§ 2. Существует ли оптимальная территориальная структура экономики?
Оптимальным считается такое размещение различных видов человеческой деятельности, при котором агрессивные участки (промышленные зоны, центры торговли и службы сервиса) отделяются от природных заповедников переходными территориями — парками, сельскохозяйственными землями.
Концепция поляризованного ландшафта Б. Родомана. Большой город и дикая природа — противоположные виды окружающей среды, в равной степени необходимые людям. Если их разместить на воображаемых противоположных концах биосферы (рис. 66), то между ними должны располагаться переходные функциональные зоны или промежуточные — по плотности населения и по степени изменения природной среды: природные заповедники, загородные парки для отдыха и туризма, агропромышленные зоны, селитебная, городская зона (с предприятиями торговли, услуг, культуры и отдыха).
Рис. 66. Функциональные зоны поляризованного ландшафта (по. Б. Б. Родоману)
Поляризация ландшафта — это не только модель или проект, это объективный процесс, идущий независимо от нашего желания. Экология требует, чтобы естественные леса и луга занимали от четверти до одной трети площади суши, пронизывая и охватывая все регионы. При этом для создания благоприятного поляризованного ландшафта не надо переселять людей, сносить дома и огораживать зоны колючей проволокой. Надо лишь изучить реальные желания, выбрать из них экологически приемлемые и стимулировать их законами, налогами, рекламой. Нарушение природоохранных правил для самих нарушителей должно стать разорительным, тогда заданный ландшафт вырастет сам собой (рис. 68).
Рис. 67. Ландшафтный парк на северо-западе Москвы в районе Митино — любимое место отдыха жителей
Города и посёлки, разрастаясь лучами вдоль дорог, разбивают территорию на участки, слишком тесные для всех функциональных зон поляризованного ландшафта и естественного обитания популяций животных. Для сохранения этих зон их необходимо соединить «зелёными коридорами» в единый массив, охватывающий всю сушу. В поляризованном ландшафте должны работать две основные транспортные системы: 1) дороги для перевозки людей и грузов с общественными центрами в узлах и 2) пути диких животных, сходящиеся к заповедникам. На этот каркас наращиваются функциональные зоны, в них выстраивается третья сеть — для отдыха и туризма. Из городов по осям «зелёных клиньев», начинающихся в городских парках, протянутся туристские дороги, оборудованные согласно требованиям ландшафтной архитектуры. Они, огибая заповедники, должны связать все население между собой и с местами загородного отдыха. Пользуясь рекреационной сетью, туристы смогут увидеть местные красоты природы, памятники культуры в центрах городов, минуя стандартную современную застройку и агропромышленную зону, по парковой тропе пройдя из города в окрестные леса.
Рис. 68. Экологическая поляризация территории: а) объективный процесс; б) желательное направление реконструкции; в) мысленные преобразования модели, иллюстрирующие развитие идеи (по Б. Б. Родоману). 1 — центры поселения и транспортные узлы; 2 — прочая селитебная территория; 3 — сельскохозяйственные земли; 4 — эксплуатируемый природный ландшафт; 5 — неэксплуатируемый ландшафт; пути сообщения:
А — созданные людьми. В — природные. I. В эпоху очагового земледелия вокруг отдельного поселения простиралось целое море почти девственной природы. II. На маленькой планете величиной с астериод можно разместить город и природный ландшафт как полосы в центрах разных полушарий. III. Если городские кварталы и загородные ландшафты взаимно вклиниваются, то увеличивается соприкосновение жилой застройки с природой, городские клинья вытянутся вдоль дорог. IV. Сегодня растущие города сливаются и превращают природный ландшафт в жалкие островки. V. Нужно сделать заповедными уцелевшие природные ландшафты и соединить их коридорами парков. VI. Так в принципе должны пересекаться две транспортные сети — человеческая и природная
В таком поляризованном ландшафте будут существовать три обособленных сетевых пространства, связанных общими узлами: мир экономики, дикая и полудикая природа, пространство для рекреации.
В идеале «зелёные коридоры» и транспорт для людей должны пересекаться на разных уровнях. Новые парки должны создаваться не только за счёт заповедной природы, но и на рекультивируемых землях — пустырях, свалках, карьерах.
Вводя в модель рельеф и речную сеть, дополняя идеальную схему новыми деталями, её можно приспособить к любой местности.
Природа в поляризованном ландшафте равноправна с городом, только так она может быть сохранена в условиях индустриального общества.
Источник статьи: http://tepka.ru/geografiya_11/22.html
МОДЕЛЬ ОПТИМАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ: ПОЛЯРИЗОВАННЫЙ ЛАНДШАФТ Б.Б.РОДОМАНА.
Большой город и дикая природа — противоположные и равноценные виды окружающей среды, необходимые людям. Если разместить безлюдные дебри и многоэтажный центр большого города на воображаемых противоположных концах биосферы, то между ними окажутся переходные функциональные зоны, промежуточные — по плотности населения ипо степени изменения природной среды: природные заповедники, загородные парки для отдыха и туризма, агропромышленная зона, селитебная, городская зона, где размещаются предприятия торговли, услуг, зрелищ.
Оптимальным является такое размещение этих функциональных зон, чтобы агрессивные участки (промышленные, центры торговли и сервиса) отделялись от природных заповедников переходными территориями — парками, сельскохозяйственными землями.
Города и поселки, разрастаясь лучами вдоль дорог, разбивают территорию на участки, слишком тесные для всех функциональных зон поляризованного ландшафта и обитания популяций животных.
Для сохранения их необходимо соединить «зелеными коридорами» в единый массив, охватывающий всю сушу. В поляризованном ландшафте будут работать две основные транспортные системы — дороги для перевозки людей и грузов с общественными центрами в узлах и пути диких животных, сходящиеся к заповедникам. На этот каркас наращиваются функциональные зоны, в них выстраивается третья сеть — для отдыха и туризма. Из городов по осям зеленых клиньев, начинающихся в городских парках, связав все население между собой и с местами загородного отдыха, огибая заповедники, протянутся туристские дороги, оборудованные согласно требованиям ландшафтной архитектуры. Пользуясь рекреационной сетью, турист увидит местные красоты природы, памятники культуры в центрах городов, минуя стандартную современную застройку и агропромышленную зону, по парковой тропе пройдя из города в окрестные леса.
В таком поляризованном ландшафте будут существовать три обособленных сетевых пространства, связанных общими узлами: мир экономики, дикая и полудикая природа, пространство для рекреации.
В идеале зеленые коридоры и транспорт для людей должны пересекаться в разных уровнях.
| Экологическая поляризация территории: а) объективный процесс, б) желательное направление реконструкции, в) мысленные преобразования модели, иллюстрирующие развитие идеи (по Б.Б. Родману). 1- центры поселений и транстпортные узлы; 2- прочая селитебная территория; 3- сельскохозяйственные земли; 4- эксплуатируемый природный ландшафт; 5- неэксплуатируемый ландшафт. пути сообщения:А — созданные людми, В — природные. |
I.В эпоху очагового земледелия вокруг отдельного поселения простиралось целое море почти девственной природы. II.На маленькой планете величиной с астероид можно разместить город и природный ландшафт как полосы в центрах разных полушарий. III. Если городские кварталы и хагородные ландшафты взаимно вклиниваются, то увеличивается соприкосновение жилой застройки с природой, городские клинья вытянутся вдоль дорог. IV. Сегодня растущие города сливаются и превращают природный ландшафт в жалкие островки. V. Заповедаем уцелевшие природные ландшафты и соединим их коридорами парков. VI. Так в принципе должны пересекаться две транспортные сети — человеческая и природная. |
Природа в поляризованном ландшафте равноправна с городом; только в этом случае она может быть сохранена в условиях индустриального общества.
Мы рассмотрели простейший вариант, когда города и поселки равновелики и размещены равномерно. В этом случае каждый город имеет круглую «сферу влияния», а при тесной укладке кругов на плоскости каждый из них соприкасается с шестью соседями. Однородная равнина без рек и равномерная транспортная сеть — это лишь теоретическое допущение, исходная модель, которая может быть приспособлена к различным местным условиям. Например, в прибрежном поляризованном ландшафте дороги соединяют прибрежные пункты с берегом и между собой. В результате сеть каркасных линий стала прямоугольной.
Ранее природные условия диктовали городам, где им возникать, а теперь города, наряду с рельефом и реками указывают природному ландшафту место, где он может лучше сохраниться.
| Переплетающиеся сети поляризованного ландшафта ( по Б.Б. Родоману) 1. Центры городов и скоростные дороги; 2. жилые кварталы с постоянным населением и обрабатывающей промышленностью, безвредной для окружающей среды; 3. сельское хозяйство высокой и средней интенсивности, морские плантации и промыслы; 4. загородные природные парки для отдыха и туризма, экстенсивное сельское хозяйство (естественные сенокосы, пастбища, агрокреационные угодья); 5. природные заповедники; 6) рекреационные поселени и жилища (дачи, дома отдыха, турбазы, плавучие отели) и соединяющие их туристические маршруты, тропы, дороги, рейсы |
Новые парки должны создаваться не только за счет заповедной природы, но и на рекультивируемых землях пустырях, свалках, карьерах.
Вводя в модель рельеф и речную сеть, дополняя идеальную схему новыми деталями, ее можно приспособить к любой местности.
| Оптимальная районная планировка по принципу сетевого поляризованного ландшата ( по Б.Б. Родоману): 1 — города и поселки для постоянного проживания; 2 — дачные поселки; 3 — сельскохозяйственные угодья; 4 — природные парки дл туристических походов, прогулок, пикников; 5 — природные заказники и угодья для охоты, сбора грибов и ягод; 6 — природные резерваты (заповедники); 7 — маршруты общественного транспорта и остановочные пункты; 8 — туристские дороги, маршруты, прогулочные тропы: ф) для моторного транспорта, б) биотранспортные (велосипедные конные и т.п.), в) пешие и лыжные; 9 — туристические базы(а), приюты и стоянки(б); 10 — граница района. |
Поляризация ландшафта — это не только модель и проект; это объективный процесс, идущий помимо нашего желания. Экология требует, чтобы естественные леса и луга занимали от четверти до одной трети площади суши, пронизывая и охватывая все регионы. Для создания благоприятного поляризованного ландшафта не надо переселять людей, сносить дома и разгораживать зоны колючей проволокой. Надо лишь изучить реальные желания, выбрать экологически приемлемые и стимулировать их законами, налогами, рекламой. Надо, чтобы нарушение природоохранных правил для самих нарушителей было разорительным. Тогда заданный ландшафт вырастет сам собой.
Источник статьи: http://megalektsii.ru/s74858t3.html
Концепция поляризованного ландшафта (по Б. Б. Родоману)
Поляризованный ландшафт (поляризованная биосфера) — концепция культурного ландшафта с территориальной структурой, предполагающей гармоничное сосуществование природных зон и деятельности человека.
Окружающая среда, сформированная по концепции поляризованного ландшафта, содержит расположенные вдоль дорог поселения и полосы парковых зон. «Решётки» из поселений и парков накладываются на «фон» из сельскохозяйственных земель, при этом величина и границы отдельных зон поляризованного ландшафта будут разными в зависимости от условий конкретной местности. Заповедники и другие природоохранные территории с одной стороны, и, с другой стороны, центры городов и индустриальные районы рассматриваются как в одинаковой степени важные и противоположные (полярные) части среды. Между ними располагаются прочие функциональные зоны, промежуточные по плотности постоянного населения, по степени интенсивности землеприродопользования, по транспортной доступности.
Согласно концепции поляризованного ландшафта, природоохранные территории, расположенные между антропогенными территориями, также должны объединяться в единое целое (так называемый эконет) с помощью зелёных коридоров. При этом предполагается, что исходная «решётка» (или первоначальный план-картоид) на реальной местности образуется с учётом потребностей антропогенной инфраструктуры и особенностей ландшафта, таких как рельеф и водотоки.
Концепцию поляризованного ландшафта как одного из подходов функционального зонирования территории предложил советский и российский географ Борис Борисович Родоман в 1970 году. За пределами России и СССР данная концепция распространения не получила. С точки зрения Родомана, концепция поляризованного ландшафта отличается от аналогичных концепций, разработанных за пределами России, поскольку учитывает местную специфику.
Концепция территориального рекреационно-хозяйственного комплекса (рекреационного района).
Существенное достижение в развитии теории рекреационной географии – обоснование концепции о территориальном рекреационно-хозяйственном комплексе, прикладная цель которого заключается в совершенствовании системы взаимосвязей между рекреационным хозяйством и другими отраслями народнохозяйственного комплекса района, страны.
На практике данная концепция была нацелена на оптимизацию всей совокупности отношений рекреационного хозяйства с другими отраслями экономики района, страны. Тем самым был сделан шаг от «отраслевой» модели ТРС, исследования ее структуры и внутреннего механизма функционирования к проблеме среды рекреационной системы – установлению её существенных связей с внешним миром. Такой средой является район, а его ядром служит территориальная система.
Выдвинутое положение дало возможность разработчикам концепции определить рекреационный район как «комплекс», состоящий из двух взаимосвязанных элементов: ТРС и окружающего социально-экономического пространства», обеспечивающего ее эффективную деятельность». Таким образом, районообразующий процесс был выведен за узкоотраслевые рамки и дополнен межотраслевым и межсистемным взаимодействием.
Другая узловая проблема районирования состоит в определении факторов и условий районообразования с учетом географического масштаба районирования. Важнейшим фактором формирования и развития рекреационного района признано территориальное разделение труда. К рекреационному району была отнесена территория, на которой рекреационная деятельность является отраслью специализации. С этой точки зрения, что рекреационным районом может выступать только территория с доминирующей функцией организации отдыха и туризма, было признано ошибочным.
Нужно отметить, что в конце 90-х гг. в научном сообществе были внесены изменения в понятийный аппарат исследований рекреации и туризма. Все больше исследователей сходятся во мнении о необходимости расширенного, объединенного изучения рекреации и туризма, их единой ресурсной и пространственной организации. Г.П. Долженко считает, что в рекреационной географии наблюдается новый эволюционный этап – этап исследований географии туризма. Аргументы в пользу подобной трактовки приводятся автором исходя из анализа суботраслей рекреационного хозяйства и их корреляции с видами туризма. С.Р. Ердавлетов (2004) объектом исследования как рекреационной географии, так и географии туризма считает рекреационную подсистему ойкумены (т. е. рекреационное пространство).
Концепция территориального рекреационно-хозяйственного комплекса вносила вклад в развитие отечественной школы районирования и имела в 1980-х гг. прикладное значение для повышения эффективности планового регулирования рекреационной деятельностью и управления ею масштабах СССР и отдельных его регионов.
Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1991 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник статьи: http://studopedia.net/3_8555_kontseptsiya-polyarizovannogo-landshafta-po-b-b-rodomanu.html