Картина «Бабушкин сад» Василия Поленова — лирический пейзаж настроения
«Бабушкин сад» — картина известного русского живописца Василия Дмитриевича Поленова (Vasílij Dmítrievich Polénov), написанная в 1878 году. Автор изобразил типичную московскую усадьбу XIX века, утопающую в пышной зелени разросшегося сада. В традициях того времени она построена из дерева, оштукатурена под каменную кладку и украшена портиком, который обрамлен колоннами и увенчан фронтоном. Дом обветшал — лепнина местами облетела, от ступеней лестницы отвалились куски камня, да и стены уже давно нужно покрасить. Особняк похож на свою старую хозяйку. Вот она в старомодном темном одеянии и в кружевном чепчике бредет по тропинке навстречу зрителю, опираясь на руку юной внучки, одетой в модное платье. Произведение навевает приятную грусть, заставляет думать о естественном обновлении природы, смене поколений, разрушении старых зданий и изменении привычного уклада жизни.
- Название картины: «Бабушкин сад».
- Автор: Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927).
- Год написания: 1878 год.
- Размер: 54,7 х 65 см
- Стиль:Реализм.
- Жанр:Пейзаж. Бытовая сцена.
- Техника:Масляная живопись.
- Материал: Холст.
- Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва.
Василий Дмитриевич Поленов — знаменитый русский художник-передвижник второй половины XIX века, мастер исторического, пейзажного и бытового жанров. Картина «Бабушкин сад» написана в период творческого становления живописца. В 1877-1878 годах он делал первые шаги в освоении нового направления, который любил называть «пейзажным бытовым жанром». Поленов искусно соединял в одном произведении естественную красоту природы и рукотворное великолепие архитектуры, а затем гармонично вписывал в пейзажную композицию человека.
Художник замкнул сюжет картины в узких рамках затененного сада и использовал приглушенную палитру, чтобы подчеркнуть необратимый процесс увядания природы, архитектуры и человека. Темная зелень, блекло-песчаная желтизна дорожки, серовато-коричневые стены дома, и даже в солнечных лучах, падающих на старушку, нет радости и света.
На картине изображен все тот же двор на углу Дурновского и Трубниковского переулков, что и на «Московском дворике», только в этот раз автор изменил ракурс и повернулся лицом к дому Баумгартена, где снимал комнату в 1877-1878 годах. Василий Поленов с максимальной точностью воспроизвел на холсте настоящее «дворянское гнездо», вполне убедительно создав образы обитательниц этой усадьбы и передав атмосферу, царившую в таких поместьях. Это едва уловимая ностальгия по прошлому, тоска по минувшей славе, созерцание заката дворянской культуры.
Картина «Бабушкин сад» Василия Поленова была представлена на выставке передвижников в 1879 году и вызвала шквал положительных комментариев. Известный российский меценат Сергей Третьяков выкупил у автора холст для своей коллекции, а в 1892 году передал произведение в дар Третьяковской картинной галерее, где оно хранится до сих пор.
Источник
Бабушкин сад
Картина «Бабушкин сад» написана Поленовым в 1878 г. и впервые была показана на VII выставке Передвижников в 1879 г.
Рецензент «Московских ведомостей» написал: «Такие картины рассчитаны на то, чтобы дать вам, прежде всего, ‘настроение’ и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет элегия».
Сейчас картина экспонируется в Третьяковской галерее.
В 1877-1879 гг. Поленов создал московскую трилогию, в которую вошли «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд».
Где был бабушкин сад
С июля 1877 по июль 1878 г. Поленов снимал квартиру во флигеле усадьбы корнета Николая Львовича Баумгартена. Считается, что на картине изображён главный дом усадьбы. Для этого есть основания:
- картина «Бабушкин сад» последовала непосредственно за «Московским двориком», на который попала часть главного дома усадьбы. Дома на картинах очень похожи, хотя и есть отличия;
- князь Георгий Евгеньевич Львов (1861-1925), живший в этом доме, когда был учащимся Поливановской гимназии, написал в своих воспоминаниях: «Наш дом Юрьевой, потом Баумгартен, увековечен Поленовым, который тоже жил в нём, в его картине ‘Бабушкин сад’. Старушка – это Юрьева, а ведёт её под руку замужняя дочь её Баумгартен». Предыдущим владельцем усадьбы был подполковник Александр Николаевич Юрьев (ок.1796-1863).
Судя по плану владения, сейчас на месте сада стоит дом, имеющий адрес Композиторская, 17/5.
Не договорившись с Баумгартенами о цене за наём квартиры, Поленов в конце июля 1878 г. переехал на квартиру во флигеле усадьбы Олсуфьевых на Девичьем поле, где и прожил до осени 1881 г.
Ю.Д. Олсуфьев (1904-1992) оставил воспоминания «Из прошлого моей семьи». Многое он написал со слов графини Анны Васильевны Левицкой (1863 — после 1943), которая была дочерью последнего владельца усадьбы Василия Александровича Олсуфьева (1831-1883):
«В середине прошлого столетия, при жизни моего деда Василия Александровича Олсуфьева, всё это поместье занимало семь десятин, из коих две десятины были заняты домом, флигелями, оранжереями, конюшнями и другими хозяйственными постройками. На остальных же пяти десятинах был разбит парк, который при жизни князя Голицына тянулся до самой Москва-реки. В 1883 г., после кончины моего деда, дом был продан его вдовой, и на его месте построена Морозовская клиника.
Художник В.Д. Поленов снимал флигель дома на Девичьем поле с 1878 по 1881 год, и романтический в своём запустении, разрушающийся архитектурный ансамбль был воспринят им как воплощение тургеневского дворянского гнезда. Там он написал известную картину ‘Бабушкин сад’, на которой изображён флигель усадьбы, со стороны Оболенского переулка, и мою тётю Татьяну Васильевну Олсуфьеву (1861 — после 1928) – дочь тогдашнего владельца, в виде молодой девушки, поддерживающей бабушку».
Вполне возможно, что начав картину в усадьбе Баумгартена, художник продолжил её в усадьбе Олсуфьева. Здесь он мог доработать и сад, и дом, и фигуры. К этому можно добавить, что современный адрес главного дома усадьбы, вернее места, где он стоял, улица Россолимо, 11.
Источник
Неизвестная история картины
Мало кто знает, но картина «Бабушкин сад» связана крепкими узами с другой знаменитой картиной Василия Поленова «Московский дворик».
Однажды художник приехал в Москву, чтобы собрать материал для своей очередной картины. До этого он много лет провел в Европе, где учился у местных мастеров.
«Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Раз-два и готово! А тут как раз выставка передвижников подоспела. «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета». В итоге его порядочную картинку полюбили все, а Третьяков купил.
Сам Василий Дмитриевич, считая себя историческим живописцем, не очень ценил картину. Но в среде передвижников она была новаторской, как вдох-выдох. Передвижники все к чему-то призывали. А «Московский дворик» никуда не звал, ничему не учил. Это отдохновение от суеты.
Изображенный на полотне храм сохранился до сих пор, а вот ни дома, где снимал жилье художник, ни особняка уже нет. Зато они остались еще на одной картине Поленова — «Бабушкин сад». На ней изображен тот же усадебный дом, но с другого ракурса.
По этим картинам можно представить себе, какой была Москва в 1870-х. В XVIII — XIX веках главной градостроительной единицей города были не улицы и площади, а дом и двор. Особняки, занимая порой целые кварталы, были окружены садами и дворовыми постройками.
Хотя картина и называется «Бабушкин сад», от настоящего ухоженного сада уже почти ничего не осталось. На самом деле справа и слева от дорожки начинались настоящие заросли, но Поленов деликатно оставил их за пределами композиции.
То, что мы видим на его картине — топографически точно изображенное место, территория московской дворянской усадьбы. Это дом Баумгартена, по соседству с которым и жил художник.
В моде был классицизм, поэтому фасады непременно украшались колоннами и портиками. Деревянные стены штукатурили «под камень», обильно дополняя лепниной. Именно такой дом мы и видим на заднем плане картины. Он порядком обветшал, украшение в виде венка на фронтоне дома частично обвалилось. От былого величия и великолепия осталась лишь тень.
То же самое можно сказать и о хозяйке усадьбы — пожилой женщине в старомодном чепце и темном (видимо, траурном) платье. Она с трудом передвигается, опираясь на трость и руку своей спутницы. Былая красота осталась в прошлом, ее жизнь идет к закату, вместе с ней замирают и дом, и сад.
Художник играет на контрасте, показывая мрачноватую элегию угасающей жизни дворянского гнезда в «Бабушкином саду» и солнечный, шумный уголок, наполненный жизнью в «Московском дворике».
Источник
Картина «Бабушкин сад», Василий Поленов — описание
Грусть по уходящим в историю «дворянским гнёздам» можно заметить во многих произведениях конца XIX – начала XX века. Достаточно вспомнить «Вишнёвый сад» А.П. Чехова. Наиболее пронзительный шедевр в живописи с подобной тематикой был создан Василием Поленовым в 1878 году, и это «Бабушкин сад».
Поленов ещё застал цветение «дворянских гнёзд» — он часто гостил в имении своей бабушки в Ольшанке Тамбовской губернии и искренне восхищался этим местом. Задумав картину, художник, в первую очередь, хотел воплотить философскую мысль, и это ему успешно удалось. Уходящая эпоха, смена поколений, обновление и постепенное болезненное исчезновение старого уклада – вот основные лейтмотивы картины.
Работа написана в жанре «пейзажа настроения» — личной находке мастера. Поленов предпочитал не ставить в своих работах острых социальных вопросов, не нагнетать обстановку, он констатировал определённое настроение, демонстрировал сюжет, спокойно, просто и красноречиво.
На картине зритель видит старый типичный дворянский особняк – такими строениями застраивалась вся Москва с пригородами после пожара 1812 года. Дома эти были деревянными, но характерные колонны и толстый слой штукатурки должен был создать иллюзию основательного каменного строения. Зритель видит как низ такой вот «бутафорской колонны» облупился, обнажив деревянную кладку.
Изящный фронтон здания говорит о высоком вкусе и классической архитектуре, но в этот же самый момент глаза замечают облупившуюся и обсыпавшуюся лепнину, ржавый карниз, свидетельствующие о заброшенности некогда прекрасного дома.
Разросшийся прекрасный сад, когда-то был регулярным, но сейчас это своевольная зелень, которую давно не подстригали, оттого и вся пейзажная декорация выглядит запущено.
На переднем плане главные героини – скрюченная старуха в старомодном чепце и молодая внучка в модном платье. Яркое сопоставление старого и нового. Бабушка выглядит также дряхло, как и её дом – облупившиеся стены особняка можно сравнить с крючковатой фигурой пожилой героини.
Цветовое решение картины по-настоящему прекрасно и красочно. Ещё после первой выставки В. Стасов, настороженно относящийся к Поленову, хвалил «Бабушкин сад» за свежесть цветового колорита. И действительно, буйство зелени, яркие солнечные блики, жёлтая дорожка, голубое небо – всё это представляет сюжет очень реалистично и детально.
Глядя на выщербленные ступени высокой лестницы, легко можно пофантазировать, сколько изящных туфелек взлетало по этому крыльцу, аккуратно пересекая дорожку и разглядывая прекрасный ухоженный сад. Здесь, наверное, были очень счастливы, любили, страдали, смеялись – здесь кипела жизнь. Однако сегодня, всё окружающее лишь эхо давнего праздника жизни. Уходит эпоха богатых имений, уступая место новому жизненному укладу, а разрушающим дворянским гнёздам остаётся лишь провожать своих старух и хранить в закоулках отзвуки шумных дней, гула человеческих голосов, цокота копыт, подъезжающих к крыльцу экипажей.
Источник