Доклады Российской академии наук. Науки о Земле, 2021, T. 499, № 2, стр. 181-184
В связи с введением Евросоюзом углеродного налога на импорт высокоуглеродной продукции, в том числе из России, анализируется возможность снижения углеродного следа экспортируемой продукции за счет использования лесоклиматических офсетных проектов. Выявлена существенно различная роль лесов в поглощении выбросов парниковых газов (ПГ) в России и ЕС. Сделано предположение, что политика ЕС по достижению климатической нейтральности, связанная с преимущественным снижением прямых выбросов СО2 энергетикой, промышленностью и сельским хозяйством, является следствием незначительной роли лесов в поглощении ПГ. В то же время достижение климатической нейтральности РФ во многом может быть обеспечено мероприятиями по снижению выбросов ПГ и повышению поглощения ПГ лесами и, возможно, через реализацию лесоклиматических проектов (ЛКП). С учетом требований по базовой линии и дополнительности предложены три типа ЛКП для реализации в РФ. Дана оценка потенциала “монетизации” углерододепонирующей функции лесов в рамках офсетных проектов.
Ключевые слова: климатическая политика, баланс парниковых газов в лесах, углеродный след экспорта, лесоклиматические проекты
По данным национального кадастра парниковых газов общий объем выбросов парниковых газов (ПГ) в России оценивается в 2.155 млрд т СО2 экв в год по состоянию на 2017 год [1]. Сектор землепользования, изменений в землепользовании, лесного хозяйства (ЗИЗЛХ) является основным нетто-поглотителем 1 1 ПГ в России, при этом основными поглотителями являются лесные земли (forestlands) – примерно 655 млн т СО2 экв в год, а также пастбища и сенокосы (grasslands) – примерно 27 млн т СО2 экв в год [1]. Это обеспечивает около 30% поглощения ПГ в РФ. Согласно альтернативным расчетам баланса парниковых газов для лесных земель России, например ВНИИЛМ [2], IIASA [3], величина нетто-поглощения ПГ лесами составляет соответственно около 1.8 и 1.9 млрд т СО2 экв в год, что обеспечивает примерно 85% сокращения выбросов ПГ России. В этой связи российские леса представляют собой важнейший природный и материальный актив для реализации национальной климатической политики в части поглощения выбросов ПГ. Крайне значительная роль лесов в национальной климатической политике объединяет Россию с некоторыми другими многолесными странами, например, с Бразилией и рядом других.
В то же время леса ряда промышленно развитых стран, например, стран ЕС, играют существенно меньшую роль в поглощении парниковых газов по сравнению с Россией. Так, леса ЕС обеспечивают нетто-поглощение около 300 млн т ПГ, что составляет лишь 6.8% от общего объема эмиссией ПГ в ЕС (4.39 млрд т в 2018 г.) (рис. 1) [4]. В этой связи в политике достижения климатической нейтральности Евросоюз основной упор делает на снижение эмиссий парниковых газов в энергетике, промышленности, авиации, а также в транспортном секторе, строительстве и сельском хозяйстве. Ставка делается на повышении энергоэффективности, на возобновляемой энергетике, развитии низкоуглеродных технологий, адаптации к изменениям климата. В то же время в проекте обновления директивы ЕС о ЗИЗЛХ на 2021–2030 гг. говорится о возможности компенсации выбросов ПГ за счет офсетных климатических проектов 2 2 в секторе ЗИЗЛХ стран ЕС в объеме до 280 млн т в год [5].
Рис. 1.
Роль лесов в поглощении парниковых газов в ЕС и России (рассчитано по данным [1, 5]).
ЕС стремится к 2050 г. стать климатически нейтральным, т.е. стать экономикой с нулевыми выбросами парниковых газов 3 3 [5]. Для этой цели в ближайшие 2–3 года ЕС вводит трансграничное углеродное регулирование (carbon border adjustment mechanism) (ТУР или CBAM), призванное обеспечить снижение углеродного следа ввозимой в ЕС продукции [6]. Вводимое в 2023–2025 гг. ТУР является вызовом для экспортеров высокоуглеродной продукции из России, включая нефть, газ, уголь, металлы, цемент, удобрения и т.д. В случае, если при производстве единицы указанной продукции в РФ выбросы углерода превысят пороговое значение ЕС, данное превышение может облагаться специальным углеродным налогом. Российские экспортеры потенциально могут снизить углеродный налог, снижая свои выбросы ПГ, либо, по аналогии с ЕС, участвуя в офсетных климатических проектах в секторе ЗИЗЛХ, если решение об этом будет одобрено в рамках переговорного процесса о реализации ТУР между РФ и ЕС.
Лесные пожары, а также сплошные рубки леса являются основными факторами эмиссии ПГ в секторе ЗИЗЛХ. Из примерно 600 млн т СО2 экв ежегодных эмиссий ПГ в лесах примерно половина связана с лесными пожарами и примерно половина – со сплошными рубками [1]. Офсетные климатические проекты могут быть направлены на снижение эмиссий и повышение поглощения ПГ за счет лучшего управления лесами.
Парижское соглашение РКИК предусматривает несколько механизмов сотрудничества между Сторонами в отношении передачи 4 4 сокращений выбросов (ст. 6.2, 6.4). Ключевым понятием здесь является понятие сокращения выбросов, что подразумевает передачу только таких углеродных единиц, которые образовались в результате сознательной деятельности, приведшей к сокращению выбросов. В этой связи к сокращению выбросов может быть отнесен только тот объем нетто-сокращения ПГ, который образовался в результате направленных действий сверх требований базового сценария (BAU) управления лесами. Основной формой передачи сокращений выбросов является климатический проект, в котором обеспечено выполнение всех вышеперечисленных условий.
В период участия РФ в Киотском протоколе (2008–2012) российскими организациями было зарегистрировано в структурах РКИК 93 национальных климатических проекта. По данным Forest trends всего в мире реализовано или реализуется 254 лесных климатических проекта (ЛКП) [7].
Нами выявлено два основных направления “монетизации” углерододепонирующего потенциала ЗИЗЛХ: накопление и реализация накопленных в проектах углеродных единиц (УЕ) на рынке, либо их “переуступка” от лесных климатических проектов к экспортерам для достижения уровня требований по углеродному следу продукции.
Согласно требованиям РКИК, неотъемлемой частью любого проекта являются его базовая линия (т.е. базовый сценарий развития – BAU) и дополнительность по отношению к базовому сценарию, в рамках которой и обеспечивается зачитываемое накопление углеродных единиц. Например, базовым в лесном секторе является сценарий, в котором арендатор осваивает 100% расчетной лесосеки, выполняя минимально определенные законодательством процедуры лесовосстановления и профилактики лесных пожаров. Дополнительность возникает тогда, когда арендатор применяет улучшенные способы лесопользования – снижает площади сплошных рубок, вводит улучшенное лесовостановление, делает упор на проведение несплошных рубок ухода. Таким образом, “монетизации” в ЛКП подлежит не весь объем нетто-накопления лесами углерода, а только та часть, которая создается сверх базовой линии. При текущей величине нетто-поглощения ПГ лесами России в 655 млн т СО2 экв в год, потенциал “монетизации” существенно меньше. По нашей оценке, он составляет не более 25–30% величины нетто-поглощения, или 165–200 млн т СО2 экв в год, что позволяет компенсировать около 10% от объема выбросов ПГ в России.
Нами предложены несколько типов ЛКП, направленных на повышение природного капитала лесов по депонированию углерода, а также на улучшение управления лесами в РФ (табл. 1).
Таблица 1.
Типы возможных лесоклиматических проектов в РФ
Тип ЛКП | Базовая линия | Дополнительность |
---|---|---|
ЛКП в рамках добровольного сохранения лесов арендаторами: сохранение ЛВПЦ в FSC/PEFC лесной сертификации | 100% освоение расчетной лесосеки | Добровольное сохранение лесов от рубок и пожаров арендаторами на основе улучшения профилактики и тушения пожаров |
ЛКП в рамках улучшенного лесопользования, способствующего увеличению поглощения ПГ – проекты по интенсивному использованию и воспроизводству лесов (ИИВЛ) | Экстенсивное лесопользование | Увеличение прироста древесины в результате активного использования уходов за лесом и выборочных рубок, улучшения профилактики пожаров |
ЛКП в рамках программ защитного лесоразведения и облесения на безлесных землях лесного фонда (ранее покрытых лесом), на сельскохозяйственных землях (полезащитное и противоэрозионное лесоразведение) | Безлесная территория, деградированные лесные экосистемы | Формирование устойчивых и резилиентных к изменениям климата лесов, восстановление исходных лесных экосистем |
Для снижения воздействия планируемых углеродных налогов ЕС на экспортеров целесообразно направить усилия профильных органов государственной власти на создание благоприятных условий для реализации лесоклиматических проектов в секторе ЗИЗЛХ, без ущерба для экологии и биоразнообразия лесных экосистем. Примером регулирования, снижающего возможности реализации ЛКП, является распоряжение Минприроды № 3-р от 20.01.2021, которое фактически сделало невыгодным реализацию ЛКП по профилактике и тушению лесных пожаров в резервных лесах и уменьшило потенциал реализации ЛКП примерно на 100 млн т в год [8].
Достижение климатической нейтральности является важнейшей целью для стратегии низкоуглеродного развития Российской Федерации. Достижение этой цели может быть обеспечено только через проведение скоординированной политики, направленной одновременно на коренное улучшение управления лесами и на создание благоприятных условий для реализации лесоклиматических проектов.
Источник