Почему не прорастают семена яблони
Наверное, каждый в детстве задумывался над вопросом: «Вырастет ли из косточки настоящая яблоня?» А самые любознательные дети даже пробовали закопать косточку в землю и ждали, когда же вырастит яблоня с вкусными яблоками.
Я очень люблю яблоки. И, конечно же, я видел, что внутри каждого яблока есть семена, но меня заинтересовал другой вопрос: «Почему же семена яблока, находясь внутри плода, не прорастают?»
Сначала я спросил об этом у мамы. Мама ответил: «Попадая в благоприятные для прорастания условия, все семена прорастают». Что же такое благоприятные условия и почему же семена яблока, находясь в хороших условиях (тепло, влага) внутри плода, не прорастают? Чтобы ответить на эти вопросы, я обратился к энциклопедии, учебнику биологи, нашёл сведения в интернете. Я прочитал статьи энциклопедии и провел научный эксперимент.
Выращивание растений из семян – очень увлекательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение.
Рост растения обычно начинается с прорастания самого важного органа размножения — семени. Се́мя — особая многоклеточная структура сложного строения, служащая для размножения и расселения семенных растений и содержащая зародыш .
Так возникла тема нашего исследования – «Почему же семена яблока, находясь внутри плода, не прорастают?».
Целью представленной нами исследовательской работы является рассмотрение влияния внешних факторов на проращивание семян яблони.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
Собрать информацию о растении яблоня.
Определить основные условия, влияющие на проращивание семян.
Экспериментально доказать, как изменение условий влияет на прорастание семян яблони.
Мы выдвинули гипотезу: для прорастания семян яблони необходимы свет, тепло и влага.
Объектом исследования явились семена яблока.
Исследовательская работа состоит из двух частей: теоретической и практической. Сначала я изучил вопросы проращивания семян и обработал необходимую информацию. В практической части провёл опрос одноклассников и опытно-экспериментальные методы исследования, по результатам которых мною были сделаны соответствующие выводы.
Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающего мира, в кружковой работе, при работе на пришкольном участке.
I . ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Характеристика растения яблоня
Яблоня – самое распространенное старинное растение. Даже опытным садоводам, не говоря уже о начинающих, бывает очень трудно определиться в выборе нужного сорта яблони, поскольку в мире на сегодняшний день насчитывается более 20 тысяч сортов.
В Сибири яблони появились сравнительно недавно. Первые результаты успешной акклиматизации были получены несколько десятилетий назад. Новые морозоустойчивые гибриды способны без потерь пережить зиму, причем этой чертой обладают и ранние, и поздние сорта.
Лучшими сортами для Сибири являются такие как:
Низкозимостойкие: Спартан, Лобо
Среднезимостойкие: Чемпион, Папировка, Антоновка, Мельба.
Зимостойкие: Рудольф, Подарок осени, Серебряное копытце.
: Высокозимостойкие, Ранетки, Уральское наливное.
В нашем саду растут Уральское наливное, Серебряное копытце, Антоновка. Их плоды мы употребляем плоды в свежем виде, также мама готовит компоты, варенье, повидло. Запекает яблоки, готовит начинки для пирогов, в нашей семье очень популярны яблочные пироги.
Что ни говори, а яблоня — любимое в народе дерево. Ведь и любят ее не только за чудесные плоды, но и за ее особую неповторимую весеннюю красоту.
В плодах яблони содержится фруктоза, глюкоза, сахароза, витамины С и В, каротин, яблочная, винная и лимонная кислоты, эфирные масла и очень нужные организму человека минеральные соли кальция, железа и фосфора. Нельзя снимать со счета и отменные вкусовые качества яблока. Недаром в народе говорят: «Криво дерево, да яблоки сладки».
Разнообразное применение яблок в пищевой промышленности общеизвестно. Но мало кто знает, что на Руси печеные яблоки считались сильным средством при ожогах. На обожженные места прикладывали мякоть печеного яблока и боль унималась.
А вот тонкая кожица яблока с восковым налетом применялась для окуривания жилища. Крестьяне подметили, что комары и мошки не переносят запаха сжигаемой кожицы и предпочитают не совать свой нос в избу.
Размер красных, зелёных или жёлтых шаровидных плодов в зависимости от вида может быть с горошину или достигать 15 см в диаметре.
Плоды употребляют в свежем виде и в виде сухофруктов; они пригодны также для различных видов переработки: получения соков, компотов, киселей, приготовления варенья, а благодаря содержанию пектина — джемов, повидла, желе и мусса. Яблоки запекают с сахаром в тесте, приготовляют начинки для пирогов, тортов и пирожных, очень популярны яблочные пироги.
1.2 Факторы окружающей среды, влияющие на рост и развитие растения
Фотосинтез — это процесс синтеза органических веществ из неорганических за счет энергии света .
При фотосинтезе из углекислого газа и воды образуются органические вещества, и выделяется кислород. Если света растениям не хватает, фотосинтез в них протекает вяло, органических веществ образуется мало. Растения вырастают слабыми, бледными.
Влияние света на рост растений. Бытует выражение: растения тянутся к свету. Сравним два растения одуванчика лекарственного, выросшие в разных условиях освещения. Если одуванчик вырос в затенении среди густого травостоя, например на опушке леса, то листья у него длинные, расположены почти вертикально, и стебли с соцветиями тоже длинные. Они действительно как бы тянутся к свету, стараясь выбраться из густого травостоя.
Тепло – необходимое условие жизни. Растениям для нормальной жизни требуется определенное количество тепла в окружающей среде – в почве и воздухе. Количество тепла условно можно выразить температурой.
Для прорастания набухших семян требуется вполне определенная температура. Минимальная температура, при которой семена начинают прорастать, своя для каждой овощной культуры. Семена лука репчатого, лука-порея, кольраби, белокочанной и цветной капусты, гороха начинают прорастать уже при 3,5—4°С, семена сельдерея и большинства сортов салата — при 4—4,5°С, свеклы — при 5°, кукурузы — при 10°С, томатов и кабачков — при 11°С, перца — при 13°С, огурца и фасоли — при 14—15°С
Прорастание семян при минимальной или близкой к ней температуре происходит очень медленно. У некоторых растений семена прорастают при температурах почвы близких к 0 С.
В народе про овес говорят: «Сей в грязь – будешь князь». Это значит, что овес можно сеять ранней весной, когда почва еще не просохла и не прогрелась.
Некоторые семена подвергаются стратификации – закаливанию в холодильнике. Можно воспользоваться другим проверенным способом, который успешно применяли еще монахи Валаамского монастыря при возделывании яблоневого сада. Промытые косточки, вынутые из яблока, сразу же сажали в землю еще в конце лета. К зиме семена успевали набухнуть и за зиму проходили все стадии закалки, к весне выпуская зеленые ростки.
Вода в жизни растений выполняет жизненно важные функции, поддерживающие обменные процессы, а также является источником питания.
Особенно много воды в сочных плодах (85-90%). В мягких листьях — 80-90% воды, а в корнях – от 70 до 90%. Только растворенные в воде минеральные и органические вещества могут передвигаться по растению и участвовать в процессах обмена веществ.
II . ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В рамках исследовательской работы мною было проведено анкетирование одноклассников, целью которого было: выяснить знают ли мои одноклассники, почему семена яблока, находясь внутри плода, не прорастают?
В анкетировании приняли участие 27 учеников.
Я предложил одноклассникам максимально честно ответить на опрос (Приложение №1).
Из диаграммы №1 видно, 66% одноклассников считают, что свет необходим для роста растения, 14% для питания и 20% для размножения.
Из диаграммы №2 видно, 86% учащихся считает, что тепло необходимо для прорастание плодов, 2% считают, чтобы растение не засохло и 12% считают для аромата.
Из диаграммы №3 видно, 60% опрошенных считают, что вода для растений служит источником питания, 32% считают, что вода необходима для размножения и 8% считают, что вода образует росу на листьях.
Из диаграммы №4 видно, 75% опрошенных считают, что семена яблока, находясь внутри плода, не прорастают, потому что не хватает тепла, света, воды, 23% считают, что не хватает места для прорастания и 2% считают, что семян внутри плода совсем нет.
В результате проведенного опроса и обработки информации, я сделал вывод:«Семена яблока, находясь внутри плода, не прорастают, потому что не хватает тепла, света, воды». Я решил проверить наши предположения и провести опытно – экспериментальные исследования.
2.2. Методики исследований и наблюдений
Наблюдения за влиянием условий на прорастание семян и развитием проростков мы проводили, проращивая семена в домашних условиях.
Для наблюдения мы использовали семена яблони.
Эксперимент №1: Влияние влаги и воздуха на прорастание семян
Цель: выяснить, какие внешние факторы влияют на прорастание семян.
Что делали: взяли три пустых стакана и положили на дно каждого по три яблочных семечка. В первом — оставили семена, как есть (в нём будет только воздух). Во второй — налили воды столько, чтобы она только смачивала семена, но не покрывала их полностью. Третий стакан наполнили водой до половины. Все три стакана накрыли стеклом и оставили на свету.
Что наблюдали: в первом стакане (воздух) — семена остались без изменения, во втором (вода + воздух) — набухли и проросли, а в третьем (вода) — только набухли, но не проросли.
Вывод: семена легко впитывают воду и набухают, увеличиваясь в объёме. Однако, если, как это в третьем стакане, воздух не имеет доступа к семенам, то они, хотя и набухли, но не проросли. Семена проросли только во втором стакане, где к ним был доступ и воды, и воздуха. В первом стакане не было изменений, так как к семенам не поступила влага. Значит, для прорастания семян необходимы вода и воздух.
Эксперимент №2: Влияние температуры на прорастание семени.
Цель: подтвердить на опыте, что помимо влаги и кислорода на прорастание семян влияют и температурные условия.
Что делали: в два пустых стакана положили по три яблочных семечка и налили воды, чтобы она только смачивала семена, но не покрывала их полностью. Накрыли стаканы стеклом. Один стакан оставили в комнате при температуре +19–21ºС, а другой — поставили в холодильник, где температура не выше +3–4ºС.
Вывод: семена проросли только в стакане, который стоял в комнате. Следовательно, для прорастания семян необходима ещё и определённая температура окружающей среды.
Эксперимент №3: В какой жидкости прорастут семена.
Цель: выяснить, в какой воде семена прорастают лучше.
Что делали: взяли два стакана и положили на дно каждого по три яблочных семечка. В первый стакан налили обычную воду, а во второй стакан — сладкую (с сахаром). Поставила оба стакана в теплое место, наблюдала в течение двух недель.
Вывод: после двух недель семена проросли в стакане с обычной водой, а в стакане со сладкой водой — сморщились и засохли. Следовательно, для прорастания семян яблока необходима обычная вода. То есть даже при обилии влаги, семена могут страдать от засухи. В соке плодов яблони содержится железо, витамин С. Они прочно удерживают воду, не дают пройти воде сквозь водонепроницаемую кожуру — оболочку семян. Поэтому семена в яблоке не растут. Это исследование помогло мне понять отсутствие ростков у семян внутри яблока. и
В домашних условиях мы проследили механизм прорастания семян и установили, какие факторы влияют на этот процесс.
Исследуя влияние внешних условий на проращивание семян, я провел ряд опытных работ, в результате которых на практике убедилась в том, что семечкам яблока для прорастания необходима: влага, тепло и определенная температура окружающей среды. Эти факторы влияют на скорость прорастания, на количество Практическим путём мы подтвердили нашу гипотезу о том, что для прорастания семечка яблони необходим свет, тепло и влага.
Создание благоприятных условий при проращивании семян ускоряет появление всходов.
Залетаева И. А., Книга о растениях. «Колос». 1994.
Лэм Э.К. Растения — М.: «Мир», 1998
Меликян А. П., Николаева М. Г., Комар Г. А. Жизнь растений / — М.: Просвещение, 1990.
Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа: Введение в биологию и экологию. 5 класс – М.: Вентана-Граф, 2004.
Удалова Р. А., В мире растений — Л.: «Наука», 1997.
Для чего нужен свет растениям?
Для чего нужно тепло растениям?
А) прорастание плодов
Б) растения не засохли
Для чего нужна вода растениям?
А) источник питания
В)образование росы на листьях
Почему же семена яблока, находясь внутри плода, не прорастают?
Источник статьи: http://school-science.ru/9/23/44040
Исследовательская работа «Почему семена яблока, находясь внутри плода, не прорастают?»
Данный материал предназначен для учащихся начальной школы. Наблюдение за фазами развити растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов- волшебство природы в действии. В домашних условиях ученик проследил механизм прорастания семян и установил, какие факторы влияют на этот процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovat._rabota.docx | 413.13 КБ |
zashchita.docx | 23.27 КБ |
zashchita.pptx | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
1.2 Влияние света, тепла и воды на рост и развитие растения………. …….6
1.2.1 Для чего нужен свет растениям ……………………………………. 6
1.2.2 Для чего нужно тепло растениям ……………………………………6
1.2.3 Для чего нужна вода растениям …………………………………….7
2.2. Опытно-экспериментальные исследования………………………………9
Каждый в детстве, наверное, задавался таким вопросом: «Вырастет ли из семени настоящая яблоня?» А вот самые любознательные ребята даже пробовали закопать семена в землю и ждали, когда же вырастет яблоня с вкусными яблоками. Я тоже пытался проделать это прошлым летом, но у меня не получилось. Потом я узнал, что без специальной подготовки получить всходы из семян яблока непросто.
Чтобы получить всходы весной, необходимо подвергнуть семена стратификаци, т.е. поместить их в условия, близкие к реальным.
Предварительно нужно проделать следующие процедуры:
-промыть в проточной воде,
-замочить на несколько дней в теплой воде, постоянно ее меняя.
Когда семенной материал набухнет, его помещают в смесь из влажных опилок, затем ставят в холодильник или погреб на 60-90 дней.
Но меня заинтересовал другой вопрос: «Почему же семена яблока, находясь внутри плода, не прорастают?» Я спросил об этом у мамы. На что мама мне ответила: «Попадая в благоприятные для прорастания условия, все семена прорастают». А что же такое благоприятные условия? И почему семена яблока, которые находятся в благоприятных условиях (тепло, влага) внутри плода, не прорастают? Я решил подумать над этим вопросом.
Выращивание растений из семян – очень увлекательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Потребуется много времени и терпения, прежде чем вырастет из семени или косточки полноценное растение.
Рост растения обычно начинается с прорастания самого важного органа размножения — семени. Се́мя — особая многоклеточная структура сложного строения, служащая для размножения и расселения семенных растений и содержащая зародыш .
Так возникла тема моего исследования – «Почему же семена яблока, находясь внутри плода, не прорастают?»
Цель: изучить влияние внешних факторов на проращивание семян яблони.
Я поставил перед собой следующие задачи:
- Собрать информацию о растении яблоня.
- Выделить основные условия, влияющие на проращивание семян.
- На практике установить, как влияет на проращивание семян наличие или отсутствие света, влаги и тепла.
Я выдвинул гипотезу : предположу, что для прорастания семечка яблони необходим свет, тепло и влага.
Объектом исследования явились семена яблока.
Моя исследовательская работа состоит из двух частей: теоретической и практической. Сначала я изучил вопросы проращивания семян и обработал необходимую информацию. В практической части использовал социологический опрос и опытно-экспериментальные методы исследования, по результатам которых мною были сделаны соответствующие выводы.
Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Что ни говори, а яблоня — любимое в народе дерево. Многие любят ее не только за чудесные плоды, но и за ее особую неповторимую весеннюю красоту. У многих народов яблоня почиталась как символ весны, молодости и чистоты.
Яблоня(лат. Malus) –это род листопадных деревьев и кустарников с шаровидными сладкими или кисло-сладкими плодами.
Из греческой мифологии нам известно, что «яблоко раздора» стало причиной Троянской войны. Богиня раздора Эрида обиделась на то, что ее не пригласили на свадьбу, подбросила трем богиням золотое яблоко. Между богинями возник спор — кому оно должно принадлежать? Разумеется, богинь привлекала не материальная ценность яблока, а надпись на нем «Прекраснейшей». Разрешить спор попросили троянского царевича Париса. Недолго думая Парис отдал яблоко богине любви Афродите. За такую услугу та помогла Парису похитить прекрасную Елену, жену спартанского царя Менелая. Вот так началась Троянская война, воспетая Гомером.
По представлениям древних греков, на крайнем западе земного круга росла когда-то яблоня с чудесными золотыми плодами. День и ночь яблоню охраняли нимфы Геспериды и грозный дракон Ладон. Геракл убил дракона и похитил золотые яблоки. Это был одиннадцатый по счету подвиг героя.
Чудесную силу яблокам приписывали и народы Северной Европы. В скандинавских народных сказаниях богиня вечной юности Идун была обладательницей корзины с волшебными яблоками. Тот, кто их отведывал, обретал вечную молодость.
В славянской мифологии яблоко выступало символом плодородия, здоровья, любви, красоты; являлось эмблемой брачного союза, здорового потомства. Плоды яблок, побеги и цвет яблони играли важную роль в свадебных обрядах. Обмен яблоками между парнем и девушкой символизировал взаимную симпатию. Принимая от сватающегося парня яблоко, девушка как бы давала согласие на брак.
Ветки яблони украшали свадебное знамя и венок невесты, а ещё использовались в убранстве праздничного стола. Так, белорусы, украинцы и поляки втыкали ветку яблони в каравай, а русские — в свадебную курицу. Южные славяне отправляли невесту на венчание с яблоком, а после она должна была забросить плод за алтарь, чтобы иметь детей.
В плодах яблони содержится фруктоза, глюкоза, сахароза, витамины С и В, каротин, яблочная, винная и лимонная кислоты, эфирные масла и очень нужные организму человека минеральные соли кальция, железа и фосфора. Нельзя снимать со счета и отменные вкусовые качества яблока. Недаром в народе говорят: «Криво дерево, да яблоки сладки».
Разнообразное применение яблок в пищевой промышленности общеизвестно. Но мало кто знает, что на Руси печеные яблоки считались сильным средством при ожогах. На обожженные места прикладывали мякоть печеного яблока и боль унималась.
А вот тонкая кожица яблока с восковым налетом применялась для окуривания жилища. Крестьяне подметили, что комары и мошки не переносят запаха сжигаемой кожицы и предпочитают не совать свой нос в избу.
Плоды употребляют в свежем виде и в виде сухофруктов; они пригодны также для различных видов переработки: получения соков, компотов, киселей, приготовления варенья, а благодаря содержанию пектина — джемов, повидла, желе и мусса. Яблоки запекают с сахаром в тесте, приготовляют начинки для пирогов, тортов и пирожных, очень популярны яблочные пироги.
В семечках одного яблока содержится дневная норма йода, столь нужного для работы щитовидной железы. Если нужно успокоиться, то можно сделать яблочный чай с корицей. Он поможет избавиться от приступов гнева и раздражения, синдрома хронической усталости, нарушения сна, а так же от головных болей. Такой чай с плодами яблок и корицей улучшает физическое и душевное состояние, восстанавливает силы после пережитого стресса.
1.2 Влияние света, тепла и воды на рост и развитие растения
1.2.1 Для чего нужен свет растениям
Свет — это одно из важнейших условий, необходимых для жизни растений. Недаром зеленые растения называют «детьми солнца».
Свет необходим растениям для образования хлорофилла и крахмала. Свет нужен для нормального роста растений. Попробуйте затенить растение, и стебли его изменятся. Они поблекнут, станут длиннее и тоньше. Это особенно заметно на комнатных растениях зимой и на молодых деревцах, растущих под пологом темного леса.
Фотосинтез -это воздушное питание растений .
При фотосинтезе из углекислого газа и воды образуются органические вещества, и выделяется кислород. Если света растениям не хватает, фотосинтез в них протекает вяло, органических веществ образуется мало. Растения вырастают слабыми, бледными.
Можно услышать такое выражение: растения тянутся к свету. Попробуем сравнить два растения одуванчика лекарственного, которые выросли в разных условиях освещения. Если одуванчик вырос в затенении среди густого травостоя, например на опушке леса, то листья у него длинные, расположены почти вертикально, и стебли с соцветиями тоже длинные. Они действительно как бы тянутся к свету, стараясь выбраться из густого травостоя.
Одуванчики, выросшие на хорошо освещенном месте среди невысокого травостоя на лугу, на газоне или около дороги, имеют более короткие листья и стебли. Листья расположены почти горизонтально.
1.2.2 Для чего нужно тепло растениям.
Тепло также необходимо для жизни растений. При понижении температуры до одного градуса мороза замирают почти все жизненные процессы в организме растений — дыхание, рост, размножение и другие. Весной, когда температура повышается, вновь усиливается деятельность органов растений. Но и к теплу различные растения относятся по-разному. Одни из них теплолюбивы, другие, наоборот, достаточно холодостойки.
Можно сделать вывод, что тепло – необходимое условие жизни. Растениям для нормальной жизни требуется определенное количество тепла в окружающей среде – в почве и воздухе. Количество тепла условно можно выразить температурой.
Какие же температурные условия необходимы для прорастания семян?
Для прорастания набухших семян требуется вполне определенная температура. Минимальная температура, при которой семена начинают прорастать, своя для каждой овощной культуры. Семена лука репчатого, лука-порея, кольраби, белокочанной и цветной капусты, гороха начинают прорастать уже при 3,5—4°С, семена сельдерея и большинства сортов салата — при 4—4,5°С, свеклы — при 5°, кукурузы — при 10°С, томатов и кабачков — при 11°С, перца — при 13°С, огурца и фасоли — при 14—15°С
Прорастание семян при минимальной или близкой к ней температуре происходит очень медленно. У некоторых растений семена прорастают при температурах почвы близких к 0 С.
В народе про овес говорят: «Сей в грязь – будешь князь». Это значит, что овес можно сеять ранней весной, когда почва еще не просохла и не прогрелась.
Некоторые семена подвергаются стратификации – закаливанию в холоде. Можно воспользоваться другим проверенным способом, который успешно применяли еще монахи Валаамского монастыря при возделывании яблоневого сада. Промытые косточки, вынутые из яблока, сразу же сажали в землю еще в конце лета. К зиме эти семена успевали набухнуть ,а за зиму проходили все стадии закалки, к весне выпуская зеленые ростки.
1.2.3 Для чего нужна вода растениям.
Вода входит в состав цитоплазмы и клеточного сока каждой клетки растения. Без воды не могут передвигаться по растению и питательные вещества. Из углекислого газа и воды в хлорофилловых зернах на свету образуется крахмал. В жаркое время вода испаряется листьями, охлаждая растения. Жизнь растений без воды невозможна.
Одни растения, например ряска, кувшинка, кубышка, живут в воде. Другие, как капуста, тыква, растут на суше, но им необходимо много воды. Третьи растения, например просо, молодило, кактусы нуждаются в небольших количествах воды.
Вода в жизни растений выполняет жизненно важные функции, поддерживает обменные процессы, а также является источником питания. Особенно много воды в сочных плодах (85-90%). В мягких листьях — 80-90% воды, а в корнях – от 70 до 90%. Только растворенные в воде минеральные и органические вещества могут передвигаться по растению и участвовать в процессах обмена веществ.
Источник статьи: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/01/02/issledovatelska-rabota-pochemu-semena-yabloka-nahodyas-vnutri-ploda-ne