Плоский сад японский стиль

Сад в японском стиле

Сад в японском стиле

В последние годы такая разновидность ландшафтного дизайна, как японский сад, стремительно обретает популярность. И это не случайно. Разберемся в причинах такой популярности. Первое руководство по устройству японского сада уходит глубоко в древность, а именно в 11 век.

Это рукописное издание называлось «Сакутэйки».

Сакутэйки — древнейшая японская рукопись по устройству садов в стиле синдэн-дзукури.

Сакутэйки (作庭記, букв. «Записи о создании садов», альтерн. название «Сэндзай хисё») — древнейшая японская рукопись, содержащая рекомендательную информацию по устройству садов в стиле синдэн-дзукури.

Ландшафтный дизайн такого сада, как искусство, был взят японцами из Китая и Кореи. Уже намного позже родился свой японский стиль, который постоянно затем совершенствовался. Первым стилем японцев был, так называемый, «сухой пейзаж». Он отличался строгостью форм и отсутствием декоративных элементов, так как в то время в Японии особо в почете был аскетизм буддийских храмов. С 15 века произошли некоторые перемены. Японский ритуал — чайная церемония, оказал свое влияние и на дизайн японского сада. Чайные домики стали обязательным атрибутом японского сада, к ним вели тропинки, выложенные камнями, а для освещение в вечернее время применялись каменные фонари. Вообще, при устройстве сада, японцы всегда следуют принципу целостной композиции ближних и удаленных элементов сада.

Каменный фонарь в японском саду

Японские городские парки очень отличаются, скажем, от московских. В японских парках не бывает расчищенных прямых, утоптанных дорожек, клумб с яркими цветами. Первое место при устройстве японских садов занимает галька, песок, а из растений — деревца небольшого размера. В японских садах всегда создаются ручьи извилистой формы, украшенные камнями без шлифовки. В основу такого ландшафтного дизайна, как японский сад положен принцип создания в саду таинственной атмосферы. Гуляя по японскому саду, люди всегда чувствуют внутреннюю силу и душу вещей, которые их окружают. Если попытаться просто скопировать сад в Японии и перенести его в другую страну, то неповторимый японский дух этого сада просто исчезнет. Традиции этой страны неповторимы .

Сад в японском стиле, как правило, не подчеркивает разные элементы природы, а лишь побуждает каждого человека созерцать эти элементы и любоваться ими. Особое назначение японского сада — стремиться вызвать у человека ощущение прекрасного, наслаждаясь самым обычным, естественным, что есть у природы. Эта особенность очень важна для снятия стресса у человека, уставшего от сумасшедшего ритма мегаполиса. Сейчас в современном мире, при устройстве японского сада применяются и самые современные методики, и старинные японские приемы, которые всегда стремятся найти целостность и внутреннюю красоту природы, ее гармонию.

Пруд и водопад

Современные японские сады бывают трех основных типов: холмистые, равнинные и пересеченные. Особенностью первого типа является холм с прудом и льющейся с возвышения водой. Японский сад второго типа плоский, как блин. На этой ровной площадке располагаются камни, деревья, каменные фонари, декоративные емкости с водой. Японский сад третьего типа как бы копирует мини- модель гористого района Японии. Озеро с островком , необычно расположенными камнями, каменными мостиками и каменными фонарями.

Читайте также:  Направо в старом фруктовом саду

Декоративная емкость с водой

Прямых тропинок в японском саду не бывает, искусственные фонтаны тоже отсутствуют. Вместо всего этого – извилистые тропинки и естественно бегущий ручеек. В японском саду ни один элемент не повторяется, каждый по- своему уникален. Использование элементов воды придает японскому саду огромную жизненную энергию.

Что касается растительности сада в японском стиле, то здесь приемлемы хвойные деревья- небольшие сосны, кедры, а из лиственных пород любим японский клен, листья которого осенью приобретают прекрасный карминный цвет. В японском саду всегда желанны такие деревья, как камелия и особенно сакура — японская вишня. Бамбук – особое растение японского сада. Он придаст любому его уголку утонченный оттенок. Вообще , японцы считают, что бамбук обостряет у людей чувство самосозерцания.

Хвойное дерево

Еще одной разновидностью сада в японском стиле является Сад камней. Японский Сад камней — завораживающее зрелище. Вся его площадь засыпана галькой или крупным песком и на этой поверхности как бы в беспорядке, раскиданы камни. На гальке или песке деревянной доской с зубьями нанесен волнообразный рисунок, символизирующий воду. В саду камней любому человеку будет приятно медитировать в уединении. Пестрота цветов всегда мешает сосредоточиться, поэтому в японских садах отсутствуют клумбы с яркими цветами.

Японский сад камней

Главное отличие сада в японском стиле от европейского в том, что европейский сад имеет своей целью воздействие на органы чувств человека, а в японском саду человек погружается «внутрь себя» , чувствует свою душу, отрешившись от суетного мира и обретая душевное равновесие, которого так не хватает многим из нас. Продвижение по японскому саду идет всегда слева -направо, так все японцы воспринимают любое произведение искусства. Со временем камни в японском саду обрастут мхом и будут напоминать холмы Японии.

Характерная черта японского сада — изобилие свободного пространства и ассиметричное расположение элементов. Создав сад в японском стиле, вы всегда будете посещать его в поисках душевного спокойствия и насладитесь единением с природой.

Источник

Японский сад камней: ландшафтный дизайн по-буддийски

Японский сад камней, или сухой сад, – это разновидность японского сада, в котором главными элементами ландшафта являются группа камней, а также песок или мелкая галька, которые выражают течение воды. В Японии такой сад называется 石庭 сэкитэй, или исинива, «сад камней». Ещё одно распространённое название для такого сада – 枯山水 карэсансуй «сухие горы и воды».

История и эволюция сухого сада

В V веке китайский даосизм начал накладывать отпечаток на японское искусство. Древние даосские верования об островах, где обитают бессмертные, вдохновляли создателей садов в Японии (эти сады даже называли 島 сима «остров»). Типичный японский сад V–VIII веков обычно состоял из большого пруда, окружённого деревьями с пышной листвой. В центре пруда находился по крайней мере один островок, а иногда просто большой камень, напоминающий гору, что символизировало остров неувядающей молодости и вечной жизни.

Период Хэйан (794–1185 гг.)

Когда в 794 году столица Японии была перенесена в Хэйан-кё (современный Киото), художники и создатели садов начали отвлекаться от китайского даосизма и посвятили свои усилия развитию искусства, которое отражало бы их собственную культуру. Сады были организованы таким образом, чтобы изображать японские природные ландшафты, а буддизм стал доминирующей, вдохновляющей силой их творений. Хотя пруд и островки оставались неотъемлемой частью японских садов в этот период, все остальные элементы были подобраны и организованы гораздо более тщательно. Например, постройки, окружающие сад, должны были быть соединены между собой длинными крытыми галереями. Предпочтение отдавалось лиственным деревьям, формы и цвета которых менялись от сезона к сезону. Даже птицы на деревьях и рыбы в пруду считались частью композиции сада.

Читайте также:  Дивный сад во весь экран

Период Муромати (1336–1573 гг.)

Примерно в конце XI века каменные ландшафты стали создавать как часть обычных садов. Профессиональных ландшафтных дизайнеров сухих садов тогда называли 石立僧 иситатэсо: «монахи-садовники». В те времена буддизм играл крайне важную роль в садовом искусстве, поэтому неудивительно, что именно монахи отвечали за проектирование и создание садов. Бурное развитие и популярность сада камней пришлись на период Муромати, когда в Японии дзэн-буддизм серьёзно укрепил своё положение, и мастера садового искусства стали отдавать своё предпочтение идеям дзэн. Мусо Сосэки, великий дзэнский монах, считается отцом дзэнского садового искусства, который создал одни из самых старых садов камней и принёс популярность этой загадочной технике ландшафтного дизайна.

Если сады периода Хэйан отражали превратности жизни, то сады камней периода Муромати полностью отвергали временные явления и бессмысленные фасады материального мира. Садовники этого периода «оголяли» природу и создавали сады в основном из камней и песка, чтобы показать истинную суть жизни и природы. Изредка добавлялись небольшие вечнозелёные кустарники, но они не были центральным элементом сада.

Все сухие сады, появившиеся после периода Муромати, являются развивающейся частью его наследия. По сей день в Японии и разных странах продолжают появляться новые сады камней. Существует бесчисленное множество вариантов, порождённых воображением и творчеством современных ландшафтных дизайнеров. Но тем не менее, сады камней, построенные в период Муромати, до сих пор почитаются как древние прототипы этого уникального искусства.

Философия сухого сада

Сухой сад предназначен не для прогулок, а для созерцания и размышлений о значении этого пространства. Сад – это не только горы, реки и природа, но и буддийский взгляд на мир и Вселенную. Погрузившись в эти мысли, можно прийти к философии дзэн-буддизма, которая ведёт к состоянию небытия. Привлекательность сухих садов заключается в том, что здесь можно провести время в тишине вдали от звуков и поразмышлять о себе и мире.

Например, камни отображают горы, деревья и животных. Песок символизирует течение воды или водопад, стекающий с горы. Однако в действительности камни – это просто камни, а песок – просто песок. Это в глубоком смысле отражает то, как мы, люди, наделяем окружающие нас вещи значениями и в процессе этого обманываем себя, становясь одержимыми ими. Размышляя над простотой сада камней, можно научиться воспринимать истинную сущность природы.

Читайте также:  От шаболовской до нескучного сада

Для монахов дзэн сад камней является важнейшим местом, в котором они ежедневно практикуют медитации. Японское слово 庭 нива, которое сегодня означает «сад», в древности обозначало «ритуальное пространство». В дзэн-буддизме чтение священных писаний и молитв считается поверхностным занятием. Чтобы достичь просветления, человек должен пройти долгие периоды сидячей медитации, а также совершать физическую работу. В саду камней дзэнские монахи созерцают природу и ищут максимальную свободу разума. Истинная цель создания волн на песке с помощью граблей – это не создание чего-то эстетически привлекательного, а тренировка собственной мысли. Другими словами, это скрытая форма подвижной медитации. Бороздки песка разрушаются, когда идёт дождь или на поверхность приземляются птицы, поэтому монахам приходится регулярно переделывать этот рисунок.

Основные элементы сада камней

Сухие сады – это, по сути, сады с прудами без воды. Поверхность сада засыпана песком или галькой, по которой с помощью граблей создаются волнистые узоры, имитирующие волны и течение воды. Камни в саду также представляют собой элементы, встречающиеся в обычных японских садах: островки, горы, деревья, мосты и даже животные. На первый взгляд кажется, что камни расположены хаотично, однако они размещены согласно правилам, основанным на идеях и концепциях дзэн-буддизма. Камни располагаются группами таким образом, чтобы созерцатель видел равное количество камней, находясь в любой точке сада.

Существует шесть стилей японского сада камней:

  1. Стиль хиранива (平庭 «плоский сад») – сад, сооружённый на плоском участке земли.
  2. Стиль дзюн хиранива (準平庭 «полуплоский сад») – сад на плоском участке с небольшой невысокой горой.
  3. Стиль цукияма (築山 «насыпной холм») – сад, расположенный на склонах, которые изображают водопады и ручьи.
  4. Стиль карэикэ (枯池 «сухой пруд») – сад, где камни располагаются таким образом, чтобы образовывать форму пруда.
  5. Стиль карэнагарэ (枯流れ «сухое течение») – сад, где с помощью гальки и песка изображается поток воды.
  6. Особый стиль – сад только с белым песком или сад, не подходящий под классификации, указанные выше.

Сад Рёан-дзи

Сухие сады камней расположены по всей Японии, но самым известным является сад храма Рёан-дзи в Киото. Сад Рёан-дзи, сооружённый в стиле хиранива, представляет собой прямую площадку с белым гравием и 15 камнями разных размеров. Его особенность заключается в том, что при наблюдении композиции абсолютно с любой точки один камень всегда будет скрыт другим: это означает, что все 15 камней одновременно увидеть невозможно. Считается, что пятнадцатый камень может увидеть тот, кто достиг просветления.

Сады камней можно увидеть не только в исторических японских храмах, но и в ботанических садах, парках и даже жилых домах по всему миру, где требуется немного спокойствия – не говоря уже о миниатюрных садах камней, которые можно собрать самостоятельно с помощью специальных наборов. Независимо от размера, цель сухого сада остаётся неизменной: позволить зрителю очистить свой разум и погрузиться в медитативное состояние расслабленной сосредоточенности.

Источник

Оцените статью