Поленов бабушкин сад стиль

Картина «Бабушкин сад» Василия Поленова — лирический пейзаж настроения

«Бабушкин сад» — картина известного русского живописца Василия Дмитриевича Поленова (Vasílij Dmítrievich Polénov), написанная в 1878 году. Автор изобразил типичную московскую усадьбу XIX века, утопающую в пышной зелени разросшегося сада. В традициях того времени она построена из дерева, оштукатурена под каменную кладку и украшена портиком, который обрамлен колоннами и увенчан фронтоном. Дом обветшал — лепнина местами облетела, от ступеней лестницы отвалились куски камня, да и стены уже давно нужно покрасить. Особняк похож на свою старую хозяйку. Вот она в старомодном темном одеянии и в кружевном чепчике бредет по тропинке навстречу зрителю, опираясь на руку юной внучки, одетой в модное платье. Произведение навевает приятную грусть, заставляет думать о естественном обновлении природы, смене поколений, разрушении старых зданий и изменении привычного уклада жизни.

  • Название картины: «Бабушкин сад».
  • Автор: Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927).
  • Год написания: 1878 год.
  • Размер: 54,7 х 65 см
  • Стиль:Реализм.
  • Жанр:Пейзаж. Бытовая сцена.
  • Техника:Масляная живопись.
  • Материал: Холст.
  • Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва.

Василий Дмитриевич Поленов — знаменитый русский художник-передвижник второй половины XIX века, мастер исторического, пейзажного и бытового жанров. Картина «Бабушкин сад» написана в период творческого становления живописца. В 1877-1878 годах он делал первые шаги в освоении нового направления, который любил называть «пейзажным бытовым жанром». Поленов искусно соединял в одном произведении естественную красоту природы и рукотворное великолепие архитектуры, а затем гармонично вписывал в пейзажную композицию человека.

Художник замкнул сюжет картины в узких рамках затененного сада и использовал приглушенную палитру, чтобы подчеркнуть необратимый процесс увядания природы, архитектуры и человека. Темная зелень, блекло-песчаная желтизна дорожки, серовато-коричневые стены дома, и даже в солнечных лучах, падающих на старушку, нет радости и света.

На картине изображен все тот же двор на углу Дурновского и Трубниковского переулков, что и на «Московском дворике», только в этот раз автор изменил ракурс и повернулся лицом к дому Баумгартена, где снимал комнату в 1877-1878 годах. Василий Поленов с максимальной точностью воспроизвел на холсте настоящее «дворянское гнездо», вполне убедительно создав образы обитательниц этой усадьбы и передав атмосферу, царившую в таких поместьях. Это едва уловимая ностальгия по прошлому, тоска по минувшей славе, созерцание заката дворянской культуры.

Картина «Бабушкин сад» Василия Поленова была представлена на выставке передвижников в 1879 году и вызвала шквал положительных комментариев. Известный российский меценат Сергей Третьяков выкупил у автора холст для своей коллекции, а в 1892 году передал произведение в дар Третьяковской картинной галерее, где оно хранится до сих пор.

Источник

Бабушкин сад

Картина «Бабушкин сад» написана Поленовым в 1878 г. и впервые была показана на VII выставке Передвижников в 1879 г.

Читайте также:  Барбарис тунберга для сада

В.Д. Поленов. Бабушкин сад. 1878 г.

Рецензент «Московских ведомостей» написал: «Такие картины рассчитаны на то, чтобы дать вам, прежде всего, ‘настроение’ и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет элегия».

Сейчас картина экспонируется в Третьяковской галерее.

В 1877-1879 гг. Поленов создал московскую трилогию, в которую вошли «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд».

Где был бабушкин сад

С июля 1877 по июль 1878 г. Поленов снимал квартиру во флигеле усадьбы корнета Николая Львовича Баумгартена. Считается, что на картине изображён главный дом усадьбы. Для этого есть основания:

  • картина «Бабушкин сад» последовала непосредственно за «Московским двориком», на который попала часть главного дома усадьбы. Дома на картинах очень похожи, хотя и есть отличия;
  • князь Георгий Евгеньевич Львов (1861-1925), живший в этом доме, когда был учащимся Поливановской гимназии, написал в своих воспоминаниях: «Наш дом Юрьевой, потом Баумгартен, увековечен Поленовым, который тоже жил в нём, в его картине ‘Бабушкин сад’. Старушка – это Юрьева, а ведёт её под руку замужняя дочь её Баумгартен». Предыдущим владельцем усадьбы был подполковник Александр Николаевич Юрьев (ок.1796-1863).

Судя по плану владения, сейчас на месте сада стоит дом, имеющий адрес Композиторская, 17/5.

Не договорившись с Баумгартенами о цене за наём квартиры, Поленов в конце июля 1878 г. переехал на квартиру во флигеле усадьбы Олсуфьевых на Девичьем поле, где и прожил до осени 1881 г.

Ю.Д. Олсуфьев (1904-1992) оставил воспоминания «Из прошлого моей семьи». Многое он написал со слов графини Анны Васильевны Левицкой (1863 — после 1943), которая была дочерью последнего владельца усадьбы Василия Александровича Олсуфьева (1831-1883):

«В середине прошлого столетия, при жизни моего деда Василия Александровича Олсуфьева, всё это поместье занимало семь десятин, из коих две десятины были заняты домом, флигелями, оранжереями, конюшнями и другими хозяйственными постройками. На остальных же пяти десятинах был разбит парк, который при жизни князя Голицына тянулся до самой Москва-реки. В 1883 г., после кончины моего деда, дом был продан его вдовой, и на его месте построена Морозовская клиника.

Художник В.Д. Поленов снимал флигель дома на Девичьем поле с 1878 по 1881 год, и романтический в своём запустении, разрушающийся архитектурный ансамбль был воспринят им как воплощение тургеневского дворянского гнезда. Там он написал известную картину ‘Бабушкин сад’, на которой изображён флигель усадьбы, со стороны Оболенского переулка, и мою тётю Татьяну Васильевну Олсуфьеву (1861 — после 1928) – дочь тогдашнего владельца, в виде молодой девушки, поддерживающей бабушку».

Вполне возможно, что начав картину в усадьбе Баумгартена, художник продолжил её в усадьбе Олсуфьева. Здесь он мог доработать и сад, и дом, и фигуры. К этому можно добавить, что современный адрес главного дома усадьбы, вернее места, где он стоял, улица Россолимо, 11.

Читайте также:  Лес дом сад сурикова 34

Источник

Неизвестная история картины

Мало кто знает, но картина «Бабушкин сад» связана крепкими узами с другой знаменитой картиной Василия Поленова «Московский дворик».

Василий Поленов. Бабушкин сад

Однажды художник приехал в Москву, чтобы собрать материал для своей очередной картины. До этого он много лет провел в Европе, где учился у местных мастеров.

«Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Раз-два и готово! А тут как раз выставка передвижников подоспела. «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета». В итоге его порядочную картинку полюбили все, а Третьяков купил.

Сам Василий Дмитриевич, считая себя историческим живописцем, не очень ценил картину. Но в среде передвижников она была новаторской, как вдох-выдох. Передвижники все к чему-то призывали. А «Московский дворик» никуда не звал, ничему не учил. Это отдохновение от суеты.

Василий Поленов. Московский дворик

Изображенный на полотне храм сохранился до сих пор, а вот ни дома, где снимал жилье художник, ни особняка уже нет. Зато они остались еще на одной картине Поленова — «Бабушкин сад». На ней изображен тот же усадебный дом, но с другого ракурса.

По этим картинам можно представить себе, какой была Москва в 1870-х. В XVIII — XIX веках главной градостроительной единицей города были не улицы и площади, а дом и двор. Особняки, занимая порой целые кварталы, были окружены садами и дворовыми постройками.

Хотя картина и называется «Бабушкин сад», от настоящего ухоженного сада уже почти ничего не осталось. На самом деле справа и слева от дорожки начинались настоящие заросли, но Поленов деликатно оставил их за пределами композиции.

То, что мы видим на его картине — топографически точно изображенное место, территория московской дворянской усадьбы. Это дом Баумгартена, по соседству с которым и жил художник.

В моде был классицизм, поэтому фасады непременно украшались колоннами и портиками. Деревянные стены штукатурили «под камень», обильно дополняя лепниной. Именно такой дом мы и видим на заднем плане картины. Он порядком обветшал, украшение в виде венка на фронтоне дома частично обвалилось. От былого величия и великолепия осталась лишь тень.

То же самое можно сказать и о хозяйке усадьбы — пожилой женщине в старомодном чепце и темном (видимо, траурном) платье. Она с трудом передвигается, опираясь на трость и руку своей спутницы. Былая красота осталась в прошлом, ее жизнь идет к закату, вместе с ней замирают и дом, и сад.

Художник играет на контрасте, показывая мрачноватую элегию угасающей жизни дворянского гнезда в «Бабушкином саду» и солнечный, шумный уголок, наполненный жизнью в «Московском дворике».

Читайте также:  Ботанический сад баку на карте

Источник

Картина «Бабушкин сад», Василий Поленов — описание

Грусть по уходящим в историю «дворянским гнёздам» можно заметить во многих произведениях конца XIX – начала XX века. Достаточно вспомнить «Вишнёвый сад» А.П. Чехова. Наиболее пронзительный шедевр в живописи с подобной тематикой был создан Василием Поленовым в 1878 году, и это «Бабушкин сад».

Поленов ещё застал цветение «дворянских гнёзд» — он часто гостил в имении своей бабушки в Ольшанке Тамбовской губернии и искренне восхищался этим местом. Задумав картину, художник, в первую очередь, хотел воплотить философскую мысль, и это ему успешно удалось. Уходящая эпоха, смена поколений, обновление и постепенное болезненное исчезновение старого уклада – вот основные лейтмотивы картины.

Работа написана в жанре «пейзажа настроения» — личной находке мастера. Поленов предпочитал не ставить в своих работах острых социальных вопросов, не нагнетать обстановку, он констатировал определённое настроение, демонстрировал сюжет, спокойно, просто и красноречиво.

На картине зритель видит старый типичный дворянский особняк – такими строениями застраивалась вся Москва с пригородами после пожара 1812 года. Дома эти были деревянными, но характерные колонны и толстый слой штукатурки должен был создать иллюзию основательного каменного строения. Зритель видит как низ такой вот «бутафорской колонны» облупился, обнажив деревянную кладку.

Изящный фронтон здания говорит о высоком вкусе и классической архитектуре, но в этот же самый момент глаза замечают облупившуюся и обсыпавшуюся лепнину, ржавый карниз, свидетельствующие о заброшенности некогда прекрасного дома.

Разросшийся прекрасный сад, когда-то был регулярным, но сейчас это своевольная зелень, которую давно не подстригали, оттого и вся пейзажная декорация выглядит запущено.

На переднем плане главные героини – скрюченная старуха в старомодном чепце и молодая внучка в модном платье. Яркое сопоставление старого и нового. Бабушка выглядит также дряхло, как и её дом – облупившиеся стены особняка можно сравнить с крючковатой фигурой пожилой героини.

Цветовое решение картины по-настоящему прекрасно и красочно. Ещё после первой выставки В. Стасов, настороженно относящийся к Поленову, хвалил «Бабушкин сад» за свежесть цветового колорита. И действительно, буйство зелени, яркие солнечные блики, жёлтая дорожка, голубое небо – всё это представляет сюжет очень реалистично и детально.

Глядя на выщербленные ступени высокой лестницы, легко можно пофантазировать, сколько изящных туфелек взлетало по этому крыльцу, аккуратно пересекая дорожку и разглядывая прекрасный ухоженный сад. Здесь, наверное, были очень счастливы, любили, страдали, смеялись – здесь кипела жизнь. Однако сегодня, всё окружающее лишь эхо давнего праздника жизни. Уходит эпоха богатых имений, уступая место новому жизненному укладу, а разрушающим дворянским гнёздам остаётся лишь провожать своих старух и хранить в закоулках отзвуки шумных дней, гула человеческих голосов, цокота копыт, подъезжающих к крыльцу экипажей.

Источник

Оцените статью