Постановка в театре сад

Постановка в театре сад

Совместный проект продюсера Леонида Робермана с Электротеатром Станиславский. Спектакль Дениса Азарова поставлен по пьесе Алексея Шипенко, драматурга, знакового для российских 1990-х годов и для современного немецкого театра. Основой стала реальная история из в средневековой Португалии о возлюбленной инфанта дона Педру, Инес де Кастро, которая была казнена, а потом, посмертно, возведена в королевский сан. Драматург превращает историю в откровенный дневник современной женщины, полный восторга перед тем, что с ней происходит, вынося на первый план мистическую природу переживаний героини.

«Сад»: Чернила и мраморный дог

Автор: Нелли Когут

Спектакль на сцене Электротеатра Станиславский вышел уже после того, как Денис Азаров возглавил художественное руководство Театра Романа Виктюка. Первые результаты на вмененной ему сцене еще только предстоит оценить, но уже можно сказать, что лаконичный театральный хоррор «Сад» стилистически и концептуально ближе именно Электротеатру.

В совместном проекте с агентством «Арт-партнер XXI» сначала живая, а потом в виде призрака испанская гранд-дама в исполнении Юлии Ауг выясняет отношения со своими близкими и силой любви поворачивает ход истории.

Драматургический материал, а именно лежащая в основе спектакля пьеса Алексея Шипенко, переплетает несколько популярных в народе мотивов вроде невозможной любви и борьбы за власть, дополняя их существенной долей мистики с элементами триллера — здесь будет и общение с мертвыми, и отравление, и даже эксгумация. Фабула, будто специально, выбрана такая, чтобы пощекотать нервы.

К португальскому королевскому двору из Испании прибывает невеста наследного принца в сопровождении своей компаньонки Инес де Кастро — именно последняя станет настоящей любовью португальского инфанта, будущего короля Педру. Она родит ему троих детей, переживет его законную жену, но сама взойдет на престол только после смерти. По приказу действующего короля Афонса IV Инес была казнена, дабы наследники от незаконной жены принца не могли впоследствии претендовать на титул монарха. Дождавшись кончины отца, Педру извлек из могилы тело возлюбленной, посмертно устроил процесс коронации и отомстил убийцам несостоявшейся королевы.

Действие помещено в белое пустое пространство — выложенную кафельной плиткой комнату, напоминающую то ли морг, то ли больничную палату (художник Николай Симонов). Это пространство безвременья, где встречаются разные эпохи, здешний и потусторонний миры.

Героиня проживает выпавшие на ее долю события как по-настоящему мистический опыт и описывает свои чувства в дневниках, на основе которых и строится повествование. Счастье от материнства и редких свиданий с мужем соседствует с ощущением близости конца. Инес предпринимает неудачную попытку отравиться чернилами, начинает лунатить, а во сне ее предчувствие смерти находит воплощение в образе красивого и опасного мраморного дога.

Читайте также:  Пейзажные сады английский сад

Одна из самых запоминающихся сцен спектакля — собственно процесс коронации тела мертвой Инес и присяга подданных извлеченной из могилы королеве. В какой-то момент створки стены этой комнаты раздвигаются и открывают пространство тронного зала. Над Инес, облаченной в торжественное красное платье с простирающимся по сцене шлейфом, нависает огромный скелет в черном жабо. Перекличку со стилем раннего Ренессанса продолжают похожие воротники на перформерах, которые время от времени появляются на сцене и бросают многозначительные взгляды.

Такая драматически мощная, сочетающая в себе одновременно несокрушимую силу и бесконечную нежность темперамента актриса, как Юлия Ауг, — пример идеального кастинга. Ей удалось в предложенном материале найти то, что, возможно, в нем и не предполагалось. Например, передать состояние вынужденной самоизоляции Инес, во время бесконечных беременностей отосланной подальше от двора и посторонних глаз. Ауг использует тему основанной на социальном базисе клаустрофобии и умножает ее на муки замкнутости в собственном сознании, снах и навязчивых видениях.

Несмотря на некоторые намеки на историзм в костюмах, как и на сам сюжет, для нас скорее уже сказочный, Ауг не пошла по пути создания образа неведомой испанки, ставшей жертвой игр португальского престола. Перед нами прекрасная, восторженная, полнокровная, умеющая любить по-настоящему современная женщина. События 700-летней давности — исходное обстоятельство, радости и переживания — универсальные, вечные и очень понятные.

Ее судьба, точнее пережитый слом, находит отражение и в характерах детей — от первой дочери, активной и жаждущей жизни, прозванной за это Бешеной, до погруженного в свои размышления, равнодушного ко внешнему миру Монаха. Эта палитра от безграничной открытости и счастья просто от пребывания в этом мире до смиренного одиночества — грани самой Инес.

Монах — еще одно важное действующее лицо этой истории. Мы застаем его в саду, уже в качестве послушника монастыря, когда он ведет воображаемый диалог с матерью, с прошлым и своими страхами. Тихие и пронзительные размышления в исполнении тонкого артиста Евгения Капустина начинают и завершают спектакль.

Актерская работа Ауг и Капустина вдыхает жизнь в тяжеловесный, местами перегруженный текст Шипенко. А также в статичную, не очень изобретательную режиссуру Дениса Азарова, который создал удачное и подходящее пространство для существования литературного материала, но ненароком превратил артистов в часть общей неподвижной инсталляции.

Стоить сказать, что история сама по себе творит волшебство, и магия встречи с искусством на спектакле непременно случится. Хотя бы от еще одного напоминания о том, что после гибели физической оболочки ничего не исчезает. Как и всегда, любовь оказывается сильнее смерти.

Источник

О премьере «Сада» в Электротеатре. «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Педру и Инес(е)»

11 февраля на основной сцене «Электротеатра Станиславский» прошла премьера спектакля «Сад» по одноименной пьесе российского драматурга Алексея Шипенко. Знаменитую историю «мёртвой португальской королевы» с Юлией Ауг в главной роли поставил молодой режиссёр, художественный руководитель театра Романа Виктюка Денис Азаров.

О премьере «Сада» в Электротеатре. «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Педру и Инес(е)»

Что за драматург

Пьесы Шипенко на рубеже 80–90-х годов XX века много ставились в России и вызывали неоднозначную, но громкую полемику: их считали авангардными и мистическими. После того, как Томас Остермайер поставил «Сузуки» и «Сузуки-2» в Германии, признание к Шипенко пришло уже европейское.

Читайте также:  Ботанический сад бархат амурский

С чего все началось

Известный продюсер и генеральный директор международного театрального агентства «Арт-Партнёр XXI» Леонид Роберман (на счету которого продюсирование более 50 успешных спектаклей Богомолова, Крымова, Виктюка, Панкова, Бертмана и многих других), по его собственному признанию, был совершенно потрясен личностью Юлии Ауг. Она восхитила его и как уникальный человек, и как невероятной красоты женщина, и как мощнейшая драматическая актриса. У продюсера появилась мечта: сделать спектакль с Юлией в главной роли.

Идею подхватил режиссёр Денис Азаров, который до этого уже работал с актрисой, и художественный руководитель «Электротеатра» Борис Юхананов, предложивший площадку для постановки. Сценографом спектакля выступил один из самых талантливых художников современности – Николай Симонов.

О чем пьеса

Педру I полюбил Инес де Кастро, когда ещё не был королём Португалии, но вынужден был жениться на другой женщине в государственных интересах по настоянию отца. Афонсу IV был против внебрачной связи сына и, не сумев избавиться от Инес другими способами, он убил девушку.

Однако, это не помешало Педру признать Инес своей королевой уже после её смерти. Спустя несколько лет Педру взошёл на престол отца, достал тело мёртвой возлюбленной, облачил его в богатое платье и посадил на трон, заставив подданных присягать на верность тому, что осталось от Инес.

Средневековая история бесконечной любви двух людей, которых часто называют португальскими Ромео и Джульеттой. А некоторые историки считают, что именно этот случай и лёг в основу знаменитой трагедии Шекспира.

Но драматург превращает «густонаселённый» исторический рассказ о «мёртвой королеве» в монолог любящей жены и матери. Все события почти 700-летней давности открываются зрителю через дневники Инес и не прекращаются даже после её физической смерти.

Как в спектакле

Попадая в зал, зритель окутывается предутренним туманом. Отовсюду слышны странные звуки и шёпот то ли молитв, то ли заклинаний на непонятном языке. На сцене только белые кафельные стены, от которых веет холодом морга, и круглое зеркало – словно портал в иной мир. На стене вырисовывается треугольник, внутри которого время от времени возникает видеопроекция: это УЗИ беременной женщины с ребёнком во чреве (Инес родила своему королю троих здоровых детей, которых очень любила).

Ещё одним действующим лицом в этой истории становится взрослый сын Инес, которого она в младенчестве назвала Монахом за его кротость и воздержание. Именно он и гуляет в саду страхов, боли и любви из прошлого, ухаживает за ним и обращается к своей матери, будучи уже послушником одного из монастырей. Прекрасная работа молодого актёра «Электротеатра» Евгения Крапивина, который справился с непростой задачей стать индивидуальностью фактически внутри моноспектакля.

В финале постановки стены раздвинутся и… Спойлера не будет!

Как существует в спектакле Юлия Ауг

По мнению Леонида Робермана, в России есть всего несколько актрис, способных сыграть историю жизни, любви и смерти красавицы Инес де Кастро. Одна из них – Юлия Ауг. Не согласиться невозможно. Как призналась сама Юлия, до этого спектакля она, как правило, сталкивалась с остросоциальными темами. В этой постановке совершенно иной способ существования. Юлия так больно, так страшно и одновременно так счастливо присваивает себе слова, мысли и чувства своей героини, приближая её к зрителю, что становится не по себе. Актриса проживает каждым атомом своего тела палитру эмоций самой обыкновенной женщины: от смятения и страха до абсолютно интимных ощущений.

Читайте также:  Сад скульптур сивцев вражек

Мнения

Марина Шимадина, театральный критик,
эксперт фестиваля «Золотая маска»

«Прочитав анонс, я подумала: что за бред, какая-то испанская инфанта, интриги португальского двора, зачем это нам сейчас? Но невероятная, роскошная Юлия Ауг меня совершенно заворожила с первых же сцен и не отпускала до финала. Я вместе с ней окунулась в жизнь неведомой испанки, в её страхи, тревоги, желания – точно такие же, как наши. Драматург Алексей Шипенко, которого я к стыду своему не знала, написал монолог современной женщины в обстоятельствах 700-летней или больше давности.

Но в нём сквозит совершенно не сегодняшнее мистическое начало, которое пробирает до мурашек. Особенно в сочетании со стильной сценографией Николая Симонова и этими зловещими пупсами в чёрных жабо.

Финал, где мёртвую Инес эксгумируют, чтобы возвести на трон, окончательно добивает. Это настолько дико и страшно, что уже прекрасно. Какая-то нездешняя мистериальная история, приземлившаяся на нашу сцену как неопознанный летающий объект.

И ещё более удивительно, что это совместный проект «Электротеатра» и продюсера Леонида Робермана, который раньше вроде никогда не занимался таким артхаусом. Но вот же, после «Бориса» второй сильный кейс получился.

В общем, никогда не знаешь, где найдёшь. Многим спектакль показался скучным, затянутым, несвоевременным, но я целиком попала под его облучение и пропала».

Ольга Вайсбейн, театровед

«В главной роли – Юлия Ауг, не уходящая со сцены ни на минуту в течение двух с половиной часов. И это, конечно, настоящий актёрский подвиг и главная драгоценность спектакля. Златокудрая красавица, словно сошедшая с полотен Боттичелли в белоснежном (при жизни), чёрном (после смерти) и алом (в воскресении) платьях, она совершенно завораживает своей нездешней красотой, волшебными модуляциями голоса, женской энергетикой и такой харизмой, при которой на неё интересно смотреть, даже если она будет читать телефонную книгу.

При этом спектакль мне показался неровным, очень затянутым, с большими провисаниями, ритмически не выстроенным, временами топчущимся на одном месте, без внутреннего развития. На пресс-конференции Юля сказала, что она из тех актрис, которым необходим режиссёр, и что сама она выстраивать роль не может. К сожалению, режиссёрской руки в спектакле как раз и не хватает.

Юля прекрасна сама по себе, но впечатление, что она движется на ощупь, вслепую, без режиссёрских подпорок в качестве сквозной задачи и выстраивания внутреннего действия. Отсюда повторяемость внешних приспособлений и их ограниченный набор. Повторяю, что от Юли всё равно глаз не оторвать, но к такой актрисе и претензии по Гамбургскому счету».

Автор: Светлана Бердичевская
Фотограф: Олимпия Фролова

Источник

Оцените статью