Плоды из сада души

Сады души

Может быть, нам осталось несколько десятилетий, а то и несколько лет. Но нельзя исключить, что впереди у человечества – еще века и тысячелетия. И тогда может оказаться, что русский народ, который мнил себя избранным народом Божиим, будет посрамлен, а оплотом православной веры станет Китай, или Африка, или одна из земных колоний на других планетах.

Может быть, нам осталось несколько десятилетий, а то и несколько лет. Но нельзя исключить, что впереди у человечества – еще века и тысячелетия. И тогда может оказаться, что русский народ, который мнил себя избранным народом Божиим, будет посрамлен, а оплотом православной веры станет Китай, или Африка, или одна из земных колоний на других планетах.

В неделю 13-ю по Пятидесятнице – Мф 21:33–42 (зач. 87):

Сказал Господь притчу сию: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

Священник Феодор Людоговский

В этом году получилось так, что притча о виноградарях читается два воскресенья подряд: в прошлое воскресенье это было чтение на память первомученика архидиакона Стефана, а сейчас – это рядовое (т. е. положенное в определенный день после праздника Пятидесятницы) евангельское чтение. Таким образом притча поворачивается к нам разными гранями.

Применительно к архидиакону Стефану важен исторический смысл этой притчи: на протяжении своей многовековой истории еврейский народ неоднократно отпадал от своего Бога, начиная поклоняться идолам; власти обоих царств – Иудейского и Израильского – убивали пророков, обличавших грехи народа и царя; наконец пришел Мессия – сын хозяина, Сын Божий – но и Он был убит. Однако злоба иудеев (а позже – и язычников римлян, и русских богоборцев) распространилась на учеников Христа. Слово Спасителя: «Если меня гнали, будут гнать и вас» (Ин 15:20) – сбылось на тысячах и миллионах мучеников, первым из которых был святой Стефан.

Когда же мы слышим эту притчу в качестве воскресного чтения, мы понимаем, что речь не о нечестивых еврейских царях, не о книжниках и фарисеях, не о синедрионе. Все эти фигуры сошли с исторической сцены сотни и тысячи лет назад. Но ведь Евангелие потому и читается за литургией с первых веков бытия Церкви, что оно всегда обращено к нам – к нашей жизни, к нашей душе, к нашей совести.

Читайте также:  Чайная пара ифз поющий сад

Виноградник – это наша душа. Каждый христианин должен возделывать сад своей души, добывать хлеб Божьей благодати в поте лица своего. Господь не обещал нам легкой жизни: «…Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12). Многое из того, что говорил Спаситель, казалось Его слушателям безумием. Не будем лицемерить: и мы, именующие себя христианами, не понимаем, не вмещаем слов Христа – и потому стараемся зажать уши и не слышать. Но Церковь из года в год, из века в век возвещает Благую Весть – чтобы достучаться до нас, чтобы пробудить нас от спячки и расслабления и призвать к действию. И вот мы слышим притчу о виноградарях. В конце ее – недвусмысленная угроза: если мы не можем сами возделывать свой виноградник (впрочем, не наш, а врученный нам Богом), если мы вменяем в ничто посылаемых нам Творцом людей, обстоятельства, помыслы, если, наконец, мы убиваем самого Христа, Который дает нам Себя в таинствах, – то виноградник наш будет отнят от нас, а мы будем преданы казни. И душу нашу будут возделывать скорби, горести и тяготы.

Но виноградник – это и Церковь. Церковь же – тело Христово, членами которого являемся мы – христиане. В каком-то смысле можно сказать, что Церковь – это мы. И всякий христианин, будь то архиерей, священник или мирянин, должен возделывать церковный сад, заботиться о плодах вверенного ему виноградника. Для мирянина это прежде всего его собственная душа, его семья. Для пресвитера – его паства, его община. Для епископа – это целый город с областью, множество людей – и пастырей, и пасомых. И от каждого Господь потребует плодов, ибо виноградник дан нам лишь во временное управление.

Виноградарь

Можем ли мы быть уверенными в том, что наша Церковь, наш виноградник не будет отнят у нас? Этого нам никто не обещал. Мы помним слова Спасителя о том, что силы ада не одолеют Церковь (Мф 16:18). Но мы должны быть трезвенными и понимать, что речь идет о Церкви – единой, святой, соборной, апостольской. О Вселенской Церкви. О богочеловеческом организме. Однако совершенно неправомерно переносить уверенность в сохранении Церкви до последних времен на какую-либо поместную церковь. Мы знаем из истории, что какие-то церкви отпали от единства со Христовой Церковью; какие-то народы, государства исчезли с лица земли – а вместе с ними исчезли и существовавшие в этих странах церкви. Мы можем надеяться, мы можем и должны молиться, чтобы наш народ, наша страна и наша поместная Церковь сохранялись бы как можно дольше. Но мы не можем и не должны самонадеянно утверждать, что именно так и будет. Рассуждения о народе-богоносце, о генах, о русскости и прочих сомнительных вещах ведут только к самообольщению. Если мы будем возделывать наш виноградник, если будем приносить плоды истинному его хозяину – Богу, тогда продлится жизнь нашего народа и нашей поместной церкви. Но если мы решим, что мы хороши в очах Божиих уже просто потому, что мы русские (а значит – православные), сами же погрязнем во грехе и скверне – тогда будет отнят наш виноградник и отдан другим работникам, которые будут отдавать хозяину плоды в надлежащее время.

Читайте также:  Гефсиманский сад храм всех наций

С первых веков христианства верные ожидают второго пришествия Спасителя. И сейчас очень сильны апокалиптические настроения. Но никто не знает, когда настанет конец времен. Может быть, нам осталось несколько десятилетий, а то и несколько лет. Но нельзя исключить, что впереди у человечества – еще века и тысячелетия. И тогда может оказаться, что русский народ, который мнил себя избранным народом Божиим, будет посрамлен, а оплотом православной веры станет Китай, или Африка, или одна из земных колоний на других планетах.

Подобная перспектива – не повод для злорадства. Это лишь повод глубже осознать старую истину: судят по плодам. И именно по принесенным нами плодам Господь будет судить нас – наш народ, нашу страну, нашу церковь.

Читайте также:

Источник

Священный сад души

Метафизический комментарий:
Духоприкосновенные сёстры вопрошают «прекраснейшую из женщин» во пробуждённости своей, о земных путях разыскиваемого возлюбленного, не забывая испросить о высотах «обращённости» искомой души, спрашивая разрешение на совместное изыскание путей стоп мирских и просторов вознесённости души избранника во духе.

2 «Мой возлюбленный пошел в сад свой, в цветники ароматные, чтобы пасти в садах и собирать лилии»

Метафизический комментарий:
Жрица изъясняет о погружении возлюбленного «во ароматные цветники» просветлённой души, проникнутой богоподобным светом, «пасущем во садах» мистерию живой со-присутственности во Боге и теле, соединяющей вечность и временность, «собирающей лилии» блаженного любящего света, осиянные ароматами предвечной красоты и вечной напоительности творения.
Возлюбленная, вкушавшая ранее «цветущие плоды» трансценденции духа, созерцает взошедшую во духе во святую отрешённость душу возлюбленного.

3 «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне; он пасет между лилиями»

Метафизический комментарий:
Живая осознаваемая богочеловечность двух душ, облечённых во мужской и женский облики земной плоти, воспевает о величественном трансцендентном единстве просветлённых «образов и подобий», способных к мистериальной литургии симфонической со-единённости и во телесах на Земле, во имя преблаженных со-восхождений во священную музыку сфер, и продолжения восходящего существования проекта человека.

4 «Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца, любезна, как Иерусалим, грозна, как полки со знаменами»

Метафизический комментарий:
Жрец воспевает Творцу о мистериальной богопомазанной красоте возлюбленной, прекрасной «как Фирца» во наследных заветах человеческого проекта и блаженно святой во божественной осознанности всепримирительной любви «Иерусалима».

Читайте также:  Мой дикий сад читать

5 «Уклони очи твои от меня, потому что они волнуют меня»

Метафизический комментарий:
Находящийся во духовидении возлюбленный просит «немного подождать» возлюбленную со нисхождением во литургическую мистерию земной со-единённости, ибо духовидческое состояние блаженномудрого сознания «надстоит» над преблаженными дарами мирской временности.

6 «Волосы твои — как стадо коз, сходящих с Галаада; зубы твои — как стадо овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними»

Метафизический комментарий:
Жрец воспевает красоту «иконического» лика жрицы, обрамлённого небесной памятью «волос» ниспадающего времени, непорочными белоснежными «зубами», растворяющими иллюзорные сюжеты временности во бытийственном огне трансформаций, созидающих горнее восхождение человеческого проекта.

7 «как половинки гранатового яблока — ланиты твои под кудрями твоими»

Метафизический комментарий:
Сказывается о величественной красоте «созревшего плода» души во женственном лике, укутанном «кудрями» сюжетного времени, расцветшего ответным даром своему Истоку.

8 «Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа»

Метафизический комментарий:
Царственный жрец упоминает о родовых достоинствах мирской царственной энергетической красоты волительных и властномудрых женщин во своём гареме, о чувственном эстетизме источающих цветущую родовую женственность «наложниц» и окружающих «девиц»..

9 «но единственная — она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Увидели ее девицы, и — превознесли ее, царицы и наложницы, и — восхвалили ее»

Метафизический комментарий:
Пробуждённый жрец воспевает вышнюю красоту священного образа просветлённой Матери мироздания, сотканного из Святого Духа Отцом животворящей любви.
сознавая во мудрости, что каждому уровню благолепия соответствует своя слава, но отношение к олицетворяющей превышнее благолепие Божьего проекта человека красоте — напрямую выражает отношение к Богу.
и через священную явленность возносится пробуждёнными и духоприкосновенными душами литургическое восславление Истока.

10 «Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?»

Метафизический комментарий:
И вопрошает духоприкосновенная жрическая душа о раскрытии великого таинства Божьего проекта человека, способного воссоздавать идеальные «образы и подобия» свои, облечённые в материальные тела, художественно скроенные и обладающие внутри себя «блистающей зарёй» шествующего во роде людском Божьего духа, преблаженно-«лунно» пьющего нектары Небес на Земле, сияющего неугасающим «солнцем» возлюбленного света и наделённого сокрушительной силою «знамён» предвечного смысла Бытия.

11 «Я сошла в ореховый сад посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки?»

Метафизический комментарий:
Жрица созерцает расцветающее миротворение, вопрошая о великом плодоношении, раскрывающем триумфальный симфонизм со-возлюбленности вечности и временности, Творца и творения, и лицезрит молчную надвселенскую музыку пробуждённых душ.

12 «Не знаю, как душа моя влекла меня к колесницам знатных народа моего»

Метафизический комментарий:
. Возлюбленная прорекает о изначальной чистоте намерений во созидании единений духовного и мирского, влекущих земные царствия и народы ко Царствию Божьему на Земле.
Жрица объединяется со царственным жрецом, вознося мирские «вертикали власти» к Богу.

Источник

Оцените статью