Почему марфа долго не решалась срубить засохшую яблоню

Творческое изложение на основе метода прогнозирования текста
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Урок русского языка в 4 классе

(с использованием ИКТ)

Скачать:

Вложение Размер
1305199720.zip 2.76 МБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Гальчинская СОШ

Урок русского языка в 4 классе

(с использованием ИКТ)

Творческое изложение на основе метода прогнозирования текста

учитель начальных классов

  1. Закрепить знания младших школьников о структуре текста повествовательного характера.
  2. Развивать умение последовательно излагать содержание текст с элементами рассуждения.

— обучение учащихся написанию изложения на основе прогнозирования текста;

— развитие умения прогнозировать содержание текста по его заголовку.

— учить правильному и последовательному построению предложений;

— развивать умения рассуждать, высказывать свои предложения, аргументировать свой ответ, выслушивать товарищей;

— учить самостоятельно составлять план текста.

— формировать коммуникативно-речевые умения, направленные на восприятие и воспроизведение речевого высказывания.

— прививать учащимся интерес к предмету;

— воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Дидактический материал и оборудование: презентация , текст, индивидуальные карточки помощницы.

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Учитель: Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика.)

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

(Н.В.Нагайцева, учитель начальных классов)

2. Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

Сегодня на уроке мы будем работать в парах. Прежде чем приступить к работе, вспомним правила работы в парах.

Ребята вспоминают правила работы в парах:

— Право поднятой руки (отвечает только тот, кто поднимает руку).

— Быть внимательным и активным.

— Быть терпимым к мнению друга.

— Не перебивать говорящего, уметь слушать товарища.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем писать изложение по тексту. Слайд 4

Давайте вспомним, что такое изложение?

(Письменный пересказ текста).

— Что такое текст?

(Текст – это группа предложений, связанных по смыслу).

— Какие типы текста вы знаете?

(Повествование, описание, рассуждение) .

— Что такое повествовательный текст?

(Это текст, в котором рассказывается о каком-то событии, или о чём-то)

— Описание? (Описывается предмет, явление )

— Рассуждение? (Человек высказывает свои мысли, делает свои выводы, отвечает на вопрос «Почему»?)

— Нужно ли запоминать каждое слово текста?

— Какие цели вы поставите себе на урок?

(Учиться передавать текст письменно, пользуясь опорными словами и планом )

3. Постановка учащимися учебных задач. Предположения по заголовку.

— Текст, по которому мы будем писать изложение, называется «яблоня».

(Ученикам предлагается прочитать часть заголовка: «яблоня»).

— О чём может быть этот текст?

— Прочитайте полное название текста. « Алёшина яблоня»

— Предположите, какие события будут разворачиваться в данном тексте. (Яблоню посадил Алёша и т. д)

(Дети рассказывают свои истории)

4. Целостное восприятие текста. Текст читает учитель.

А теперь послушайте, о чём расскажет нам автор. Сейчас я буду читать текст. Мы сравним наши предположения и посмотрим, насколько правильными были наши догадки, которые мы сделали на основе заголовка.

Перед самой войной посадил Алёша яблоню. С фронта он не вернулся. Погиб в боях за город Будапешт. А яблоня жила. Каждый год на ней созревали вкусные сладкие плоды. Мать Алёши – щедро угощала всех яблоками.

Но выдалась лютая зима. Морозы сожгли яблоню. Долго не решалась Марфа срубить сухое дерево. Однажды весной она попросила соседа спилить яблоню. Он спилил, но на том же месте посадил новую.

Как была обрадована бабушка Марфа, когда увидела молодую яблоньку!

5. Содержательно-композиционный анализ текста:

Беседа с учащимися.

— Какое настроение вызвал текст? (И грустное и радостное).

— Почему грустное? (Алёша погиб).

-Почему радостное? (Сосед посадил молодую яблоньку. Марфа обрадовалась).

— Каково ваше отношение к происходящему?

(Мне понравился сосед, потому что он поддержал Марфу в трудную минуту).

-Какова основная мысль рассказа?

(Нужно поддерживать людей в трудную минуту)

6. Композиционно-типологический анализ текста.

— К какому типу относится текст?

(Это текст — повествование. Он рассказывает о каком — либо событии)

— На сколько частей можно разделить текст?

(Текст можно разделить на три части: 1 – вступление 2 – основная часть 3 – заключение).

7. Работа со вступлением. Чтение 1 части.

— Что узнали из первой части текста?

(Алёша посадил яблоню и ушёл на фронт).

— Какова судьба Алексея?

— Что узнали о жизни яблони?

(Яблоня жила и давала плоды).

— Что значит «щедро угощала»?

(Марфа была очень доброй, не жадной).

— Обсудите в парах: «Какова главная мысль вступления?» Озаглавьте. Обсудите свои заголовки, если есть необходимость, исправьте свои записи.

8. Осмысление основной части. Чтение 2 части.

— Что значит «лютая зима»?

(Зима была очень морозная).

— Как сказать иначе «морозы сожгли яблоню»?

— Что произошло с яблоней?

— Как поступила Марфа?

(Она не решалась срубить яблоню).

— Почему Марфа долго не решалась срубить яблоню?

(Эта память о погибшем сыне).

— О чём говорит слово «долго»?

— Смогла ли Марфа срубить яблоню?

(Эта память о погибшем сыне).

— Как бы вы поступили в этой ситуации?

(Я поступил так же).

— Почему сосед спилил яблоню и посадил новую?

(Он помог Марфе сохранить память о сыне).

— Каким вы представляете соседа?

(Он был добрым, понимающим горе других людей).

— Обсудите в парах главную мысль этой части, самостоятельно запишите заголовок. Обсудите заголовки в парах, внесите необходимые изменения.

9. Работа с заключением. Чтение 3 части.

— Почему так радовалась Марфа молодой яблоньке?

(Бабушке Марфе яблонька была очень дорога как память о сыне).

— Обсудите основную мысль заключения, озаглавьте, обсудите в парах, исправьте если нужно.

— Итак, с текстом вы познакомились, составили план, оцените свой план и покажите сигнал (если план вам понравился, покажите зелёный кружок, если надо доработать — синий)

10. Составление опоры с использованием приёма «Ромашка Блума».

(На доске, слова прикрепляются магнитами).

Сегодня вы будете настоящими писателями, авторами своих собственных историй. А для того, чтобы написать такую историю, нам нужно будет сообща заполнить схему на доске. После заполнения таблицы ученикам предлагается сочинить историю или воспроизвести текст по ключевым словам. На доске дана схема пирамиды:

— А сейчас заполним пирамиду по следующим пунктам:

* Имя героя, посадившего яблоню.

* Два слова, говорящие о судьбе героя.

* Три слова, рассказывающие о судьбе яблони.

* Четыре слова, рассказывающие о переменах в жизни яблони.

* Пять слов, раскрывающих решение проблемы.

* Шесть слов, говорящих о чувствах и состоянии бабушки Марфы.

(Из предлагаемых учениками вариантов выбирали наиболее подходящие и вписывали в пирамиду).

Например, заполнили пирамиду следующим образом:

не вернулся, погиб

жила, созревали, угощала

зима, не решалась, сухое дерево, срубить

весной, сосед, спилил, посадил, новую

была обрадована, бабушка, увидела, молодую яблоню

Яблоня в моём саду

Гнётся низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево.
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула

И вперёд их протянула.
А как стихнет ветерок,
Моя яблонька заснёт.

(Н.В.Нагайцева, учитель начальных классов)

11. Повторное чтение текста учащимися про себя.

12. Пересказ текста по самостоятельно составленному плану, используя пирамиду.

После заполнения таблицы ученикам предлагается сочинить историю или воспроизвести текст по ключевым словам.

Дети работают в парах, делают черновые записи, затем по желанию пересказывают текст.

13. Орфографическая подготовка.

Объясните правописание пропущенных орфограмм. Что общего в написании слов?

в.йна, пос.дил, созр.вали, уг.щала, попр.сила, сп.лить, выд.лась

(Пропущена безударная гласная в корне. Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное словотак, чтобы безударная гласная стала ударной: войны – война)

п.гиб, с.зревали, п.просил, п.садил, .брадована

( Приставки по.-, со-, об-.пушутся с о).

(Пропущена парная согласная, проверяю сла д ок).

Что общего в написании этих слов?

Будапешт, Алёша, Марфа

(Имена собственные пишутся с большой буквы).

Что можно сказать о написании этих слов?

Мороз, яблоня, однажды

(Это словарные слова, написание нужно помнить).

14. Заключительное прочтение текста учителем.

15. Самостоятельная работа.

Ну, и сейчас, используя ключевые слова, будем писать изложение, а закончим его письменным рассуждением.

— Что такое рассуждение? (Отвечаем на вопрос «Почему»?)

Почему Марфа радовалась появлению молодой яблоньке?

Опираясь на записи в черновике, пишем изложение с элементами рассуждения.

Учащиеся пишут изложение с опорой на иллюстрацию, план, лексические выражения.

16. Итог урока. Зачитывание лучших работ.

Молодцы! Вы справились с нелёгкой задачей. Итак, вы потрудились замечательно.

17. Рефлексия. С каким настроением вы заканчиваете урок? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика).

Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!

Список использованной литературы:

1.О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова контрольные и проверочные работы по русскому языку для начальной школы. М.; АСТ «Премьера», 2002

2.«Начальная школа» Творческое изложение на основе метода прогнозирования С.К.Тивикова №2 2004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русскаго языка по теме «Изложение на основе метода прогнозирования» 3класс.

Конспект урока разработан по программе «Школа 2100». Изложение в 3 классе носит обучающий характер.

Прилагается подробный конспект проведения урока изложения с использованием презентации. Подробнее с методикой проведения изложения на основе прогнозирования текста можно познакомиться в журнале «Начал.

Цели деятельности учителя: Создать условия для составления текста по отрывку из рассказа Г. Скребицкого; совершенствовать умение ставитьзнаки препинания в предложениях; способствовать развитию умений .

Данная презентация подготовлена для урока русского языка во 2 классе по учебнику Р. Н. Бунеева( Школа 2100).. Презентация способствует запоминанию излагаемого текста учащимися и эффективному .

Разработка урока развития речи в 4-м классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Определенную роль в этом процессе играет такой вид работы, как творческие изложения, которые отличаются от других видов.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/07/04/tvorcheskoe-izlozhenie-na-osnove-metoda-prognozirovaniya

Изложение «Алёшина яблоня» на основе прогнозирования текста (4 класс). Прилагается подробный конспект проведения изложения с использованием презентации.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Прилагается подробный конспект проведения урока изложения с использованием презентации. Подробнее с методикой проведения изложения на основе прогнозирования текста можно познакомиться в журнале «Начальная школа» №2, 2004 г.

Скачать:

Вложение Размер
izlozhenie_na_osnove_prognozirovaniya_teksta._4klass.docx 22.08 КБ
prezentatsiya_k_izlozheniyu.pptx 480.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изложения на основе прогнознозирования текста

по произведению В. Бочарникова « Алёшина яблоня».

Тип урока: урок развития речи.

Тема урока : изложение по произведению « Алёшина яблоня».

Цели урока : обучать учащихся написанию изложения на основе прогнозирования текста; развивать умения прогнозировать содержание текста по его заголовку; формировать коммуникативно – речевые умения, направленные на восприятие и воспроизведение речевого высказывания : умения прогнозировать тему и основную мысль, жанр и структуру текста, языковые особенности, предупреждение некоторых речевых ошибок.

Оборудование: презентация, мультимедиапроектор; сигнальные карточки (зелёные, красные),

I. Организационный момент .

Проверка готовности учащихся к уроку.

— Покажите сигнальной карточкой свою готовность к уроку.

Мотивация к учебной деятельности.

— «Мы» – так же важно, как и « я»,

Если вы добьётесь цели,

Добьюсь цели и я! (Слайд № 1)

II. Подготовка учащихся к изучению новой темы . Актуализация опорных знаний учащихся .

Постановка проблемного вопроса .

— Какие типы текстов вы знаете? ( Повествование, описание, рассуждение)

— Чем тип текста повествования отличается от других типов текста?

— Перечислите основные признаки типов текста.

III. Введение в тему .

Работа над заголовком текста.

— Отгадайте загадку: « Стоит королева,

Белое платье надела.

И весь огород ». Яблоня (Слайды № 3, № 4)

— О чём может быть текст, по которому будем писать изложение?

— Теперь прочитайте заголовок текста: « Алёшина яблоня» (Слайд № 5)

— О чём будет текст? (Слайд № 6). Высказывания учащихся.

IV. Подготовка к изложению .

1. Работа со вступлением .

— Проверим ваши предположения… Перед самой войной посадил Алёша яблоню .

— Что узнали из предложения?

— А что могло быть дальше с Алёшей?

— Что могло произойти на фронте?

(По ходу работы по слайду № 7 проводится лексическая работа)

— Послушайте дальше… С фронта он не вернулся. Погиб в боях за город Будапешт .(Слайд № 8)

— Какова судьба Алёши?

— Что могло произойти с яблоней?

— Предлагаю послушать часть текста… А яблоня жила. Каждый год на ней созревали вкусные сладкие плоды. Мать Алёши — Марфа щедро угощала всех яблоками .

— Что узнали о жизни яблони?

2. Озаглавливание вступительной части .

— Как можно озаглавить вступление?( Работа в парах. После обсуждения заслушиваются варианты заголовков для вступления. Посадил Алёша яблоню. Щедрая яблоня .)

3. Осмысление основной части .

— Какие у вас есть предположения о том, что стало с яблоней дальше?

— С каких слов может быть начата основная часть?

— Слушайте далее… Но выдалась лютая зима. Морозы сожгли яблоню .

— Что значит « лютая» зима?

— Как сказать иначе « Морозы сожгли яблоню?»

— Как вы думаете, что теперь будет с яблоней? Как поступит Марфа?

Читаю… Долго не решалась Марфа срубить сухое дерево .

— Почему Марфа долго не решалась срубить яблоню?

— О чём говорит слово « долго» ?

— Узнаем, что было дальше … Однажды весной она попросила соседа спилить яблоню. Он спилил, но на том же месте посадил новую.

4. Создание проблемной ситуации.

— Смогла ли Марфа срубить яблоню? Почему?

— Как бы поступили вы в этой ситуации?

— Почему сосед посадил новую яблоню?

— Как можно озаглавить основную часть?

(Работа в парах. После обсуждения заслушиваются варианты заголовков для основной части . Марфа принимает решение. Новая яблонька .)

5. Работа с заключительной частью. Постановка проблемного вопроса.

— Как бы вы закончили этот текст?( Высказывания учащихся)

— Вот как заканчивает этот текст автор … Как была обрадована Марфа, когда увидела молодую яблоньку!

— Почему так радовалась Марфа молодой яблоньке?

— Как можно озаглавить заключительную часть? ( Новая яблонька. Радость Марфы .)

6. Определение темы, основной мысли текста.

— Придумайте два названия этому рассказу. Одно пусть соответствует теме, а другое выражает основную мысль. ( Работа в парах. Тема отражена в заголовке « Алёшина яблоня». Основная мысль: даже дерево может быть дорого.. « Память о сыне»)

7. Коллективное составление плана ( на основе заголовков к вступлению, основной части, заключения) . Один из учеников записывает план на доске. Сверка по слайду № 9.

V. Первичное целостное чтение текста с остановками.

1. Целостное восприятие текста.

Чтение текста учителем .

Ученики читают текст самостоятельно.( Слайд № 10.)

2. Составление таблицы – прогноза. Выделение орфограмм. (Слайды № 11, 12)

Какое? Какая? Какие? Как?

Что сделал? Что делала? Что делали? Что сделали?

VI. Работа над оформлением текста .

— Сколько частей в тексте?

— Как будете оформлять каждую новую часть?

VII. Орфографическая подготовка . Предлагается выполнить работу « Лови ошибку!»

Учитель читает слово орфоэпически правильно, учащиеся называют проверочное слово.(Слайд № 13)

VIII. Написание текста изложения.

(Учитель оказывает помощь учащимся, которые подняли красный сигнал – нужна помощь )

IX. Самопроверка, самоконтроль .

Самопроверка учащимися написанного текста.

(Работа по листам самооценки с критериями)

У меня получилось :

соблюдать структуру текста

(3 части с красной строкой)

сверить орфограммы по таблице -прогнозу

Составление синквейна. Дифференцированная работа. Учащиеся выбирают одно или два слова для составления синквейна. (Слайд № 14.)

Пример : 1. Изложение.

2 .Сжатое, интересное.

3. Думать, передать, написать.

4. В добрых руках работа спорится.

Пример : 1. Яблоня.

2. Молодая, цветущая.

3. Растёт, созревает, засохнет.

4. Пусть растёт большая – пребольшая,

Пусть идёт и вширь , и в высоту

И дорогу нашу украшая,

Каждый год купается в цвету…

5. Аромат. ( Слайд № 15)

XI. Домашнее задание.

— Нарисовать яблоню. (Слайд №16)

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Изложение Мотивация к учебной деятельности. «Мы» так же важно, как и « я», Если вы добьётесь цели, Добьюсь цели и я!

Типы текстов 1. Повествование. 2. Описание. 3. Рассуждение.

Отгадайте загадку. Стоит королева, Белое платье надела. Удивляет народ И весь огород.

Яблоня- фруктовое дерево семейства розоцветных с шаровидными сладкими или кисло-сладкими плодами. (Словарь Ожегова)

О чём будет наш рассказ? Яблоня

-Прочитайте теперь название текста… «Алёшина яблоня.» О чём будет текст?

Лексические упражнения Как понимаете выражение: «Перед самой войной?» Объясните значение слова «фронт». Что обозначает слово Будапешт ? Как понимаете выражение: «А яблоня жила?» Замените слова выдалась лютая близкими по значению словами. Разъясните выражения: «Морозы сожгли яблоньку», «Долго не решалась».

Будапешт- столица Венгрии и самый крупный город этой страны. Название образовано от слияния двух городов: Буда и Пешт .

План 1.Посадил Алёша яблоню. 2. Лютая зима. 3.Новая яблонька.

Алёшина яблоня . Перед самой войной посадил Алёша яблоню. С фронта он не вернулся. Погиб в боях за город Будапешт. А яблоня жила. Каждый год на ней созревали вкусные сладкие плоды. Мать Алёши – Марфа щедро угощала всех яблоками. Но выдалась лютая зима. Морозы сожгли яблоньку. Долго не решалась Марфа срубить сухое дерево. Однажды весной попросила соседа спилить яблоню. Он спилил, но на том же месте посадил новую. Как была обрадована Марфа, когда увидела молодую яблоньку!

Таблица-прогноз Кто? Что? Какая? Какое? Как? Что сделал? Что делала. Алёша посадил не вернулся яблоня дерево сухое жила яблонька молодая плоды вкусные сладкие созревали морозы сожгли Марфа щедро долго угощала не решалась попросила спилить была обрадована

Таблица-прогноз Кто? Что? Какая? Какое? Как? Что сделал? сосед спилил посадил

Орфографическая подготовка «Лови ошибку!» в о йной — войны пос а дил — сад п о гиб-приставка –по в б о ях — бой созр е вали — зреет пл о ды-плод сла д кие — сладость дер е во — деревья в е сной — вёсны сп и лить- пилит

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/11/27/izlozhenie-alyoshina-yablonya-na-osnove-prognozirovaniya

Читайте также:  Рак ствола плодового дерева
Оцените статью