- Глава 19. Лесоматериалы
- 19.1. Характеристика и способы хранения лесных грузов
- 27. Консольно-козловые и башенные краны на штабелёвке и погрузке лесоматериалов. Условия применения, достоинства и недостатки кранов различного типа.
- 37.Штабелевка и погрузка древесины кранами
- 38. Устройство и принцип работы консольно-козловых кранов
Глава 19. Лесоматериалы
19.1. Характеристика и способы хранения лесных грузов
Лесоматериалы подразделяются на круглый лес, пиломатериалы, шпалы, заготовки и изделия из дерева.
Номенклатура лесных грузов определена ГОСТ. Круглый лес (бревна, кряжи, столбы, рудстойка и крепежный лес) получают в результате отрезки стволов деревьев, правильной обработки торцов и очистки от сучьев. В зависимости от длины и диаметра круглый лес
делят на три группы: длинномерный (свыше 6,5 м), средних размеров
(4—6,5 м), короткомерный (1,5—2,5 м). В зависимости от влажности лесные грузы подразделяются на воздушно-сухие (10—18 %), полусухие (18—25 %), сырые (свыше 25 %). Масса 1 м 3 древесины в зависимости от влажности изменяется для хвойных пород от 0,45 до 0,86 т (свежесрубленной). Отрезки стволов хвойных деревьев длиной до 9 м и толщиной в верхнем отрубе (торце) от 80 до 150 мм называется подтоварником . Такиежеотрезкитолщинойот3 до70 ммназывают-
Пиломатериалы разделяются на доски и брусья. У досок соотношение ширины к толщине более чем в 3 раза, а у брусков не превышает двух. Пиломатериалы могут быть обрезными и необрезными. К пиломатериалам также относят клепку, дранку, тарную дощечку и др.
Длина круглого и пиленого лесоматериала увеличивается или уменьшается с градацией соответственно 0,5 и 0,25 м.
Заготовкиидеталипогонажные(наличники, плинтусы, поручни, доскидлянастилаполаит.п.) должныпоступатьвпакетахдлиной, соответствующейразмерампомещений. Оконныеидверныеблокидолжныпоступатьнаскладвсобранномвидеиподготовленнымиподпокраску.
При складировании лесоматериалов должны обеспечиваться их сохранность, качество и комплексная механизация перегрузочных операций. Лесные материалы хранят на складах рассортированными по сортиментам, породам дерева и размерам.
Круглый лес хранят штабелями на открытых спланированных площадках, очищенных отмусора, травы(зимойотснега). Поверхность их покрывают тонким слоем негашеной извести. По краям площадок устраивают водоотводные кюветы и дренажи. Основания штабелей делают из брусьев, бревен или сборного железобетона. В штабелях круглые лесоматериалы укладывают в клетку, рядами без прокладок, рядами с прокладками и пакетами. В клеточном штабеле бревна укладывают перпендикулярными рядами без прокладок. Такие штабеля обычно ставят по концам рядовых и пакетных (рис. 19.1). В рядовых штабелях бревна располагают параллельными рядами, а в пакетных — пачками с поворотом каждого ряда их на 90°. Прокладки между рядами (пачками) изготавливают толщиной 5—8 см и пропитывают антисептиком.
Источник
27. Консольно-козловые и башенные краны на штабелёвке и погрузке лесоматериалов. Условия применения, достоинства и недостатки кранов различного типа.
На нижних лесопромышленных скла- дах большой удельный вес в затратах труда занимают штабелевочно- погрузочные работы. Их трудоем- кость составляет около 20 % от общих трудозатрат по всему комплексу лесо- складских работ. Штабелевка – это процесс укладки лесоматериалов в штабеля или поле- ницы. Эту операцию на нижнем складе выполняют с целью создания запасов в связи с неравномерностью отгрузки, потребностью в рассортировке, просушке, равномерной загрузке оборудования в лесоперерабатывающих цехах. Круглые лесоматериалы укладывают в штабеля различных конструкций: рядовые, пач- ковые, плотные, пакетные из контейнеров, пакетные из пучков. Конструкция того или иного штабеля зависит от назначения штабелюемых лесоматериалов, сроков хранения, применяемых на штабелевке и погрузке машин, механизмов и грузозахватных устройств.
На штабелевочно-погрузочных работах крупных лесопромышлен- ных складов используются консольно-козловые краны ККС-10, ККЛ-12,5, ККЛ- 16 и башенные краны КБ-572А. Консольно-козловые краны имеют ряд пре- имуществ перед башенными: — могут иметь значительную грузоподъемность; — обладают большей устойчивостью; — менее трудоемки в монтаже и эксплуатации; — просты в конструктивном решении. Благодаря этим качествам они нашли широкое применение на крупных лесопромышленных складах. Башенные краны, в свою очередь, имеют также ряд преимуществ технологического характера перед консольно-козловыми кра- нами: — могут производить штабелевочно-погрузочные работы в зоне радиусом до 35м; — могут обслуживать 2-3 железнодорожных тупика при многопоточной компоновке склада; — небольшая ширина колеи кранового пути (6 м) улучшает возможности планировки производственных участков и привязки лесообрабатывающих це- хов к основным технологическим линиям; — имеют большую высоту подъема груза. Благодаря перечисленным преимуществам эти краны хорошо зарекомен- довали себя на штабелевке готовой продукции цехов, а также на погрузке судов и сброске в воду лесоматериалов на береговых нижних складах.
Краны снабжаются грузозахватными устройствами в виде грейферов и стропных комплектов. Они служат для захвата пачки, удержания ее на весу и укладки. Грейферы подразделяются на радиальные и торцевые. Из радиальных грейферов лучшей проникающей и зачерпывающей способностью обладают вибрационные грейферы. Вибратор представляет собой электродвигатель с не- уравновешенным грузом на валу. Отличительной особенностью торцевых грейферов является захват пачки с торцов двумя плоскими вертикальными че- люстями, сжимающими пачку по ее продольной оси. В конструктивном оформлении консольно-козловой кран представляет собой двухконсольную ферму, расположенную на двух опорах, выполненных в виде портала, который необходим для пропуска пачки лесоматериалов. Опоры крепятся на четырех тележках, перемещающихся по подкрановому пути. Вдоль фермы по монорельсу перемещается грузовая каретка с кабиной оператора. Од- на из консолей обслуживает лесонакопители, вторая консоль перекрывает от- грузочный путь с вагоном. Башенные краны по конструкции отличаются от консольно-козловых. Они состоят из портала, на котором находится башня. На башню опирается по- воротная стрела, вдоль которой перемещается грузовая тележка с грузозахват- ным устройством. Между опорами портала проходит железнодорожный путь, по которому подаются вагоны под погрузку. По обе стороны крана размещают- ся штабеля лесоматериалов. Конец стрелы совпадает с лесонакопителями, в ко- торые сбрасываются сортименты с сортировочного лесотранспортера. Для пе- ремещения груза по вертикали, в пролете крана вместе с грузовой тележкой и вместе с краном вдоль рельсовых путей краны снабжаются механизмом подъ- ема и опускания груза, механизмом перемещения грузовой тележки и механиз- мом передвижения крана. Башенные краны кроме перечисленных механизмов, имеют еще механизм поворота стрелы крана. Все краны, выполняя штабелевочно-погрузочные операции, работают во время смены в трех различных режимах: — режиме «штабелевка» (перемещение пачки лесоматериалов из лесона- копителя в штабель); — режиме «погрузка» (перемещение пачки лесоматериалов из лесонакопи- теля в вагон); — режиме «погрузка» (перемещение пачки лесоматериалов из штабеля в вагон). От режима работы крана зависит время цикла штабелевки или погрузки одной пачки лесоматериалов и, в конечном итоге, его производительность. Кроме этого, на величину времени цикла влияют технические характеристики кранов, технологическая схема штабелевочно-погрузочного участка нижнего склада, типы штабелей и их размещение на территории склада. К управлению штабелевочно-погрузочными машинами и механизмами допускаются лица, прошедшие специальное обучение и имеющие соответству- ющее удостоверение. Оборудование, используемое на погрузочно- штабелевочных работах, должно быть освидетельствовано и испытано согласно действующим правилам инструкции Госгортехнадзора. Категорически запрещается поднимать пачки объемом, превышающим грузоподъемность крана на соответствующем вылете стрелы. Воспрещается поднимать и перемещать грузы с находящимися на них людьми или проходить и находиться под стрелой или поднятым грузом. Нельзя оставлять груз в подвешенном положении как после окончания работы, так и во время перерыва. При работе на путях с уклоном ходовая часть крана должна быть надежно заторможена, а по окончании работы кран необхо- димо прикрепить к рельсам противоугонными устройствами. Запрещается грузить лесоматериалы в железнодорожный подвижной со- став, не заторможенный специальными башмаками.
Источник
37.Штабелевка и погрузка древесины кранами
Штабелевка нужна для укладки лесоматериалов у фронта отгрузки или перед подачей в цеха переработки. Штабеля создаются в пролете консольно-козлового или башенного крана. Кран состоит из грузоподьемного механизма, механизма перемещения самого крана, механизм перемещения крюка (тележки). В зависимости от сортиментов применяют различные типы штабелей. Штабель—это упорядоченно уложенная древесина (деревья, хлысты, сортименты, дрова, щепа, доски). Выделяют рядовый, пачково-рядовый, пачковый, плотны, клеточный виды штабелевки. ДАЛЬШЕ СХЕМЫ. Все штабеля характеризуются коэффициентом полнодревесности- отношение объема уложенной древесины в штабеле к геометрическому оъему штабеля. При кучевом хранении (короткие и измельченные материалы) коэффициент полнодревесности у коротких бревен или лесоматериалов- 0,45-0,5, при хранении щепы-0,35. Размеры штабелей определяются возможностями механизмов, которые используются для их укладки. Для башенных, консольно-козловых кранов длина штабеля – не более 30 метров. Если укладка идет вручную- не более 20 метров. Высота: при использовании кранов- не более 6,5 метров, если укладываются дрова- не более 2 метров, если формируются кучи щепы- до 10 метров, а радиус у основания- 25 метров.
38. Устройство и принцип работы консольно-козловых кранов
Устройство козлового крана основано на балочном мосте, который закрепляется на рельсовом пути и тали. Кран работает от электродвигателя переменного тока, установленного на галерее моста. Устройство передвижения козлового крана может быть как центральным, так и раздельным по виду. На них устанавливают рельсы, чтобы обеспечить передвижение крановой тележки, закрепленной электрической талью и другими подъемными устройствами. Сами крановые тележки закреплены через концевые кран-балки. В отличие от мостовых кранов, опоры имеют внешнее сходство с ногами животного, которые устанавливаются либо на рельсы, либо передвигаются по бетонной площади. Козловые краны способны осуществлять транспортировку габаритных грузов, за счет чего они незаменимы для перегрузочных баз, открытых складов и контейнерных терминалов. Из-за того что нагрузка подъема груза является сжимающей, а не растягивающей, а кран-балки получили репутацию безопасных, долговечных и надежных конструкций. Кран состоит из опор, пролетного строения, электротали с механизмом передвижения, ходовых тележек, электрооборудования, кнопочного пульта либо кабины управления. Грузовых тележек может быть одна или две, для запасовки канатов используется система остаточных колебаний и гашения раскачивания, в качестве грузозахватов применяют крюки, траверсы, грейферы и магнитные захваты, а ходовая часть козлового крана регулируется установкой ходовых катков. Управление краном происходит, основываясь на частотных преобразователях и системе менеджмента, включающей PLC, контроль функций и диагностику. В козловых кранах имеется оптимально оборудованная и эргономичная кабина, закрытое машинное отделение и электроаппаратное помещение. Основные рабочие органы:Ферма крана, Опоры, Ходовые тележки, Грузовая тележка, Грузоподъемный механизм.Козловый кран представляет собой решетчатую ферму, опирающуюся по краям на две опоры. Опоры имеют колеса, поэтому кран может передвигаться по подкрановым рельсовым путям. Груз поднимается и опускается на сдвоенном полиспасте, а грузовая тележка перемещается канатом.
Источник