Обрезка плодовых деревьев и кустарников осенью
презентация к уроку по технологии (7 класс) на тему
Материал предназначен для урока из раздела «Сельскохозяйственный труд. Растениеводство», представлен конспект урока и презентация к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrezka_plodovykh_derevev_i_kustarnikov_osenyu.doc | 48 КБ |
obrezka_plodovykh_derevev_i_kustarnikov_osenyu.ppt | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Обрезка плодовых деревьев и кустарников осенью
Цель: познакомить уч-ся с значением осенней обрезки плодовых деревьев и кустарников, правилами ее выполнения, инструментами для выполнения обрезки; отработать навыки работы с секатором.
- Организационный момент.
- Мотивация
Осенью в саду очень много работы. Нужно подготовить растения к зиме. Что для этого надо сделать?
Обрезка плодовых деревьев — одна из важнейших осенних работ. В большей степени от нее зависит, как растения перезимуют и будут плодоносить в следующем году
Обрезка является одним из важных средств ухода за плодовыми деревьями. Эффект от обрезки повышается, если она сопровождается систематическим и правильным уходом за почвой и борьбой с вредителями и болезнями. Именно об осенней обрезке деревьев и кустарников сада мы будем говорить сегодня на уроке.
Сообщение темы и цели урока
3. Изучение нового материала с помощью ИКТ.
Обрезка плодовых деревьев производится с целью их формирования, регулирования роста и плодоношения, повышения качества плодов, улучшения освещения кроны, омолаживания, удаления сухих, больных и поломанных ветвей.
Регулировать рост и плодоношение можно не только обрезкой, но и изменением положения ветвей их сгибанием, скручиванием, подвязыванием.
Обрезка дает возможность выращивать деревья необходимых размеров с прочным стволом, способным выдерживать большую нагрузку (вес урожая), обеспечивает длительное сохранение продуктивности и обрастающей древесины, своевременное вступление деревьев в пору плодоношения и получение доброкачественных плодов, а также смягчает периодичность плодоношения.
Неправильная и неумелая обрезка может привести
- к нежелательному загущению кроны,
- к более позднему плодоношению,
- снижению зимостойкости из за плохого вызревания древесины,
- затяжного роста в конце вегетации.
Учитывая биологические особенности пород и сортов плодовых деревьев, перед началом обрезки необходимо определить ее цель и результаты.
Эти санитарные работы нужно завершить до первых заморозков.
Начало листопада означает — деревья переходят в период покоя. Питательные вещества, накопленные за лето в верхней части кроны, перемещаются вниз — в основные скелетные ветви, штамб, корень, а значит, можно начинать обрезку.
По сравнению с весенними работами осенние должны быть более щадящими и осторожными, чтобы не ослабить дерево. Перед зимой дерево необходимо избавить от поврежденных грибком, лишайником и прелью сучьев и веток — в них обязательно скроются от холодов вредители и различные болячки. Дерево сразу вздохнет, а крона получит больше света и простора. У старых и больных деревьев удаляют сухие вершины и засохшие ветки — срезают их с частью живого дерева или у самого основания.
Пораженные ветки спиливают полностью или до здорового места. Побеги в кроне дерева, растущие от ствола под острым углом или прямо вверх, также нужно удалить. Они загущают крону и забирают соки, что скажется на урожае следующего года.
Правильно удаляем ветки
Обычно ветки удаляют на кольцо по кольцевому наплыву. Чтобы ветки не отщепились и не ободрали кору, нужно сделать запил снизу ветви на глубину толщины коры, затем сверху удалить ветку полностью близко к стволу (под небольшим углом) по кольцевому наплыву. Не оставляйте пеньки, а также не делайте слишком глубокие срезы. Это может замедлить зарастание ран и привести к развитию гнили. Если ветка растет под прямым углом, то ее нужно обрезать только снизу. Иначе обязательно останется пенек или получится очень глубокий срез с острым пеньком в верхней части.
Если ветка очень большая, удалите ее в три приема.
- Первый — пропил — делают внизу на расстоянии 20-30 см от ствола и на глубину, равную четверти толщины ветви.
- Второй — верхний спил — делаем на 5 см дальше от ствола, чем нижний.
- Третий — аккуратно срезаем оставшийся пенек.
Действуя таким образом, вы избегаете расщепления древесины и сдирания коры полосами, что чревато образованием опасных глубоких ран и серьезным повреждением дерева. Более того, правильно сделанный последний срез обеспечит быстрое зарастание раны благодаря образованию каллюса (ткань, способствующая заживлению).
Перед тем как спиливать массивный, тяжелый сук, прежде всего облегчите его вес — срежьте большинство веток и веточек, а потом удалите сук по частям. В целях безопасности большие ветви перед спиливанием подвесьте на веревке. После аккуратно спустите, чтобы избежать повреждения дерева и окружающих растений. Края больших срезов необходимо тщательно зачистить. Срезы не должны иметь канавок, в которых может накапливаться влага. Нельзя оставлять большие пеньки. Они не растут вместе с деревом, не снабжают его питательными веществами, и ткани их отмирают. При больших площадях среза, особенно если вы спиливаете ветки электропилой, его края нужно подрезать садовым ножом, делая раны ровными и гладкими, что также ускорит зарастание. Во избежание рваной раны и последующего загнивания древесины все срезы диаметром более среза стандартного карандаша рекомендуется зачистить ножом, обработать антисептиками (зеленкой или марганцовкой), замазать садовым варом или масляной краской на натуральной олифе.
К слову, если при обрезке деревьев под рукой не окажется ни одного из перечисленных средств, замажьте рану глиной. Это поможет первое время предохранить срез от испарения влаги и растрескивания от солнца.
Просмотр презентации и обсуждение материала на слайдах
4. Первичное закрепление материала
Составить план осеннего ухода за плодовым садом
5. Практическая работа.
Выполнить обрезку ветви секатором
Требования безопасности при работе с секатором.
- Необходимо проверить исправность работы секатора, наличие стопорного кольца или защёлки, правильность заточки секатора. Работу можно производить только острым секатором.
- Работать с секатором можно только при наличии рукавиц и фартука.
- При вырезке поросли рекомендуется левой рукой держаться за верхнюю часть побегов, а правой – производить срезку. Линия среза должна находиться как можно ближе к земле.
- Нельзя держать вырезаемый побег непосредственно у линии среза, т.к. это может привести к травме рук.
- вырезаемые ветки разбрасывать по участку непосредственно на рабочем месте, их следует складывать в аккуратные пучки;
- размахивать или отбрасывать срезаемые ветки в сторону, т.к. это может привести к травмам работающих рядом рабочих;
- при обрезке корней деревьев держите их в левой руке непосредственно над корневой шейкой, а правой производите срезку;
- работать необходимо внимательно, т.к. секатором можно нанести себе травму рук;
- при любых перерывах в работе секатор должен быть закрыт и положен в инструментальную сумку. Не бросайте секатор на землю, т.к. это может привести к травме ног.
Выполнение работы уч-ся под контролем учителя.
6.Подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Важно ли осенью обрезать в саду деревья и кустарники?
- Какие виды обрезки вы знаете?
- Было ли вам интересно?
- Понадобиться ли вам эти знания в будущем?
- Анализ и оценка работы уч-ся на уроке.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2014/11/05/obrezka-plodovykh-derevev-i-kustarnikov-osenyu
Сельскохозяйственный труд .Конспект урока «Посадка плодового дерева»
план-конспект урока по технологии (8 класс) по теме
Конспект урока по с/х труду в коррекционной школе 8 VIII «ПОСАДКА ПЛОДОВОГО ДЕРЕВА» 8 КЛАСС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._urok_posadka_pl_der.docx | 29.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Посадка плодового дерева.
Цель. 1.Познакомить с приемами хранения и посадки саженцев плодовых дерева.
2.Развивать речь, внимание, мышление, наблюдательность.
3.Воспитывать интерес к предмету, ответственность.
Оборудование: Презентация «Плодовые деревья», таблица «Посадка саженца дерева», тетради, учебники, карточки со словами,), фильм «Посадка плодового дерева»
Сегодня мы продолжим работу по теме «Плодовые деревья». Повторим материал прошлого урока. Вы должны быть очень внимательными, не спешили с ответами, говорили четко и громко.
1 ). Какие плодовые деревья вы знаете? ( яблоня, груша, вишня, слива . )
2 ). Как называют плодовые деревья со сходными признаками плодов? ( породы) яблоня, груша, вишня… -это различные породы пл. дер.
3) Каждая порода на что-то разделяется на ……( сорта )
А что у меня в руках? (плоды яблоки
4). Как подобрать породы и сорта плодовых деревьев для сада?
(подбирают такие породы и сорта, которые хорошо растут и плодоносят в данной местности. Например, для посадки в средней полосе не выбирают такие южные деревья , как абрикос или персик. Ещё учитывают. Что многие сорта самобесплодны, без опыления другими сортами. Поэтому в саду всегда надо высаживать несколько сортов одной плодовой породы.
5) Как выбрать место под сад? (при выборе места под закладку сада учитывают: рельеф участка, почву на участке, местоположение участка по сторонам горизонта, уровень залегания грунтовых вод, местные преобладающие ветры)
6 ) Как размешают плодовые деревья в саду? (плодовые деревья в саду размещают по группам пород, каждой породе отводят определённое место с учётом её требований к условиям выращивания. Обычно пл.д. высаживают в саду рядами. При выборе расстояния между рядами и между деревьями в ряду учитывают величину кроны, продолжительность жизни дерева. С помощью рулетки делают разметку рядов и находят места для посадки.).
Итак, мы вспомнили :
- как выбрать участок,
- как выбрать породы и сорта пл.д.,
- как разместить деревья в саду
III. Изучение нового материала.
Сл7 . Тема нашего урока : « Посадка плодовых деревьев »
Мы рассмотрим три вопроса:
3. Посадка саженца.
Работа в тетрадях
Открываем тетради и записываем тему.
Для того чтобы развести сад, в плодовых питомниках приобретают саженцы. Давайте вспомним, что такое саженец дерева? Это маленькое дерево.
Назовите части саженца — двулетки. (работа со слайдом)
Задание: прочитайте на стр118 каким должен быть здоровый саженец, подпишите на рис. в тетради .
2.Хранение саженцев (объяснение учителя с использованием слайда)
Довольно часты жалобы садоводов: «Не прижился саженец». В поисках причин этого приходишь к выводу, что еще до посадки в сад саженцем утеряно основное его свойство — жизнеспособность.
Мало выбрать хороший сортовой саженец, его еще надо бережно доставить в сад. Любой саженец, будь то яблоня, вишня или куст смородины, крыжовника — живой организм.
Как же поступать с саженцами, чтобы они в хорошем состоянии были доставлены в сад? Прежде всего — позаботиться о корнях. Их нужно обложить увлажненной мешковиной, тряпкой, травой не только снаружи, но и внутри пучка, а затем упаковать в какой-либо материал.
Если на саженцах остались листья, их надо сразу осторожно оборвать, не повредив почек на ветвях, а ветви в пучке саженцев плотно связать мягким шпагатом, лучше тесьмой. Не плохо и весь пучок саженцев (стволики, ветви) обмотать хотя бы бумагой
Зимне хранение саженцев
Приобретенные осенью и предназначенные для весенней посадки саженцы на зиму прикапывают. Для этой цели выбирают участок, который не затопляется весенней водой и на котором не задерживается таяние снега. Для прикопки роют канаву глубиной и шириной 40-50 см в направлении с востока на запад. Южную стенку канавы делают наклонной и по ней раскладывают саженцы один рядом с другим так, чтобы и часть штамба была ниже поверхности почвы.
3)Посадка саженца дерева
Сейчас мы посмотрим фильм «Посадка плодового дерева»
Будьте внимательны, постарайтесь запомнить в каком порядке выполнялась посадка
IV. Закрепление знаний
1).Составление плана посадки саженца, с помощью карточек.(2 ученика)
-установить саженец на холмик, расправив корни
2) работа у доски учащихся для закрепления теоретического материала
Упаковка саженца для транспортировки. (2 ученика)
3) Нарисовать схему посадки дерева .(работа в тетради)
4) Беседа по вопросам.
-В какое время высаживают саженцы?
— Назовите размеры выкопанной ямы.
— Перечислите состав посадочной смеси.
— как готовят саженец к посадке?
V. Подведение итогов урока.
1. Что нового узнали на уроке?
2. Какой вывод сделали для себя после изучения темы?
Нужно выращивать плодовые деревья, для получения плодов.
Яблоки, груши, вишня, слива очень полезны.
Угощение яблоками. Буклет. (Приложение1)
VI. Выставление оценок.
Яблоки — самый привычный фрукт в нашей стране.
80-90% от массы яблок составляет вода. В яблоках содержатся:
— Сахара (от 5 до 15%).
— Витамины А, С, В1, В2, В6, Р, Е. В яблоках на 50% больше витамина A, чем в цитрусовых. А еще в яблоках содержится довольно витамин B2 — в яблоках его больше, чем в других фруктах. Его еще называют «витамином аппетита». Он необходим для нормального пищеварения и роста.
— Микроэлементы: калий, натрий, железо, марганец, кальций, магний, сера, алюминий, бор, ванадий, молибден, никель, фтор, хром, цинк!
— Органические кислоты (0,3-0,9%).
10 полезных свойств яблок
1. Яблоки снижают уровень холестерина в крови и препятствуют развитию атеросклероза.
Благодаря высокому содержанию пектина и растительных волокон яблоки снижают уровень холестерина в крови. Одно яблоко с кожурой содержит 3,5 г волокон, а это более 10% суточной нормы человека. В яблоке без кожуры содержится 2,7 г волокон. Нерастворимые молекулы волокон прикрепляются к холестерину и способствуют выводу его из организма. Тем самым они уменьшают риск закупорки сосудов холестериновыми бляшками.
Кроме того, пектин укрепляет стенки кровеносных сосудов и помогает предотвратить развитие атеросклероза сосудов.
Употребление 2 яблок в день снижает уровень холестерина на 16%. А если, помимо этого, съедать в день 1 головку лука и выпивать 4 чашки зеленого чая, то риск возникновения сердечных приступов снижается на 32%.
2. Яблоки способствуют нормализации пищеварения
Пищевые волокна, о которых мы говорили выше, не только помогают поддерживать уровень холестерина в крови, но и предотвращают запоры. Пектин помогает справиться с диареей (поносом). Пектин поглощает токсины и яды в кишечнике, стимулирует его перистальтику (сокращения), препятствует процессам брожения, образованию камней в желчном пузыре.
Яблоки считаются хорошим естественным средством против расстройства желудка. А благодаря высокому содержанию витамина G их хорошо использовать для повышения аппетита.
Яблоки полезно есть для предупреждения тошноты и рвоты.
3. Яблоки полезны при недостатке витаминов (гиповитаминозе) . Из сока кислых яблок получают экстракт яблочно-кислого железа, применяемый при малокровии.
В яблочном соке много кроветворных элементов — железа и марганца. Он содержит калий, натрий и Яблоки применяются при авитаминозе, малокровии, так как в них много витаминов и кальций в оптимальных соотношениях, поэтому хорошо укрепляет сердечно-сосудистую систему
4. Яблоки оказывают общеукрепляющее действие
Яблоки оказывают общеукрепляющее действие и повышают устойчивость организма к действию радиации. Они укрепляют иммунную систему.
Хорошее общеукрепляющее действие оказывает яблочный сок. Он весьма полезен ведущим спортивный образ жизни, а также людям умственного труда и тем, кто ведет малоподвижный образ жизни.
Высокое содержание сахаров (преимущественно фруктозы) и органических кислот способствует нормализации обмена веществ и восстановлению организма после физических нагрузок.
Яблочный сок очень полезен для больных, перенесших инфаркт, и помогает им в восстановительный период. Но следует помнить, что многие полезные вещества, которые есть в свежевыжатом яблочном соке, сохраняются недолго (1—2 часа), а в промышленном пакетированном соке и в компоте они вообще не сохраняются.
5. Яблоки полезны при сахарном диабете
Несмотря на то, что яблоки содержат много сахаров, они полезны диабетикам, так как сахара в яблоках представлены, в основном, фруктозой, а она не вызывает перенасыщение крови сахаром (так называемую гипергликемию).
6. Яблоки нормализуют обмен веществ
Яблоки восстанавливают обмен веществ, нормализуют солевой баланс, способствуют омолаживанию организма и замедлению процессов старения.
Мякоть яблок полезна для больных, перенесших хирургическую операцию. Она повышает способность организма к скорейшему заживлению швов и его иммунную активность.
7. Яблоки полезны для мозга
Макроэлементы фосфора, содержащиеся в яблоках, стимулируют мозговую деятельность и укрепляют нервную систему. Поэтому если вы страдаете бессонницей, то попробуйте перед сном съедать яблоко или выпивать стакан яблочного сока.
Яблочный сок полезно давать плаксивому ребенку — он обладает успокаивающим действием.
8. Яблоки защищают от рака
Кожура яблока содержит большое количество антиоксиданта кверцетина, который вместе с витамином С мешает свободным радикалам оказывать вредное воздействие на организм.
Пектин и нерастворимые волокна также оказывают противораковое действие. Они предотвращают запоры и выводят вредные вещества из организма. Тем самым они снижают вероятность развития рака толстой кишки — бича современной цивилизации, вызванного неумеренным потреблением рафинированной, ненатуральной пищи.
9. Яблоки обладают дезинфицирующими свойствами
Фитонциды яблок активны по отношению к возбудителям дизентерии, золотистого стафилококка, протея, вирусов гриппа А. Антимикробная активность фитонцидов увеличивается от периферии плода к центру.
Яблоки проявляют свойства антитоксина, дезинфицируют ротовую полость, защищают зубы от кариеса и устраняют дурной запах изо рта. Причем недозрелые плоды обладают большими дезинфицирующими свойствами по сравнению со зрелыми.
10. Яблоки очищают организм от шлаков и токсинов
Пектины связывают и выводят соли тяжелых металлов (мышьяка, свинца) из организма.
Яблоки препятствуют образованию мочевой кислоты. Поэтому они полезны при подагре, хроническом ревматизме. Благодаря своему мочегонному действию яблоки также способствуют выведению из организма от вредных веществ.
В составе яблок содержится хлорогеновая кислота, которая вместе с пектином способствует выведению из организма солей щавелевой кислоты — оксалатов.
Лучше употреблять яблоки свежими, так как витамин С, содержащийся в них, быстро окисляется на воздухе. Кроме того, они сами содержат вещества, способные окислять витамин С. А термическая обработка приводит к уничтожению этих веществ и уменьшению в организме витамина С.
Старайтесь не срезать кожуру с яблок, так как именно в ней содержится большое количество пектина и волококон.
Не стоит употреблять в пищу подгнившие плоды, даже если вы срежете с них гниль. Даже в едва заметных повреждениях плода образуются яды — митотоксины, которые распространяются по всему плоду. Митотоксины оказывают вредное воздействие на сердце, печень и способствуют возникновению раковых заболеваний
Всем ли полезны яблоки?
При некоторых заболеваниях могут быть противопоказаны различные сорта яблок.
К примеру, больным с язвенной болезнью желудка, язвой двенадцатиперстной кишки и с гастритом с повышенной кислотностью кислые сорта яблок противопоказаны. Язвенникам вообще нельзя есть сырые яблоки — лучше всего заменить их печёными или мочёными. При этом зеленые яблоки, очищенные от кожуры и натертые на терке, используются как лекарство от гастрита.
Если беспокоят колиты или мочекаменная болезнь, то яблоки лучше всего употреблять в виде пюре.
Ценность яблок, помимо всего прочего, состоит в том, что они доступны нам круглый год. Народная мудрость гласит: «Одно яблоко в день освободит вас от необходимости визита к врачу». Ешьте яблоки и не болейте!
1. Яблоки снижают уровень холестерина в крови и препятствуют развитию атеросклероза.
2. Яблоки способствуют нормализации пищеварения
3. . Яблоки оказывают общеукрепляющее действие
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2014/02/13/selskokhozyaystvennyy-trud-konspekt-uroka-posadka-plodovogo