Покрытосеменные растения 5 класс биология яблоня

Яблоня: фото и описание

Яблоня — это плодовое древесное растение, обладающее вкусными и полезными плодами — яблоками. Существует в мире более десятка тысяч сортов яблонь, многие из которых используются в качестве декоративных растений. Но всё же, чаще выращивают их с целью сбора урожая (обычно осенью).

Описание яблони и яблок

Высота яблонь может достигать 15-20 метров, но чаще они представляют собой деревья 3-5 метров высотой, с развесистой кроной и не очень длинными ветвями. Причём ветви чаще всего являются довольно кривыми, хоть и отходят от ствола дерева в стороны. На ветвях располагаются цветы, листья (зелёного цвета) и плоды.

Яблоки обычно имеют округлую форму, а их размер и цвет целиком зависит от сорта. Самыми распространёнными яблоки жёлтого цвета, красного и зелёного. Ну а диаметр их обычно колеблется от 5 до 20 сантиметров. В зависимости от сорта яблони, урожай можно собирать как осенью, так и летом, и даже зимой.

Полезные свойства яблок

Яблоки содержат витамины группы A, B, C, E, K и P, а также различные минеральные вещества: медь, магний, калий, кальций, фосфор, цинк, железо и многие другие. Помимо этого, яблоки богаты пищевыми волокнами, пектиновыми и дубильными веществами, полезными кислотами и другими веществами. Благодаря этому яблоки являются одними из самых полезных фруктов. Их употребление приносит огромную пользу организму:

    — укрепляется иммунная система;

— улучшается работа сердечно-сосудистой системы;

— укрепляются кости, зубы и ногти;

— улучшается состояние кожи, она становится более упругой и молодой;

— из организма выводится холестерин, что приводит к снижению веса;

— организм очищается от многих вредных веществ (токсинов, к примеру);

Заключение

Яблоки являются одними из самых полезных фруктов. Они приносят организму огромную пользу, и при этом очень вкусны. Поэтому желательно есть яблоки почаще. При этом стоит помнить, что полезнее остальных зелёные яблоки, в них содержится больше витаминов и минеральных веществ.

Малина
Ягоды малины содержат большое количество полезных веществ. К тому же, они очень вкусны.

Груша
Груши являются очень вкусными плодовыми растениями. Также они содержат довольно много полезных веществ.

Источник статьи: http://naturae.ru/rastitelnyi-mir/kulturnye-rasteniya/yablonya.html

Урок 24. Покрытосеменные растения (§ 17). — Рабочая тетрадь по биологии 5 класса (Пасечник, линия жизни)

1. Объясните, почему покрытосеменные растения получили такое название.
Семена растений находятся внутри плода, который их защищает.

2. Используя учебник, дополнительную литературу, интернет-ресурсы, заполните таблицу «Многообразие покрытосеменных растений»

Особенности строения и размножения

Древесное растение. Семена находятся внутри плода (желудя)

Древесное растение. Семена находятся внутри плода (яблока)

3. Охарактеризуйте среды жизни покрытосеменных растений.
Они обитают преимущественно в наземно-водушной среде, но встречаются и в водной (Элодея).

4. Рассмотрите рисунок «Строение высших семенных растений». Сделайте на нем соответствующие подписи.


В чем сходство и различие между голосеменными и покрытосеменными растениями?
Сходство в семенном способе размножения, различие в том, что семена покрытосеменных защищены цветком и плодом.

*5. Запишите названия видов растений:
1) Произрастающих в вашей местности и нуждающихся в охране
Ландыш майский, венерин башмачок.
2) Произрастающих в вашей местности, занесенных в Красную книгу России
Береза Низкая, ложечница датская.
3) Которые удалось спасти от исчезновения
Лилия мозолистая.
6. Изучив текст параграфа и рисунок 43, заполните схему «Жизненные формы растений»


7. Выясните, какие покрытосеменные растения растут в районе вашей школы. Охарактеризуйте несколько из них, заполнив таблицу.

Источник статьи: http://www.biogdz.ru/5-klass/urok-24-pokrytosemennye-rasteniya-17.html

§ 18. Покрытосеменные, или Цветковые — Пасечник. 5 класс. Рабочая тетрадь

62. Заполните схему «Жизненные формы покрытосеменных растений».

63. Рассмотрите рисунок 81 учебника и объясните, какие растения называют однолетними, двулетними и многолетними. Приведите примеры таких растений.

К однолетним растениям относятся покрытосеменные растения, жизненный цикл которых длиться не более одного года. К таким растениям можно отнести пшеницу рожь, огурцы, перец, помидоры, бархатцы, горох, укроп и другие растения. Практически все однолетние растения являются травянистыми.

К двулетним растениям относятся покрытосеменные растения, жизненный цикл которых длится 2 года. Это морковь, репчатый лук, свекла, сельдерей, брюссельская капуста, петрушка и другие. Двулетники также чаще всего являются травами.

К многолетним покрытосеменным растениям относятся растения, жизненный цикл которых продолжается два и более лет. Многолетниками являются все деревья и кустарники: дуб, берёза, осина, эвкалипт, яблоня, слива, вишня, смородина, барбарис и т.д., а также некоторые травянистые растения: тюльпаны, георгины, розы, ирисы, нарциссы и прочие.

64. Охарактеризуйте несколько известных вам растений по предложенным в таблице характеристикам. Заполните таблицу.

Читайте также:  Яблони сорта для еды

Источник статьи: http://bio-geo.ru/rt-pasechnik-5-23/

Покрытосеменные растения — основа биосферы

Покрытосеменные (или цветковые) — высшие представители флоры. Это самые распространённые растения на планете. Например, к ним относятся пшеница, дуб, яблоня, пальма, крапива и многие другие. Виды из этого отдела разнообразны по форме, размерам и условиям обитания. Но всех их объединяют общие признаки строения, развития и размножения. О них и пойдёт речь в этом сообщении.

Строение и особенности, отличия от голосеменных

Основные органы, которые есть у любого цветкового растения:

  • корень, с помощью которого оно получает питательные вещества из почвы;
  • стебель и расположенные на нём боковые побеги;
  • листья, отвечающие за фотосинтез;
  • цветок — укороченный побег, который со временем меняет свой внешний вид и превращается в плод.

Схема строения цветка.

Несколько важных отличий от голосеменных:

  1. Орган семенного размножения — цветок, в котором происходит оплодотворение. Это их самый главный отличительный признак. Отсюда их второе название «цветковые».
  2. Семена цветковых растений покрыты тканями плода. У голосеменных семя открыто лежит на чешуе шишки. За это они и получили свои основные названия: «покрытосеменные» и «голосеменные»
  3. Листья могут быть разной формы. Листва голосеменных — это только хвоя.
  4. Разнообразные жизненные формы — деревья, кустарники и травы. Голосеменные представлены только древесными формами.

Пшеница — представитель покрытосеменных растений. Из пшеничной муки пекут хлеб, делают макароны, пирожные и торты.
Фото: flickr.com/SleepyClaus

Виды и среда обитания

В отделе покрытосеменных насчитывается более 240 000 видов. В биологии всё их многообразие принято делить на два класса: однодольные (рожь, пшеница) и двудольные (бобы, картофель). Классы в свою очередь подразделяют на семейства.

Горох представляет собой слегка вьющуюся траву. Его выращивают почти в каждом огороде, и им любят лакомиться дети.
Фото: flickr.com/LisaMoffatt

За долгое время эволюции цветковые растения приспособились к различной среде обитания — от тропических лесов до пустынь и тундры. Сейчас они широко распространены во всех климатических поясах Земли.

Происхождение

Покрытосеменные и голосеменные произошли от одного общего предка — древних водорослей. Затем в процессе эволюции их пути разделились. У покрытосеменных появился новый орган размножения — цветок, который привлекает насекомых сильным запахом и яркой окраской. Они переносят пыльцу от одного цветка к другому. Так обеспечивается более надёжное опыление растения не только ветром, как у голосеменных, но и насекомыми.

Поэтому покрытосеменные быстро распространились по всей планете и заняли господствующее положение.

Размножение и продолжительность жизни

Цветковые в основном размножаются семенами.

Сначала внутри цветка семя созревает и накапливает питательные вещества. После попадания пыльцы в цветок происходит оплодотворение. Семя постепенно превращается в плод. Внутри него образуются новые семена, которые пока надёжно защищены тканями плода от преждевременного распространения. Когда придёт время, семя упадёт на землю и прорастёт в новое растение.

Размножение цветковых растений.

Также цветковые могут размножаться побегами и корнями.

По продолжительности жизненного цикла они могут быть:

Независимо от срока своей жизни, каждое покрытосеменное растение обязательно цветёт хотя бы один раз.

Цветущая яблоня радует глаз и источает чудесный аромат, а спелые яблоки полезны для здоровья.
Фото: flickr.com/narujen

Роль в природе и жизни человека

Окружающую нас среду невозможно представить без цветковых растений. В природе они образуют целые ландшафты. В России это леса, степи, лесостепи, тундра.

Они участвуют в круговороте веществ в природе — поглощают из атмосферы углекислый газ и вырабатывают кислород.

Крапива — не просто сорняк. В ней содержится много полезных веществ, поэтому её используют в медицине.
Фото: flickr.com/svklimkin

Покрытосеменные имеют огромное значение в жизни человека. Они:

  • служат пищей для человека и домашних животных;
  • являются источником лекарственных компонентов для производства медикаментов и косметики;
  • используются как сырье для промышленности;
  • просто радуют нас своим прекрасным и разнообразным внешним видом.

Источник статьи: http://www.doklad-plus.ru/biologiya/pokrytosemennye-rasteniya.html

Урок биологии в 5 классе «Покрытосеменные растения»
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Урок по теме «Покрытосеменные» является завершающим в разделе «Царство Растения». Покрытосеменные являются наиболее высокоорганизованным отделом растений и занимают важнейшее место среди всех современных растений. Курс биологии 6 класса о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; взаимосвязи строения и функций органов называется «Многообразие покрытосеменных растений»

Читайте также:  Замерзли яблони что с ними делать

На уроке использовалось сочетание методов фронтальной работы, самостоятельной, индивидуальной работы, а также работа в парах, что обеспечивает более полное усвоение нового материала. Применялись элементы технологии ИКТ, дифференцированного обучения, проблемного изучения.

Скачать:

Вложение Размер
tema_uroka_pokrytosemennye_rasteniya.doc 409.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока Покрытосеменные растения

Тип урока : урок открытия нового знания.

Деятельностная цель : создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через поиск решений проблемных вопросов, выполнение практических заданий; организация условий, инициирующих способности осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Предметно дидактическая цель : формирование условий для усвоения учащимися знаний о растениях отдела Покрытосеменные, их многообразии; сформировать представление о жизненных формах и продолжительности жизни покрытосеменных растений; изучить роль покрытосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека

  1. Школьники будут актуализировать знания об особенностях строения растений отдела Покрытосеменные.
  2. Уметь выявлять группы покрытосеменных растений по жизненной форме и продолжительности жизни
  3. Уметь находить сходство и отличия между покрытосеменными и ранее изученными группами растений и выявлять черты более высокой организации у покрытосеменных растений в сравнении с голосеменными.
  • научиться находить и использовать существенную информацию из учебника, дополнительных текстов – смысловое чтение, из собственного жизненного опыта, анализировать, структурировать, преобразовывать её из одной формы в другую;
  • учиться анализировать, сравнивать, обобщать, объяснять явления, процессы, связи и отношения.
  • учиться слушать и понимать речь другого человека.
  • учиться самостоятельно организовывать учебное сотрудничество, определять общие способы работы при работе в паре, способы взаимодействия;
  • учиться ставить вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
  • учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)
  • учиться планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • учиться самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и проводить необходимую корректировку.
  1. Осознавать единство и целостность мира.
  2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны, понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы
  3. Личностное самоопределение и смыслообразование.

Основные понятия, изучаемые на уроке : покрытосеменные (цветковые), цветок, плод, жизненные формы: деревья, кустарники, травы; однолетние, двулетние, многолетние растения

Учащийся должен знать : признаки, свойственные покрытосеменным растениям; особенности строения покрытосеменных растений; значение покрытосеменных в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь: различать покрытосеменные растения; называть черты отличия между споровыми и семенными растениями, давать характеристику покрытосеменным растениям

Формы работы на уроке : фронтальная работа, работа в парах, индивидуально

Методы: проблемного обучения, частично — поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный

Обеспечение урока : мультимедийное оборудование, презентация к уроку «Покрытосеменные растения», учебники, рабочие тетради, дидактический раздаточный материал, листы оценивания

  1. Организационный этап. (мотивирование на учебную деятельность) (1мин.)

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Людмила Львовна. И сегодняшний урок у вас проведу я.

Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

  1. Актуализация знаний (3 мин. – 2 мин на выполнение , 1 мин на проверку и самооценивание)

Разнообразен и прекрасен мир растений:

Мхи, водоросли, папоротники, плауны

И голосеменные: сосны, пихты, ели,

Но властелины царства не они

Как вы думаете, почему? (ответы учащихся ).

Вам сложно ответить на этот вопрос.

Я попрошу вас о следующем. На слайде вы видите изображения растения. Вы должны распределить предложенные объекты в три группы:

  • Низшие споровые
  • Высшие споровые
  • Голосеменные

Проверка правильности выполнения задания, Объяснение принципов выбора детьми. Самооценивание .

  1. Создание проблемной ситуации .(2 мин.)
  • Какие из растений не вошли ни в одну группу?
  • Что у них общего?
  • Что образуется на месте цветка?
  • Где располагаются семена? (окружены или покрыты плодом)

Слайд №3 –проблема урока «Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле»

  • Какова тема сегодняшнего урока? Формулирование темы урока

Слайд №4 – тема урока

  1. Целеполагание.
  2. Планирование (2 мин). (поиск путей решения проблемы)

Формулирование целей урока

Что бы вы хотели узнать на уроке. Составление плана конспекта в виде отдельных листочков с вопросами на доске. По мере изучения листочки убираются.

  • Почему растения называются покрытосеменными
  • Каковы общие особенности покрытосеменных растений
  • Как делятся покрытосеменные растения по внешнему виду
  • Многообразие растений по срокам жизни
  1. Открытие» нового знания (7-8 мин.)

Прошло более 200 млн. лет после выхода растений из водной среды на сушу, прежде чем появились покрытосеменные. Что же объединяет все эти растения?

  1. Характерные признаки покрытосеменных растений Почему же их называют Покрытосеменные? – 3 мин (2 мин на выполнение, 1 мин на проверку и самооценивание)

Упражнение «Редактор»(работа в парах) уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся

Используя текст о покрытосеменных растениях, укажите, какие признаки отличают покрытосеменные от других растений

Кто выполнил задание – поднимают руку

Главной особенностью покрытосеменных растений является то, что у них образуется цветок, даже если растение за свою жизнь цветет только один раз.

– Какую роль играют цветки для растений? (Они привлекают насекомых, которые их опыляют.)

– После цветения на месте цветка образуется плод, внутри которого находятся семена. Они не располагаются открыто, как у голосеменных, а находятся
в защитной оболочке плодов. Поэтому цветковые также получили название «покрытосеменные». Самой главной особенностью цветковых является наличие цветков, плодов и семян.

Слайд №4. ( Имеется орган семенного размножения – цветок. Семя развивается внутри плода, т.е. защищено завязью (покрыто).

Сравните свои ответы по ключу и оцените правильность выполнения задания №2 в оценочном листе

  1. Жизненные формы растений — 2 мин

– В настоящее время известно более 250 тысяч разных видов покрытосеменных растений.

Как же классифицировать эти растения? На какие бы группы вы распределили покрытосеменные растения. (работа с учебником рис.80 на с. 49, зад. №75 в Р.т. на с. 49) – 1мин.

Среди них встречаются травы, кустарники, деревья.

– Приведите примеры деревьев, кустарников и трав.

Рассмотрите растения, изображенные на слайде. Найдите существенные отличия жизненных форм растений друг от друга.

Динамическая пауза – 1мин

А теперь я предлагаю немного размяться

«Я буду называть различные растения покрытосеменные, а вы делать движения. Если это дерево – руки тянем вверх, если это трава – приседаем, ну а если кустарник или кустарничек – прыгаем. Как только слышим название растения не относящееся к отделу покрытосеменные, значит физкультминутка закончена.»
«шиповник, смородина, груша, береза, одуванчик, ромашка, липа, сирень, тюльпан, ландыш, ламинария…»

  1. Разнообразие растений по продолжительности жизни (работа с учебником, рис. 81 На с. 130 ) — 2 мин( 1 мин на работу с рисунком, 1 мин на проверку)

Однолетние растения – это растения, чей жизненный цикл от семени до семени длится всего один вегетационный период.

Двулетние растения полностью формируются в течении первого года, а вот уже цветут и дают плоды на второй год.

Многолетние растения цветут и живут намного больше двух лет.

Многообразие покрытосеменных по условиям произрастания, по размерам ( демонстрация слайдов презентации) 1 мин

– Где можно встретить цветковые растения? ( На всех материках.)

  • Самое маленькое растение на планете – Вольфия бескорневая. Её крошечный листочек имеет диаметр не более 2мм.
  • Самый большой цветок имеет Раффлезия Арнольда. Диаметр цветка -1м , вес около 6 кг.
  • Самые большие листья у южноамериканского растения Виктория амазонская. Диаметр ее листьев достигает двух метров. Они способны выдержать вес в несколько десятков килограмм.
  1. Роль цветковых растений в природе и жизни человека

– Какую роль в природе и для человека играют цветковые растения?

Обобщает все ответы учащихся:

1) Выделяют кислород, необходимый для дыхания.

2) Являются местом обитания многих животных.

3) Служат пищей для животных и человека.

4) Используют в сельском хозяйстве и в качестве корма для животных.

5) Применяют для получения тканей (хлопок, лен).

6) Служат основой лекарственных препаратов.

7) Используют для украшения городов, садов, домов.

– В последние десятилетия деятельность человека пагубно влияет на природу. Какие действия человечеству необходимо предпринять для сохранения многообразия растений? (Очищать воздух от загрязнений, применять на заводах фильтры, сажать деревья, восстанавливать леса, очищать реки и озера, сохранять исчезающие виды растений, увеличивать количество заповедников.)

  1. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (5 мин.= 4 мин на выполнение + 1 мин на проверку)

Предлагаю сравнить голосеменные и покрытосеменные растения и ответить на вопрос: почему голосеменные и покрытосеменные называются высшими семенными растениями и в чем их преимущества перед высшими споровыми растениями?

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2019/05/03/urok-biologii-v-5-klasse-pokrytosemennye-rasteniya

Читайте также:  Веньяминовское сорта яблонь для
Оцените статью