Поляризация ландшафта по родоману

§ 2. Существует ли оптимальная территориальная структура экономики?

Оптимальным считается такое размещение различных видов человеческой деятельности, при котором агрессивные участки (промышленные зоны, центры торговли и службы сервиса) отделяются от природных заповедников переходными территориями — парками, сельскохозяйственными землями.

Концепция поляризованного ландшафта Б. Родомана. Большой город и дикая природа — противоположные виды окружающей среды, в равной степени необходимые людям. Если их разместить на воображаемых противоположных концах биосферы (рис. 66), то между ними должны располагаться переходные функциональные зоны или промежуточные — по плотности населения и по степени изменения природной среды: природные заповедники, загородные парки для отдыха и туризма, агропромышленные зоны, селитебная, городская зона (с предприятиями торговли, услуг, культуры и отдыха).

Рис. 66. Функциональные зоны поляризованного ландшафта (по. Б. Б. Родоману)

Поляризация ландшафта — это не только модель или проект, это объективный процесс, идущий независимо от нашего желания. Экология требует, чтобы естественные леса и луга занимали от четверти до одной трети площади суши, пронизывая и охватывая все регионы. При этом для создания благоприятного поляризованного ландшафта не надо переселять людей, сносить дома и огораживать зоны колючей проволокой. Надо лишь изучить реальные желания, выбрать из них экологически приемлемые и стимулировать их законами, налогами, рекламой. Нарушение природоохранных правил для самих нарушителей должно стать разорительным, тогда заданный ландшафт вырастет сам собой (рис. 68).

Рис. 67. Ландшафтный парк на северо-западе Москвы в районе Митино — любимое место отдыха жителей

Города и посёлки, разрастаясь лучами вдоль дорог, разбивают территорию на участки, слишком тесные для всех функциональных зон поляризованного ландшафта и естественного обитания популяций животных. Для сохранения этих зон их необходимо соединить «зелёными коридорами» в единый массив, охватывающий всю сушу. В поляризованном ландшафте должны работать две основные транспортные системы: 1) дороги для перевозки людей и грузов с общественными центрами в узлах и 2) пути диких животных, сходящиеся к заповедникам. На этот каркас наращиваются функциональные зоны, в них выстраивается третья сеть — для отдыха и туризма. Из городов по осям «зелёных клиньев», начинающихся в городских парках, протянутся туристские дороги, оборудованные согласно требованиям ландшафтной архитектуры. Они, огибая заповедники, должны связать все население между собой и с местами загородного отдыха. Пользуясь рекреационной сетью, туристы смогут увидеть местные красоты природы, памятники культуры в центрах городов, минуя стандартную современную застройку и агропромышленную зону, по парковой тропе пройдя из города в окрестные леса.

Рис. 68. Экологическая поляризация территории: а) объективный процесс; б) желательное направление реконструкции; в) мысленные преобразования модели, иллюстрирующие развитие идеи (по Б. Б. Родоману). 1 — центры поселения и транспортные узлы; 2 — прочая селитебная территория; 3 — сельскохозяйственные земли; 4 — эксплуатируемый природный ландшафт; 5 — неэксплуатируемый ландшафт; пути сообщения:
А — созданные людьми. В — природные. I. В эпоху очагового земледелия вокруг отдельного поселения простиралось целое море почти девственной природы. II. На маленькой планете величиной с астериод можно разместить город и природный ландшафт как полосы в центрах разных полушарий. III. Если городские кварталы и загородные ландшафты взаимно вклиниваются, то увеличивается соприкосновение жилой застройки с природой, городские клинья вытянутся вдоль дорог. IV. Сегодня растущие города сливаются и превращают природный ландшафт в жалкие островки. V. Нужно сделать заповедными уцелевшие природные ландшафты и соединить их коридорами парков. VI. Так в принципе должны пересекаться две транспортные сети — человеческая и природная

Читайте также:  Сетка для клумбы габион

В таком поляризованном ландшафте будут существовать три обособленных сетевых пространства, связанных общими узлами: мир экономики, дикая и полудикая природа, пространство для рекреации.

В идеале «зелёные коридоры» и транспорт для людей должны пересекаться на разных уровнях. Новые парки должны создаваться не только за счёт заповедной природы, но и на рекультивируемых землях — пустырях, свалках, карьерах.

Вводя в модель рельеф и речную сеть, дополняя идеальную схему новыми деталями, её можно приспособить к любой местности.

Природа в поляризованном ландшафте равноправна с городом, только так она может быть сохранена в условиях индустриального общества.

Источник статьи: http://tepka.ru/geografiya_11/22.html

МОДЕЛЬ ОПТИМАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ: ПОЛЯРИЗОВАННЫЙ ЛАНДШАФТ Б.Б.РОДОМАНА.

Большой город и дикая природа — противоположные и равноценные виды окружающей среды, необходимые людям. Если разместить безлюдные дебри и многоэтажный центр большого города на воображаемых противоположных концах биосферы, то между ними окажутся переходные функциональные зоны, промежуточные — по плотности населения ипо степени изменения природной среды: природные заповедники, загородные парки для отдыха и туризма, агропромышленная зона, селитебная, городская зона, где размещаются предприятия торговли, услуг, зрелищ.

Оптимальным является такое размещение этих функциональных зон, чтобы агрессивные участки (промышленные, центры торговли и сервиса) отделялись от природных заповедников переходными территориями — парками, сельскохозяйственными землями.

Города и поселки, разрастаясь лучами вдоль дорог, разбивают территорию на участки, слишком тесные для всех функциональных зон поляризованного ландшафта и обитания популяций животных.

Для сохранения их необходимо соединить «зелеными коридорами» в единый массив, охватывающий всю сушу. В поляризованном ландшафте будут работать две основные транспортные системы — дороги для перевозки людей и грузов с общественными центрами в узлах и пути диких животных, сходящиеся к заповедникам. На этот каркас наращиваются функциональные зоны, в них выстраивается третья сеть — для отдыха и туризма. Из городов по осям зеленых клиньев, начинающихся в городских парках, связав все население между собой и с местами загородного отдыха, огибая заповедники, протянутся туристские дороги, оборудованные согласно требованиям ландшафтной архитектуры. Пользуясь рекреационной сетью, турист увидит местные красоты природы, памятники культуры в центрах городов, минуя стандартную современную застройку и агропромышленную зону, по парковой тропе пройдя из города в окрестные леса.

В таком поляризованном ландшафте будут существовать три обособленных сетевых пространства, связанных общими узлами: мир экономики, дикая и полудикая природа, пространство для рекреации.

В идеале зеленые коридоры и транспорт для людей должны пересекаться в разных уровнях.

Экологическая поляризация территории: а) объективный процесс, б) желательное направление реконструкции, в) мысленные преобразования модели, иллюстрирующие развитие идеи (по Б.Б. Родману). 1- центры поселений и транстпортные узлы; 2- прочая селитебная территория; 3- сельскохозяйственные земли; 4- эксплуатируемый природный ландшафт; 5- неэксплуатируемый ландшафт. пути сообщения:А — созданные людми, В — природные.
I.В эпоху очагового земледелия вокруг отдельного поселения простиралось целое море почти девственной природы. II.На маленькой планете величиной с астероид можно разместить город и природный ландшафт как полосы в центрах разных полушарий. III. Если городские кварталы и хагородные ландшафты взаимно вклиниваются, то увеличивается соприкосновение жилой застройки с природой, городские клинья вытянутся вдоль дорог. IV. Сегодня растущие города сливаются и превращают природный ландшафт в жалкие островки. V. Заповедаем уцелевшие природные ландшафты и соединим их коридорами парков. VI. Так в принципе должны пересекаться две транспортные сети — человеческая и природная.
Читайте также:  Самоделки инвентаря для огорода

Природа в поляризованном ландшафте равноправна с городом; только в этом случае она может быть сохранена в условиях индустриального общества.

Мы рассмотрели простейший вариант, когда города и поселки равновелики и размещены равномерно. В этом случае каждый город имеет круглую «сферу влияния», а при тесной укладке кругов на плоскости каждый из них соприкасается с шестью соседями. Однородная равнина без рек и равномерная транспортная сеть — это лишь теоретическое допущение, исходная модель, которая может быть приспособлена к различным местным условиям. Например, в прибрежном поляризованном ландшафте дороги соединяют прибрежные пункты с берегом и между собой. В результате сеть каркасных линий стала прямоугольной.

Ранее природные условия диктовали городам, где им возникать, а теперь города, наряду с рельефом и реками указывают природному ландшафту место, где он может лучше сохраниться.

Переплетающиеся сети поляризованного ландшафта ( по Б.Б. Родоману) 1. Центры городов и скоростные дороги; 2. жилые кварталы с постоянным населением и обрабатывающей промышленностью, безвредной для окружающей среды; 3. сельское хозяйство высокой и средней интенсивности, морские плантации и промыслы; 4. загородные природные парки для отдыха и туризма, экстенсивное сельское хозяйство (естественные сенокосы, пастбища, агрокреационные угодья); 5. природные заповедники; 6) рекреационные поселени и жилища (дачи, дома отдыха, турбазы, плавучие отели) и соединяющие их туристические маршруты, тропы, дороги, рейсы

Новые парки должны создаваться не только за счет заповедной природы, но и на рекультивируемых землях пустырях, свалках, карьерах.

Вводя в модель рельеф и речную сеть, дополняя идеальную схему новыми деталями, ее можно приспособить к любой местности.

Оптимальная районная планировка по принципу сетевого поляризованного ландшата ( по Б.Б. Родоману): 1 — города и поселки для постоянного проживания; 2 — дачные поселки; 3 — сельскохозяйственные угодья; 4 — природные парки дл туристических походов, прогулок, пикников; 5 — природные заказники и угодья для охоты, сбора грибов и ягод; 6 — природные резерваты (заповедники); 7 — маршруты общественного транспорта и остановочные пункты; 8 — туристские дороги, маршруты, прогулочные тропы: ф) для моторного транспорта, б) биотранспортные (велосипедные конные и т.п.), в) пешие и лыжные; 9 — туристические базы(а), приюты и стоянки(б); 10 — граница района.

Поляризация ландшафта — это не только модель и проект; это объективный процесс, идущий помимо нашего желания. Экология требует, чтобы естественные леса и луга занимали от четверти до одной трети площади суши, пронизывая и охватывая все регионы. Для создания благоприятного поляризованного ландшафта не надо переселять людей, сносить дома и разгораживать зоны колючей проволокой. Надо лишь изучить реальные желания, выбрать экологически приемлемые и стимулировать их законами, налогами, рекламой. Надо, чтобы нарушение природоохранных правил для самих нарушителей было разорительным. Тогда заданный ландшафт вырастет сам собой.

Источник статьи: http://megalektsii.ru/s74858t3.html

Концепция поляризованного ландшафта (по Б. Б. Родоману)

Поляризованный ландшафт (поляризованная биосфера) — концепция культурного ландшафта с территориальной структурой, предполагающей гармоничное сосуществование природных зон и деятельности человека.

Окружающая среда, сформированная по концепции поляризованного ландшафта, содержит расположенные вдоль дорог поселения и полосы парковых зон. «Решётки» из поселений и парков накладываются на «фон» из сельскохозяйственных земель, при этом величина и границы отдельных зон поляризованного ландшафта будут разными в зависимости от условий конкретной местности. Заповедники и другие природоохранные территории с одной стороны, и, с другой стороны, центры городов и индустриальные районы рассматриваются как в одинаковой степени важные и противоположные (полярные) части среды. Между ними располагаются прочие функциональные зоны, промежуточные по плотности постоянного населения, по степени интенсивности землеприродопользования, по транспортной доступности.

Читайте также:  Простейшие теплицы своими рукам

Согласно концепции поляризованного ландшафта, природоохранные территории, расположенные между антропогенными территориями, также должны объединяться в единое целое (так называемый эконет) с помощью зелёных коридоров. При этом предполагается, что исходная «решётка» (или первоначальный план-картоид) на реальной местности образуется с учётом потребностей антропогенной инфраструктуры и особенностей ландшафта, таких как рельеф и водотоки.

Концепцию поляризованного ландшафта как одного из подходов функционального зонирования территории предложил советский и российский географ Борис Борисович Родоман в 1970 году. За пределами России и СССР данная концепция распространения не получила. С точки зрения Родомана, концепция поляризованного ландшафта отличается от аналогичных концепций, разработанных за пределами России, поскольку учитывает местную специфику.

Концепция территориального рекреационно-хозяйственного комплекса (рекреационного района).

Существенное достижение в развитии теории рекреационной географии – обоснование концепции о территориальном рекреационно-хозяйственном комплексе, прикладная цель которого заключается в совершенствовании системы взаимосвязей между рекреационным хозяйством и другими отраслями народнохозяйственного комплекса района, страны.

На практике данная концепция была нацелена на оптимизацию всей совокупности отношений рекреационного хозяйства с другими отраслями экономики района, страны. Тем самым был сделан шаг от «отраслевой» модели ТРС, исследования ее структуры и внутреннего механизма функционирования к проблеме среды рекреационной системы – установлению её существенных связей с внешним миром. Такой средой является район, а его ядром служит территориальная система.

Выдвинутое положение дало возможность разработчикам концепции определить рекреационный район как «комплекс», состоящий из двух взаимосвязанных элементов: ТРС и окружающего социально-экономического пространства», обеспечивающего ее эффективную деятельность». Таким образом, районообразующий процесс был выведен за узкоотраслевые рамки и дополнен межотраслевым и межсистемным взаимодействием.

Другая узловая проблема районирования состоит в определении факторов и условий районообразования с учетом географического масштаба районирования. Важнейшим фактором формирования и развития рекреационного района признано территориальное разделение труда. К рекреационному району была отнесена территория, на которой рекреационная деятельность является отраслью специализации. С этой точки зрения, что рекреационным районом может выступать только территория с доминирующей функцией организации отдыха и туризма, было признано ошибочным.

Нужно отметить, что в конце 90-х гг. в научном сообществе были внесены изменения в понятийный аппарат исследований рекреации и туризма. Все больше исследователей сходятся во мнении о необходимости расширенного, объединенного изучения рекреации и туризма, их единой ресурсной и пространственной организации. Г.П. Долженко считает, что в рекреационной географии наблюдается новый эволюционный этап – этап исследований географии туризма. Аргументы в пользу подобной трактовки приводятся автором исходя из анализа суботраслей рекреационного хозяйства и их корреляции с видами туризма. С.Р. Ердавлетов (2004) объектом исследования как рекреационной географии, так и географии туризма считает рекреационную подсистему ойкумены (т. е. рекреационное пространство).

Концепция территориального рекреационно-хозяйственного комплекса вносила вклад в развитие отечественной школы районирования и имела в 1980-х гг. прикладное значение для повышения эффективности планового регулирования рекреационной деятельностью и управления ею масштабах СССР и отдельных его регионов.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1991 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник статьи: http://studopedia.net/3_8555_kontseptsiya-polyarizovannogo-landshafta-po-b-b-rodomanu.html

Оцените статью