Предмет_государственного_управления_лесами

Особенности государственного управления в области использования, защиты и охраны лесного фонда

Государственное управление в области использования, защиты и охраны лесного фонда – это направление государственной политики, обеспечивающее охрану лесного фонда при использовании лесов в качестве природного ресурса, соблюдение приоритетности охраны природных объектов перед их использованием.

Необходимость государственного управления в сфере использования, защиты и охраны лесного фонда

Российский лесной фонд имеет значительный удельный вес в составе всех земель Российской Федерации. В связи с этим российское законодательство рассматривает лесной фонд в качестве одного из наиболее значимых природных ресурсов. Однако это не освобождает государство от необходимости защиты лесного фонда при организации его использования.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда России 1998 года лесной фонд признан в качестве публичного достояния российского народа, а также особой федеральной собственности, наделенной специальным правовым режимом за счет многофункциональности и жизненной важности его роли и значимости для государства и общества. Это обуславливает высокую заинтересованность государства в обеспечении сохранности и развития лесного фонда не только в качестве природного ресурса, но и в качестве природного объекта. Современные экономические условия оказывают отрицательное воздействие на охрану и рациональное использование лесного фонда, однако российские власти пытаются предпринимать попытки, направленные на совершенствование законодательства в сфере защиты, использования и охраны лесного фонда.

Современное состояние лесного фонда свидетельствует о его хищническом использовании и пожароопасных условиях его эксплуатации. На российское население налагаются ограничения по льготному или бесплатному использованию валежника и сухостоя, свободному пребыванию в лесах для сбора ягод, грибов и прочего. Все это требует совершенствования лесного законодательства и государственного регулирования сохранения, рационального использования и увеличения лесного фонда, а также его охраны.

Читайте также:  Живешь_заколдованном_тихом_лесу

Органы власти, ответственные за государственное регулирование использования, защиты и охраны лесного фонда

Совокупность органов власти, ответственность за государственное регулирование использования, защиты и охраны лесного фонда делится на следующие группы:

  • во-первых, органы власти исполнительного характера общей компетенции;
  • во-вторых, специально уполномоченные органы государственной власти специальной компетенции.

В первую группу органов власти включается российское Правительство, а также исполнительные органы власти регионального уровня. Компетенция данных органов включает в себя осуществление полномочий по управлению лесным фондом, его землями на территории страны или отдельных регионов Российской Федерации вне зависимости от того, в чьем владении или использовании находится лесной фонд.

На российское Правительство возложено осуществление государственного управления и государственного регулирования в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда и обеспечения его воспроизводства за счет издания соответствующих нормативно-правовых документов или создания специальных уполномоченных федеральных органов исполнительного характера. Исполнение функции государственного управления лесным фондом также возлагается и на исполнительные органы власти регионального уровня, которые могут осуществлять собственные полномочия либо непосредственно, либо через систему территориальных органов управления лесным фондом.

Вторая группа органов власти, ответственных за управление лесным фондом, представлена:

  • во-первых, Министерством природных ресурсов и экологии, ответственным за рациональное природопользование и охрану окружающей среды;
  • во-вторых, Министерством сельского хозяйства, ответственным за использование и охрану растительного и животного мира;
  • в-третьих, Министерством социальной защиты и здравоохранения населения, ответственным за обеспечение благополучия населения в санитарно-эпидемиологическом плане;
  • в-четвертых, Министерством по чрезвычайным ситуациям, ответственным за обеспечение пожарной безопасности лесного фонда.

Также в структуру данных органов включают Федеральные службы по природопользованию, по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения, фитосанитарному надзору, ветеринарному надзору.

Помимо этого, государственное регулирование лесного фонда осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства.

Каждый из перечисленных органов власти в системе государственного регулирования лесного фонда наделен определенными управленческими функциями по конкретным направлениям.

Особое место в системе государственного регулирования лесного фонда занимают органы экологического надзора, которые реализуют контрольно-надзорную функцию в отношении неукоснительного исполнения действующего экологического и природоресурсного законодательства, в том числе в отношении лесов. Эти органы не наделены нормотворческими полномочиями.

Читайте также:  Клюквин_кардиолог_где_принимает

Функции государственного регулирования лесного фонда

Государственное регулирование лесного фонда призвано обеспечивать:

  • реализацию мер, направленных на восстановление лесного фонда, его мелиорацию, рациональное ведение лесного хозяйства;
  • нормативное регулирование лесоустройства, формирование методики и порядка лесоустройства;
  • организацию лесных аукционов и конкурсов, регулирование порядка их осуществления;
  • рассмотрение ходатайств относительно перевода лесных земель в иное назначение, организации изъятия земель лесного фонда.

Правовые основы государственного регулирования лесного фонда обеспечивает Лесной кодекс Российской Федерации, положения о федеральных и региональных органах власти исполнительного характера в данной сфере. Органы власти осуществляют распоряжение лесными ресурсами, ведут учет государственного лесного фонда, лесной кадастр, осуществляют мониторинг и иные лесоохранные действия.

Источник

30. Государственное управление в области использования и охраны лесов.

Основные принципы государственного управления использованием и охраной лесного фонда: -разделение функций распоряжения лесным фондом и функций его хозяйственного использования; -непрерывное, не истощительное и рациональное пользование лесом; -устойчивое развитие, что означает сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей природной среды. В соответствии с принципом разделения функций государственного управления и хозяйственного использования лесов в законодательстве закреплен запрет на осуществление заготовки древесины в порядке рубок главного пользования органами управления лесным хозяйством. Данные органы вправе осуществлять рубки ухода за лесом и санитарные рубки леса. Специально уполномоченным государственным органом в данной сфере является Федеральное агентство лесного хозяйства, находящееся в подчинении Министерства природных ресурсов РФ. Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет следующие функции в сфере лесопользования: -государственный учет лесов и ведение государственного лесного кадастра; -лесной мониторинг; -планирование использования и охраны лесов; -государственная охрана лесов; -лесоустройство; -организация восстановления лесов и лесоразведение; -государственный контроль за состоянием лесов и их охраной. Территориальные органы Федерального агентства включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах РФ и лесхозы. К функциям лесхозов относятся: -учет лесного фонда в пределах лесного хозяйства; -предоставление участков лесного фонда в пользование; -отвод лесосек и выдача лесорубочных билетов; -воспроизводство и повышение продуктивности лесов; -контроль за ведением работ лесопользователями; -пресечение нарушений в сфере лесопользования; -установление допустимой численности животных и норм их отстрела.

Читайте также:  Сбор_ягод_фруктов_за_границей

Проведение лесоустроительных работ является обязательным требованием, предъявляемым к организации ведения лесного хозяйства. Ведение лесного хозяйства и лесопользования без проведения лесоустройства запрещается. В задачи лесоустройства входят: получение достоверной информации о лесных ресурсах, осуществление внутрихозяйственной организации земель лесного фонда, определение научно обоснованных норм пользования ресурсами леса.

По своему правовому значению лесоустроительный проект представляет собой план организации управления лесным хозяйством, на основе которого лесхозы осуществляют предоставление участков лесного фонда в пользование. Государственный контроль за соблюдением установленного порядка пользования лесами, правил ведения лесного хозяйства, требований воспроизводства лесов и их охраны осуществляется наряду со специально уполномоченными государственными органами также органами исполнительной власти общей компетенции. Задачей государственного контроля является обеспечение соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, правил отпуска древесины на корню, рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования и прочих рубок, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных законодательством РФ. Юридические и физические лица, пользующиеся участками лесного фонда или выполняющие работы на территории лесного фонда, обязаны обеспечить государственным инспекторам по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов необходимые условия для проведения проверок (предоставить средства транспорта и связи, необходимую документацию, доступ к объектам, материалам и др.) и давать письменные объяснения по вопросам, возникшим в ходе осуществления государственного контроля. Органы, осуществляющие государственный контроль, используют в своей работе данные государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, мониторинга лесов, целевых выборочных обследований лесов, статистической отчетности, данные органа государственного контроля в области охраны окружающей природной среды, а также материалы лесоустройства, научно-исследовательских организаций, общественных объединений и другие данные.

Источник

Оцените статью