«Осень (Поспевает брусника…)» К. Бальмонт
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.Стаи птиц улетают,
Прочь, за синее Море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся,
И заплачет спросонья.
Сборник «Фейные сказки» (1905). Раздел «Былинки».
Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Осень (Поспевает брусника…)»
Стихотворение «Осень» написано в 1905 году, в пору подъема творческих сил поэта. К. Д. Бальмонт как тонко чувствующая личность остро ощущал смену настроений и сезонов, поэтику природных метаморфоз и ее глубинное философское значение.
Миниатюрное стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «поспевает брусника», «стали дни холоднее», обусловленную необходимостью гармоничной рифмовки и позволяющую создать акцент на последнем слове каждой строки, усилить его значимость;
- метафору – «в сердце … грустнее», оборот отражает естественную реакцию на осенние крики птиц как на тревожные сигналы о помощи, приметы скорого расставания;
- олицетворения – «деревья в уборе», «солнце смеется», «Осень проснется, заплачет» – позволяют яснее передать авторский посыл, написание название сезона года с заглавной буквы придает осени особую, господствующую роль – она безраздельно вступает в свои права, хотя и оплакивает ушедшее лето;
- лексику высокого стиля – «блистают», «благовонье», подчеркивающую огромность происходящих в природе перемен;
- однородные члены предложения – «проснется, заплачет» – конкретизируют поведение Осени как полноценного персонажа произведения, а также усиливают мотив грусти и меланхолии.
Из семи предложений, составляющих стихотворение – два безличных со сказуемыми «грустнее (категория состояния)» и «нет (неизменяемая глагольная форма)». Отсутствие в них субъекта действия неслучайно – оно призвано усилить мотив безысходности: не на кого жаловаться и не с кем бороться. Фольклорный уточняющий оборот «за синее море» – то есть куда-то туда, где все живут долго и счастливо, отсутствие ярких эпитетов, относительная скупость выразительных средств подчеркивают бесцветность осеннего антуража родной природы и уныние лирического героя.
В первых двух строфах автор показывает двойственность природных явлений: портится погода, беспокойно кричат птицы, зато созревает ягода; птицы улетают, зато деревья приобретают роскошный осенний убор. И лишь содержание последней строфы не уравновешивается позитивными переменами, оставляя ощущение тоски и предопределенности, обреченности.
Произведение напоминает читателю о скоротечности бытия, зависимой роли человека, необратимости времени и в завуалированной форме призывает ценить каждую минуту счастья.
Источник
Константин Бальмонт ~ Осень (Поспевает брусника…) (+ Анализ)
Величайший русский поэт, символист, тонкий лирический певец, классик литературы Серебряного века. Автор множества поэтических сборников, статей и очерков.
«Осень (Поспевает брусника…)»
Константин Бальмонт
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь, за синее Море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся,
И заплачет спросонья.
Сборник «Фейные сказки» (1905). Раздел «Былинки».
Одно из самых трогательных и лиричных произведений русской пейзажной лирики стихотворение К. Бальмонта «Осень» создано в 1899 году. Это тяжелый период в истории нашей страны; смена века и неспокойная обстановка в обществе навевали печальные мысли, которые ассоциировались с печальной осенней погодой.
Текст стихотворения Бальмонта «Осень» ребята читают уже в 5 классе, нередко его задают учить наизусть. И это вполне объяснимо: чистый, хрустальный стиль этого маленького шедевра очень нравится детям. Говоря о нем на уроках литературы, пятиклассники отмечают грустное настроение поэта, которое он выражает в своем произведении. Образы так просты и трогательны, что очень легко представить себе печальную красавицу осень, плачущую слезами дождя. Юным читателям видится в этом стихотворении элегический пейзаж, украшенный и оживленный олицетворениям: «Осень проснется и заплачет», «солнце смеется». Обращаясь к этому произведению вновь, уже в старших классах, школьники обращают внимание на то, что стихотворение написано в последнюю осень XIX века. Поэт с тоской оглядывается в прошлое и смотрит в будущее без оптимизма. Не приход зимы он видит там, а слезы осени. Что оплакивает она? Об этом мы можем лишь гадать.
Ещё по теме: Константин Бальмонт ~ Безглагольность (Есть в Русской природе усталая нежность..) (+ Анализ)
Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Осень (Поспевает брусника…)»
Стихотворение «Осень» написано в 1905 году, в пору подъема творческих сил поэта. К. Д. Бальмонт как тонко чувствующая личность остро ощущал смену настроений и сезонов, поэтику природных метаморфоз и ее глубинное философское значение.
Миниатюрное стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «поспевает брусника», «стали дни холоднее», обусловленную необходимостью гармоничной рифмовки и позволяющую создать акцент на последнем слове каждой строки, усилить его значимость;
- метафору – «в сердце … грустнее», оборот отражает естественную реакцию на осенние крики птиц как на тревожные сигналы о помощи, приметы скорого расставания;
- олицетворения – «деревья в уборе», «солнце смеется», «Осень проснется, заплачет» – позволяют яснее передать авторский посыл, написание название сезона года с заглавной буквы придает осени особую, господствующую роль – она безраздельно вступает в свои права, хотя и оплакивает ушедшее лето;
- лексику высокого стиля – «блистают», «благовонье», подчеркивающую огромность происходящих в природе перемен;
- однородные члены предложения – «проснется, заплачет» – конкретизируют поведение Осени как полноценного персонажа произведения, а также усиливают мотив грусти и меланхолии.
Из семи предложений, составляющих стихотворение – два безличных со сказуемыми «грустнее (категория состояния)» и «нет (неизменяемая глагольная форма)». Отсутствие в них субъекта действия неслучайно – оно призвано усилить мотив безысходности: не на кого жаловаться и не с кем бороться. Фольклорный уточняющий оборот «за синее море» – то есть куда-то туда, где все живут долго и счастливо, отсутствие ярких эпитетов, относительная скупость выразительных средств подчеркивают бесцветность осеннего антуража родной природы и уныние лирического героя.
В первых двух строфах автор показывает двойственность природных явлений: портится погода, беспокойно кричат птицы, зато созревает ягода; птицы улетают, зато деревья приобретают роскошный осенний убор. И лишь содержание последней строфы не уравновешивается позитивными переменами, оставляя ощущение тоски и предопределенности, обреченности.
Произведение напоминает читателю о скоротечности бытия, зависимой роли человека, необратимости времени и в завуалированной форме призывает ценить каждую минуту счастья.
p, blockquote 14,0,0,0,0 —> p, blockquote 15,0,0,0,1 —>
Источник
Анализ стихотворения «Осень» (К.Д. Бальмонт)
Анализ стихотворения «Осень» (К.Д. Бальмонт) только на первый взгляд покажется простым. Ведь оно довольно легкое и понятное. В нем удивительно чистые и ясные образы осени и природы. Но стоит немного больше углубиться в его смысл, прочитать мысль автора между строк, и станет понятно, что Бальмонт затрагивает сложную философскую тему.
«Осень» написано в 1899 году. Это последний год уходящего столетия, а так как поэт был символистом, то рубеж веков он считал временем, когда пора подводить итоги и думать об изменениях. Этот период можно считать творческим расцветом Бальмонта. И именно поэтому не стоит считать стихотворение слишком простым.
В стихотворении пересекаются темы изменений в природе и грядущей беды для людей в скором будущем. Главная мысль стихотворения в том, что совсем скоро природа отцветет, поэтому лирический герой тоскует о теплых днях, которые уже не вернутся.
Композиция произведения простая. Всего в трех четверостишиях кратко и емко передает Бальмонт грустное настроение читателям. Перед нами возникают картины поспевающей брусники, холодных дней, улетающих птиц и разноцветных деревьев. Все вокруг раскрашено в теплые цвета: от зеленого цвета травы до красного цвета ягод брусники. Но несмотря на такое разноцветие, лирическому герою все-таки очень грустно. Уже в первой строке мы читаем печаль, которую вызывают у него птичьи крики:
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Птицы кричат, напоминая о скором приходе холодов, вот и одолевает сердце автора грусть.
Во второй строфе соседствуют красота, радующая человеческий глаз и отлет птиц на юг. Они улетают «прочь», будто бы хотят сбежать от холодной и тоскливой осени, или от беды, подкрадывающейся вместе с осенними холодами.
В последней строфе образы солнца и осени как бы оживают под пером автора. Так, солнце с каждым днем смеется все реже и реже, видимо, тоже охваченное дурным предчувствием и грустью по уходящему лету. И вот-вот придет время осени, и она проснется. Но и сама осень грустит вместе с лирическим героем. И не просто грустит – она заплачет. Так природа и человек объединяются в ожидании холодов и страшных изменений.
Легкая пейзажная зарисовка Бальмонта, созданная с помощью символов и четырехстопного ямба, перерастает в философское стихотворение, предсказание. Вот и читатель начинает грустить вместе с природой и лирическим героем, а нужное настроение создается с помощью различных средств художественной выразительности, хотя их и не так много в тексте.
Особенную красоту стихотворению придают эпитеты «синее море», «в разноцветном уборе». Метафорой «все деревья блистают» передается читателю красота умирающей природы. А плач осени, одновременно являющийся и олицетворением, — это дожди, которые скоро станут частыми гостями у осенних дней. Олицетворениями богато все последнее четверостишие: «солнце … смеется», «осень проснется и заплачет». Так поэт делает природу живой, чувствующей.
Осень поэта наполнена тихими, шелестящими звукам дождя и опадающих листьев. Этого автор добивается с помощью аллитерации «с» и «ц».
Бальмонт не только предчувствует беду, но и сожалеет о прошедшем, как природа о лете. Это мы можем почувствовать благодаря образам улетающих птиц, уходит тепло, а цветы перестают благоухать.
Об осени писали многие поэты. Нет ничего удивительного в том, что она заставляет грустить лирического героя, ведь у многих из нас тоже возникает чувство утраты от созерцания прощальных картин природы. Но Бальмонт еще и завуалированно передал свою тревогу за будущее страны, а улетающие в теплые края птицы стали для него предвестниками и его скорого отъезда из России. Потому его сердце мучает непонятная пока еще тревога.
Источник