевую принадлежность текста (докажите свое мнение)
1) Данный текст принадлежит к художественному стилю речи.
2) Главная задача этого стиля — создание образа. В тексте создан образ земли.
4. Определите тип текста (докажите свое мнение)
Тип текста – описание. Прочитав его, мы можем задать вопрос: «Какая она, Брянская земля?» И здесь же находим ответ , ……………
5. При помощи каких художественно-выразительных средств рисует автор удивительную картину ?
Удивительную картину автор рисует, используя такие тропы, как эпитеты: осеннего солнца, сверкающим снегом, луга опустевшие (в 3 предл.)
сравнение : луга, пестрые, как ковер,…
? метафора : деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей
прием инверсии (обратный порядок слов): в 4 предложении
Обратить внимание учащихся на то, что обособленные определения, приложения тоже являются средствами синтаксической выразительности текста.
6. Найдите типы словосочетаний по способу связи :
В 1 предл. – согласование: брянская земля, земля древняя, славная, удивительной красоты
В 5 предл. – управление: хранящие тайны, тайны завоевателей, покорить землю.
7. Определите способ связи между 1 и 2 предложениями
1 и 2 предложения соединены при помощи личного местоимения ОНА.
8. Сделайте синтаксический разбор 4-го предложения, составьте его схему .
· Вспомним правило обособления приложения с союзом КАК :
— обособляется , если имеет оттенок причинности, например:
Валерию, как уроженцу юга , трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.
— не обособляется , если имеет значение «в качестве», например:
Все знают Семенова как хорошего футболиста
— если приложению придается большее значение и при произнесении оно отделяется от определяемого слова более длительной паузой, то можно поставить тире, например:
Пришел ноябрь – месяц крепких заморозков
2. Работа с учебником (упражнение 315) Читаем задание, выполняем самостоятельно.
(звучит легкая музыка)
Первые две тетради проверяются, выставляются оценки.
После выполнения упражнения на перемене проверить еще 3 тетради
— Я хочу обратить ваше внимание на слово ПАНОРАМА.
Оно имеет два основных значения:
· вид местности, простиравшейся на далекое пространство, например: панорама снежных гор.
· Большая картина, перед которой на переднем плане размещены реальные предметы, например: Панорама Бородинской битвы в Москве
В слово ПАНОРАМА входят 2 греческих элемента:
пан- — «все» и – орама – «вид», «зрелище»
Составьте и запишите предложения по схемам.
1) [ сущ. , │ опр., выр. прич. обор. │ , ……… ] .
2) [ │опр., выр. прич. обор. │ , личн. мест. ………] .
— Мы повторили тему «Обособленные определения и приложения»
— Еще раз закрепим, в каких случаях обособляются определения и приложения?
Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и запятыми на письме, в следующих случаях:
· любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению
(Усталая, она пришла домой.)
· согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного
(Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.)
· согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного
(Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю)
· если имеют обстоятельственное значение
(Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой)
Раненный осколком в плечо, капитан не покинул строя
или отделены от определяемого существительного другим членом предложения
— Сегодня все молодцы. За урок получили следующие оценки:
За работу на интерактивной доске (анализ текста) —
Составляли предложения по схемам и получили оценки
Домашнее задание: упражнение 323 (для всех)
Обратить внимание учащихся : при выполнении упражнения необходимо пользоваться орфографическим словарем;
упр. 306 (для слабых учеников), 320 (для сильных)
Придумать и записать предложение со словом ПАНОРАМА 1 группе;
Текст из 5-6 предложений публицистического стиля – 2-й группе
Источник
Расставьте запятые и объясните Брянская земля (1)древняя и славная (2) удивительно красива. Прекра
сны её леса (3) золотые в лучах осеннего солнца (4 )и(3) покрытые зимой сверкающим снегом поля (6) и луга (7) пёстрые летом и (8) опустевшие осенью. А сколько героических событий видели деревья великаны (9) храня тайны веков!
Ответы на вопрос
Запятые ставятся в 1), 2) ,3), 6), 7), 9)
Брянская земля, древняя и славная, удивительно красива. Древняя и славная – нераспространённые определения, выраженные прилагательными, которые обособляются, потому что стоят после определяемого слова земля.
Прекрасны её леса, золотые в лучах осеннего солнца и покрытые зимой сверкающим снегом поля, и луга, пёстрые летом и опустевшие осенью.
Золотые, а также пёстрые – распространённые определения, выраженные прилагательными с зависимыми словами, которые обособляются, потому что стоят после определяемых слов леса и луга.
А сколько героических событий видели деревья-великаны, храня тайны веков!
Храня тайны веков – деепричастный оборот, который обособляется, потому что стоит после определяемого слова деревья-великаны
Брянская земля (1), древняя и славная (2), удивительно красива. Прекрасны её леса (3), золотые в лучах осеннего солнца (4), и (3) покрытые зимой сверкающим снегом поля (6) и луга (7), пёстрые летом и (8) опустевшие осенью. А сколько героических событий видели деревья-великаны (9), храня тайны веков!
- Запятая ставится после слова «земля», так как «Брянская земля» выражает определение к предыдущему слову.
- Запятая ставится после слова «славная», так как оно также выражает определение к предыдущему слову.
- Запятая ставится после слова «леса», так как «прекрасны её леса» выражает обращение к адресату (непосредственное обращение к предыдущему слову).
- Запятая ставится после слова «солнца», так как «золотые в лучах осеннего солнца» выражает обращение к адресату.
- Запятая ставится после слова «поля», так как «покрытые зимой сверкающим снегом поля» выражает обращение к адресату.
- Запятая ставится после слова «луга», так как «пёстрые летом и опустевшие осенью» выражает обращение к адресату.
- Запятая ставится после слова «летом», так как «опустевшие осенью» выражает обращение к адресату.
- Запятая ставится после слова «великаны», так как «деревья-великаны» выражает пояснение к предыдущему слову.
Источник