- Конспект нод по экологии «Чудо-огород» план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Чудо-огород гномика Нафани» план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Проект « Чудо огород на окошке». проект (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Конспект нод по экологии «Чудо-огород»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
конспект нод по экологии для детей 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект нод по экологии | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экологии для детей группы компенсирующей направленности по теме: «Чудо — огород»
Составила: Алещенко О.В.
Цель: Расширять представления детей об огороде; расширять и уточнять словарь по теме; развивать непроизвольную память, мышление; воспитывать бережное отношение к природе; помочь детям понять какую роль играют условия в разные периоды их роста и развития.
Образовательные: Осуществлять выращивание овощей на грядках; закреплять знания детей об условиях необходимых для роста растений; обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями
Развивающие: Развивать трудовые умения; прививать умение детей самостоятельно ухаживать за огородом, выполняя соответствующие манипуляции, на основе уже полученных навыков и умений;
Воспитательные: Воспитывать желание добиваться результата; участвовать в общем деле; воспитывать уважение к труду человека на огороде, к умению добиваться результата; воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
Речевые: Развивать связную речь детей, расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления детей о признаках объектов.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.
Оборудование: Карточки с изображением овощей, лейка с водой, грабельки, лопатка, угощение для детей, игрушка Божья Коровка.
Предварительная работа: Загадывание загадок об овощах, рассматривание картинок и иллюстраций о работах в огороде; высаживание рассады овощей на грядках в детском саду; дид/ игры : «Один-много»; «Узнай по описанию»; «Чего не стало?».
Воспитатель: Ребята, давайте сегодня начнём наше занятие с приветствия друг друга. Становитесь все в кружок.
(Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем –
И ладошки, и сердца!
Пусть тепло на свете будет!
Улыбаются пусть люди!
Мир пусть будет без конца!
Воспитатель: Для хорошего настроения вместе с улыбкой подарите друг другу комплименты
Дети: говорят друг другу комплименты
Воспитатель: А, я, вам для хорошего настроения подготовила игру, проходите на веранду и присаживайтесь за стол.
Игра: «Узнай по описанию»
(Дети берут по одной картинке и описывают изображённый на ней овощ, не называя его. Как только остальные дети отгадают картинку, эту карточку выкладывают на стол.
Например: «Он круглый, гладкий, красный, сочный, вкусный, полезный … (помидор)
Воспитатель: Ребята, вот вы и отгадали все загадки, а теперь посмотрите на картинки внимательно и скажите, что на них изображено одним словом?
Дети: Это всё – овощи.
Воспитатель: Правильно, а где они растут?
Дети: На грядке, в огороде.
Воспитатель: Как используют овощи?
Дети: Варят суп, борщ, жарят, делают сок, пюре, салат, едят сырыми…
Воспитатель: Что обязательно нужно сделать с овощами, прежде чем их использовать?
Дети: Их нужно помыть.
Воспитатель: Отлично! А теперь ещё раз посмотрите на картинки и назовите те овощи, у которых съедобны корешки. Такие овощи называются — корнеплодные.
Дети: Редис, картофель, лук, свекла, морковь,……
Воспитатель: А теперь назовите те, у которых съедобны вершки. Это овощи, которые созревают на кусте.
Дети: Помидор, тыква, огурец, перец, капуста, горох…..
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием. А сей час я вас приглашаю на нашу физкультминутку.
Физминутка. ( дети встают в круг, повторяют движения за педагогом )
Дети в огород идут, ( маршируют )
А там овощи растут, ( поднимают руки вверх )
Дети спинки наклоняют, ( наклоняются )
Овощи все собирают ( изображают сбор овощей )
Вырос у нас чесночок, ( дотрагиваются пальцев при названии каждого овоща )
Перец, томат, кабачок
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка,
Овощи мы собирали, ( сжимание и разжимание пальцев на обеих руках )
Ими друзей угощали ( передают овощи друг другу ).
Воспитатель: Ребята, а ведь мы с вами тоже посадили огород в нашем детском саду, и сейчас там трудится наша хорошая знакомая — Божья Коровка. Давайте ей поможем?
(Воспитатель и дети идут на огород. На грядке сидит игрушка Божья Коровка)
Воспитатель: А вот и она! Давайте поздороваемся с нашей Божьей Коровкой.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наша Божья Коровка очень устала и присела отдохнуть. Она сегодня принесла рабочий инвентарь ( показывает детям лейку, ведро, лопату, грабли… ) А вы знаете для чего он нужен?
Дети: Чтобы ухаживать за огородом и собрать осенью хороший урожай.
Воспитатель: Что мы с Вами можем сделать?
Дети: Разрыхлить землю с помощью лопаточки, поливать водой по мере необходимости из лейки, пропалывать сорняки тяпочкой, сгребать траву граблями.
Воспитатель: Давайте поможем нашем Божьей коровке выполнить нужную работу. Что мы можем сделать?
( дети определяют необходимый вид работы и дружно выполняют её)
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Наша Божья Коровка очень вам благодарна за вашу помощь и хочет вас угостить вот такими сладостями.
Наше занятие подошло к концу. Нам осталось только заполнить дневник наблюдений.
(Дети вместе с воспитателем заносят все наблюдения в дневник наблюдений, делают зарисовки выращенных культур и выполненных работ.)
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Чудо-огород гномика Нафани»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
В данном НОД происходит знакомство детей с работой на огороде: знакомство с рабочим инвентарем, правилами посадки растений, правилами ухода за побегамии т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_podgotovishki.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Чудо-огород гномика Нафани»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, речевое и физическое развитие.
Вид деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Оборудование: интерактивная доска, игрушка гномика, земля, семена цветов, вода, горшочек для посадки на каждого ребенка, цветная бумага, ножницы, клей.
Цель: систематизировать знания дошкольников подготовительной к школе группы о процессе посадки растений.
1. Расширение представлений об орудиях труда (познавательное развитие).
2. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, развитие умения договариваться, помогать друг другу (социально-коммуникативное развитие).
3. Способствование совершенствованию диалогической речи дошкольников (речевое развитие).
4. Закрепление умения детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение (художественно-эстетическое развитие).
5. Повышение физической работоспособности, предупреждение утомления (физическое развитие).
Воспитатель: Вот и наступила долгожданная весна. Вместе с пробуждением природ у людей прибавляется много работы. Как вы думаете какой? (ответы детей) Отгадайте загадку:
Надевает папа кепку
И выходит из избы.
Справа он сажает репку,
Слева — свеклу и бобы.
Воспитатель: Как вы думаете, что это? (ответы детей ) Молодцы! Это огород (на интерактивной доске появляется изображение огорода). А у кого из вас есть огород? Может у кого-то есть дача? Помогаете ли вы своим родителям? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь давайте с вами подумаем… что нужно чтобы вырос богатый урожай? Достаточно ли бросить семечку в землю и прикрыть ее землей?
Речь воспитателя прерывается стуком в дверь. Вносится игрушка гномика, который что-то «шепчет» воспитателю.
Воспитатель: гномик мне сказал, что он пришел к нам за помощью. У него заболела бабушка, и она попросила его поработать на огороде вместо нее. Но он ничего про это не знает. Поможем ему? (ответы детей)
Гномик: Большое вам спасибо! И я не надеялся, что кто-то сможет мне помочь. Я буду рад, если вы научите, как его правильно сажать.
Воспитатель: Мы с вами живем в местности, где на смену теплому лету приходит холодная зима. Но лето у нас недолгое и не все овощи успевают созревать. И чтобы помочь овощам дозреть люди кое-что придумали. Попробуйте отгадать, что же строят люди, чтобы помочь овощам быстрее созреть:
Помидорчики и перцы,
Чудо-дом открыл вам дверцы.
Тех, кто сквозняков боится,
Ждет стеклянный дом -. (Теплица)
Правильно (на интерактивной доске появляется изображение теплицы). В теплице всегда одна температура, здесь нет ветра и сквозняков, которые так бояться молодые побеги.
Гномик: Так, я понял. Чтобы все хорошо росло, нужна теплица. Спасибо, я побежал.
Воспитатель: Погоди, погода. Этого недостаточно. Для работы на огороде человеку нужны помощники. А вот что это за помощники ты узнаешь, если отгадаешь вместе с детьми загадки.
Огород наш поливала, на работе не зевала. (шланг)
Огород она копала от рассвета до заката
Уморилась и упала на земле лежит (Лопата)
У ведёрка длинный носик, дождиком течёт водица.
Все цветы хотят напиться, жалобно её все просят:
-Нас скорей полей-ка, дорогая (Лейка)
Два братца пошли в речку купаться.
Один купается, другой на берегу дожидается.
На речку идут – пляшут, а с речки идут – плачут. (ведра)
Зубы имеют, А зубной боли не знают. (грабли)
(правильные ответы выводятся на интерактивную доску)
Гномик: Как же все сложно.
Воспитатель: Прежде чем научиться сажать, надо научиться собирать урожай. Давай, Нафаня, мы тебя научим.
Овощи и фрукты (повороты вправо и влево)
Вкусные продукты (погладить по животу правой, затем левой рукой,
В огороде (наклоны вниз, «собираем морковку»)
И в саду (выпрямиться, потянуться вверх, «собираем» яблоки с деревьев)
Для еды я их найду (приседания).
Гномик: Ух ты. Это так здорово!
Воспитатель: А теперь приступаем к процессу посадки. Но для начала нам нужно надеть фартуки. Как вы думаете для чего? (ответы детей). Правильно, чтобы не испачкать одежду.
Проводится практическая работа с посадкой семян цветов, которые в дальнейшем будут пересажены в открытый грунт. Детям объясняется последовательность посадки семян: провести бороздки, уплотнить, полить водой, разложить в бороздки, присыпать землей, уплотнить и полить. После объяснений воспитателя дети приступают к самостоятельной работе.
По завершению работы детям предлагается украсить свой горшочек, придать ему индивидуальности. Воспитатель раздает клей, ножницы и цветную бумагу.
Гномик: Спасибо вам, ребята, за вашу помощь. Я побегу к бабушке и расскажу, что с радостью ей помогу. Ведь теперь я умею и сажать и ухаживать за огородом. И обязательно ей расскажу, какие чудесные горшочки у вас получились. До свидания!
Дети прощаются с гномиком.
Воспитатель: Мы с вами очень хорошо потрудились. Давайте с вами вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили? Какие задания выполняли? Как вы думаете, смогли ли мы помочь нашему гостю? Что вам понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивать фантазий, нестандартное мышление, выделять противоречивые свойства предметов и явлений. Упражнять в составлении описаний по представлению, формировать умение пользоваться формула.
Целью данного занятия является собрать образ нашей Родины, Есенинской Руси.В сердцах детей пробуждаются нежные чувства к родной речи, к любимой земле, желание знать и почитать традиции своего народа. .
В рамках методического объединения по теме «Интеграция воспитательно-образовательного процесса» было проведенно открытое занятие «Путешествие по Золотому кольцу России». Цель занятия формировать чувст.
Игра на закрепление знаний детей подготовительной группы с использованием ИКТ. Занятие проводилось на родительском собрании.
Интеграция образовательных областей: физическое и речевое развитие. Воспитание желания и умения слушать художественное произведение, следить за развитием действия;- Совершенствовать технику основ.
Интегрированное занятие – одна из форм непосредственно – образовательной деятельности детей в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольно.
Закрепить знания детей об основных свойствах воды: прозрачная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества. Формировать представления о том, что вода бывает жидкой, твердой, превращается в пар. .
Проект « Чудо огород на окошке».
проект (подготовительная группа) на тему
Паспорт проекта « Чудо огород на окошке».
Цель: формировать у детей интерес к познавательно — исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитывать у детей любовь к природе, создать в группе огород на подоконнике совместной деятельности с взрослыми.
- Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условия.
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- Развивать познавательные и творческие способности.
- Развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения, исследования роста растений.
- Формировать осознанно — правильное отношение к природным явлениям и объектам.
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Продукт проектной деятельности:
- Получение урожая овощей;
- Календари наблюдений последовательности роста ( лука, салата, фасоли, помидор, перца)
- Альбом с рисунками детей.
Вид проекта: творческо-исследовательский.
Продолжительность: среднесрочный, 1,5 месяца (1 февраля – 15 марта)
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатель.
Образовательные области: познание, труд, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, безопасность.
Познание: способствовать развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности, активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через объекты природы и трудовой деятельности, сформировать устойчивый интерес к растениям и семенам, закрепить знания детей о росте и развитии растений.
Труд воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
Социализация: формировать представление о семенах и растениях, об их разнообразии и назначении; учить классифицировать по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты; формировать представления о стадиях развития растения из семени; закрепление полученных знаний об условиях развития растений.
Коммуникация: развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых.
Чтение художественной литературы: формировать интерес о целостной картине мира, приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
Безопасность: формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.
Чтобы детям было интересно и легко познавать мир, использовались наглядные пособия – «огород на подоконнике».
Многое, из природных процессов, происходящих в природе увидеть невозможно, а представления об этом у детей формируем. Сделать это можно лишь при помощи наглядных пособий.
Так у нас появился проект «Чудо огород на окошке». К его оформлению мы старались подойти творчески, чтобы привлечь внимание детей.
Предварительная работа:
- Разработка и оформление проекта «Чудо огород на окошке»
- Беседы с родителями «Участвуем в проекте «Чудо огород на окошке»».
- Подбор коллекции семян, приобретение необходимого оборудования (контейнеры, почва, удобрения, семена, орудия труда), с помощью родителей.
- Разбивка огорода на подоконнике.
- Изготовление табличек — указателей с названиями растений.
- Изготовили алгоритмы ухода за растениями.
- Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.
- Подборка игр для проведения различных видов деятельности.
- Настольно-печатные игры;
- Специальная методическая литература;
- Аудио и видео записи по теме;
- Фотосъемка.
Основные направления реализации проекта:
- Беседы с детьми;
- НОД;
- Продуктивная деятельность;
- Опытно – экспериментальная деятельность;
- Наблюдения с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков и схем;
- Изготовление атрибутов для дизайнерского оформления огорода;
- Трудовая деятельность и поручения;
- Дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры;
- Домашнее задание для детей и родителей;
Работа с родителями.
- Беседа с родителями об их участие в проекте «Чудо огород на окошке». (Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.)
- Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, горшки, грунт, семена для посадки, удобрения, орудие труда.
- Домашнее задание – с детьми вырастить рассаду огурцов, кабачков, тыквы у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за посадками.
- Консультация для родителей: «Участие в проекте « Огород на подоконнике » (Просвещать родителей по данной теме)
- Участие в оформлении и дизайне огорода на окне совместно с родителями.
Предполагаемый результат:
- Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
- С помощью познавательно – исследовательской работы у детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
- С помощью исследовательской работы дети познакомятся с многообразием и разнообразием посевного материала.
- У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
- Формирование у детей уважительного отношения к труду.
- Создание в группе огорода на подоконнике.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
Презентация :
- Выставка огорода на окне;
Погружение в проблему ( формулировка проблемной ситуации) Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике — отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.
План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта
«Чудо огород на окошке».
Мероприятия
Цели
1. Консультация для родителей «Огород на подоконнике». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.
Привлечь родителей к реализации проекта «Чудо огород на окошке».
2. Беседа с детьми по теме:
Расширять кругозор детей.
3.Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода.
Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей.
4. Совместное создание в группе огорода. Посадка семян овощей, луковиц.
Воспитывать желание помогать взрослым.
5. Изготовление табличек – указателей для огорода
Воспитывать желание заниматься оформлением огорода.
6. Разучивание , пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами.
Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.
7. Рассматривание иллюстраций, картинок.
Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.
8. Аппликация « Декоративный забор для огорода»
Развивать творческие способности.
9. Чтение О.Емельянова « Что растет на огороде», произведения Дж. Родари «Чиполлино», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи»
Познакомить детей с творчеством писателей
10. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание.
Учить ухаживать за растениями.
11.Н/п игры « Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде», « Чудесный мешочек», « Сад – огород»;
С/р игры « На даче», « В магазине»;
Музыкально – дидактическая игра « Огородная — хороводная»
Развивать логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
12. Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Развивать смекалку, память, внимание.
13. Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета.
Формировать представление детей об овощах и фруктах.
14. Рисование красками фруктов и овощей. Оформление мини выставки «Наш урожай».
Учить использовать во время рисования ранее приобретённые навыки.
15. Игра драматизация по русской народной сказке «Репка».
Развивать у детей актёрские способности.
16. Высадка окрепшей рассады в грядки на общем огороде.
Учить оказывать взрослым посильную помощь.
17.Создание фотоальбома «Чудо огород на окошке».
Подвести итог проделанной работы.
Итог (презентация) проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta.docx | 22.95 КБ |
pasport_proekta.docx | 22.95 КБ |
pasport_proekta.docx | 22.95 КБ |
pasport_proekta.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта «Русские народные тряпичные куклы».
1. Разработка методологических основ проекта.
2. Подбор методической и художественной литературы о русских народных тряпичных куклах.
3. Подбор материалов для проведения занятий и работы с родителями
1,2 неделя ноября
1.Изучение видов кукол: беседа на тему: «Тряпичные народные куклы» познакомить детей с происхожением кукол; просмотр презентации «Русские народные тряпичные куклы»; чтение стихотворений, потешек о кукле; русских народных сказок «Терешечка» (кукла-пеленашка), «Василиса Прекрасная», «Крупеничка», индийской народной сказки «Кукла», норвежской сказки «Куколка в траве».
2.Организация игровой деятельности с тряпичными куклами: сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад», игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т.д.). Хороводные игры: «Приехала купаленка…», «У бабушки Маланьи», «Платочек», «Ярмарка», Жмурки «Ваня» и «Маня», «Жмурки», «Сиди, Яша». Пальчиковые игры «Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы».
3. Рассматривание с детьми кукол (берегиня, неразлучники, столбушка, благополучница, зерновушка, подорожница, травница, желанница). Познакомить с технологией изготовления кукол.
4. Консультация для родителей на тему: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», изучение технологий изготовления кукол с родителями, мастер класс для родителей по изготовлению куклы «Подорожница» (презентация).
5. Викторина «Народные куклы».
6. Занятие на тему «Изготовление с детьми куклы Рождественский ангел».
3, 4 неделя ноября
1 неделя декабря
2 неделя декабря
2 неделя декабря
3 неделя декабря
4 неделя декабря
1.Создание выставки кукол рождественский ангел для родителей
2. Презентация проекта «Русские народные тряпичные куклы» для воспитателей детского сада.
2 неделя января
3 неделя января
Направление проекта: Приобщение детей к русской культуре и знакомство с традиционной народной куклой
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
В ходе рассматривания мини-музея «Народные куклы» у детей возникло желание узнать, какой же была раньше кукла, как ею играли, что она значила, как и из чего ее делали, здесь кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Цель проекта: формировать знания детей по духовно-нравственному воспитанию, приобщать к истокам народной культуры через знакомство детей с народными тряпичными куклами.
— Познакомить с историей возникновения русской народной тряпичной куклы, элементами народного костюма.
— Изучить виды русских народных кукол.
— Изучить технологию изготовления тряпичных кукол.
— Изготовить куклу «Рождественский ангел».
Участники проекта: воспитатель, воспитанники группы и их родители
Материально-технические ресурсы: научная литература, тряпичные куклы, схемы изготовления кукол, материал для изготовления рождественского ангела.
— знать, историю возникновения народной куклы;
— уметь различать и называть разные виды кукол по их внешнему виду;
— уметь рассказать о технике изготовления кукол.
— уметь изготавливать куклу «Рождественский ангел» из предложенного материала
Родители получат информацию на тему «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», о технологии изготовления тряпичных кукол, с ними будет проведен мастер класс по изготовлению куклы подорожницы (презентация), для них будет создана выставка кукол рождественский ангел.
Воспитатели ДОУ будут иметь дидактические, информационные материалы для реализации проекта (конспекты занятий, бесед, организации игр, теоретические материалы о куклах и пр.)
Календарно-тематический план проекта
1, 2 неделя — Разработка методологических основ проекта, подбор методической и художественной литературы о русских народных тряпичных куклах, подбор материалов для проведения занятий;
3, 4 неделя – Изучение видов кукол: беседа на тему: «Тряпичные народные куклы» познакомить детей с происхожением кукол; просмотр презентации «Русские народные тряпичные куклы»; чтение стихотворений, потешек о кукле; русских народных сказок «Терешечка» (кукла-пеленашка), «Василиса Прекрасная», «Крупеничка», индийской народной сказки «Кукла», норвежской сказки «Куколка в траве».
1 неделя — Организация игровой деятельности с тряпичными куклами: сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад», игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т.д.). Хороводные игры: «Приехала купаленка…», «У бабушки Маланьи», «Платочек», «Ярмарка», Жмурки «Ваня» и «Маня», «Жмурки», «Сиди, Яша». Пальчиковые игры «Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы».
Цель: обучение игровым действиям с куклами.
2 неделя — Рассматривание с детьми кукол (берегиня, неразлучники, столбушка, благополучница, зерновушка, подорожница, травница, желанница). Познакомить с технологией изготовления кукол.
Консультация для родителей на тему: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», изучение технологий изготовления кукол с родителями, мастер класс для родителей по изготовлению куклы подорожницы (презентация).
3 неделя Викторина «Народные куклы».
4 неделя Занятие на тему «Изготовление с детьми куклы Рождественский ангел».
2 неделя Создание выставки кукол рождественский ангел для родителей
3 неделя Презентация проекта «Русские народные тряпичные куклы» для воспитателей детского сада.
1.Картотека с описанием видов народных тряпичных кукол;
2.Картотека компьютерных презентаций и игр по теме проекта;
3.Технология изготовления тряпичной куклы «Рождественский ангел»;
4.Мини-музей «Куклы» на группе;
5. Выставка «Рождественский ангел»;
6. Конспекты занятий и бесед по проекту;
7. Наглядные консультации для родителей по проекту.
1. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии, М: Культура и традиции, 2007, 120с.
2. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла. Спб, Паритет, 2003. – 240с.
3. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. Спб, Детство-пресс, 2011.