- Глава 4. Транспортирование и хранение свежих плодов и овощей
- 4.1. Виды транспорта
- 4.1. Виды транспорта 251
- Перевозка овощей и фруктов
- Особенности организации перевозки фруктов и овощей
- Ключевые условия транспортировки плодовой продукции
- Условия перевозки фруктов и овощей
- Правила погрузки
- Тара и укладка
- Температурный режим и влажность воздуха
Глава 4. Транспортирование и хранение свежих плодов и овощей
Свежие плоды и овощи являются скоропортящимися продуктами, для сохранения качества которых требуется соблюдение определенных условий транспортирования и хранения.
4.1. Виды транспорта
Транспортируют свежую плодоовощную продукцию всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки скоропортящихся грузов, действующими на данном виде транспорта. На качество и сохраняемость плодов и овощей в пути влияют вид транспорта, способ охлаждения и вентиляции, способ размещения продукции в транспортном средстве, сроки перевозки. Плоды и овощи транспортируют железнодорожным, автомобильным, воздушным и водным транспортом.
При перевозках железнодорожным транспортом используют крытые вагоны, изотермические вагоны-секции (из 5 или 10 вагонов) и целые поезда с центральным охлаждением. Крытые вагоны используют в летний и осенний периоды года при температуре в пути следования не ниже — 2 °С и с непрерывной вентиляцией через открытые люки. Использование рефрижераторных вагонов-секций позволяет осуществлять перевозки свежих плодов и овощей в течение всего года, так как в вагонах поддерживается постоянная температура: для большинства плодов и овощей — от 2 до 5 °С, для тропических плодов (ананасов, бананов) — от 6 до 11 °С. Охлаждение продукции происходит либо в самом рефрижераторном вагоне, либо перед загрузкой в стационарных камерах в течение 23 суток.
Плоды и овощи перевозятся в изотермических и крытых вагонах только большой скоростью в течение регламентированного срока доставки. Сроки перевозки определены Уставом железных дорог, в зависимости от вида плодов и овощей и времени года (табл. 101). В период с ноября по март сроки доставки для большинства плодов и овощей не ограничиваются.
Картофель, овощи и плоды, предъявляемые к перевозке, должны быть свежими, чистыми, здоровыми, без механических повреждений, однородные по степени зрелости в каждой повагонной партии, упакованные в соответствующую для каждого вида тару. Допускается перевозка навалом картофеля позднего обыкновенного, капусты белокочанной средних и поздних сроков созревания, капусты краснокочанной для местного потребления, свеклы — по согласованию с потребителем, тыквы и арбузов среднеспелых и поздних сортов. При транспортировании навалом капусты белокочанной, тыквы и арбузов
4.1. Виды транспорта 251
продукция должна помещаться на мягкую подстилку толщиной не менее 20 см. Кроме того, должна соблюдаться высота укладки овощей навалом: тыквы — не более 1,5 м, арбузов — не более 1,3 м.
При тарных перевозках плодов и овощей ящики с продукцией устанавливают так. чтобы максимально использовать грузоподъемность вагона и обеспечить свободную циркуляцию воздуха. Ящики укладывают прямыми рядами или в шахматном порядке на расстоянии 4-5 см от стен вагона и с просветами между самими ящиками. Для обеспечения прочности укладки и предотвращения механических повреждений тары в процессе транспортирования рекомендована высота установки ящиков 1,6-2,4 м, ящичных поддонов — 2-3 яруса. Допускается транспортировать свежие плоды и овощи по железной дороге транспортными пакетами.
Для вывоза плодоовощной продукции с полей и садов, а также при междугородных перевозках широко применяется автомобильный транспорт. При внутригородских перевозках используются автофургоны — изотермические автомобили с теплоизолированным кузовом; при перевозках на дальние расстояния и в зимнее время — авторефрижераторы с автономными холодильными установками и отоплением. Допускается перевозить плоды и овощи в открытых-автомобилях с защитой продукции от атмосферных осадков и от воздействия низкой температуры (ниже О °С) брезентовым покрытием при условии, что овощи или плоды будут находиться в пути не более 6 ч с момента погрузки до начала выгрузки.
Для перевозки ранних овощей, ягод, цитрусовых, косточковых, субтропических и тропических плодов используют воздушный транспорт, а для доставки субтропических и тропических плодов — также водный транспорт: суда-рефрижераторы, в которых поддерживаются определенная температура (для бананов — 12-13 °С, для ананасов — 8-9 °С) и влажность воздуха — 85-90 %. При перевозках по внутренним водоемам используются баржи, пароходы. Транспортирование плодов и овощей воздушным и водным транспортом осуществляется по правилам перевозки скоропортящихся грузов, установленным для данных видов транспорта.
Источник
Перевозка овощей и фруктов
Транспортировка овощей и фруктов – достаточно сложный и кропотливый процесс, который предполагает учет множества нюансов. Срок хранения плодовой продукции ограничен, поэтому при работе с ними важно четко следовать правилам и условиям температурного режима, влажности, санитарных норм и т. д.
Особенности организации перевозки фруктов и овощей
Транспортировка плодов должна осуществляться с помощью специальных автомобилей, оборудованных термографом и рефрижератором. Перед загрузкой фруктов и овощей в кузов его обязательно дезинфицируют.
Рефрижератор необходим для поддержания оптимальной температуры. Такой способ перевозки отличается некоторыми нюансами. К примеру, нельзя грузить тару вплотную друг к другу, и заполнять ею весь кузов до потолка. Необходимо предусмотреть зазоры по 3-5 см между ящиками и 30-50 см от потолка. Помимо прочего, следует обустроить каналы для движения воздуха, что позволит обеспечить равномерное распределение температуры по контейнеру.
Для транспортировки подобной продукции рекомендуется использовать только экологичную упаковку (специальную пленку, бумагу, стружку и т. д.). Основная задача, которую выполняет защита – предотвращение товаров от трения и столкновений, ведь это может сократить срок хранения. Стоит обратить внимание, что твердые плоды должны располагаться в нижней части ящика, а самые мягкие – наверху. Допустимая скорость передвижения грузовика для перевозки овощей и фруктов – 90 км в час на магистралях федерального типа и 60 км в час в регионах.
Ключевые условия транспортировки плодовой продукции
При перевозке такого специфического груза важно соблюдать ряд требований и условий. Огромное влияние имеет качество продукции. Соответствующая нормам продукция должна быть одной степени зрелости, не иметь существенных повреждений, а также очищаться от грязи.
Существенные требования выдвигают и к таре, в которой перевозятся овощи и фрукты. Упаковка подбирается для каждого продукта отдельно:
- поздний картофель можно перевозить в мешках или ящиках, тогда как молодой – в жесткой таре;
- помидоры рекомендовано транспортировать в евролотках из гофрированного картона;
- лук, чеснок, капуста, болгарский перец перевозятся в деревянных дощатых ящиках;
- корнеплоды, например, морковь и свекла транспортируется в мешках;
- бахча – в специально предназначенных контейнерах;
- твердые фрукты – в картонных коробках или деревянных ящиках;
- тропические фрукты – недозрелыми в полимерных мешках или картонных поддонах.
При этом очень важно соблюдать нормы штабелирования, ведь это позволяет сберечь товарный вид продукции:
- фрукты перевозятся в коробках, штабель не должен превышать 170 см;
- бахчевые культуры укладываются не более чем в два ряда в специальной таре;
- если овощи транспортируются насыпом, его высота не должна превышать 130 см.
Также очень важно соблюдать температурный режим в кузове автомобиля, с помощью которого осуществляется транспортировка овощей и фруктов. Слишком холодный воздух крайне опасен для тропических плодов, и может привести к непосредственному повреждению продукции. В то же время, жара ускорит процесс гниения, что станет причиной потери товарного вида и сокращению эксплуатационного срока товара.
Кроме того, с особой тщательностью нужно подойти к соблюдению показателя влажности. Данный параметр также имеет значительное влияние на свежесть продукции. Для контроля коэффициента влаги в воздухе необходимо оборудовать кузов автотранспорта гигрометром.
Это далеко не полный перечень условий, которые необходимо соблюдать при транспортировке овощей и фруктов. Существует множество прочих аспектов, которые также заслуживают внимания, так как влияют непосредственно на качество товаров. К примеру, перед организацией транспортировки грузовики должны пройти санитарную обработку, результат которой фиксируется соответствующим документом. Также важно следовать правилам товарного соседства при перевозке смешанных грузов, учитывать объем продукции, особенности маршрута, температуры воздуха и другие важные факторы.
Источник
Условия перевозки фруктов и овощей
Свежие фрукты и овощи требуют бережного обращения в процессе хранения и транспортировки. Они относятся к температурным грузам с ограниченным сроком годности. Для сохранения качества и хорошего товарного вида плодов, необходимо соблюдать требования к условиям перевозки и показателям окружающей среды. Компании, специализирующиеся на доставке аграрной продукции, используют специализированные машины, оснащенные рефрижераторами, и выбирают оптимальные маршруты для быстрой и бережной доставки груза в пункт назначения.
Правила погрузки
При транспортировке аграрной продукции на дальние расстояния, необходимо соблюдать принцип товарного соседства: в одном отсеке рефрижератора размещать фрукты или овощи с одинаковыми условиями хранения, с учетом этиленовой совместимости. Фрукты, выделяющие большое количество этилена рекомендуется перевозить отдельно от чувствительной к нему скоропортящейся продукции, так как газ ускоряет процессы созревания. Например зеленый сладкий перец, находящийся рядом с яблоками быстро приобретает бурую окраску и теряет заявленный товарный вид.
Обратите внимание: для предотвращения заражения продукции вредителями и заболеваниями сельскохозяйственных культур, рефрижераторы перед погрузкой должны проходить обязательную дезинфекцию.
Тара и укладка
Фрукты и овощи, требующие бережного обращения (яблоки, груши, томаты, перец, пекинская капуста, цукини, молодой картофель и тд) перевозят в картонных коробках или деревянных ящиках, обеспечивающих достаточную жесткость, для защиты плодов от повреждений.
Корнеплоды (свеклу, морковь, картофель), кочанную капусту для транспортировки упаковывают в деревянные контейнеры, сетчатые или пленочные мешки из полимерных материалов, которые размещают на паллетах.
Ягоды и салатную зелень в контейнерах, размещают на специальных стеллажах, в деревянных ящиках или другой жесткой таре, которая исключает возможность повреждения товара в пути.
Температурный режим и влажность воздуха
Для фруктов, ягод и большинства видов овощей действует принцип непрерывности холодильной цепи. Резкие колебания температуры, при перемещении продукции из складских камер в автомобильные рефрижераторы, могут привести к образованию конденсата на кожице, потере упругости и преждевременной порче плодов. Поэтому время нахождения товара в обычных условия окружающей среды должно быть минимальным.
Для перевозки свежих овощей и фруктов используют рефрижераторы класса А с диапазоном поддерживаемых температур от 0 до +12°С.
Перед подачей на погрузку рефрижератор должен быть охлажден заранее. Если плоды до отправки проходили сортировку и калибровку вне холодильной камеры, в автомобиле устанавливают температуру на 2-3 градуса выше складских значений и постепенно снижают показатели до норматива. Это позволяет избежать температурного шока и ускоренной порчи товара во время перевозки.
Температура внутри рефрижератора зависит от вида продукции. Отклонения от регламентированных значений могут привести к усыханию плодов, потере товарного вида, и значительному превышению показателей естественной убыли.
Таблица температурных режимов перевозки фруктов и ягод
Вид продукции
Температура, °С
Источник