45. Правовой режим использования и охраны лесов.
Лес — это совокупность лесной растительности, земли, животного мира, других компонентов окружающей природной среды.
Леса как составная часть биосферы Земли осуществляют климаторегулирующие, средозащитные, санитарные функции. Они играют большую роль в сохранении водных и земельных ресурсов, служат местом обитания многих видов животных, а также активно преобразовывают химические атмосферные загрязнения, являются резервом чистого воздуха и пополнения атмосферы кислородом.
Выступая источником древесины и другой лесной продукции, необходимой для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения, леса выполняют важные экономические функции. Оздоровительное, научно-познавательное и эстетическое значение в жизни людей.
Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также земель лесного фонда — лесные отношения — регулируются лесным законодательством.
Отношения в области использования древесины, технического и лекарственного сырья, а также иных лесных ресурсов, добытых при пользовании лесами, регулируются гражданским и иным законодательством РФ.
Базовый нормативный акт — Лесной Кодекс. Нормы Лесного кодекса конкретизируются и дополняются в других НА лесного законодательства (указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, инструкциях министерств и ведомств).
Закон «Об охране окружающей среды», гражданское, уголовное, административное законодательство.
Лесной фонд РФ образуют леса Российской Федерации вместе с землями лесного фонда, не покрытыми лесной растительностью.
Под землями лесного фонда понимаются как лесные, так и нелесные земли. Лесные земли — это земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, пустыри, прогалины и т. п.). Нелесные земли — это земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (дороги, просеки, сельскохоз. угодья), а также иные земли в границах лесного фонда (болота, неудобья и др.).
В состав лесного фонда не входят леса, расположенные на землях обороны и на землях городских поселений (городские леса).
Лесной кодекс выделяет е понятие древесно-кустарниковой растительности. Она не включается в состав лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.
Лесной фонд РФ разделяется на три группы:
1) леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.
Эти леса разделяются на категории защитности.
2) леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.
3) это леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные.
В лесах всех рассмотренных групп могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования.
Леса РФ являются государственной собственностью. Леса находятся в федеральной собственности. Однако законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.
Древесно-кустарниковая растительность, которая не признается лесом, может находиться в частной собственности граждан и юридических лиц, если она расположена на земельных участках, принадлежащих этим субъектам на праве собственности
Лесной фонд изъят из гражданского оборота. Купля-продажа, залог и совершение других сделок запрещены.
Древесно-кустарниковая растительность может быть предметом гражданско-правовых сделок.
Лесной фонд предоставляется гражданам и юридическим лицам в пользование.
Объектами права лесопользования являются обособленные участки лесного фонда или лесов, не входящих в лесной фонд.
Субъектами права лесопользования являются граждане и юридические лица, в том числе иностранные, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда или лесов, не входящих в лесной фонд. К числу основных субъектов права лесопользования относятся лесопромышленные предприятия, охотничьи, заготовительные, сельскохозяйственные организации и др.
Право лесопользования может быть общим и специальным.
Общее — граждане могут находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться.
Осуществляется свободно и бесплатно, если это не ограничено или не запрещено (например, в национальных парках, заповедниках и др.).
При этом граждане обязаны соблюдать экологические требования по охране лесов. Специальное лесопользование:
— заготовка пней, новогодних елок и др.);
— сенокошение, пастьба скота, размещение ульев,
— пользование для нужд охотничьего хозяйства;
— пользование для научно-исследовательских целей;
— пользование для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без их изъятия.
Права пользования лесом различаются: аренда, концессия, безвозмездное пользование, краткосрочное пользование, сервитуты (ст. 22).
Краткосрочное право лесопользования осуществляется на срок до 1 года. Долгосрочное право реализуется в форме аренды, концессии, безвозмездного пользования лесом на срок от 1 года до 49 лет.
Лесопользователи имеют право:
— получать информацию об участках лесного фонда, передаваемых им в пользование;
— осуществлять пользование лесным фондом в установленных пределах;
— возводить на срок лесопользования строения и сооружения, пункты хранения древесины, связанные с пользованием лесным фондом, в установленном порядке;
— соблюдать условия договоров аренды, концессии, безвозмездного пользования, а также условия лесорубочного билета, ордера, лесного билета;
— не допускать нанесения вреда здоровью граждан, окружающей природной среде;
— соблюдать санитарные правила в лесах, правила пожарной безопасности, а в случае возникновения лесного пожара обеспечить его тушение;
— осуществлять лесовосстановительные мероприятия в сроки
Право лесопользования является платным.
— арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
Основаниями возникновения права лесопользования являются:
— договоры (аренды, концессии, безвозмездного пользования, установления лесного сервитута);
— судебные решения (в случае спора о праве лесопользования);
Право лесопользования может также переходить от одних лиц к другим (кроме концессии):
— в порядке правопреемства — при реорганизации юридических лиц, наследовании собственности граждан и др.;
— по договору лесопользователя с другим лицом,
Участки лесного фонда предоставляются в пользование в порядке прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов.
система мер, направленных на организацию рационального использования и воспроизводство лесов, их охрану от загрязнения, истощения и уничтожения, защиту от пожаров, вредителей и болезней.
Охрана и защита лесов осуществляется лесхозами, государственной лесной охраной, базами авиационной охраны лесов и другими организациями лесного хозяйства.
— учет и ведение лесного кадастра, мониторинг лесов, разработка и осуществление государственных федеральных программ, связанных с развитием лесного хозяйства, государственный контроль за состоянием, использованием, охраной и воспроизводством лесов
Источник
Глава 21 правовой режим охраны и использования лесов
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с законодательством.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
К защитным относятся, в частности, леса:
расположенные на особо охраняемых природных территориях;
расположенные в водоохранных зонах;
выполняющие функции защиты природных и иных объектов;
расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения.
К особо защитным участкам лесов относятся:
берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
заповедные лесные участки;
места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных.
Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.
Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в предусмотренных законодательством случаях.
В свою очередь, к резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины.
§ 21.2. Правовое регулирование охраны и использования лесов
Базовым законодательным актом, регулирующим вопросы использования и охраны лесов, является Лесной кодекс Российской Федерации. В нем последовательно изложены объекты и субъекты лесных отношений, определено содержание права собственности на лесной фонд и леса, не входящие в лесной фонд, перечислены виды лесопользования и механизм приобретения права лесопользования. Особое значение имеет установление Кодексом компетенции Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципаьных образований в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также определение основных направлений государственного регулирования в этой сфере.
Нормы Лесного кодекса РФ нашли свою конкретизацию в решениях Правительства РФ, среди которых можно выделить постановления от 30.06.2007 №417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» 95 и от 24.02.2009 № 161 «Об утверждении порядка предоставления в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ» 96 .
Достаточно весома роль ведомственных нормативных правовых актов в регулировании общественных отношений в рассматриваемой сфере. Например, приказом Минсельхоза России 08.12.2008 № 529 97 утвержден Порядок заполнения и подачи Лесной декла рации.
Субъекты Российской Федерации также вправе в рамках своей компетенции регулировать отдельные вопросы, связанные с охраной и использованием лесов. Во многих регионах приняты базовые законодательные акты, регулирующие общие вопросы использования и охраны лесов на соответствующей территории.
Источник