Информационные технологии на уроках русского языка в начальной школе «Слова-предметы»
Цель урока: познакомить со словами, обозначающими предметы, учить правильно находить слова – предметы и задавать к ним вопросы кто? и что?, разделять слова – предметы на “живые” и неживые”; развивать мышление, память, речь, внимание, каллиграфические и гигиенические навыки письма; воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, карточки с загадками.
Ход урока.
II. Повторение пройденного.
-Посмотрите на экран. Что изображено? Какое действие произошло? Что сделала девочка? (Села льву на хвост)
— Как можно это выразить словами? Что означает выражение “Сесть на хвост”.
-Вспомните, какие “устойчивые выражения” нам уже знакомы?
2. Игра “Парные согласные”. Фронтальная работа с классом. (Слайд 3)
-Помогите Маше и Мише разобраться с парными согласными. Вставьте пропущенную букву.
-Как проверить правильность выполнения задания? (Подобрать проверочное слово)
-Что общего у всех слов? (Состоят из одного слога, на конце слова – глухая согласная)
(Запись слов с соблюдением правил каллиграфии и правильного соединения букв. Мотивация к соблюдению правил каллиграфии в течение всего урока)
-Ребята, мы с вами повторили некоторые правила. Давайте вспомним, какие? (Глухие согласные на конце слова, правила каллиграфии, устойчивые выражения, слоги)
-В этих заданиях остался один нераскрытый вопрос, на который пока мы ответить не можем, поэтому к этим заданиям мы ещё вернемся в конце урока.
1.Введение в тему урока через знакомство с новым словарным словом. (Слайд 4)
Я важный и сочный
У меня красные щёчки
(Помидор)
—Что означает слово “помидор”? (Сочный вкусный и полезный овощ круглой формы красного цвета)
—Поставьте ударение в слове.
—Что можно сказать о гласных О и И? (Они безударные)
—Попробуйте подобрать проверочное слово, чтобы проверить безударные гласные в этом слове.
—Какой можно сделать вывод? (невозможно проверить)
—Гласные О и И – непроверяемые гласные, написание этого слова нужно запомнить.
—Как называются сова, написание которых мы запоминаем? (словарные)
Продолжи сказку (Слайд 5. Запоминание написания слова)
— В одном помидоре жили – были два семечка Пом и Дор …
Звуко – буквенный анализ слова (Слайд 6)
-Сколько слогов в слове помидор?
-Назовите количество гласных и согласных звуков.
-Сравните количество букв и звуков в слове.
-Охарактеризуйте каждый звук и назовите, каким цветом обозначим его при составлении схемы.
(Для проверки правильности ответа, учитель “щёлкает мышкой” после ответа ученика)
Образование новых слов (Слайд 7)
-Как вы думаете, что зашифровано на этой картинке? (слова)
-Назовите получившиеся слова.
(Помидорки, помидорчик, помидорный, помидоры, помидорка)
—Как называют сок, выжатый из помидоров? (Томатный сок)
—Томат и помидор – это один и тот же овощ?
Вывод: томат и помидор – слова-близнецы.
Работа с устойчивыми выражениями. (Слайд 9)
-Когда человек плачет или кричит, что происходит с цветом его лица? (У него краснеет лицо)
-Кто может сказать, как говорят в таком случае?
-Ещё в каком случае можно так сказать? (Когда стыдно)
Знакомство со словом – предметом (Слайд 10)
-Задайте вопрос к слову “помидор”. Что? – помидор.
-Можно ли сказать, что помидор – это предмет? Докажите.
Вывод: слово помидор – это слово-название предмета.
-Назовите предметы, которые вас окружают.
-Попробуйте задать вопросы к своим словам.
-На какие группы их можно разбить? (одни обозначают живые предметы, а другие – неживые)
-Какие предметы можно назвать “живыми”?
-На какой вопрос они отвечают? (кто?)
— Какие предметы можно назвать “неживыми”?
-На какой вопрос они отвечают? (что?)
— К какой группе можно отнести слово – предмет “помидор”? (Что? – помидор, “неживое” слово – предмет)
—Итак, что мы можем сказать о сказанных словах?
Вывод: слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают предмет.
Запись слова “помидор” в словарики.
2. Знакомство с обозначение слов – названий предметов при помощи схемы.
-Слова – названия предметов, которые отвечают на вопрос кто? или что? обозначаем так:
А на письме подчеркиваем одной линией.
-Назовите предмет, задайте к слову вопрос. Как подчеркнем?
(Примерные ответы детей: кто? – девочка, это “живое” слово – предмет, подчеркиваем одной линией. И т. д.)
— Назовите полученные слова (Мел, мал, мыл, мил). Записать полученные слова.
-Найдите среди полученных слов слово-предмет.
(Слово мел отвечает на вопрос что? значит, обозначает предмет)
Подчеркните среди записанных слов слово – предмет (Мел).
VII. Продолжение работы над новой темой.
1.Распознавание слов – предметов.
-Помогите Мише правильно разгадать загадки Маши. Эти загадки очень хитрые, поэтому Миша допустил ошибки.
Помидор большой и спелый —
Посмотри, какой он … белый.
-Какого цвета помидор? (Красный)
-Какие слова – предметы встретились в этой загадке? (что? — помидор)
Знает девочка любая,
Что морковка … голубая.
-Какая же морковка? (Оранжевая)
-Назовите слово – предмет (что? – морковка, кто? – девочка)
Ночью каждое оконце
Слабо освещает … солнце.
(Слова – предметы: что? – луна, что? — солнце, что? — оконце)
Записать найденные слова – предметы в два столбика: в первый – отвечающие на вопрос кто? во второй – на вопрос что?
IX. Закрепление темы урока.
- Рассмотрите иллюстрацию на с.14. Кто изображен?
- Как называются слова, которыми вы назвали животных? (Слова – предметы).
- На какой вопрос они отвечают? (кто? – это “живые” слова – предметы)
- Запишите эти слова, придумайте ещё по одному своему слову.
2.Картинный диктант (Слайды 17– 18) Работа в парах над распознаванием слов – названий предметов. Взаимопроверка.
—Вставьте вместо картинки нужное слово и запишите полученные предложения.
-Назовите слова — предметы, задайте к ним вопрос? Определите, какие предметы “живые”, а какие — “неживые”. Подчеркните в предложениях слова – предметы.
3. Возвращение к этапу “Повторение пройденного”.
-Вернемся к заданиям, которые мы выполняли в начале урока.
Задание 1 – устойчивые выражения. (Переход к слайду 2 по кнопке в углу слайда 23)
-Найдите в полученном выражении слово – предмет (что? – хвост, “неживое” слово предмет)
Задание 2 – парные глухие согласные.
-Что можете сказать о полученных словах? (отвечают на вопрос что? “неживые” слова – предметы)
Аналогичная работа с минуткой чистописания.
-Что нового узнали сегодня на уроке? С каким “словами” познакомились?
-На какие группы их делили? Почему? Назовите слова – предметы, которые отвечают на вопросы кто? и что?
XI. Домашнее задание творческого характера.
Нарисовать предметы “живые” и “неживые”.
Источник
Помидор и Помидора
Хотя по правилам русского языка это слово мужского рода, у нас в Саратове почти все называют этот овощ «помидора». Говорят даже, что это местный саратовский диалект))
А недавно я какой-то смотрел на ютубе ролик какого-то мужика из деревни под Нижним Новгородом, и он тоже постоянно говорит «помидора» в женском роде. и вот мне стало интересно — а в каких регионах РФ, кроме Саратовской области, люди тоже говорят не «помидор», а «помидора»?
Если в двух-трёх словах.
Речь Нижнего Новгорода относится к нижегородской подгруппе говоров владимирско-поволжской группы. Многие отмечают, что нижегородцы «тяжело» окают, а также «якают». Слово «чай» здесь часто употребляют в значении «надеюсь, наверное». Также «уделать» означает «починить, наладить» что-либо, а «убираться» может быть использовано, как «уместиться». Вместо «без десяти шесть» нижегородец может сказать «без десять шесть». Конечную остановку автобусов могут назвать «конечкой», а трамваев и троллейбусов — «кольцом». Также здесь можно встретить слово «помидора», а также «качок» в значении «насос».
Помидора, жен. р.
Ударение: на третий слог
Значение: помидор; помидоры
Регион: 1. Приволжье (Нижний Новгород, Самарская обл., Саратов). 2. Одесская обл. 3. Молдова (?)
Статус: региональное просторечие
А например, помидоры в хоперских говорах называют баташ-ки или паташкй, в чирских — цыганки, в медведицких — баклажаны, баклажки.
Примеры употребления:
«Украшается огурцами маринованными, помидорой «Черри»» (меню ресторана, Нижний Новгород).
«Я тут, кстати, подумал — помидору можно не варить — её можно тупо к остальным овощам добавить после того как остальные овощи уже почти сготовились» (блог, Нижний Новгород).
«Если увижу такого придурка летом или еще когда снега нет, обязательно тухлой помидорой кину» (форум, участник из Тольятти).
«И еще — можно использовать свежевыжатый томатный сок или томатную пасту (т. е. перетертую помидору) — не купленную (там и соль есть и сахар)» (форум, Саратовская обл.).
«Вместо пляжа с песочком – 15 соток ещё не засеянного помидорой-картошкой участка, загорай, сколько влезет» (нижегородский информационный портал).
«…В прошлом году перец на рассаду я посадила в начале апреля вместе с помидорой» (форум, автор из Воронежа).
«Жарите чеснок, заливаете помидорой, луком, сверху яйцами…» (азербайджанский форум).
«Ветчина с салатом св. капусты, с помидорой» (меню, Пермь).
«Тут на кухню заходит дочь с огромной синей помидорой» («Мiсто», Винница, 24.02.2006).
Вполне возможны варианции русского языка в зависимости от местности. Напр., мышь ж. р. (род. п. мыши) и мыш м. р. (род. п. мыша). А также вне зависимости от местности, напр., Уродился овощ на огороде (м. р.) и В огороде растет всякая овощь (ж. р., собир. знач.)
Очень тяжело сохранять правильность, если живешь в Саратовской области больше 20 лет. Знаешь, что это неправильно. Одергиваешь себя. Смириться? Нет, я не из тех людей. Слух режет это ваше помидорА?
Источник