- 29. Народнохозяйственное значение плодовых и ягодных культур. Видовой состав, краткая биологическая характеристика
- «Группировка и характеристика плодовых и ягодных растений. Основные виды и сорта в регионе»
- Биологическая и производственная характеристика плодовых и ягодных растений
- Биологическая и производственная характеристика плодовых и ягодных растений
- Производственно-биологическая группировка растений
29. Народнохозяйственное значение плодовых и ягодных культур. Видовой состав, краткая биологическая характеристика
Плодовые и ягодные растения появлялись в разные исторические эпохи, в разных местах земного шара и, следовательно, при различных внешних условиях. Постоянно изменяющиеся природные условия влияли на развитие плодовых растений из поколения в поколение, вызывая у них различные изменения приспособительного характера. В результате они приобретали новые свойства и признаки, образуя новые виды и формы. Поэтому плодовые и ягодные растения весьма разнообразны по своим биологическим особенностям и требованиям к условиям произрастания.
Большое разнообразие исторически сложившихся плодовых форм, климатических и почвенных условий обусловливает широкий ареал произрастания их в нашей стране. Различные плодовые и ягодные растения повсеместно встречаются в лесах и степях, в болотах и высоко в горах, в субтропическом поясе и в Заполярье — в зоне вечной мерзлоты, в самых западных районах страны и на Дальнем Востоке, на морском побережье с мягким влажным климатом и в сухих континентальных районах.
Породно-видовой состав плодово-ягодных растений. Обычно плодовая порода представляет собой ботанический род. Иногда, однако, один ботанический род включает в себя не одну породу. Так, например, слива и алыча, представляющие самостоятельные породы, относятся к одному ботаническому роду Прунус (Prunus); к одному и тому же роду Церазус (Cerasus) относятся также две различные плодовые породы — вишня и черешня. В единичных случаях одна плодовая порода объединяет разные роды. Так, например, мушмула обыкновенная и мушмула японская относятся к одной породе, но они представляют собой разные ботанические роды — Меспилус (Mespilus) и Эриоботрия (Eriobothria).
Каждая плодовая порода, как правило, объединяет целый ряд ботанических видов; например, яблоня имеет более 30, груша около 25, малина до 120 видов и т. д. Однако практическое значение имеют только некоторые из видов, от которых происходят культурные сорта. В частности, из яблонь такими являются только пять видов.
В общей сложности имеется всего 100—120 плодовых пород. Из этого количества на территории нашей страны произрастает примерно 60—70 пород. В нашей стране встречаются плодовые породы следующих семейств:
- розоцветных,
- виноградных,
- камнеломковых,
- брусничных,
- дилленовых,
- березовых,
- ореховых,
- буковых,
- анакардиевых,
- рутовых,
- эбеновых,
- маслиновых,
- гранатовых,
- тутовых,
- деренных,
- лавровых,
- миртовых
В плодоводстве из плодовых и ягодных культур выделяют 6 групп:
- семечковые
- косточковые
- ягодные
- орехоплодные
- цитрусовые
- субтропические
К плодово-ягодным растениям относятся кустарники, деревья и многолетние травянистые формы, которые дают съедобные плоды и ягоды. Их применение началось ещё со времён глубокой древности.
Значение плодов и ягод для употребления в пищу было известно самым древним людям, о чём свидетельствуют раскопки в местах их проживания.
В дальнейшем, совершенствование орудий труда и производства, переход первобытного человека к оседлому образу жизни и появление земледелия позволили людям начать ввод плодовых растений в культуру.
В наше время плодоводство является важной отраслью сельского хозяйства и имеет огромное народнохозяйственное значение.
Во времена СССР развитие садоводства пошло по линии создания крупных государственных и колхозных садов и закладки коллективных садов рабочих и служащих, а также посадок на приусадебных участках колхозников.
Границы промышленного и любительского садоводства значительно расширились. Районы севера и востока страны, ранее считавшиеся непригодными для выращивания плодово-ягодных культур, теперь широко используются для этого. Исключительно большой размах получило расширение видового состава плодово-ягодных культур.
Советскими и российскими селекционерами, агрономами и садоводами-любителями были выведены новые высокопродуктивные сорта разнообразного вкуса, от скороспелых до самых позднеспелых, позволяющие иметь свежие фрукты и ягоды в течение почти круглого года.
Плоды и ягоды — это очень ценный продукт питания. Они содержат сахара (в наиболее легкоусваиваемых формах: фруктоза, глюкоза, сахароза), белки, жиры, дубильные вещества, ферменты, органические кислоты, минеральные соли, витамины. В них имеются разнообразные ароматические вещества, необходимые человеку и обусловливающие высокие питательные и вкусовые качества плодов и ягод.
В зрелых плодах и ягодах некоторых культурных сортов растений содержится такое количество сахаров:
- земляника – 14-36%
- слива – 7-12%
- вишня – 7-10%
- персик – 13-18%
- черешня – 3-12%
- яблоки – 8-20%
- абрикос – 5-15%
- крыжовник – 4-7%
- виноград – 15-3%.
Как и овощи, плоды и ягоды служат главным природным источником витаминов для человека. Потому употребление в пищу свежих ягод и плодов гарантирует укрепление здоровья и улучшение трудоспособности. Оранжевая окраска мякоти плодов некоторых видов (абрикос, облепиха, рябина) обусловлена наличием значительного количества каротина, являющегося провитамином А.
Употребление плодов и ягод растений содействует улучшению обмена веществ в организме, повышает усвоение пищи, способствует успешному лечению малокровия, заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, лечению воспалительных процессов и простудных заболеваний, предохраняет человеческий организм от заболевания рахитом и цингой.
Некоторые виды плодовых растений очень богаты жирами и белками. К примеру, в грецких орехахи фундуке содержится более 17% белков, и свыше 70% жиров. По питательности они выше всех других пищевых продуктов.
Плоды и ягоды — это важнейшая сырьевая база для кондитерской и консервной промышленности. При переработке плодов и ягод можно получить пищевые продукты высокого качества: варенье, компоты, сухие фрукты, маринады, сиропы, соки, разные кондитерские изделия.
Также плодово-ягодные культуры имеют и санитарно-гигиеническое значение. Сады вместе с другой растительностью благотворно влияют на колебания температуры и влажность воздуха, украшают города и села, очищают воздух. Сад – отличное место отдыха!
Источник
«Группировка и характеристика плодовых и ягодных растений. Основные виды и сорта в регионе»
Вид урока : практический с элементами работы в парах и самостоятельно.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений при изучении основных видов и сортов плодовых и ягодных растений, познакомить с происхождением культурных растений, дать понятие о сорте, о основных видах и сортах, произрастающих в нашем регионе, ознакомить с правилами безопасного и рационального труда в растениеводстве.
Дидактические средства обучения: ПК, проектор, материалы ЭОР
Формируемые УУД: познавательные
· практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;,
· развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
· практическое освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций
Планируемые результаты:
Предметные (регулятивные)
1. По знакомить учащихся с понятием о сорте, с общей характеристикой основных плодовых и ягодных культур.
2.Сформировать понятие «сорт», «плодовые семечковые культуры», «плодовые косточковые культуры», «ягодные культуры» .
3.Формировать навык безопасной работы в саду и в ягоднике.
Учиться взаимодействовать совместно .
Личностные Самоопределение, нравственно-эстетические
Метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с печатными изданиями для исследования . Обучить рациональной организации рабочего места при осенних работах, соблюдению правил безопасного труда.
Основные понятия, изучаемые на уроке: сорт, плодовые семечковые культуры, плодовые косточковые культуры, ягодные культуры .
Методы обучения: словесный, наглядный.
Структурный компонент урока
Источник
Биологическая и производственная характеристика плодовых и ягодных растений
Биологическая и производственная характеристика плодовых и ягодных растений
Производственно-биологическая группировка растений
Биологические особенности плодовых и ягодных растений, их требования к условиям окружающей среды, а соответственно и агротехника возделывания очень разнообразны. Именно поэтому возникла необходимость классифицировать их, объединить в группы растения, имеющие между собой много общего.
Основные плодово-ягодные растения, возделываемые в Приморском крае, относятся к трем группам — семечковым, косточковым и ягодным растениям.
К семечковым породам относятся яблоня и груша. Они имеют сходные по строению плоды с хорошо развитой мякотью. Семена находятся в особых семенных камерах. Плоды семечковых способны более или менее длительное время сохраняться в свежем виде и хорошо выдерживать транспортировку.
К косточковым породам относятся вишня, слива, абрикос. Их плоды представляют собой костянки с сочной мякотью, внутри которой находится косточка с семенем. Они менее транспортабельны и плохо хранятся.
К ягодным растениям относятся земляника, клубника, малина, ежевика, смородина, крыжовник. В эту группу входят самые скороплодные растения, вступающие в плодоношение на 2—3-й год жизни. Плоды растений этой группы сочные, мясистые; они быстро портятся и плохо переносят транспортировку.
По характеру роста, форме, долговечности всего растения в целом и отдельных его частей плодовые и ягодные породы подразделяют на три группы: древесные, кустарниковые и многолетние травянистые растения.
У древесных растений хорошо выражен ствол и крона со скелетными и обрастающими ветками. Сюда относятся яблоня, груша, слива и абрикос.
К этой группе примыкает подгруппа кустовидных деревьев, образующих несколько стволов. Внешне они похожи на очень крупные кустарники. Из растений, произрастающих в Приморском крае, к ним можно отнести вишню войлочную.
К кустарникам относятся бесствольные растения — крыжовник, смородина. Основные стебли имеют примерно одинаковую силу роста. Продолжительность их жизни невелика, но они легко возобновляются.
К этой группе примыкает подгруппа полукустарниковых, у которых только нижняя подземная часть стеблей деревянистая, а надземная состоит из мягкой древесины. Продолжительность жизни каждого стебля 2 года. К полукустарникам относятся малина и ежевика.
Травянистые формы представляют небольшие многолетние кустики с травянистым стеблем. К этой группе относятся земляника и клубника.
Источник