Отчет по практике учителя-дефектолога
1. Закрепить и углубить весь комплекс теоретических знаний, приобретенных в ходе изучения курса. Продолжить формирование практических психолого-педагогических, исследовательских, организаторских, аналитико-синтетических умений, навыков и компетенций.
2.Совершенствовать навыки изучения коллектива, организации индивидуальной психолого-педагогической помощи. Способствовать развитию психологической защищенности каждой личности в образовательной среде.
3.Устанавливать грамотные взаимоотношения со всеми участниками образовательной работы; способствовать достижению высоких уровней общения.
4.Изучать условия физической и психологической безопасности образовательной среды. Обеспечивать безопасность жизни и жизнедеятельности в образовательной работе.
5.Проводить психолого — коррекционную работу индивидуально, с группой, с коллективом. Организовывать мероприятия с учетом интересов, склонностей и потребностей образовательной работы.
6. Совершенствовать умения работы с документацией психологической и социальной службы учреждений.
7.Овладевать умениями творческого исследовательского подхода к психолого- социальной деятельности, демонстрируя инициативу, самостоятельность, исполнительность, дисциплинированность в период прохождения практики.
Практика проводилась в качестве учителя дефектолога.
Было проведено знакомство с документацией учителя дефектолога: программами обучения, картами развития воспитанников, комплектования групп, нормативно-правовой документами, календарным планированием.
Учебная зона кабинета обеспечивает место проведения занятий и содержит: парты и стулья в соответствии с численностью детей на занятии (до 4 человек), классную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал.
Двигательная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за партой и упражнений стоя, игр-заданий.
Игровая зона кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей. Под игровую зону выделено пространство в кабинете – отдельный игровой стол и шкаф с игровым материалом и местом для игры.
Посещены занятия учителя-дефектолога на темы: «Овощи на нашем огороде», «Деревья осенью», «Грибы».
Цели: расширить знания детей об окружающем мире – закрепить порядковый счет от 1 до 5 в течение нескольких занятий.
Закрепить знания времени года — весна;
Актуализировать знания учащихся весне и последовательности дней недели;
Закрепить умение определять порядковый номер дня недели;
Закрепление номеров специального транспорта 101,102,103.
Развивать внимание, память, речь;
Развивать мелкую и общую моторику;
Развивать временные представления.
Формирование навыков совместной учебной деятельности.
Учить работать в коллективе, вежливому общению.
На занятии мы увидели разные формы работы с детьми (словесные, наглядные, практические), разные виды коррекционной деятельности (упражнения на дыхание, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, пальчиковая гимнастика), развитие мелкой моторики (строили домик для прилетевших птичек из счетных палочек), разнообразный раздаточный материал (наборы цифр от 1 до 5, счетный материал – птички, счетные палочки, цветные полоски для закрепления цветов).
Дети с интересом выполняли инструкции учителя-дефектолога, выходили к доске отвечать, проговаривали знакомые стихотворения пальчиковой гимнастики и физкультминутки, учитель добивался полных ответов детей. Дети на занятии были активны, эмоциональны и показали полученные ранее знания, умения и навыки. Все задачи, которые были поставлены учителем дети выполнили и в конце занятия учитель оценил работу детей – положительно, похвалил самых активных.
Были написаны характеристики на детей по портфолио ребенка, с учетом интеллектуальных нарушений.
Проведено индивидуальное развивающее занятие с воспитанником ОВЗ (ребенок-инвалид) на тему «Дикие животные» (Приложение 3).
В ходе занятия реализовывались обще-дидактические принципы (системность, доступность, переход от простого к сложному, целенаправленность и др.). Специальные принципы (дифференцированный подход, учет структуры дефекта, поэтапность). Онтогенетический принцип: учет личностных особенностей ребенка. Реализован принцип ведущего вида деятельности – предметно-практического и специфического манипулирования. Была учтена зона ближайшего и актуального развития. На уроке были использованы такие виды помощи, как совместные действия и действия по подражанию; они способствовали переходу от актуальной к ближайшей зоне развития.
Проанализировано групповое занятие с воспитанниками ОВЗ (имеющими диагноз ЗПР) на тему «Осень».
При прохождении практики я научилась правильно составлять планы-конспекты занятий. Ставить цели и задачи (с учетом предыдущего или нового задания), проводить анализ занятия. Благодаря прохождению практики я смогла применить свои теоретические знания, полученные за время учебы на практике.
Благодаря прохождению практики я научилась осуществлять методически правильный выбор речевого материала, наглядных и технических средств обучения.
Данная практика помогла приобрести профессиональные умения и навыки. Я смогла применить на практике свои теоретические знания в построении занятий, подборе заданий и упражнений. Также научилась организовывать занятие, чтобы оно раскрывало новую тему, было полезным и интересным, было направлено на коррекцию имеющихся речевых нарушений учащихся.
Научилась правильно распределять запланированные задания на занятии, чтобы уложиться в отведенное время. Узнала, какие лучше использовать методы и приёмы, с учетом индивидуальных особенностей, учащихся класса или одного ученика в частности. Какие приёмы и методы лучше выбрать для активизации познавательной и речевой деятельности детей, для эмоционального фона урока.
Таким образом, при прохождении учебно-ознакомительной практики я сформировала представление о своей будущей профессиональной деятельности, специальности. Научилась правильно ставить цель исследования, выдвигать гипотезу, правильно подбирать экспериментальный материал; сопоставлять и обобщать результаты исследований, правильно обрабатывать полученные данные.
Практика пройдена успешно, без каких-либо отклонений от плана, все поставленные задачи выполнены и достигнуты цели практики. После прохождения практики повысилось методическое мастерство, уровень теоретической подготовки, навыки общения с детьми. В целом у меня остались очень хорошие впечатления о практике. Практика дала хорошую возможность непосредственно соприкоснуться с деятельностью учителя-дефектолога.
Предоставлены на кафедру следующие отчетные материалы
1. Мультимедиа презентации по теме «Дикие животные» (приложение
2. Анализ занятия с детьми с ОВЗ (приложение3) на тему «Дикие животные».
3. Дневник- брошюра (приложение 1)
4. Отчет по педагогической практике (приложение 4)
5. Отзыв характеристика (приложение 5)
3. С писок проанализированной научной литературы:
1. Епифанцева, Т Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева и др.; под ред. Т.Б. Епифанцевой. – 3-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
2. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб. : Речь, 2006. – 400 с.
3. Неретина Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. Учебно-методический комплекс / Т. Г. Неретина. – Москва: Флинта, 2014. – 376 с.
4. Орлова Е.А. Специальная педагогика: Учебник для бакалавров / Л.В. Мардахаев, Е.А. Орлова, Д.И. Чемоданова; Под ред. Л.В. Мардахаев. – М.: Юрайт, 2012. – 447 c.
5. Хитрюк, В. В. Основы дефектологии: учеб. пособие / В.В. Хитрюк. – Мн. : Изд-во Гревцова, 2009. – 280 c.
6.Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: бук-мастер, 1993.
Источник