- Экспорт в Китай: секреты грамотной погрузки круглого леса в железнодорожные вагоны
- Сорта круглого леса в Китае и принципы его погрузки:
- 1. Породы
- 2. Качество
- Распространенные дефекты бревен в оценке качества пиловочника
- Сорта круглого леса и оценка партии
- Китайская классификация сортности. Каким лесоэкспортерам она дает преимущество?
- Принцип среднего диаметра — основа для определения цены кругляка
- Погрузка по диаметрам
- 3.5. Погрузка лесоматериалов.
Экспорт в Китай: секреты грамотной погрузки круглого леса в железнодорожные вагоны
Грамотная погрузка круглого леса в железнодорожные вагоны, учитывающая рыночную китайскую классификацию сортности и иные требования, порой негласные, поможет реализовать в КНР партию лесопродукции максимально выгодно. Точно выполняйте изложенные в этом материале рекомендации — это поможет значительно увеличить Ваш доход.
Сорта круглого леса в Китае и принципы его погрузки:
Принципы купли-продажи круглого леса в Китае диктуют стандарты его погрузки в железнодорожные вагоны. Вот основные из них:
1. Породы
Обязательна отдельная погрузка по породам. Например, не допускается погрузка в один вагон сосны и лиственницы, также нельзя смешивать лес других пород.
У древесины разных пород свои покупатели, которые используют ее для определенных нужд. Поэтому грузить, смешивая древесину разных пород равно потере денег.
Исключение: ель и пихта, для этих пород допускается смешанная погрузка.
ВНИМАНИЕ: В КИТАЙСКИХ ТРЕБОВАНИЯХ, КАК И В РОССИЙСКИХ ГОСТАХ НИ В ОДНОМ СОРТЕ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ НАЛИЧИЕ ТРУХЛЯВОЙ ГНИЛИ! ЭТО КРАЙНЕ НЕВЫГОДНО ДЛЯ ЛЕСОЭКСПОРТЕРА.
2. Качество
В Китае разделяют круглый лес на 4 основные сорта качества:
Отборный — как правило, это комлевая часть бревен. Главное отличие от ГОСТ 22298‐76 — отсутствие сучков на стволе и торцах бревен. Для лиственницы очень важно отсутствие отлупных трещин.
1 сорт — древесина с пороками, соответствующими 1,2 сорту по ГОСТ 22298‐76.
2 сорт — соответствует 1‐му и с ограничениями 2 сорту ГОСТ 9463.
3 сорт — нижние пределы 2 сорта и 3 сорт по ГОСТ 9463, вершинная часть древесины с большими сучками.
Существенный критерий — цвет коры. Так называемая «красная кора» — лес из северных регионов, «черная кора» — лес произрастающий южнее (Абакан, Канск, Тайшет, Зима, Иркутск и т. д.) Как правило, лес с красной корой ценится дороже.
Исключение: для тонкомера диаметром 14‐22 см сортировка по качеству не обязательна.
Распространенные дефекты бревен в оценке качества пиловочника
Сосна. Самое яркое отличие от российских традиций: при оценке качества круглого леса сорта «Отборный» принимаются во внимание крупные несросшиеся и трухлявые сучки на торцах бревен. Из-за отсутствия возможности раскатки бревен при приемке / передаче, эти дефекты расцениваются как первый признак присутствия табачных и заросшихся сучков на стволе. Такую древесину купят как древесину более низкого сорта.
Лиственница. Самое яркое отличие от российских традиций: при оценке качества круглого леса сорта «Отборный» принимаются во внимание крупные несросшиеся и трухлявые сучки на торцах бревен. Из-за отсутствия возможности раскатки бревен при приемке / передаче, эти дефекты расцениваются как первый признак присутствия табачных и заросшихся сучков на стволе. Такую древесину купят как древесину более низкого сорта.
Сорта круглого леса и оценка партии
Покупатели оценивают качество всей партии в целом — во внимание берется каждая штука. Покупатель визуально осматривает все бревна в вагоне на предмет соответствия заявленному продавцом качеству.
Для того, чтобы получить самую выгодную цену за вагон, при погрузке необходимо четко сортировать древесину на 3‐4 группы сортности:
Если вагон погружен кругляком сорта Отборный, но в нем присутствуют бревна и более низкого сорта, цена может быть снижена для всей партии.
У 1 и 2 сорта разная стоимость, поэтому при продаже учитывается также и соотношение количества бревен разного сорта в вагоне.
В настоящее время большинство экспортеров не разделяет лес 1 и 2 сорта (китайская сортировка), грузит их в один вагон и называет пиловочником 1‐2 сорта. Они не учитывают, что китайские покупатели дороже оценят вагон с преобладанием 1 категории. Крупные и опытные игроки отрасли давно уже приспособились к этой специфике и грузят вагоны подбирая грамотное соотношение бревен 1‐2 сортов по китайской классификации.
Китайская классификация сортности. Каким лесоэкспортерам она дает преимущество?
Не секрет, что в Сибири очень качественный лес, это позволяет заготавливать большой процент бревен без видимых сучков. К примеру, в Братском районе Иркутской области и в Богучанском районе Красноярского края это соотношение может достигать 40‐50 % от общего объема заготовки. Так же в северных районах Сибири средний размер сучка на пиловочных бревнах небольшой, в большинстве подходящий под критерии 1 сорта китайской сортировки. Поэтому, китайская классификация сортности приносит этим районам ценовое преимущество по сравнению с более южными районами этих же областей, где данный процент значительно ниже.
Важно! Обязательно необходимо учитывать китайскую классификацию сортности. Это позволит получить максимальную цену за партию древесины.
Принцип среднего диаметра — основа для определения цены кругляка
Продажа вагона круглого леса производится на принципах среднего диаметра бревен в вагоне. Определяется средний диаметр очень просто: кубатура всего вагона делится на количество бревен в нем. Полученное значение — средняя кубатура бревен, погруженных в вагон, на его основе рассчитывается средний диаметр бревен в вагоне.
Погрузка по диаметрам
Мы рекомендуем грузить пиловочник разделяя его на следующие группы диаметров (раздельная погрузка этих групп очень важна):
Вы не получите максимальную цену на отборный толстомер (пиловочник диаметром 35 см и выше), если добавите в вагон тонкий лес (диаметр до 30 см), как говорят «на шапку».
Оценка стоимости партий леса на основе выведения среднего диаметра так же дает дополнительную выгоду экспортерам.
В России традиционно цена продажи круглого леса диаметром 32 см и выше устанавливалась в одной ценовой категории, и не бралось во внимание насколько крупный лес был погружен. В Китае разница в цене между тридцатитрех- и тридцативосьми сантиметровым средними диаметрами в вагоне составляет 10‐30 $ и более, в зависимости от сортности партии.
Важно! При погрузке древесины с любыми характеристиками учитывайте базовый принцип — чем больший объем загружен в вагон, тем дороже можно продать эту партию лесоматериалов. Ведь постоянные затраты, которые одинаковы при любом объеме загрузки, распределяются на большее количество лесопродукции.
Это основные, но отнюдь не все, нюансы погрузки круглого леса в железнодорожные вагоны для отправки на экспорт в Китай. Знание этих и других деталей поможет Вам более эффективно заниматься лесоэкспортом в КНР. Готовы более подробно проконсультировать Вас и специалистов Вашей компании по этому вопросу.
Источник
3.5. Погрузка лесоматериалов.
При погрузке лесоматериалов в открытый подвижной состав используются лебедки ТЛ-1, ТЛ-3 с тяговым усилием от 1,5 до 5 т, а также козловые, кабельные и башенные краны.
Лесоматериалы в необходимом для загрузки группы вагонов объеме должны быть заранее подготовлены у погрузочного пути. Для погрузки лебедками должны быть подготовлены пачки леса, отделенные прокладками.
Продолжительность подготовительных и заключительных операций, а также вспомогательных операций, выполняемых в процессе погрузки, устанавливается на основании хронометражных наблюдений.
Затраты времени непосредственно на погрузку круглого леса в вагон при применении лебедок определяются по формуле:
где tц — средняя продолжительность цикла погрузки пачки леса, мин.;
qшт — объем одного штабеля леса в вагоне, пл. (плотные) м3.
При погрузке леса длиной 6,5 м среднее значение qшт = 25 пл. м3;
qп — объем пачки леса. При погрузке лебедками ТЛ-1 в среднем qп = 1,25 пл. м3, при погрузке лебедками ТЛ-3 в среднем qп= 3,75 м3;
тау — число штабелей леса в вагоне;
t всп. — затраты времени на вспомогательные операции, мин.
Ниже указана средняя продолжительность выполнения подготовительных, вспомогательных и заключительных операций при погрузке полувагона и платформы:
Продолжительность операции, мин.
Подготовительные операции tподг: установка стоек, укладка прокладок, установка слег
Вспомогательные операции tвсп: увязка леса и укладка промежуточных прокладок, передвижка вагона в процессе погрузки при переходе к укладке очередного штабеля
Заключительные операции: верхняя увязка стоек и подравнивание бревен
3.5.1. Погрузка длинномерного круглого леса 6,5 м в полувагон и на платформу с применением лебедок ТЛ-1.
Скорость навивки троса на барабан Vл = 0,6 м/с; объем захватываемой за один цикл пачки круглого леса qп = 1,25 пл. м3; средняя дальность транспортирования пачки от штабеля до наклонных слег Lл = 4,5 м; высота подъема пачки в вагон по наклонным слегам hподг = 5 м; средняя глубина опускания пачки в вагон hоп = 2 м; число штабелей, загружаемых в вагон тау = 2; вместимость каждого штабеля qшт = 25 пл. м3.
Значения tподг , tвсп, tзакл берутся из таблицы, приведенной выше, для полувагона соответственно 13, 2 и 12 мин., для четырехосной платформы — 15, 16 и 17 мин.
Продолжительность цикла погрузки каждой пачки круглого леса определяется суммой продолжительности отдельных составляющих операций, определяемой хронометражем:
— застропка пачки круглого леса чокерами крюками на штабеле у погрузочного пути: tзастр = 0,25 мин.;
— расцепка чокеров и вытягивание троса tрасц = 0,25 мин.;
— оттаскивание тросов с чокерами на среднее расстояние 4,5 м
для застропки следующей пачки круглого леса tотт = 0,2 мин.
Подравнивание погруженных бревен в вагоне производят параллельно с выполнением других операций.
Определение средней продолжительности цикла погрузки одной пачки круглого леса в вагон:
Тц = tзаст + tпод + tопуск + tрасц + t отт= 0,25 + 0,36 + 0,12 + 0,25 + 0,2 = 1,18 мин.,
где tпод — средняя затрата времени на подачу пачки круглого леса от штабеля до наклонных слег на среднее расстояние 5 м при скорости навивки троса Vл = 0,6 м/с с учетом 0,1 мин. на разгон и замедление:
tопуск — затраты времени на опускание пачки круглого леса в вагон на среднюю глубину 2 м с подтормаживанием:
Определение времени, затрачиваемого непосредственно на погрузку полувагона с учетом вспомогательных операций укладки средних прокладок и передвижки вагона для погрузки второго штабеля:
Технологическая норма на погрузку одного полувагона составит:
T = 13 + 49,2 + 12 = 74,2 мин. = 1,25 ч.
Определение времени, затрачиваемого непосредственно на погрузку четырехосной платформы с учетом вспомогательных операций укладки средних прокладок, наложения средней увязки и передвижки платформы для погрузки второго штабеля:
Технологическая норма на погрузку одной четырехосной платформы составит:
T = 15,0 + 62,2 + 17 = 94,2 мин. = 1,57 ч.
3.5.2. Погрузка лесоматериалов краном КБ-308.
Погрузка лесоматериалов разного вида — длинномерных, коротья и пиломатериалов — в полувагоны производится башенным краном грузоподъемностью 3,2 т. Средняя масса груза в полувагоне с учетом загрузки верхней суженной части составляет Qв = 52,5 т. Средняя масса пачки леса qц = 3,2 т. Продолжительность операции застропки пачки лесоматериалов составляет tзаст = 152 с; продолжительность операции отстропки tотст = 85 с. Скорость подъема груза Vп = 27 м/мин., скорость передвижения тележки V т= 27,2 м/мин., скорость опускания груза в вагон Vоп = 6 м/мин., скорость передвижения крана Vкр = 18,5 м/мин., угловая скорость вращения поворотной части крана nп = 0,7 мин-1. Средняя высота подъема груза над штабелем h1 = 2 м, средняя высота подъема крюка над вагоном и опускания пачки груза в вагон h2 = 4 м. Средняя дальность перемещения тележки крана за цикл в одном направлении Lп = 7,5 м. Средний угол поворота стрелы крана 100 град.
Затраты времени на подготовительные операции — установка стоек, укладка прокладок — tподг = 10 мин., заключительные операции — верхняя увязка стоек, подравнивание бревен — tзакл = 15 мин.; на вспомогательные операции, выполняемые в процессе погрузки, — средняя увязка груза, укладка промежуточных прокладок, tвсп = 2 мин.
Определение продолжительности рабочего цикла крана:
t1 = 152 с — время на застропку пачки лесоматериала;
— подъем пачки лесоматериала над штабелем;
— передвижение тележки по стреле крана;
— время поворота крана с грузом;
— время опускания груза в кузов вагона;
t6 = 85 c — среднее время операции отстропки груза;
t8 = t3 = 16,5 с — время на передвижение тележки крана к штабелю;
t9 = t4 = 23,8 с — время на обратный поворот крана;
— время на опускание крюка на штабель для застропки очередной пачки груза.
Операция передвижения тележки полностью совмещается с операцией поворота крана.
Продолжительность рабочего цикла крана составит:
tц = t1+ t2 + t4 + t5 + t6 + t7 + t9 + t10= 152 + 7,5 + 23,8 + 43 + 85 + 8,9 + 23 = 343,2 с.
Определение производительности крана при погрузке:
Затраты времени на выполнение собственно грузовой операции:
Технологическая норма на погрузку полувагона:
T = tподг + t груз + tзакл = 10 + 93,8 + 14 = 117,8 мин. = 1,96 ч.
Источник