Апрель, или «Заиграй овражки»
Апрель на Руси исстари называли обманщиком, капризником, плутом и лукавцем. За его весенние капризы, непостоянство и изменчивый характер погоды.
А вот за наступившее долгожданное тепло он получил такие определения: капельник, снегогон, солнечник, парник, водолей, цветень… И ещё – «заиграй овражки». Уж совсем лирическое имя. Правда, в этом перечне есть словечко слегка негативного оттенка – «берёзозол». Потому, видимо, что берёзам зло приносит. Вернее, раны деревьям учиняют люди – в конце месяца они обычно добывают соковницу (березовый сок)… Нынешнее и привычное «апрель» произошло от латинского «априлис» («открывать», «раскрывать свои дары», «расцветать»).
И действительно, он всех растормошит и напоит, опьянит своей яркостью и вешними ароматами – в общем, веселый живой месяц. Не зря же говорили в народе: «Апрельские ручьи землю будят», «Апрельские дожди урожай приносят», «Мокрый апрель – хорошая пашня», «Апрель с водою – октябрь с пивом». В то же время предостерегали: «Не ломай печи – еще апрель на дворе», «Не бойся зимы – бойся отзимка в апреле», «В апреле ясные ночи кончаются заморозками», «В апреле в землю не положишь и с земли не возьмешь». Подтверждаются и народные приметы: «Апрель ленивого не любит, проворного голубит», «Апрельская забота сгонит с печи», «С апреля земля преет, ветром и теплом веет, апрель-батюшка в поле зовет». А еще говорили: апрель зиму с летом сплетает.
Однако примечали: на Благовещенье весна зиму поборола. Если выдастся тёплая благовещенская ночь, то весна будет дружная, а если и день тихий, тёплый, то и лето ожидается такое же. Праздник посвящён дню, когда по преданию архангел Гавриил известил Деву Марию о будущем рождении Христа. На Руси празднество наложилось на более древнюю языческую традицию чествования прихода весны и пробуждения (открытия) земли. Что отразилось в культе почитания Богородицы и её отождествления с Матерью-Землей. Как женщина, даёт жизнь ребёнку, так и земля, принимающая в себя семена, способна принести по осени урожай. В данном контексте два образа сливаются воедино. По традиции выпекали благовещенские просфоры, в одну из них запекали монетку: кому она достанется, тому и поручали начинать сев да пахоту.
Согласно народному календарю, через денёк-другой на Руси отмечали Матрену-настовицу. Настовицей в старину называли птичку чибиса. Говорили: «Чибис прилетел, на хвосте воду принес», «Чибис прилетел – снег вспотел». Будто бы птичка эта –помощница весны, на полях наст укрепляет, скачет по снегу да приминает его. Ну а на реке, соответственно, ей вторит щука – «лёд хвостом разбивает».
Удивительно, но в народном календаре весенний день 10 апреля чудесным образом связывался с предосенним… 15 августа. Объясняется здесь всё просто. Ритуальный венок, собранный на лугах всей семьёй – от мала до велика, и сплетённый по травинке, по цветочку, свитый «в прошлом годе», на исходе лета, из луговых и полевых трав, к апрелю он уже теряет целебные силы заключенных в него цветов и трав. А венок, надо сказать, помещали в красном углу избы – он считался хранилищем здоровья для всех домочадцев. Однако травницы-целительницы успокаивали: «Добрая сила растений воскресает к полудню зелёной былинкой!». Наблюдательные, они замечали, что именно в этот весенний день озаряют землю золотые головки мать-и-мачехи (символа материнской заботы). Значит, и прошлогодние засушенные лепестки хоть на денёк, да обретут вновь свои целебные свойства. Заваривали ароматный и оздоравливающий чай. Ритуальное чаепитие действительно прогоняло хвори. Напиток, кстати, полезен от ломоты в теле, от простуды, от кашля, от озяблости…
Одиннадцатое апреля – берещенье. Берестить – значит обвивать, связывать, скреплять берестой. Известно, что берёзка испокон веку – хорошая помощница человеку. «В огне крещается, берестой повивается», – говорится о горшке, самой древней посуде наших предков. Вообще-то здесь тоже немало примет. Некоторые уверяют, что берёзу нельзя сажать рядом с домом – чтобы не болели его обитатели (берёза часто «плачет», и в неё попадает молния). Другие же видят в этом дереве символ благополучия и здоровья семьи. Берёзовое полено даже закапывали под порог новой конюшни, чтобы в ней не переводились кони.
На 13 апреля приходится ритуал Огонь-огнище – чествование родового гнезда – места, где вырубали деревья, чтобы выстроить жилище. Оставшиеся ветки да кору крестьяне сжигали, убирая заодно весь мусор. Горящие головёшки приносили на хлебную ниву, разводили огонь, через который хозяин проносил сохи и бороны. Приговаривал: «Держись крепче сохи и бороны». У каждого земледельца была и специальная соха, огнищевая, с прямыми сошниками. Пахарь во время работы в поле произносил волшебные слова: «Матушка-сошка, золотые рожки, зыбь земельку!», «Меж сохой да меж бороной уроди нам, Господи, хлебушек прибылой!».
Ближе к середине апреля весна обычно входит в полную силу. Люди славили древнерусскую богиню Ладу. И Погоду – светлолицего, ясноокого, добронравого бога, покровителя тёплых ветров и ясных дней, провозвестника Весны. Обращались с надеждой и молитвой и к жене его, Заре, – богине рассвета, со взором открытым, вселяющим умиротворение и уверенность в предстоящем дне. Лада помогала супругам жить в ладу – тогда и дни стоят ясные и пригожие. Или погожие. А ежели бог Погода не в духе – значит, быть Непогоде.
В последних числах месяца уже слышится пение сверчка да журавлиное «курлы». Дети, встречая птиц, вторили им: «Курли, курли, курли, /Летят, летят журавли! /Курлы-си, курлы-си,/ По Руси! По Руси!».
Источник статьи: http://tyum-pravda.ru/obshestvo-main/9754-aprel-ili-zaigraj-ovrazhki
Конспект НОД по речевому развитию «Весна пришла!»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект НОД по речевому развитию «Весна пришла!»
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы и т. д.) .
• формировать умения детей устанавливать причинно-следственные связи в природе;
• развивать диалогическую речь, слуховое внимание;
• развивать логическое мышление;
• удовлетворить детскую любознательность посредством игровых ситуаций;
• воспитывать у детей любовь к природе.
Развивающая среда: картинки с явлениями природы, картинки с изображением птиц, картины на весеннюю тематику. Запись произведения П. И. Чайковского «Времена года».
1. Под музыку П. И. Чайковского «Времена года (апрель) » в группу входит воспитатель в костюме «весны» и читает детям стихотворение:
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.
— Ребята, это стихотворение написал Афанасий Фет. Какое это стихотворение — веселое, грустное, торжественное? Почему всем радостно и весело? (Потому что солнце поднимается все выше, светит ярче. С крыш свисают сосульки. Солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручьи. Появляются проталины. На деревьях и кустарниках набухают почки. Раскрываются весенние цветы. Просыпаются насекомые. Возвращаются перелетные птицы) .
— Ребята, я принесла вам карточки. Посмотрите и расскажите, какие явления природы на них изображены (Ребята выходят и называют явления природы) .
— Какие времена года вы знаете? (ответы детей). Отберите карточки, на которых нарисованы зимние явления природы (весенние, летние, осенние) .
— Сколько месяцев в году? (12)
— Братья-месяцы приходят к нам в гости каждый в свое время. Сейчас наступило время весны. Назовите весенние месяцы (март, апрель, май) .
2. Март — первый месяц весны. В народе его называют «парник», «капель». Почему?
Ответы детей (Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становится серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает) .
— Как вы понимаете пословицу «То снегом сеет, то солнцем греет»? (Март — месяц переменчивый. Еще кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. После метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют теплые ветры — и начинается оттепель) .
— Что происходит в марте месяце в жизни с лесных обитателей? (Медведь все еще спит. Лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают. Барсук прячется в норе, а заяц — под кустами.)
— Как ведут себя птицы в марте? (Весело тинькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. К концу марта прилетают грачи — вестники весны. В народе говорят «Грач зиму прогоняет», «Если грач на горе, то весна во дворе») .
П/и «Птичьи гнезда»
Цель: Развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и умение действовать по сигналу. Упражнять детей в беге.
Ход игры: На полу лежат обручи – «гнезда». Число гнезд = половине числа играющих. Дети бегают по площадке в разных направлениях. По сигналу воспитателя «грачи прилетели» они бегут в «гнезда». Дети, оставшиеся без «домика» считаются проигравшими. Продолжительность игры 2-3 минуты.
— Какой праздник мы отмечаем в марте? (Женский день.)
3. Апрель — средний месяц весны. В народе его называют «месяце живой воды». Почему? (Повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи) .
— Почему говорят, что «апрель почками красен»? (Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все дерево словно окутано желто — зеленым облаком) .
— Какие цветы расцветают в апреле? (подснежники.)
— Что делают в апреле лесные обитатели? (В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. Выходит из норы барсук, у волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Белочка тоже меняет серую шубку на рыжую. На лесных проталинах, на сухих пнях греются на солнце ящерицы) .
— Какие насекомые появляются в апреле? (В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые) .
— Что делают в апреле люди? (Люди в апреле проращивают семена, готовят почву к посевам, сеют овес, ячмень, просо, подкармливают озимые хлеба. В огородах в конце апреля сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь, лук) .
— Какие птицы прилетают в апреле? (В апреле возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки. А снегири и свиристели улетают на север) .
Д/и «Перелетные птицы» (На доске картинки с изображением зимующих и перелетных птиц. Дети по одному подходят и берут картинки с изображением только перелетных птиц) .
Игровое упражнение «Танины марки».
4. Май — сердце весны.
Месяц май — пой да гуляй!
— Вот когда в лесу начался весенний месяц — месяц песен и плясок! Полная победа солнца и его тепла над стужей и мраком зимы! Отчего месяц май прозывают «месяц «Ай! »? Оттого, что и тепел, и холоден. Днем солнышко, а ночью бывает ай! — какой морозец.
— Расскажите о погоде в мае (Снег уже давно сошел, дуют теплые ветры, по небу плывут белые облака. Часто бывают грозы. Сверка молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают землю, и природа оживает. После майского дождя в небе часто появляется радуга) .
— Почему май называют «песенником»? (Прилетели к нам птицы и поют — заливаются. Самый лучший певец — соловей. Кукует лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики, громко квакают квакушки, их называют болотными певцами) .
— Какие у людей весенние работы: в поле, в саду, в огороде? (В мае у людей много забот. Надо поле вспахать и засеять, в сад деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде приготовить грядки и посеять лук, морковь, свеклу. А на клумбах посадить красивые цветы) .
— Какие праздники мы отмечаем в мае? 9 мая мы отмечаем День Победы нашего народа в войне с фашистской Германией. Вспоминаем воинов, защищавших Отечество.
— Почему май в народе называют «цветень»? (В мае ва лесу распускаются ландыши, мать- и-мачеха. Расцветают деревья и е кустарники: тополь, сирень, черемуха. Цветут плодовые деревья: яблони, вишни, сливы) .
Рисование (нетрадиционный метод «пальчиками») «Мать-и-мачеха»
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/11/08/konspekt-nod-po-rechevomu-razvitiyu-vesna-prishla
Приметы апреля
Народные приметы на апрель
О месяце апрель
Апрель — априлий, априлит, снегогон, снегосгон, снеготок, березозол, березозоль, березозор, водолей, водопол, цветень, парник, ларильник, капельник, зажги снега, заиграй овражки — второй месяц весны, четвертый месяц года. Название месяца происходит от латинского слова «априлис» — согреваемый, согретый солнцем, солнечный. Это был месяц весеннего открытия природы и посвящался он богине любви и красоты Венере. В Древней Руси апрель был вторым месяцем. Позже, до 1700 года, он считался восьмым, а после реформы Петра I стал четвертым по счету. Раньше на Руси этот месяц назывался пролетником, так как предвещал скорый приход лета; у поляков он носил название «кветень»; чехи и словаки именовали апрель «дубень».
Апрель в старину также называли «цветень», так как в этом месяце распускаются первые цветы. Этот месяц называли березозолом, то есть злым для берез, поскольку в это время начинают заготавливать березовый сок, что наносит березам глубокие раны.
Первые 15 дней месяца — снеготаяние, а с 16 по 30 апреля — оживление весны. По астрономическому календарю до 14 апреля солнце находится в созвездии Рыб, а с 14-го — в созвездии Овна. В этом месяце начинаются полевые работы.
Приметы и поговорки апреля
• Февраль богат снегом, апрель — водою.
• В апреле земля преет, томится.
• Не ломай печи — апрель еще на дворе.
• Апрельские ручьи землю будят.
• Апрель обманет, под май подведет, а май тепел, да холоден.
• Апрель с маем — всему году ключ.
• Весною дождь парит, а осенью мочит.
• Весна днем красна.
• Весна — зажги снега, заиграй овражки.
• Глубже посеешь весной — будешь с хлебом зимой.
• Ни холоднее марта, ни теплее мая не бывает апрель.
• От снега до листа — таков апрель-водолей.
• Апрельские лучи будят землю.
• Вода на пользу, пригодится в майскую пору, когда с дождями заминка выходит.
• Солнышко с апрельской горки в лето катится.
• Апрельский скворец — весне гонец.
• Апрель — вешние воды.
• Апрельские ручьи землю будят.
• Снег в апреле — внучок за дедушкой пришел.
• Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит; а мужик глядит — что-то будет.
• Играй пока, матушка Ока, апрель на дворе.
• Если во время апрельской грозы раскаты грома слышатся долго, но не резко, — жди затяжного ненастья, а если отрывисто — будет ясно. Если сверкает молния, а грома не слышно — к сухому лету.
Источник статьи: http://domovenok-as.ru/narodnye-primety/aprel-primety-obrjady-sovety-i-recepty-na-kazhdyi-den-aprelja/primety-aprelja.html