3.5. Погрузка лесоматериалов.
При погрузке лесоматериалов в открытый подвижной состав используются лебедки ТЛ-1, ТЛ-3 с тяговым усилием от 1,5 до 5 т, а также козловые, кабельные и башенные краны.
Лесоматериалы в необходимом для загрузки группы вагонов объеме должны быть заранее подготовлены у погрузочного пути. Для погрузки лебедками должны быть подготовлены пачки леса, отделенные прокладками.
Продолжительность подготовительных и заключительных операций, а также вспомогательных операций, выполняемых в процессе погрузки, устанавливается на основании хронометражных наблюдений.
Затраты времени непосредственно на погрузку круглого леса в вагон при применении лебедок определяются по формуле:
где tц — средняя продолжительность цикла погрузки пачки леса, мин.;
qшт — объем одного штабеля леса в вагоне, пл. (плотные) м3.
При погрузке леса длиной 6,5 м среднее значение qшт = 25 пл. м3;
qп — объем пачки леса. При погрузке лебедками ТЛ-1 в среднем qп = 1,25 пл. м3, при погрузке лебедками ТЛ-3 в среднем qп= 3,75 м3;
тау — число штабелей леса в вагоне;
t всп. — затраты времени на вспомогательные операции, мин.
Ниже указана средняя продолжительность выполнения подготовительных, вспомогательных и заключительных операций при погрузке полувагона и платформы:
Продолжительность операции, мин.
Подготовительные операции tподг: установка стоек, укладка прокладок, установка слег
Вспомогательные операции tвсп: увязка леса и укладка промежуточных прокладок, передвижка вагона в процессе погрузки при переходе к укладке очередного штабеля
Заключительные операции: верхняя увязка стоек и подравнивание бревен
3.5.1. Погрузка длинномерного круглого леса 6,5 м в полувагон и на платформу с применением лебедок ТЛ-1.
Скорость навивки троса на барабан Vл = 0,6 м/с; объем захватываемой за один цикл пачки круглого леса qп = 1,25 пл. м3; средняя дальность транспортирования пачки от штабеля до наклонных слег Lл = 4,5 м; высота подъема пачки в вагон по наклонным слегам hподг = 5 м; средняя глубина опускания пачки в вагон hоп = 2 м; число штабелей, загружаемых в вагон тау = 2; вместимость каждого штабеля qшт = 25 пл. м3.
Значения tподг , tвсп, tзакл берутся из таблицы, приведенной выше, для полувагона соответственно 13, 2 и 12 мин., для четырехосной платформы — 15, 16 и 17 мин.
Продолжительность цикла погрузки каждой пачки круглого леса определяется суммой продолжительности отдельных составляющих операций, определяемой хронометражем:
— застропка пачки круглого леса чокерами крюками на штабеле у погрузочного пути: tзастр = 0,25 мин.;
— расцепка чокеров и вытягивание троса tрасц = 0,25 мин.;
— оттаскивание тросов с чокерами на среднее расстояние 4,5 м
для застропки следующей пачки круглого леса tотт = 0,2 мин.
Подравнивание погруженных бревен в вагоне производят параллельно с выполнением других операций.
Определение средней продолжительности цикла погрузки одной пачки круглого леса в вагон:
Тц = tзаст + tпод + tопуск + tрасц + t отт= 0,25 + 0,36 + 0,12 + 0,25 + 0,2 = 1,18 мин.,
где tпод — средняя затрата времени на подачу пачки круглого леса от штабеля до наклонных слег на среднее расстояние 5 м при скорости навивки троса Vл = 0,6 м/с с учетом 0,1 мин. на разгон и замедление:
tопуск — затраты времени на опускание пачки круглого леса в вагон на среднюю глубину 2 м с подтормаживанием:
Определение времени, затрачиваемого непосредственно на погрузку полувагона с учетом вспомогательных операций укладки средних прокладок и передвижки вагона для погрузки второго штабеля:
Технологическая норма на погрузку одного полувагона составит:
T = 13 + 49,2 + 12 = 74,2 мин. = 1,25 ч.
Определение времени, затрачиваемого непосредственно на погрузку четырехосной платформы с учетом вспомогательных операций укладки средних прокладок, наложения средней увязки и передвижки платформы для погрузки второго штабеля:
Технологическая норма на погрузку одной четырехосной платформы составит:
T = 15,0 + 62,2 + 17 = 94,2 мин. = 1,57 ч.
3.5.2. Погрузка лесоматериалов краном КБ-308.
Погрузка лесоматериалов разного вида — длинномерных, коротья и пиломатериалов — в полувагоны производится башенным краном грузоподъемностью 3,2 т. Средняя масса груза в полувагоне с учетом загрузки верхней суженной части составляет Qв = 52,5 т. Средняя масса пачки леса qц = 3,2 т. Продолжительность операции застропки пачки лесоматериалов составляет tзаст = 152 с; продолжительность операции отстропки tотст = 85 с. Скорость подъема груза Vп = 27 м/мин., скорость передвижения тележки V т= 27,2 м/мин., скорость опускания груза в вагон Vоп = 6 м/мин., скорость передвижения крана Vкр = 18,5 м/мин., угловая скорость вращения поворотной части крана nп = 0,7 мин-1. Средняя высота подъема груза над штабелем h1 = 2 м, средняя высота подъема крюка над вагоном и опускания пачки груза в вагон h2 = 4 м. Средняя дальность перемещения тележки крана за цикл в одном направлении Lп = 7,5 м. Средний угол поворота стрелы крана 100 град.
Затраты времени на подготовительные операции — установка стоек, укладка прокладок — tподг = 10 мин., заключительные операции — верхняя увязка стоек, подравнивание бревен — tзакл = 15 мин.; на вспомогательные операции, выполняемые в процессе погрузки, — средняя увязка груза, укладка промежуточных прокладок, tвсп = 2 мин.
Определение продолжительности рабочего цикла крана:
t1 = 152 с — время на застропку пачки лесоматериала;
— подъем пачки лесоматериала над штабелем;
— передвижение тележки по стреле крана;
— время поворота крана с грузом;
— время опускания груза в кузов вагона;
t6 = 85 c — среднее время операции отстропки груза;
t8 = t3 = 16,5 с — время на передвижение тележки крана к штабелю;
t9 = t4 = 23,8 с — время на обратный поворот крана;
— время на опускание крюка на штабель для застропки очередной пачки груза.
Операция передвижения тележки полностью совмещается с операцией поворота крана.
Продолжительность рабочего цикла крана составит:
tц = t1+ t2 + t4 + t5 + t6 + t7 + t9 + t10= 152 + 7,5 + 23,8 + 43 + 85 + 8,9 + 23 = 343,2 с.
Определение производительности крана при погрузке:
Затраты времени на выполнение собственно грузовой операции:
Технологическая норма на погрузку полувагона:
T = tподг + t груз + tзакл = 10 + 93,8 + 14 = 117,8 мин. = 1,96 ч.
Источник
Размещение и крепление круглого леса
Рассмотрим особенности расположения и крепежа круглого леса. Погрузку круглых лесоматериалов осуществляют вдоль вагонного состава. В штабеле бревна укладывают таким образом, чтобы ровно 50 % комлей была расположена в одной стороне, а остальные 50 % в другой.
Существует также особенность при укладке бревен в ряды. Крайние бревна в них располагают на прокладках таким образом, чтобы они плотнее прилегали к стойкам. В свою очередь прокладки не менее плотно располагаются на средних и крайних бревнах, которые максимально приближены к стойкам. Круглые лесоматериалы при перевозке располагают в два, а иногда и в большее количество штабеля. При этом высота достигает 250 см от пола вагона. При грузоперевозке древесины россыпью, каждый штабель удерживается на две прокладки, расположенные параллельно в пределах от 30 см до 80 см от его торцевой части.
Под выступающие наружу окончания следующих по высоте пар штабелей устанавливают уплотненные прокладки.
Если при загрузке в полувагоны круглых лесоматериалов, длина которых превосходит величину кузова, уплотненные прокладки не используют. В этом случае применяют укомплектовку штабелей на порожках полувагона.
В зависимости от величины круглого леса выбирают определенное количество стоек. Например, так для лесоматериалов длиной до 350 см применяют две пары стоек, для 550 см — три и т.д., то есть при увеличении длины груза, количество стоек также увеличивается. При грузоперевозке лесоматериалов длиной от 4 м, их укомплектовывают в три штабеля. Обязательно штабель, располагающийся посередине, закрепляют сбоку двумя парами стоек.
При грузоперевозке круглые лесоматериалы разрешается перевозить в полувагонах, не используя прокладки. При этом необходимо заранее осведомить об этом грузополучателя, получить от него разрешение на такую погрузку перевозимого груза. При согласии грузополучателя грузоотправитель ставит соответствующую пометку в накладной.
Если перевозятся свежеокоренные лесные грузы или пропитанные различными защитными веществами, то необходимо предусмотреть на платформе торцевые щиты по всей поверхности вагонного состава.
В Технических условиях предусмотрена также грузоперевозка круглых лесоматериалов длиной, достигающих 13,3 м с использовнием четырехосных платформ. Рекомендуется перед отправкой тщательно изучить Технические условия грузоперевозки транспортируемого груза.
Источник