Особенности выкладки плодоовощных товаров
плоды подразделяются на: семечковые плоды (яблоки, груши, айва и тому подобное); косточковые плоды (сливы, вишни, черешни, абрикосы, персики); ягоды (виноград, смородина, клубника и др); цитрусовые плоды (мандарины, апельсины, лимоны, грейпфруты, лимона и тому подобное); тропические плоды (ананасы, бананы, манго, финики, авокадо, карамбола и тому подобное); субтропические плоды (хурма, маслины, гранаты, фейхоа, инжир); орехоплодные (грецкий, миндаль, фисташки, лещина, фундук).
Овощи свежие делятся на вегетативные и плодовые. Вегетативные овощи: клубнеплоды (картофель, топинамбур, батат); корнеплоды (морковь, свекла, редис, редька, пастернак); капустные (капуста белокочанная, краснокочанная, савойская, брюссельская, кольраби, цветная, брокколи, листовая); луковичные (лук репчатый, лук зеленый (перо), лук-батун, шалот, чеснок и тому подобное); зеленые (салат, шпинат, щавель и тому подобное); пряно-вкусовые (укроп, тархун, кориандр, фенхель и др); десертные (ревень, спаржа, артишок). Плодовые овощи: тыквенные (тыква, арбуз, дыни, огурцы, кабачки, патиссоны); томатные (томаты, баклажаны, перец); зернобобовые (фасоль, бобы, сахарная кукуруза).
Технические аспекты организации торговли плодоовощной продукцией в магазине есть довольно сложными. Это объясняется тем, что большинство плодоовощной продукции имеет короткие сроки хранения в торговом зале, необходимость максимально точно определять объемы закупок с целью минимизации потерь, потребность в постоянной ротации продукции и др.
По подсчетам экспертов, 70-80% объемов продаж отдела «Овощи — фрукты» приходится на товары 16 наименований, а именно: яблоки, мандарины, виноград, бананы, апельсины, груши, лимоны, помидоры, картошка, огурцы, зелень, перец, капуста, морковь, лук. В дополнение к фруктам и овощам в отделе могут быть представлены: сухофрукты, орехи, живые растения, принадлежности для ухода за растениями.
В стандартном супермаркете отдел «Овощи — фрукты» обычно составляет 5-8% от торговой площади. Удельный вес объемов продаж этой продукции в общем товарообороте составляет 8-20% (рис. 48).
Спрос на различные виды плодоовощной продукции зависит от сезона, уровня платежеспособного спроса населения, что скупается в данном магазине, их привычек потребления, конкуренции и даже дней недели (так, примерно 45-47% плодоовощной продукции реализовывают с понедельника до четверга, 53-55% — с пятницы до воскресенья, также плодоовощная продукция, которую быстро раскупают, особенно в начале недели, и есть так называемая «тормозная» продукция, например, ананасы, которые покупают, в лучшем случае, раз в неделю).
Маркетинговое нагрузки отдела очень высокое. Привлекательный вид плодоовощной продукции, поддержка ее качества, выкладка и грамотная ценовая политика на нее имеют принципиальное значение и вносит существенный вклад в формирование имиджа магазина. Через это часто отдел «Овощи — фрукты» размещают в первой четверти торгового зала, у входа в магазин, с целью максимального привлечения покупателей.
Рис. 48. в Типовое планирование отдела овощей и фруктов в супермаркете
В магазине может быть организована торговля как фасованной, так и нефасованою плодоовощной продукцией. Готовность потребителя покупать фасованный товар зависит от того, насколько он доверяет ее качества.
Для принятия решения о ассортимент фасованной и нефасованной плодоовощной продукции необходимо учитывать ряд особенностей подобной продукции (табл. 13).
Также следует обратить внимание на следующее:
— упаковке подлежит только качественная плодоовощная продукция, поскольку на «карту» ставится репутация магазина;
— размер упаковки должен быть удобным для покупателя (например, применение больших упаковок может привести к отказу покупателей приобретать их), а также необходимо обеспечить определенное разнообразие размеров упаковки;
— расфасовка продукции по ее времени должна быть максимально приближена к моменту их выкладки в торговом зале магазина; при этом следует тщательно соблюдать порядок ротации плодоовощной продукции, упаковки товаров, срок хранения которых превышают одни сутки, должны иметь соответствующую отметку;
— ценовая политика на фасованную плодоовощную продукцию должна быть тщательно продумана, поскольку завышенные цены на такие продукты могут привести к сокращению объемов их продаж.
Таблица 13. ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВЛИ ФАСОВАННОЙ И НЕФАСОВАНОЮ ПЛОДООВОЩНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ В МАГАЗИНЕ [7]
Нефасованная плодоовощная продукция
Фасованная плодоовощная продукция
Преимущества
Преимущества
Покупатель имеет возможность поштучно отбирать каждый вид продукции
Большой объем потерь в процессе обработки
Легче проводить ротацию продукции
Покупатель лишен возможности отбирать товар поштучно
Обеспечивается гибкость в процессе выбора необходимого количества продукции
Покупателю удобно отбирать товар, он не пачкает руки, не тратит усилия на отбор, взвешивание продукции
К стоимости продукции добавляется стоимость упаковки
Более гигиенические условия торговли продукцией
Объемы продаж фасованной продукции напрямую зависит от обеспечения ее высокого качества, доверия потребителей и привычек потребления
Легче организовать массовую выкладку товара, которая обеспечивает привлекательный вид
Меньше вероятность жалоб потребителей относительно качества продукции, которую они отбирают собственноручно
Правила и процедуры хранения плодоовощной продукции в складских помещениях магазина предусматривают следующее:
— во время проведения погрузочно-разгрузочных работ и обработки плодоовощной продукции необходимо предотвращать и не допускать действия, приводящие к ее повреждению (потовченість, пом’ятість тому подобное);
— необходимо осуществлять постоянную ротацию всех видов плодоовощной продукции;
— следует хранить плодоовощную продукцию при соответствующей температуре (в холодильном оборудовании или на стеллажах);
— плодоовощную продукцию, которую хранят в холодильном оборудовании, необходимо обрабатывать не более 1 часа;
— продукты, достигшего (например, томаты, персики, дыни, абрикосы и др), могут поступать в продажу раньше за продукцию, что уже хранится на складе.
В процессе организации торговли плодоовощной продукцией могут возникнуть существенные потери, связанные с:
— дегидратацией (усушкою) некоторых видов плодоовощной продукции;
— нехваткой во время получения товаров;
— чрезмерной зачисткой некоторых видов овощей ;убытком продукции, которые возникли вследствие неправильного обращения с ней в процессе поступления, хранения, обработки, ротации;
— неправильно определенными объемами закупки каждого вида плодоовощной продукции, как следствие — ростом товарных запасов;
— неаккуратным отбором товаров покупателями;
— избыточным или недостаточным их показом;
— неправильной ценовой политикой и др.
Общие принципы демонстрации плодоовощной продукции заключаются в следующем:
— выделять каждому виду продукции площадь выкладки, что соответствует его объемам продаж; предоставлять большие площади для выкладки товаров, которые активно рекламируют и имеют высокие объемы реализации;
— правильно выбирать место для размещения каждого вида продукции на торговом оборудовании, использовать при этом цветовые контрасты свежих фруктов и овощей, массовую выкладку; размещать продукцию импульсивного спроса наряду с видами товаров, пользующихся повышенным спросом; группировать в одном месте связанные друг с другом товары; размещать рекламируемые товары в видных местах на торговом оборудовании;
— преподавать «ходовые» овощи и фрукты по периметру всей площади, отведенной для выкладки плодоовощной продукции;
— повседневно поддерживать чистоту и порядок в отделе, от которых в значительной степени зависит, появится ли у покупателей привычка регулярно посещать магазин;
— учитывать сезонный фактор потребления различных видов овощей и фруктов; регулярно устраивать распродажу плодоовощной продукции;
— проводить регулярную ротацию всей плодоовощной продукции;
— обеспечивать достаточно широкий ассортимент фасованной и нефасованной плодоовощной продукции;
— создавать удобные условия выбора товара покупателем, обеспечить постоянное наличие упаковочных материалов в месте продажи плодоовощной продукции;
— ценники на плодоовощную продукцию должны быть информативными и аккуратными; рекомендуется использовать фирменный стиль, цвет и размер для их оформления; для проведения промо-акций необходимо использовать специальные ценники для промо-акций;
активно использовать POS-материалы в местах продаж с информацией о многообразии сортов, правила выбора; стимулировать продажи определенных видов плодоовощной продукции с помощью дегустаций; использовать рекламные сообщения в период общенациональных и религиозных праздников;
— ценник должен содержать всю необходимую информацию (наименование продукта, цена за единицу продукции, страна происхождения и др.), недопустимы грамматические и орфографические ошибки в оформлении ценников.
Источник