Поэзия садов лихачев краткое содержание

Д.С.Лихачев.Поэзия садов

УДК 882 ББК 83.3(0) Лих 65 Издание третье, дополненное и исправленное Руководитель программы «Согласие» В. В. Михальский Художественное оформление Г. М. Берштейн В оформлении книги использованы фотографии Э. И. Стейнерта В оформлении суперобложки использован фотопортрет Д . С. Лихачева работы Л . Б. Мелехова

© Д . С. Лихачев. 1998
ISBN 5-86884-075-5 © АОЗТ «Согласие». 1998
ISBN 5-88149-037-1 © Г. М. Берштейн. Оформление. 1998

ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ Третье издание «Поэзии садов» выходит без особых изменений. Исправлено несколько неточностей и опечаток, добавлено несколько разъяснений и уточнений. В 1991 г. книга вышла на польском языке: D. Lichaczow «Poezja Ogrodov», Ossolineum, 1991. В 1996 г. книга вышла на итальянском языке в издательстве «Einuudi»: Dm. Lichaeev «La Poesia dei Giardini», Torino. В следующем году она получила специальную премию фонда Хемберри по садоводческо­ му искусству. Моя большая благодарность переводчику книги на польский язык Наталии Сакович. Благодарю от души господина Дж. Ейнауди, субсидировавшего перевод и издание книги в своем издательстве, а также Анну Рафферти, Барбару Рончетти, Клаудию Занчетти и, особенно, моего старин­ ного друга академика Санто Грачотти за труд по изданию этой книги на итальянском языке. Самая большая моя благодарность Марине Бенцони за инициативу и помощь, постоянно мне оказываемую во всех мо­ их деловых связях с Италией. 28.05.1998

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ Второе издание выходит со значительными дополнениями. Ни­ каких принципиальных изменений в мою концепцию, рассматрива­ ющую стили в садово-парковом искусстве (а только этому и посвя­ щена моя книга) в связи с великими стилями в искусстве в целом, я не вношу. Несколько развита в концептуальном отношении та часть книга, где рассматривается связь садово-паркового искусства конца XIX — начала XX в. со стилем реализма. Думаю, что не­ которые мои соображения о садах позволяют понять отдельные осо­ бенности смен стилей и в литературе. Большая моя благодарность тем, кто обратил внимание на не­

которые ошибки в первом издании книги: в первую очередь
Н. А. Жирмунской, доктору Э. Кроссу (Кембридж), Н. А. Силанть­
евой и В. Н. Яранцеву.
Благодарю своих японских коллег, переведших и издавших кни­
гу в Японии. Д. Лихачев
Читайте также:  Ботанический сад копенгагенского университета

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ Эта книга — не история садов и не описание отдельных про­ изведений садового искусства. Это попытка подойти к садовым сти­ лям как к проявлениям художественного сознания той или иной эпохи, той или иной страны. Страны и эпохи, разумеется, взяты не все, а только те, что могут помочь что-то объяснить в особенно­ стях русских садов. Поэтому голландской разновидности Барокко уделено больше внимания, чем французскому Классицизму, а Ро­

мантизм занимает в книге самое большое место, ибо его значение
в русском садовом искусстве было особенно велико.
«Поэзия садов» — что я имею в виду? Есть польская книга со
сходным названием «Поэт в саду» 1 , но в данном случае это совсем
не то. «Поэт в саду» имеет в виду творчество поэта в саду и о
саде. Меня же интересует другой вопрос — как соотносится твор­

чество поэта с садовым искусством, каким общим стилям, каким стилистическим формациям они подчиняются, какие общие идеи вы­ ражают, а кроме того, разумеется, какую роль играет садово-пар­ ковое искусство в творчестве поэта. Одним словом, моя книга входит в огромную тему о соотношении искусств. А соотносятся они главным образом на почве общих стилевых тен­ денций эпохи — стиля в широком, искусствоведческом понимании этого слова.
8 ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ Моя задача состоит в том, чтобы продемонстрировать принадлеж­ ность садов и парков определенным стилям в искусстве в целом, через которые и осуществляется связь садово-паркового искусства с поэзи­ ей. В каждую эпоху мы можем заметить определенные признаки «сти­ ля эпохи», которые в равной мере сказываются в садах и в поэзии, подчиняются эстетическим идеям эпохи. В моих занятиях темой садового искусства большую помощь ока­ зывали мне мои дочери искусствоведы — Людмила Дмитриевна и Вера Дмитриевна Лихачевы. Их дружеской придирчивой критике, их свет­ лой поддержке я многим обязан в работе над этой книгой.

Всегда жизнерадостная и энергичная Вера трагически погибла
11 сентября 1981 г. Ее светлой памяти я посвящаю эту книгу.
11 октября 1981
Читайте также:  Коттеджный поселок вяземские сады симферопольское шоссе

ВВЕДЕНИЕ В настоящее время садово-парковое искусство изучается в нашей стране по преимуществу историками архитектуры. Семантика садовопарковых произведений обычно не рассматривается 1 . Это сказывается на особенностях наших реставраций садов и парков. Последние часто лишаются своего содержания, поскольку архитекторов интересуют прежде всего зрительные аспекты садов. При этом даже сама зритель­ ная сторона садово-паркового искусства в известной мере сужается, подчиняется современным вкусам, на первый план выступает интерес к некоей абстрактной «регулярности», понимаемой довольно упрощен­ но. Сады и парки предстают в основном только как произведения «зе­ леной архитектуры». Так, например, Е. В. Шервинскийписал: «Садово-парковое искус­ ство представляет собой своеобразный вид архитектуры» 2 . Это было написано в статье, посвященной освоению наследия садово-парковой архитектуры, т. е. для садов и парков всех времен и народов. Далее тот же автор и в связи с той же проблемой культурного наследия пи­ сал: «Основной задачей садово-парковых композиций является реше­ ние территории как в плановом, так и в объемном отношении» 3 . •Ср., например, книгу: Архитектурная композиция садов и парков // Под общей редакцией Л. П. Вергунова. М., 1980. 2 Е. В. Шервинский. Проблема освоения наследия садово-парковой архитектуры // Проблемы са­ дово-парковой архитектуры: Сб. статей под общей редакцией комиссии в составе М. П. Коржева (председатель), Л. Б. Лунц, А. Я. КарраиМ. И. Прохоровой. М., 1936. 3 Там же. С. 81—82.

ВВЕДЕНИЕ 10

Далее с некоторой оговоркой автор так обобщает всю историю са­ дово-паркового искусства: все садово-парковые композиции делятся, с его точки зрения, «на две диаметрально противоположные категории»: а) композиции, основанные на принципе геометрических постро­ ений, и б) композиции, характеризующиеся отсутствием „правильности» и имеющие в своей основе как бы подчинение естественным пейзажам 4 . Аналогичным образом рассматривает садово-парковое искусство П. А. Косаревский. Он пишет, что книга его в основном посвящена «приемам» формирования паркового пейзажа и «приемам» размещения архитектурных объектов в композиции «паркового комплекса». Худо­ жественное достоинство «паркового комплекса» рассматривается в книге главным образом с точки зрения «группирования и увязки дре- весно-кустарниковых растений между собой, а также с рельефом за­ нимаемой парком территории, формой и размером водной поверхности, архитектурными объектами, планировкой аллей и дорог и другими эле­ ментами, входящими в его комплекс», и т. д. 5 В 1975 г. вышла книга Марии Эустахевич «Поэт в саду» 6 . В Анг­ лии в конце 1970-х гг. появилась книга о творчестве Александра По­ па в соотношении с различными искусствами 7 , где большая часть уде­ лена влиянию А. Попа на садово-парковое искусство и анализируется собственное проектирование А. Попом своего сада в Твикенхеме. Вы­ ходили книги о цветах и садах в творчестве Шекспира 8 и многие дру­ гие, касавшиеся взаимоотношения творчества поэта и садово-парково­ го искусства. Таким образом, тема взаимоотношения поэта и сада в це­ лом не нова. В данной книге она рассматривается по преимуществу в аспекте общности стилей. Сад «говорит» его посетителю не только зна­ чением его отдельных компонентов, но и тем, чем говорит каждый стиль в искусстве: путем создания эстетической системы — системы со- 4 Там же. С. 82. В. А. Артамонов даже прямо пишет в книге «Архитектурная композиция садов и парков* (М., 1980): «Общепризнано, что основными видами пространственного построения парка являются регулярное и пейзажное. С первым из них связано понятие о геометрическом, формальном стиле (здесь и выше выделено мною. — ДЛ. ) планировки, а второе — о живо­ писном, свободном» (с. 177 и след.). 5 П. Л. Косаревский. Искусство паркового пейзажа. М., 1977. С. 4. Более широко рассматрива­ ется садово-парковое искусство в книге А. П. Вергунова и В. А. Горохова «Русские сады и парки» (М.. 1988). 6 Maria Eustachiewicz. Poeta u ogrodzie // Pamietnik Literacki. Wroc 3 aw, 1975. Rocz, LXVI, Zesz. 3. » Morris R. Brownell. Alexander Pope and the Arts of Georgian England. Oxford, 1978. s См.: Henry .V. Ellacombe. The Plant-Lore and Garden-Craft of Shakespeare. London, 1896. О садах времени Шекспира см. «Agriculture and Gardening» в первом томе «Shakespeare’s England» (Oxford, 1917).

Читайте также:  Дорога нови сад суботица

Источник

Оцените статью