Производство фруктовых детских консервов
Сырьё для пищевой индустрии
Фруктовые консервы для детей являются основным источником витаминов, микроэлементов и аминокислот для малышей в возрасте до 1 года и позволяют существенно разнообразить рацион детей до 3 лет. Консервированные по особой технологии фрукты не уступают по вкусовым свойствам и питательности фруктам натуральным, но лучше усваиваются детским организмом.
Как производят детское питание? Какое оборудование необходимо, и как выглядит технология его производства? Выгоден ли такой бизнес?
Детские фруктовые консервы: виды и преимущества
Организация производства детского питания – это сложные и строго контролируемые технологии, отборное фруктовое сырьё определённых сортов, высококачественное оборудование из пищевой некорродируемой стали, строгое соблюдение санитарных и гигиенических требований безопасности, непрерывный микробиологический контроль.
Фруктовые консервы для детского питания калорийны и имеют высокую пищевую ценность, содержат сбалансированное соотношение белков и углеводов (углеводы полезны для роста и укрепления организма), органические кислоты, клетчатку, пектин, аскорбиновую кислоту, железо, фосфор, кальций, магний, медь, цинк, марганец и другие микроэлементы, витамины С, В, В2, В6, Е, РР, β-каротин.
На сегодняшний день пищевая промышленность выпускает до 200 наименований детских фруктовых консервов:
- плодовые соки (для малышей в возрасте до 0.6-1 года);
- тонкодисперсные пюре (абрикос, персик, яблоко, айва, слива, смородина, чернослив);
- кремы на основе фруктовых смесей с добавками манки, сахара, молока и крахмала;
- густые нектары из тропических фруктов (консервированное протёртое пюре) с добавками сахара и лимонной кислоты.
Сырьё для производства детских фруктовых консервов всегда только свежее, самое отборное и качественное, обязательно проходит антибактериальную обработку и перерабатывается на оборудовании с высоким уровнем санитарной безопасности. После каждого производственного цикла и перед новым циклом конвейерные линии, машины для обработки и трубопроводы тщательно очищаются и стерилизуются.
Производство пюре для детского питания: рецептуры
Пюреобразное фруктовое детское питание – наиболее распространённый вид консервированных рационов для малышей. Пюре имеет относительно несложную технологию производства, высокие питательные свойства, нежный вкус и хорошую усвояемость у самых маленьких гурманов.
Отечественные производители предлагают такую продукцию:
- натуральные (без добавок, с содержанием сухих веществ до 12%);
- натуральные смешанные из разных фруктов и ягод;
- смеси с сахаром (до 18% сахара, до 14–24% сухих веществ);
- из полуфабрикатов экзотических фруктов с сахаром;
- с добавками овощей и соков;
- с добавками сахара, молока и манки или риса;
- со сливками и сахаром (до 19–27% сухих веществ);
- с добавками сахара и манной крупы (кремообразные смеси с долей сухих веществ – 15–17%);
- с добавками сахара, молочной сыворотки и модифицированного крахмала (десерты с долей сухих веществ 15–17%).
Для увеличения полезности и питательности, в пюреобразные детские фруктовые консервы добавляются аскорбиновая кислота и витаминные комплексы на основе витамина С и каротина.
Производство детского питания: оборудование и сырьё
Для изготовления используются полуавтоматические технологические линии с автоматизированным и визуальным контролем качества. На каждой производственном этапе техника должна быть стерильной, за чем следят специалисты. Для запуска бизнеса по производству детского пюреобразного питания понадобится такое оборудование:
- машины для мойки исходного сырья – 231 тыс.;
- конвейеры сортировки – 150 тыс.;
- машины для чистки и удаления косточек – 580 тыс.;
- дробилки-измельчители фруктов – 195 тыс.;
- машины для разваривания фруктов в пюре – 230 тыс.;
- протирочные аппараты – 380 тыс.;
- машины для варки сиропа – 350 тыс.;
- дозаторы компонентов и миксеры-мешалки – 230 тыс.;
- гомогенизаторы и деаэраторы – 380 тыс.;
- комплекс подготовки консервной тары – 80 тыс.;
- фасовочные машины – 400 тыс.;
- вакуумные укупорочные машины – 385 тыс.;
- стерилизаторы и мойщики закатанных банок – 600 тыс.;
- машины для наклеивания этикеток – 480 тыс.
Линия производства детского питания – это всегда оборудование, изготовленное заводским способом из нержавеющей стали.
Что касается стоимости фруктово-ягодной базы, то за килограмм придётся отдать приблизительно:
- яблоко – 30 р.;
- груша – 45 р.;
- черника – 250 р.;
- клубника, малина – 150–200 р.;
- вишня – 150 р.;
- персики, абрикосы – 50–75 р.;
- бананы – 60 р.
Технология производства детского питания
На мощностях проводятся все этапы работы с сырьевой базой — от подготовки, включая сушку, до расфасовки итоговой смеси. Это значит, что закупленная плодоовощная база поступает на завод в не обработанном виде и от её стерильности впоследствии зависит качество всей линии производства.
Так как делают детское питание только на автоматизированном производстве, это многоэтапный и сложный процесс. В нём участвуют подготовленные специалисты, контролирующие каждый этап:
- Подготовка фруктов и ягод. Свежие ягоды и фрукты сортируются непосредственно на ленточном конвейере подачи, после чего поступают в моечный барабан и проходят первичную обмывку, а затем повторно обмываются на конвейерной мойке (ягоды – в вибрационной моечной машине под давлением). Далее на роликовом конвейере и в косточковыбивных машинах выполняется очистка плодов от плодоножек, косточек, веточек, а также предварительный нагрев перед протиркой.
- Дробление очищенных плодов. Очищенные фрукты попадают в изолированную от свежего воздуха дробилку с тарелочно-режущими устройствами, где разрезаются на кусочки размером 3–5 мм и выпускают сок, после чего процеживаются через сито для удаления семечек и промываются водой или паром под давлением.
- Разваривание, очистка, протирание массы в пюре. Готовое сырьё поступает в тонкослойные теплообменники с вращающимися барабанами, нагревается паром, смешиваются и попадают в ёмкость варочной машины, где варятся под давлением при температуре 98–100 °C. Мягкие косточковые плоды (абрикос, слива, черешня, персик) варятся 5–10 минут, твёрдые косточковые (яблоко, груша, айва, чернослив) – 10–15 минут, ягоды – 5–10 минут. Некоторые виды фруктов перед разваркой проходят бланширование (обжариваются) и их следует варить затем не более 5 минут. Готовая масса перетирается в двойной протирочной машине и продавливается через сито с отверстиями 0.7-1.5 мм.
- Приготовление сиропа из сахара с добавками. Для фруктовых детских консервов, где по рецептуре необходимо добавление сахара, параллельно с обработкой фруктов готовится сахарный сироп. Сахар просеивается в мелкоячеистых ситах, поступает в двустенный котёл с мешалкой, где разваривается при постоянном перемешивании в течение 10 минут (100 °C).
- Дозировка и смешивание готового продукта. Готовое горячее пюре попадает в наполнительную машину, смешивается с другими компонентами и сахаром согласно рецептуре и нагревается в вакуумной среде до получения однородной смеси.
- Предварительная стерилизация готового пюре. После смешивания готовый пюреобразный продукт попадает в плунжерный гомогенизатор, где перетирается до мякоти с частицами размером не более 0.1 мм, а затем поступает в аэратор, где из него в течение 10–120 секунд удаляется воздух. Теперь пюре необходимо нагреть до 85–105 °C в теплообменном аппарате и отправить на фасовку.
- Подготовка и стерилизация консервной тары. Консервная тара (стеклянные или жестяные банки) параллельно обмываются, ошпариваются и проходят санитарную обработку, после чего поступают на фасовочную линию.
- Расфасовка готового пюре в банки. Фасовка выполняется на дозировочно-фасовочных аппаратах в стеклянные банки объёмом 0.25 дм3 или банки из лакированной пищевой жести с таким же объёмом. Для использования в дальнейшем производстве пюре может фасоваться в стеклянные ёмкости с объёмом до 3 дм3. Далее наполненные банки поступают на контрольный конвейер для инспекции и направляются на укупорку.
- Укупоривание и контроль герметичности банок. Наполненные фруктовым пюре банки поступают в вакуум-закаточный аппарат (либо паровакуумную машину), где закатываются металлическими крышками. Машина тут же наносит на крышку обязательную маркировку. Затем банки проверяются на герметичность и качество закатки и переходят в горизонтальный стерилизационный автоклав.
- Стерилизация банок с фруктовым детским питанием. Стерилизация закатанных банок фруктовых детских консервов выполняется в течение 2–40 минут (от вида консервов) при температуре 9–105 °C, либо пастеризуют при 90 °C около получаса после чего резко охлаждают до 40 °C. Время от момента закатывания банки с пюре до начала стерилизации не должно превышать 30 мин.
- Подготовка к хранению. Охлаждение, мойка и сушка банок после стерилизации, нанесение этикетки и укладка банок в транспортную тару.
Простерилизованные банки с детским фруктовым питанием охлаждаются, обмываются, высушиваются, после чего этикетировочная машина наносит на них этикетку и укладывает в транспортную тару для хранения и доставки потребителю.
Регистрация и открытие бизнеса
Для того чтобы открыть бизнес по производству детского питания, необходимо собрать пакет таких документов:
- регистрационное свидетельство — заполняется заявление (по установленной форме), прилагается нормативно-техническая документация, инструкции;
- потребительская этикетка;
- копия товарного знака;
- акт отбора проб;
- заключения.
Рекомендуется обратить внимание на производство продукции с длительным хранением и высоким спросом среди покупателей. Это позволит начать с меньших затрат и не решать трудоёмкие задачи без опыта. В зависимости от региона стартовые вложения насчитывают около 8–10 млн руб. Средняя окупаемость бизнеса площадью в 500 м3 — 15 месяцев при годовом доходе в 1,2 и начальной инвестицией 1,5 млн руб.
Торговые площадки
Основные точки продаж — супермаркеты и узкопрофильные магазины по продаже исключительно детского питания. Сейчас выгодно открывать собственные интернет-магазины, чтобы общаться с потребителями напрямую и не арендовать лишние торговые площади. Такой вариант очень выгоден для начинающих производителей в относительно небольших масштабах.
Так как данный сегмент отечественного бизнеса развивается достаточно активно, чтобы составить конкуренцию существующим маркам, необходимо уделить внимание таким моментам:
- постепенное расширение производства — если нет возможности сразу вложиться в несколько производственных линий, стоит задуматься о выпуске продукции для разных возрастов, чтобы охватить больше потребителей;
- бренд и пиар — нужно уделить внимание упаковке, товарному знаку, репутации производства и вложиться в грамотную рекламу, направленную точно на целевую аудиторию.
Запуск пищевого производства, тем более, если оно касается детской категории, всегда требует стартовых вложений на первом этапе для закупки технологических линий и оборудования. Но такой бизнес достаточно быстро окупается за счёт потребительского спроса и объёма выпускаемой продукции.
Источник