Эстетическая ценность ландшафта
Альфред ГЕТТНЕР
По книге: География: ее история, сущность и методы. 1927
При рассмотрении вопросов о сущности и задачах географии мы говорили также и об эстетической географии, которая стремится определить эстетическую ценность различных ландшафтов и местностей.
Первым основным фактом является здесь субъективный характер красоты или вообще эстетической ценности, которая может заключаться не только в красоте ландшафта в тесном смысле слова, но также и в его величии, великолепии, веселости, прелести. Теперь уже почти все убедились в том, что эти свойства не лежат в самой природе, а что их в природу вносит своим взором (hineinschaut) человек. Только этим и объясняется изменение эстетической оценки в разные времена, у разных народов, в разных слоях общества, у разных людей, и даже у одного и того же человека в разном его возрасте и даже в разные минуты, смотря по его настроению и по внешним обстоятельствам. Влияние, которое эти последние оказывают на впечатления, влияние жара и холода, ветра, снега и дождя, голода и жажды, неудобств дороги и недоразумений с возницами и носильщиками и т. д., можно, конечно, более или менее выделить; но субъективность в более общем смысле все же остается, и эстетическое суждение может быть дано в лучшем случае с ограниченной точки зрения взрослого образованного человека нашего времени и притом нашего народа. Поэтому приходится ограничиться описанием свойств, подлежащих эстетической оценке и ее преимущественно определяющих.
Важнее всего для эстетической оценки будет картина ландшафта в ее формах и красках. Наряду с этим имеют значение также и звуки, как, например, журчание ручья, пение птиц или неприятные шумы, а также и запахи, и температура, но эти явления выходят за пределы картины ландшафта. Многие эстетики, как Фехнер, приписывали большое значение в отношении эстетической оценки ассоциативным представлениям: историческим и мифологическим воспоминаниям и т. д., а Рескин заходит так далеко, что признает красивым вообще только исторический ландшафт в тесном смысле слова. Без сомнения восхищение ландшафтом основывается у многих, может быть у большинства людей, на воспоминаниях о великих людях, о битвах и других исторических событиях, о разного рода сказаниях, а также и на личных приятных воспоминаниях. Но мне это представляется, несмотря на авторитет Рескина, второстепенным моментом в деле эстетической оценки ландшафта, я хотел бы даже сказать — мешающим попутным явлением; ландшафт, созданный только одной природой, может иметь эстетическую ценность совершенно так же, как и ландшафт исторический.
Чужеродной является также оценка ландшафта с точки зрения его пригодности для культуры, она встречается часто у людей практических. Но она, конечно, не заслуживает и того презрения, с которым к ней часто относится эстет. Она не должна быть непременно мелочной, но может иметь широкие перспективы. Сплошные лесные ландшафты представляются взору колонизатора превращенными в культурный ландшафт, с полями и фруктовыми насаждениями, деревьями и хуторами, с проселочными и железными дорогами. Техник видит виадуки, висящие над долинами, и каналы, промышленник видит заводы и фабрики, выросшие на фоне ландшафта, его мысль вдохновляется: перед ним лежит будущее, как пред историком лежит прошлое. Ко всему этому могут примешиваться и эгоистические чувства, но основной мыслью будет все-таки прогресс человечества.
К самому существу эстетического рассмотрения гораздо ближе подходит телеологическое* рассмотрение с точки зрения единства ландшафта, созвучия явлений, гармонической картины ландшафта, по выражению Градмана, или ритма, по выражению Фольца; оба эти выражения, кажется мне, имеют скорее эстетическое, чем теоретическое значение. Существуют ландшафты, у которых связь и созвучие всех явлений выражены особенно ярко, которые воспринимаются как цельно вылитые формы, в то время как другие более бледны или же, что особенно относится к культурному ландшафту, включают в себя чуждые элементы. Но такая форма эстетического наслаждения связана с глубоким пониманием сущности ландшафта и потому для большинства недоступна. Мы часто слышим утверждение, будто научная концепция мешает эстетическому наслаждению ландшафтом. Но это может относиться только к низшей форме науки, которая сводится к чистой топографии или голому анализу ландшафта. Синтетическая концепция, которая приводит к полному пониманию ландшафта и как бы мысленно воссоздает его, увеличивает также и эстетическое наслаждение. Об отношении географии к красоте ландшафта можно сказать то же, что и об отношении науки об искусствах к искусству.
Ландшафт должен иметь некоторую законченность, он должен как бы укладываться в какую-то рамку, чтобы быть красивым; он должен пространственно составлять единое целое. Если в картину врезается часть чуждого, не принадлежащего к ней, ландшафта, это нарушает ее цельность, а вместе с тем и лишает ее некоторой доли красоты. Но наблюдатель может сам сделать рамку для ландшафта, хотя бы прикрывая рукой то, что чуждо картине, или твердо фиксируя свой взгляд в одном определенном направлении.
Для того, чтобы быть красивым, ландшафт не должен быть однотонным, а напротив разнообразным и сложным, и это не будет противоречить требованиям созвучия явлений и законченности ландшафта. Как ни широк кругозор на большой равнине, напоминающей море, он утомляет, если приходится несколько часов подряд идти или ехать по равнине с однообразным растительным покровом. Долгий переход по сплошному лесу также действует угнетающе, несмотря на разнообразие растительности, и даже вид на беспросветно покрытые лесом склоны гор вряд ли может быть красив при отсутствии противоположности. Длинные прямые линии в ландшафте неприятны для глаз. Но ландшафт не должен также обладать слишком резкими противоположностями форм и слишком большой пестротой красок, которые ослепляют глаз и действуют как диссонансы. Разнообразие ландшафта особенно усиливается, когда оно соединяется с движением, при котором формы и краски беспрерывно изменяются; на этом основана красота игры волн текущей или падающей вниз воды, движение облаков, колеблющейся листвы или качающейся травы. Однако слишком сильное движение может и мешать эстетическому наслаждению.
Эстетическое значение имеют все явления ландшафта: форма поверхности, воды, небо, растительный покров, животный мир, поселения и произведения человеческого труда (Werke des Menschen). В наши задачи не входит обсуждать здесь влияние каждого из них отдельно: эта глава не должна представлять собой эстетической географии, она служит только для того, чтобы разобраться в основных понятиях и руководящих положениях эстетической географии. Кроме того, эстетическая география преследует задачу не столько рассмотрения отдельных предметов и явлений природы, сколько ландшафта в целом. Так же как в научном отношении, то есть по причинной связи явлений, ландшафты и в эстетическом отношении по своему действию на чувства человека являются цельными единствами или, лучше сказать, образованиями, которые производят цельное впечатление на чувства человека. Это и есть то самое, что Банзе, неправильно перенося возбуждаемые ландшафтом чувства на самый ландшафт, обозначает как его душу или его milieu, или то, что Фольц подразумевает под «ароматом ландшафта». Наиболее объективное и наиболее подходящее для эстетики выражение дает Ратцель, когда он говорит о «стиле ландшафта». Действительно можно различать отдельные стили ландшафта, как и отдельные стили в истории искусств, и подобно тому как различные стили искусства разно действуют на разных людей, так же и здесь: одному человеку больше нравится один стиль ландшафта, другому — другой. Подобно готике и ренессансу, расходятся между собою северные или альпийские и итальянские ландшафты. Один восхищается горами, другой — морем.
Вероятно будут сделаны попытки сравнивать и распределять ландшафты по их стилю; но при этом встретятся такие же затруднения, как и при научной концепции ландшафтов, потому что эстетическое действие исходит от различных явлений природы, деление которых подчиняется различным законам. Так как эстетическая концепция относится по большей части к ограниченному ландшафту и только при более обширном горизонте охватывает большие пространства, то географические причины, определяющие крупные явления земной поверхности, отступают здесь на второй план. На первый же план выступает строение поверхности — горы, возвышенности и равнины, а также их расчленения и отдельные формы, а с другой стороны, климат и зависящий от него в главных своих чертах растительный покров как природного, так и культурного ландшафта. С некоторым ограничением можно сказать, что климат определяет характер более крупных районов, а строение почвы — частные видоизменения внутри этих районов. Мы различаем северный, итальянский, пустынный, тропический и другие ландшафты; но как различны в Италии гляциальные альпийские долины, чисто флювиатильные (fluviatilen) Северные Апеннины, известняковые Абруцкие горы, Везувий, Кампанья! Установить полную классификацию стилей ландшафтов вряд ли возможно. Экваториальная низменность Амазонки, на примере которой недавно было разработано понятие о гармонической картине ландшафта, является прекрасным примером ландшафта, единого также и в эстетическом смысле, и именно ландшафта, стиль которого обусловлен экваториальным климатом. Но как сильно изменяется стиль, когда мы в пределах того же самого климата поднимемся в горы!
Необходимо исследовать, применимы ли и в какой мере применимы принципы, установленные нами для ландшафтов по линии причинной зависимости явлений, также и по линии эстетической их ценности. Особенно поучительно было бы учесть при этом повторение аналогичных стилей в разных частях света.
* Телеология — учение, предполагающее, что явления природы соответствуют некоторым высшим целям. — Прим. ред.
Источник статьи: http://geo.1sept.ru/article.php?ID=200600612
Эстетика ландшафта
Эстетика ландшафта – одно из прикладных направлений в ландшафтоведении, которое изучает процесс отражения красоты природной среды в форме чувственного образа (перцепции). Перцепция (чувственное восприятие) влияет на психику и состояние здоровья человека.
Перцепция ландшафта изучает и оценивает природные комплексы, используемые или потенциально планируемые к использованию в целях рекреации и туризма. Поэтому важным моментом в изучении рекреационных характеристик ПТК является их психолого-эстетическая оценка. В практическом плане это актуально с точки зрения восстановления творческого потенциала человека, которое наилучшим образом происходит в ландшафтах, обладающих высокой эстетической ценностью.
Эстетическая оценка ландшафта происходит при совместном использовании методов, существующих в психологии, социологии и географии на основе ландшафтного картографирования.
Процесс психологического отражения природы посредством чувств человека – это сложный процесс взаимодействия человека и ландшафтов. Вследствие этого, внешний облик-пейзаж ландшафта стимулирует у человека множество ассоциаций, эмоций и чувств. Содержание и форма восприятия человеком эстетических свойств ландшафта зависит от его культуры, социального положения и жизненного опыта. Наряду с этим – это процесс, в котором происходят определенные психофизические реакции раздражения: световые, вкусовые, обонятельные, гаммы звуковых импульсов и т.д.
Важным фактором восприятия красоты ландшафта является понимание человеком красоты природы. В таких условиях необходимой составляющей восприятия ландшафта становятся такие свойства личности, которые формируются социальной группой, нацией, обществом, представлениями об идеальном ландшафтном пейзаже.
Необходимыми компонентами перцепции ландшафта являются также характер восприятия и оценки ландшафта в рамках той или иной культуры, которая определяется этнической и географической принадлежностью, исторической эпохой.
Полнота и объективность оценки эстетики ландшафта складываются не только из оценок экспертов и знатоков, но также из оценок различных групп людей. Одним из важнейших моментов выявления полезных свойств ПТК является его комфортность. Процедура оценок эстетики ландшафта состоит из двух групп научно-методологических направлений. Первая группа подходов исследует свойства воздействие природы на характер ее восприятия, выясняет тенденции и развитие структуры ПТК, которые производят наиболее сильное впечатление на человека и, следовательно, могут играть большую роль при принятии решений, в формировании характера и поведения.
Вторая группа предполагает изучение комплекса ценностей различных социальных групп по отношению к определенным территориям. Ландшафтоведы обычно используют физико-географические подходы, а социологи – социально-географические. В результате при оценке эстетических особенностей ПТК ландшафтоведам не хватает психологизма, а социологам – географичности.
В комплексе подходов и показателей эстетичности ландшафта выделено три основных: пейзажное разнообразие, экзотичность и уникальность. Эти особенности важны при ландшафтном планировании и проектировании. Вместе с тем, в системе этих показателей необходим учет психологических особенностей людей, воспринимающих данные ПТК то есть количественные показатели могут приобретать различные значения для людей разного возраста, воспитания, образовательного уровня. Поэтому эстетическая оценка ПТК, невозможна без социологических исследований.
Социально-географические исследования представляют собой выявление эстетических свойств ландшафтов через анкетирование и опрос экспертов. Опрос чаще всего ведется в форме интервью, где используются четыре типа вопросов: открытые, закрытые, с предписанным выбором и градуированием, а также в форме устных текстов, представляющих собой списки прилагательных либо семантически дифференцированных прилагательных, и с помощью шкал позиций.
С целью более полной оценки эстетичности ландшафта физико-географические и социально-географические методы объединяются. Их сочетание позволяет провести психолого-эстетическую оценку конкретных ПТК. Так, объектом эстетической оценки может служить совокупность ПТК какой-либо территории в пределах видимости с обзорных точек в различных местностях или пейзажи. Учитываются количественные и качественные признаки, имеющие название показателей эстетичности. Для сравнения определяется балл эстетичности. Оценка проводится по каждой местности на основе следующих критериев: общая внушительность пейзажа, выразительность рельефа, пространственное разнообразие, наличие антропогенных объектов и характер сочетания природных аквальных комплексов. С учетом названных критериев, если территория находится в приморской зоне, оценивается характер сочетания природных аквальных комплексов прибрежной части и ПТК пляжей. Если оценивается горная территория, то учитываются сочетания различных форм рельефа, наличие водопадов, выразительность горного рельефа и т.п.
Общая внушительность оценивается по выделению доминанты в пейзаже и его многоплановости. Доминанта обозначает объекты, привлекающие внимание наблюдателя, а многоплановость – ряд последовательно сменяемых визуальных планов в парках, лесопарках, отделенных между собой кулисами и воспринимаемых на достаточном расстоянии, то есть наличие цепей гор и островов, находящихся на разном расстоянии от наблюдателя и частично заслоняющих друг друга. Выразительность рельефа оценивается по гористости пейзажа, наличию, например, морских видов и видов скал, обилию полуостровов, прибрежных островов, просматриваемости отмелей. Пространственное разнообразие растительности оценивается по общей лесистости пейзажа и просматриваемости древесных насаждений. Оценка прибрежной части осуществляется по видам берегов, обилию и характеру пляжей. Антропогенная измененность учитывается по наличию антропогенных объектов.
Для подсчета баллов эстетичности составляется таблица с тремя видами оценочных шкал: шкала количественной оценки многоплановости – обилия объектов пейзажей, обилия островов, полуостровов и пляжей; шкала количественной оценки для таких показателей эстетичности, как лесистость и гористость, и шкала, связанная с наличием различных объектов, выделением доминанты, просматриваемости отмелей, древесных насаждений и характером пляжей.
Низкие баллы эстетичности получают местности, которые затронуты средней степенью эрозионного расчленения, пологими и покатыми разноориентированными склонами с небогатой однообразной степной растительностью. Отдельными местами наблюдаются куртины древесной растительности или криволесья. Другой тип местности с низкими баллами эстетичности: древние речные долины с застроенным днищем, сильно эродированные, под древесной растительностью и разнотравными лугами. Эти местности имеют невысокие показатели эстетичности сочетания природно-аквальных комплексов прибрежной части и природных комплексов пляжей, средние показатели выразительности рельефа в связи с отсутствием видов скал, низким обилием островов и полуостровов и непросматриваемостью отмелей, а также с невысокими показателями общей внушительности пейзажа и сильным антропогенным воздействием.
Средние оценки получили ПТК долин древних рек с днищами, занятыми заболоченными лугами и разноориентированными склонами различной крутизны и среднерасчлененной эрозионной сетью с фрагментами морских террас под липово-дубовыми лесами с фрагментами злаково-разнотравных лугов. Для данных ПТК характерно оптимальное сочетание луговой и древесной растительности, подчеркнутое хорошей просматриваемостью древесных насаждений. Кроме того, несмотря на довольно низкие показатели внушительности пейзажа и сильную измененность человеком, для данной местности характерны выразительность рельефа и пространственное разнообразие растительности.
Максимальное число баллов получили ПТК низкогорий со склонами различной крутизны, разноориентированными, слаборасчлененными эрозионной сетью, с обилием участков морской аккумулятивной террасы, под разнотравно-злаковыми лугами и под липово-дубовыми лесами и криволесьями с участками разнотравно-полынных лугов. Эти местности отличаются наибольшей выразительностью пейзажей и рельефа, пространственным разнообразием растительности, высокой эстетичностью сочетания водных поверхностей и ПТК, связанной с наличием обширных участков галечного пляжа.
Дальнейшая процедура эстетической оценки ПТК включает анкетирование статистически достоверных групп людей
Привлекательность ландшафта на три четверти может быть достигнута автоматически, если будет рациональной территориальная структура землепользования, если специализация хозяйства будет определяться рынком, а не директивами. Оставшуюся четверть задачи должны взять на себя архитекторы и художники (ландшафтные дизайнеры), пришедшие на помощь застройщикам и фермерам. Даже выпуск утюгов сегодня немыслим без художественного проектирования. Тем более нельзя отставлять без дизайна ландшафт, которому сама природа назначила стать предметом искусства.
«Эстетической мелиорации» подлежит не только ландшафт, но и сам человек: необходимо переносить центр тяжести эстетического воспитания с потребления отдельных вещей и продуктов профессионального искусства – картин в рамках, спектаклей на сцене и т.п. – на впечатление от всей окружающей среды.
При развитии частной собственности на землю и ее свободной купли-продажи красота ландшафта становится ценным капиталом, растущим с каждым годом. Возделанный, ухоженный ландшафт, в котором проявляются национальные черты и характеристики, фольклорные и сакральные особенности, стоит очень дорого. Но и купят его лишь самые богатые ценители красоты, не столько для себя, сколько для своих гостей. Однако и это не помешает культурному ландшафту быть национальным достоянием, поскольку он принадлежит не только частному владельцу, но и стране, народу.
Научно-технический прогресс рано или поздно приведет к созданию новых поколений сельскохозяйственных машин – природосберегающих и не нарушающих эстетику ландшафта; живописность пейзажей станет больше, они подешевеют и станут общедоступными. Механизм усиления красоты ландшафта состоит в использовании его потенциальной рыночной стоимости, основанной на его природном потенциале.
Целесообразным было бы организовать службу эстетического ландшафтного контроля при природоохранных органах и органах культуры. В основу эстетического контроля/мониторинга за ландшафтами могло быть положено нанесение и учет всех достопримечательных объектов природы и культуры, в целом ландшафтов с составлением карт и каталогов, фотоархивов. Этим самым можно создать серьезное препятствие для монополистов-природопользователей, застройщиков и частного капитала.
Большую пользу могло бы принести всестороннее пропагандирование эстетически выдающихся ландшафтов как памятников природы и культуры. Их в России достаточно, чтобы составить ее славу.
Красоту пейзажей средней полосе России создали речные долины и поймы, лесные поляны и опушки, кустарники и мелколесья у ручьев и оврагов, дороги-аллеи, одичавшие сады и кусты на месте исчезнувших домов и улиц, храмы, бывшие помещичьи усадьбы и парки. Многие из этих элементов ландшафта считались бесполезными для сельского хозяйства; мелиораторы и строители вели на них подлинное наступление: кустарники искореняли под пашню, поля отделяли от лесов непроходимыми «оборонительными валами» из выкорчеванных машинами корней, овраги засыпали или превращали в свалки.
Малые реки спрямляли, превращали в канавы или заменяли неряшливыми прудами и водохранилищами с непрочными, прорывающимися каждую весну высокими плотинами и длинными мелководными охвостьями, полными затопленных деревьев. Исчезали пойменные леса и луга, черемуха, соловей. Верховые болота бессмысленно осушались ради выполнения плана по мелиорации. Когда такой план «спускался» на область или район, канавы рыли там, где это удобно мелиораторам. В результате односторонних и близоруких преобразований сельский ландшафт обеднялся, становился однообразнее, а уменьшение разнообразия – верный признак регресса, деградации.
Из ландшафтной экологии известно, что опушки, мелколесья, небольшие западины и карликовые водоемы – не мелочи, а важные органы естественного, да и культурного ландшафта. Разнообразный и привлекательный ландшафт необходим не только ради чистой красоты, имеющей психотерапевтическое и воспитательное значение, не только для отдыха горожан и сельских жителей, но и для нормального функционирования биогеоценозов, а стало быть, и для повышения продуктивности сельского хозяйства и благосостояния людей, на нем живущих.
Например, известно, что большие и слишком ровные поля сильнее выдуваются ветром и хуже дренируются, а пастбищам, скоту и пастухам очень нужна тень от опушек и групп деревьев, помощь гнездящихся там птиц, поедающих мошкару и оводов. Леса и болота запасают и расходуют влагу лучше искусственных водохранилищ.
Исторически сложившийся культурный ландшафт – не склад случайных вещей, а цельная система, создаваемая трудом нескольких поколений; красота в нем свидетельствует о целесообразности. Ландшафт красив, если ему присущи черты живого организма или биогеоценоза: иерархичность, многоярусность, округленность очертаний, обилие всякого рода ядер, центров, границ, сетей, оболочек, бордюров, переходных зон повышенного биоразнообразия (экотонов), смягчающих контрасты; культурному ландшафту присуще обновление частей, сотрудничество старых и новых элементов. Эти черты сознательно или бессознательно заимствуются у природы художниками, ремесленниками, архитекторами, да и всем этносом в устройстве своего быта, жилищ, усадеб; они автоматически появляются во всем ландшафте при разумном природопользовании. Не только загородная местность, но и старые города живописны, привлекательны, уютны, если обладают вышеперечисленными особенностями.
Живописный пейзаж – не самоцель и не роскошь, а необходимая принадлежность процветающего хозяйства. Красота ландшафта – это его интуитивно ощущаемая полезность для людей, в том числе и духовная; полезность для биосферы, для продолжения жизни на Земле.
Недовольство безобразием и зловонием – не каприз пресытившегося горожанина, а серьезный сигнал об эстетическом и, в конечном счете, об экологическом неблагополучии. Эстетическое чутье и вкус способны оценить ландшафт не хуже, чем односторонние характеристики по ведомственным показателям. Психологи уверяют, что эмоциями восполняется дефицит информации. Недостает нам строгих научных знаний о природных комплексах – тем более необходимо эмоциально-эстетическое к ним отношение. Чтобы не погибла природа раньше, чем мы сможем ее хорошо изучить. Чтобы красота окружающей среды помогла нам выжить.
Небезынтересным будет привести данные об оценках сравнительной эстетической привлекательности различных городов мира опрошенными респондентами в России. Ответы респондентов-экспертов опирались на их собственные личные представления, основанные на пребывании в указанных городах. Респонденты оценивали не только архитектурную, но и социокультурную среду городов во взаимосвязи со средой стран и регионов.
Наиболее высокие оценки получили итальянские города, внесшие наибольший вклад в мировую культуру в древности, в эпоху Возрождения и позже: Венеция, Рим и Флоренция (табл. 6).
Шкала 10 самых эстетически привлекательных городов зарубежных стран
(с учетом оценки зданий, сооружений и архитектурных ансамблей)
(по мнению 63 респондентов-экспертов в 2000-2004 гг.)
Источник статьи: http://3ys.ru/tipy-landshaftov-i-ikh-rol-v-zhizni-cheloveka/estetika-landshafta.html