Нормативные правовые акты
«Об утверждении Правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и Перечня случаев использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков»
«Об утверждении Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых»
«Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов»
«Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов»
«Об утверждении Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки»
«О перечне объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов»
«Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации»
«Об утверждении Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений»
«Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации»
«Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме»
«Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме»
«Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров, формы и порядка представления отчета об охране лесов от пожаров, а также требований к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме, перечня информации, включаемой в отчет о защите лесов, формы и порядка представления отчета о защите лесов, а также требований к формату отчета о защите лесов в электронной форме»
«Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, формы и порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требований к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме»
«Об утверждении Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка»
«Об утверждении содержания ходатайства о переводе земель лесного фонда в другую категорию и состава прилагаемых к нему документов»
«Об утверждении Порядка подготовки и утверждения акта натурного технического обследования участка лесного фонда»
«Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов»
«Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута»
«Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе»
«Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды»
«Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов»
«Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования»
«Об утверждении Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов»
«О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
«Об утверждении методических указаний по разработке концепции инвестиционного проекта в области освоения лесов, претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов»
Источник
2. Правовое регулирование использования и охраны лесов.
Леса России, занимающие 69% территории страны, имеют огромное значение в плане сохранения биологического разнообразия и способности накапливать и изолировать углерод. Особенно это относится к экосистемам обширных девственных лесов Сибири и Дальнего Востока. В европейской части России в результате 300-летней эксплуатации большинство естественных лесов превратилось в управляемые леса и утратило значительную часть своего биоразнообразия. Лес оказывает существенное влияние на состояние окружающей среды, является местом отдыха и оздоровления людей, а также основным источником органического вещества, т. е. жизни. Способность леса к восстановлению обусловливает возможность осуществления лесопользования при условии регулирования особых приемов рубки леса и иных видов пользования им. Многоцелевое лесопользование дает возможность максимально использовать все имеющиеся полезные свойства и ресурсы леса при обязательном экологическом условии — сохранения лесной среды. Неистощительное лесопользование предполагает, что разумное обращение с лесными ресурсами позволяет практически вечно пользоваться ими и даже улучшать качество лесов.
2.1. Общая характеристика лесного законодательства.
Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования лесов состоит из Лесного кодекса РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Федерации и нормативных правовых актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, издаваемых ими в пределах своих полномочий.
Основным нормативным правовым актом лесного законодательства является Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ.
Каждая отрасль российского законодательства регулирует свою конкретную самостоятельную область общественных отношений. Это означает, что лесное законодательство регулирует лесные отношения, земельное — земельные отношения, водное — водные отношения и т. д. Но необходимо учитывать, что данные сферы общественных отношений касаются природных объектов и поэтому неразрывно связаны между собой. Земли лесного фонда находятся одновременно в составе Государственного земельного фонда, где они выступают как часть единого земельного баланса страны, и в составе Государственного лесного фонда, как непременная часть единого природно-хозяйственного объекта, каким является лес.
Лесное законодательство регулирует лесные отношения, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ и другими федеральными законами. Таким образом, имущественные отношения в Лесном кодексе РФ основываются на представлении о лесных участках как о земельных участках.
Основными принципами лесного законодательства являются:
1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия, повышение экологического и ресурсного потенциала лесов;
2) сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
3)пользование лесов с учетом их глобального экологического значения, длительности выращивания и иных свойств лесов;
4)обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
5) воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности;
6) обеспечение охраны и защиты лесов;
7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите и воспроизводстве в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;
8)использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;
9) установление категорий защитности лесов и деление лесов на виды в зависимости от экологического, экономического и социального значения лесов, их местоположения и выполняемых ими функций;
10) недопустимость осуществления использования лесов органами государственной власти и органами местного самоуправления;
11) платность использования лесов.
Многие статьи Лесного кодекса РФ носят отсылочный характер и требуют принятия большого количества подзаконных актов и законов субъектов Федерации, которые должны создать легитимные условия для применения провозглашенных в нем норм. Так, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ устанавливает, что Правительство РФ до 1 июля 2007 г. издает нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию положений Лесного кодекса РФ. К недостаткам Лесного кодекса РФ, кроме обилия отсылочных норм, можно отнести отсутствие понятийного аппарата: не даны определения лесного фонда, лесопользователей, лесопарков и лесничеств. Нельзя назвать идеальными и данные Лесным кодексом РФ понятия, например понятия леса и лесного участка.
Источник