Тема 7. Правовой режим лесопользования.
7.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСОВ.
Объекты лесных отношений (Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 г. № 22-ФЗ, гл. 2.):
- лесной фонд, к которому относятся все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и не лесные земли), участки лесного фонда;
- леса не входящие в лесной фонд (расположенные на землях обороны и землях городских поселений), их участки;
- древесно-кустарниковая растительность расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства; землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог); землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов); землях водного фонда (на полосах отвода каналов); землях иных категорий.
Правовое регулирование использования и охраны лесов.
Основным законодательным актом, регулирующим вопросы использования и охраны лесов, является Лесной кодекс РФ. Кроме того, нормы Лесного кодекса конкретизируются в соответствующих постановлениях Правительства РФ, например, постановление Правительства РФ от 25.10.2004 г. № 579 «Об утверждении Положения о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий». Существуют также ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере лесопользования, например, «Положение о порядке проведения лесных аукционов», утв. приказом Рослесхоза от 11.08.1997 г. № 99. Субъекты Российской Федерации в рамках своей компетенции также вправе регулировать отдельные вопросы, связанные с использованием и охраной лесов, например, Закон Московской области от 17.02.1999 г. № 5/99-ОЗ «О порядке введения ограничения пребывания граждан в лесах на территории Московской области».
7.2. КОМПЕТЕНЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСОВ.
Компетенция Российской Федерации в сфере использования и охраны лесов (ст.46 Лесного кодекса РФ):
- определение основных направлений государственной политики в области ведения лесного хозяйства;
- разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, контроль за их соблюдением и др.
Компетенция субъектов Российской Федерации в области использования и охраны лесов (ст. 47 Лесного кодекса РФ):
Компетенция органов местного самоуправления в сфере использования и охраны земель (ст. 49 Лесного кодекса РФ). Органы местного самоуправления осуществляют использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, расположенных в границах городских и сельских населенных пунктов (за исключением федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.3. СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСОВ.
Основные функции государственного управления:
- государственный учет лесного фонда;
- ведение государственного лесного кадастра;
- осуществление мониторинга лесов;
- лесоустройство;
- проведение государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.
7.4. ВИДЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОМ. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ОГРАНИЧЕНИЯ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКАМИ ЛЕСНОГО ФОНДА И УЧАСКАМИ ЛЕСОВ, НЕ ВХОДЯЩИХ В ЛЕСНОЙ ФОНД.
Виды лесопользования (ст. 80 Лесного кодекса РФ):
- заготовка древесины;
- заготовка живицы;
- заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, новогодних елок и т.д.) и др.
Основания возникновения права пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящих в лесной фонд (ст. 24 Лесного кодекса РФ):
- договор аренды участка лесного фонда, заключаемый с лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством, в соответствии с которым лесопользователю предоставляется участок лесного фонда за плату на срок от одного года до девяносто девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования и др.
Основания ограничения или приостановления права пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящих в лесной фонд (ст. 27 Лесного кодекса РФ):
Такие основания могут быть ограничены или приостановлены решениями федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере природопользования в случаях:
- нарушения лесопользователем требований лесного законодательства Российской Федерации;
- невыполнения лесопользователем условий лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
Основания прекращения права пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящих в лесной фонд (ст. 28 Лесного кодекса РФ):
Требования к охране и защите лесов (гл.12, ст. 98 Лесного кодекса РФ):
- рациональное использование лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов;
- сохранение лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных негативных воздействий и др.
7.6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ОХРАНЕ ЛЕСОВ.
В зависимости от характера нарушения требований законодательства об использовании и охране лесов ответственность может быть: дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная, уголовная, например, уголовная ответственность может наступить за незаконную порубку лесов и кустарников; уничтожение или повреждение лесов (ст. 260, 261 Уголовного кодекса РФ).
Источник
24. Правовой режим использования и охраны лесов
Лес– это совокупность земли, древесно-кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии. Права пользования на перечисленные компоненты охраняются с учетом многофункционального значения лесов и признания их основным средством производства в лесном хозяйстве. Леса России имеют не только экономическое значение и являются важной статьей доходной части бюджета за счет экспорта древесины и лесоматериалов, но имеют глобальное значение как источник кислорода, базис сохранения биоразнообразия, генофонда растений и животных – обитателей леса. Признание лесного фонда и лесов, расположенных на землях Министерства обороны, федеральной собственностью является одним из важных инструментов правовой охраны. В соответствии со ст. 19 ЛК РФ лесной фонд РФ относится к федеральной собственности. Среди полномочий Федерации ЛК РФ называет владение, пользование и распоряжение лесным фондом. Отдельные правомочия по распоряжению лесным фондом в РФ переданы субъектам РФ и органам местного самоуправления. Они имеют право «участвовать» в осуществлении полномочий Федерации в пределах своей территории. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом. Право государственной собственности на леса устанавливается не с помощью употребления термина «государственная», а указанием на формы собственности – федеральную и субъектов РФ, на конкретные полномочия участников лесных отношений. Оборот лесного фонда не допускается: приватизация лесного фонда запрещена, установлены также запреты на куплю-продажу, залог и совершение других сделок, субаренду и выкуп арендованных участков. Для повышения продуктивности лесов, стабилизации экологической обстановки в регионах экологического бедствия была разработана Государственная программа восстановления российских лесов. Концепция развития лесного хозяйства России предусматривает планомерный переход к комплексному ведению лесного и охотничьего хозяйства.
44. Лесопользование и его виды
Лесопользование имеет свою спецификув зависимости от того, в лесах какой группы и категории защитности оно осуществляется. Лесопользование осуществляетсяпо разрешительной системе в соответствии с выдаваемыми в специальном порядке лицензиями, лесорубочными билетами, лесными билетами, ордерами, а также на основании договоров аренды, концессии, безвозмездного пользования.
Виды лесопользования
1. Заготовка древесины– основной вид лесопользования, осуществляется в порядке рубок главного и промежуточного пользования тесом(рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных лесных насаждений, а также имеющие защитные, водоохранные и другие природоохранные функции) и прочих рубок(расчистка лесных площадей). В лесах третьей группыпроводятся рубки главного пользования. В лесах второй группыустанавливается режим ограниченной эксплуатации, как и в регионах с недостаточными лесными ресурсами. Наибольшие ограничения устанавливаются в лесах первой группы, ценных в экологическом отношении. Здесь проводятся только такие рубки главного пользования, которые способствуют усилению природоохранных функций данных лесов, использованию запасов перестойных и спелых древостоев и др. В лесах национальных парков, орехопромысловых зон, притундровых и иных, отнесенных к особо ценным лесным массивам, допускаются только рубки промежуточного пользования, выборочные санитарные рубки ухода за лесом. 2. Заготовка живицыосуществляется в хвойных, перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки предназначаются для рубки главного пользования. Порядок оплаты за заготовку живицы устанавливается законодательством РФ и других субъектов РФ. 3. Заготовка второстепенных лесных ресурсовдля промышленной переработки, развития лесных промыслов и удовлетворения нужд населения должна осуществляться юридическими и физическими лицами без причинения вреда лесу. К второстепенным лесным материалам относятся пни, луб, кора, береста, сосновая и еловая лапы, древесный веточный корм и т. д. Эти материалы отпускаются заготовителям за плату, устанавливаемую местной администрацией. 4. Побочное лесное пользованиеразделяется: – на общедоступное– сбор плодов, ягод, грибов, мха, камыша, лекарственного и технического сырья, которое осуществляется населением, как правило, бесплатно и без выдачи специального разрешения, но при соблюдении установленных правил ведения лесного хозяйства; – закрепленное за определенными организациями и гражданами– сенокошение, пастьба скота, пчеловодство, добыча торфа, песка, камня, глины и др. на основании специальных разрешений. 5. Пользование лесом в научно-исследовательских целяхосуществляется на специально выделенных участках лесного фонда. Порядок и условия пользования лесным фондом для указанных целей определяются представительными органами субъектов РФ. 6. Пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях. 7. Пользование лесом для нужд охотничьего хозяйстваосуществляется в порядке и на условиях, установленных специальными правилами, утвержденными органами исполнительной власти субъектов РФ.
Источник