Прекрасен наш фруктовый сад

Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (средняя группа) по теме

Данная статья для педагогов, работающих в дошкольных учреждениях, родителей, для всех, кто заинтересован в коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи. В ней раскрывается актуальность данной здоровьесберегающей технологии, необходимость использования Сказок о Весёлом Язычке в контексте изучения лексических тем. Предлагается перечень нескольких Сказок, исходя из лексических тем 1 периода обучения для детей с ОНР в средней логопедитческой группе и представлена 1 Сказка «На прогулку в сад фруктовый» (по лексической теме: «Сад. Фрукты»).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем

у дошкольников с общим недоразвитием речи

В комплексной работе по коррекции речевых нарушений с детьми с общим недоразвитием речи развитие артикуляционного аппарата играет существенную роль.

Основываясь на ФГОС, у педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольников. Данные компетенции предполагают, в том числе обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка посредством создания позитивного психологического и морально-нравственного климата в группе; создания условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми [5].

Многолетняя практика работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи показала, что использование игровых приёмов способствует более эффективному развитию артикуляционного аппарата и помогает создавать эмоциональный настрой на коррекционных занятиях. Артикуляционная гимнастика, объединённая единым сюжетом, изложенная в виде «Сказок о Весёлом Язычке», успешно зарекомендовала себя как учебно-методическое пособие для педагогов и родителей (Поваляева М.А., Куликовская Т.А., Гусева Ю.В. и др.). В нашей логопедической практике данные сказки являлись большим помощником в работе, так как дети любят слушать придуманные истории, легче воспринимают задания (выполняют определённые артикуляционные позы), изложенные в рифмованных текстах.

Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, мы пришли к необходимости использования Сказок о Весёлом Язычке в контексте изучения лексических тем, ведь основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход [3]. Многократное повторение лексической темы позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников. Сказки о Весёлом Язычке, разработанные нами, позволяют, наряду с отработкой артикуляционных движений, достигнуть и другие задачи. А именно:

— повышение эмоциональности, активности и заинтересованности детей на занятии;

— формирование и совершенствование грамматического строя речи (так как происходит восприятие на слух правильно оформленных грамматических форм слов, изучаемых в ходе той или иной лексической темы);

— развитие слуховой памяти при разучивании отрывков из сказок;

— подготовка артикуляционного аппарата при выполнении упражнений для постановки и автоматизации звуков.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков.

Читайте также:  Ландшафтный дизайн южного сада

Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются в зависимости от тех артикуляционных укладов, которые необходимо сформировать. Проводить гимнастику желательно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Упражнения в артикуляционную гимнастику вводятся постепенно, между ними необходим отдых. Артикуляционную гимнастику можно использовать как на подгрупповых занятиях, так и на индивидуальных. Сначала отрабатываются простые упражнения, потом более сложные. Важна эмоциональная подача сказки. Дети, оказываясь в сказочном пространстве, подражая героям, без психологического напряжения, совершенствуют свой речевой аппарат.

Многолетняя практика показала, что именно стихотворные тексты воспринимаются детьми лучше. Сначала дети внимательно слушают, потом договаривают рифму, а при повторном проигрывании сказки, уже запоминают стихотворные артикуляционные упражнения наизусть.

Использование артикуляционной гимнастики в виде стихотворных текстов является также частью здоровьесберегающих технологий, без которых невозможна работа современного дошкольного образовательного учреждения. А проблема сохранения и укрепления здоровья детей актуальна в настоящее время. Тем более, что дети с общим недоразвитием речи часто являются соматически ослабленными и нуждаются в дополнительном охранительном режиме.

Сказки о Весёлом Язычке можно и нужно рекомендовать не только педагогам, но и родителям, так как развитие артикуляционного аппарата нужно начинать как можно раньше. Дефекты произношения, возникнув и закрепившись в детстве, преодолеваются с большим трудом, а артикуляционные упражнения помогают не только сформировать правильные артикуляционные уклады, но во многом преодолеть уже сложившиеся несовершенства. Когда родители хорошо освоят упражнения, может появиться желание придумывать свои сказки. А может и у малыша проявится творчество и он начнёт сочинять. Основная наша задача – непринуждённо включить ребёнка в целенаправленную речевую работу, заинтересовать его.

Убеждены, что только при позитивном настрое на коррекционных занятиях мы сможем добиться многого: развить внимание, память, совершенствовать рече-двигательные навыки и добиваться только положительного результата.

Предлагаем рассмотреть перечень нескольких Сказок о Весёлом Язычке и раскрыть содержание некоторых из них, исходя из лексических тем 1 периода обучения для детей с ОНР средней логопедической группы:

1. Лексическая тема: «Осень» — «Приключение Язычка в осеннем лесу»

2. Лексическая тема: «Огород» — «В огород гулять пойдём…»

3. Лексическая тема: «Сад». «Фрукты» — «На прогулку в сад фруктовый»

4. Лексическая тема: «Лес». «Грибы и лесные ягоды» — «По грибы, по ягоды пойдём»

5. Лексическая тема: «Игрушки» — «Весело играем, никогда мы не скучаем!»

6. Лексическая тема: «Одежда» — «Модный магазин одежды»

7. Лексическая тема: «Обувь» — «Модный магазин обуви»

8. Лексическая тема: «Квартира», «Мебель» — «Тут диван, а там – комод…»

9. Лексическая тема: «Кухня», «Посуда» — «Сказка о правильной Федоре»

Вашему вниманию представляется одна из сказок о Весёлом Язычке. Описание артикуляционных упражнений можно найти в любой специальной литературе, поэтому приводим только названия упражнений (например, «воротики», «сладкое варенье» и др.)

Сказка «На прогулку в сад фруктовый» (по лексической теме: «Сад. Фрукты»)

Прекрасен наш фруктовый сад

Приходит в сад наш Язычок,

Сколько вишен, слив в саду,

Читайте также:  Режим сада полного дня

Спелых, сочных, сладких фруктов

По ступенькам в дом пойду

Привлечённость родителей является приоритетным для ФГОС дошкольного образования. Коррекционная работа даёт максимально высокий результат только в том случае, когда все участники педагогического процесса, имея общую цель, действуют согласованно. Такое активное сотрудничество и взаимодействие оказывает положительное влияние на коррекцию звукопроизношения и на общее развитие детей.

1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки – СПб.: КАРО, 2002.

2. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /под ред. Волковой Л.С., Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2002.

3. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

4. Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии. Сказки о Весёлом Язычке. Ростов-на Дону «Феникс», 2002.

5. Проект ФГОС дошкольного образования, 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка . Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи. На прогулку в сад фруктовый.

В презентации вы познакомитесь с рекомендациями по проведению упражнений артикуляционной гимнастики. Используя презентацию, вы сможете в сказочной форме сделать с детьми артикуляционную ги.

Методическая разработка. Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи. Приключение Язычка в осеннем лесу.

Артикуляционная гимнастика в игровой, сказочной форме закрепит знания по лексической теме «Дикие животные». Презентация может быть использована не только педагогами, но и родителями.

Применение игровых упражнений для развития артикуляционной моторики в рамках изучения лексических тем у детей дошкольного возраста

Методическая разработка содержит игровые упражнения по развитию артикуляционной моторики. используемые при изучении лексических тем. Это позволяет одновременно развивать подвижность и четкость движени.

Выступление для педагогов «Изучение родственных слов с дошкольниками с общим недоразвитием речи»

Описание системы работы над родственными словами.

Биоэнергопластика как элемент занятия по развитию лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

2 слайдВ последние годы число дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) неустанно растет. Увеличение числа детей с ОНР обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических ус.

Теоретические основы изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития

Данная статья посвящена характеристике связной речи и ее особенностям у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. В статье представлены теоретические аспекты формиров.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Источник

Стихи для детей про сад фрукты

На двух берегах маленькой речки
Сгорали в пожаре наши сердца
Прозрачные,зыбкие отраженья друг друга
По разные стороны зеркала.

И тени, измазанные кровью заката
Ползли с деревьев,из распахнутых окон
Cтеклянного дома,
Касаясь, бросали в дрожь-звали обратно
Но мы уже вместе. Мы далеко.

Он весь сверкает и хрустит,
Обледенелый сад.
Ушедший от меня грустит,
Но нет пути назад.

Читайте также:  Бытовая химия наш сад

И солнца бледный тусклый лик —
Лишь круглое окно;
Я тайно знаю, чей двойник
Приник к нему давно.

Здесь мой покой навеки взят
Предчувствием беды,
Сквозь тонкий лед еще сквозят
Вчерашние следы.

Склонился тусклый мертвый лик
К немому сну полей,
И замирает острый крик
Отсталых журавлей.

Прекрасен наш осенний сад.
В нем слива есть и виноград.
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши.
А к ночи веет холодок,
И желтый лист шуршит у ног.
Плоды мы утром соберем
И всех соседей созовем.
И солнышку помашем,
«Спасибо, осень!» – скажем.

Растут у дома тёти Нюши
Большие яблоки и груши.
Плодов немало зреет здесь,
И Вите хочется все съесть!
Алёна — Витина сестрёнка,
Калину соберёт в ведёрко.
«Мы с мамой сделали варенье,
Попробуй, Витя, объеденье!»

Как хорош он, летний сад,
Фруктами всегда богат.
Вишен стройных целый ряд —
Рубином ягоды горят.
Рядом здесь растёт и слива,
Плодами сочными красива.
Груш и яблок аромат,
Съесть одно бы каждый рад.

О, сад ночной, таинственный орган,
Лес длинных труб, приют виолончелей!
О, сад ночной, печальный караван
Немых дубов и неподвижных елей!

Он целый день метался и шумел,
Был битвой дуб, и тополь — потрясеньем.
Сто тысяч листьев, как сто тысяч тел,
Переплетались в воздухе осеннем.

Слива, слива, моя слива,
Ты красива и вкусна.
Много мякоти на диво,
Ну, а косточка — одна.

Три яблока из сада
Ежик притащил.
Самое румяное
Белке подарил.
С радостью подарок
Получила белка.
Сосчитайте яблоки
У ежа в тарелке!

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто
Яблоко висело.
Только Конь сказал,
Что низко.
А Мышонок – высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка – далеко.
А Теленок – озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А Цыпленок – тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А Котенку все равно:
— Кислое – зачем оно?
— Что вы! –
Шепчет Червячок, —
Сладкий у него бочок.

Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.

Яблочко над головою,
Золотое, наливное!
Ты в росе купалось,
Солнцем утиралось!

Как хорош он, летний сад,
Фруктами всегда богат.
Вишен стройных целый ряд —
Рубином ягоды горят.
Рядом здесь растёт и слива,
Плодами сочными красива.
Груш и яблок аромат,
Съесть одно бы каждый рад.

Мы за столик сели,
Фартучки надели,
Будем есть мы фрукты –
Вкусные продукты.

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.

Иностраночка хурма
К нам на блюдце ляжет,
До чего же хороша,
Но немножко вяжет.

Источник

Оцените статью