Картофель обыкновенный
КАРТОФЕЛЬ ОБЫКНОВЕННЫЙ — многолетнее клубнеобразующее растение семейства пасленовых (в культуре однолетнее) высотой до 50 см. Стебель голый, ребристый. Листья яйцевидные, прерывистонепарноперистые. Цветки белые, розовые и фиолетовые, собраны в верхушечные кисти. Цветет в июне — июле. Плод — многосемянная, темно-зеленая, ядовитая ягода диаметром 2 см. Клубни созревают в августе — сентябре.
Картофель обыкновенный родом из Южной Америки. В Европу завезен в XVI в. Первоначально его возделывали как декоративное растение, а с конца XVII в. — как пищевое. В настоящее время культивируется много сортов картофеля, отличающихся по хозяйственным, и пищевым качествам клубней.
Картофель используют как продукт питания. Из него готовят до 300 блюд, получают крахмал и спирт, он является кормом для скота. Настой ботвы с мылом используют в качестве природного инсектицида на приусадебных участках.
Лекарственным сырьем служат клубни и цветки.
В плодах картофеля найдены кумарин и паракумариновая кислота, в соцветиях — флавоноиды, в кожице клубней — фенольные кислоты. В клубнях содержатся белки и углеводы (20-40 % крахмала), пектины, сахариды, клетчатка, почти все витамины группы В, а также витамины С, Р, К, РР и А, минеральные соли (особенно калия и фосфора), макро- и микроэлементы, органические кислоты и стерины.
В медицине сок свежего картофеля (особенно розового) используют как противокислотное средство при гастритах с повышенной секреторной активностью, язвенной болезни и запорах. Принимают его по 100-150 мл за 20 мин до еды. Сок умеренно стимулирует сердечно-сосудистую систему. Им полощут полость рта и глотки при воспалительных процессах. Кашицей тертого картофеля лечат ожоги, панариции и незаживающие раны. При этом не только уменьшаются боли и воспаление, но и улучшаются процессы очищения и заживления ран. Отварным картофелем проводят ингаляции, делают согревающие компрессы.
Картофель — прекрасный диетический продукт с легкоусвояемыми углеводами и сбалансированным минеральным составом. Это позволяет включать его в рацион кардиологических больных. Благоприятно на их самочувствии отражается 3-4-дневная диета, состоящая из 1 л молока, 1 кг печеного картофеля и 100 г сахара в сутки. Картофельный крахмал в виде клейстера применяют как средство, обволакивающее слизистую оболочку желудка. В сухом виде его включают в состав присыпок.
В народной медицине отвар цветов применяют для снижения артериального давления и стимуляции дыхания, что связано с наличием в них соланина. Необходимо помнить, что употребление соланинсодержащих частей, особенно ягод, может вызвать отравление. Образуется этот алкалоид в листьях, молодых побегах, плодах и кожице, особенно при длительном хранении.
Источник
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения.
45. Перечислите основные признаки, характерные для покрытосеменных растений.
• Наличие цветков и семян, заключенных в плод;
• Семенная кожура и околоплодник защищают зародыш от неблагоприятных воздействий и обеспечивают его питательными веществами;
• Тело разделено на органы: корень, стебель лист;
• Более развита проводящая система, усложнено и совершенствовано строение тканей;
• Опыление происходит при помощи насекомых и за счет распространения животными семян плодов;
• Обладают внутренним оплодотворением;
• Имеют интенсивный обмен веществ;
• Существуют во всех трех жизненных формах;
• Диплоидны.
46. Рассмотрите рисунки. Напишите названия изображенных жизненных форм растений, обозначенных цифрами.
1. Трава
2. Дерево
3. Кустарник
4. Кустарник
5. Трава
47. Рассмотрите рисунки. Какими цифрами обозначены части растений классов Двудольные и Однодольные? Впишите цифры в соответвтующие строки.
Однодольные: 1, 3, 5
Двудольные: 2, 4, 6
48. Выполните лабораторную работу «Строение шиповника».
1. Рассмотрите шиповник и опишите его внешний вид.
Шиповник представляет собой колючий кустарник с ветвями, покрытыми шипами. Цветки обычно одиночные, иногда по 2-3 штуки, крупные, диаметром около 3-7 см, 5-лепестные, розового или бледно-пурпурного цвета. Плоды шаровидные, сжато-шаровидные, яйцевидные или эллиптические, диаметром 1-1,5 см, гладкие, оранжевого или ярко-красного цвета.
2. Рассмотрите листья шиповника: как они расположены на стебле, какое имеют жилкование. Листья у шиповника простые или сложные?
Листья длиной 4-9 см, расположенные на побеге спирально, длинночерешковые, непарноперистые, с парными прилистниками, сросшимися с черешком или редко сросшимися. Листья шиповника сложные с перистым жилкованием.
Сделайте рисунок.
3. Рассмотрите цветок шиповника. Опишите его. Подсчитайте и запишите число лепестков венчика, чашелистиков чашечки.
Ярко розовый. 5 чашелистиков и 5 лепестков венчика.
4. Рассмотрите и зарисуйте тычинки и пестики.
5. Рассмотрите внешний вид плода. Разрежьте его и рассмотрите внутреннее строение. Найдите плоды-орешки. Сделайте рисунки.
49.Выполните лабораторную работу «Строение пшеницы».
1. Рассмотрите стебель пшеницы. Разрежьте его вдоль и изучите внутреннее строение. Сделайте рисунок.
2. Рассмотрите листья пшеницы. Как они соединены со стеблем? Какое имеют жилкование?
Листья без черешка, жилкование параллельное
Сделайте рисунок
3. Рассмотрите особенности строения корневой системы пшеницы. К какому типу корневых систем она относится?
Корневая система мочковая
4. Рассмотрите соцветие пшеницы. Как оно называется? С помощью лупы рассмотрите цветок. Найдите тычинки и пестики. Сосчитайте их. Сделайте рисунок соцветия и цветка.
5. Рассмотрите плод. Как он называется? Опишите его внешний вид. Сделайте рисунок.
Продольное зерно, покрытое кожистым околоплодником золотисто-желтого цвета.
50. Изучите таблицу «Основные семейства покрытосеменных растений». Рассмотрите рисунки на с. 47. Напишите названия изображенных растений и семейств, к которым они относятся.
1. Тюльпан (лилейные);
2. Цветная капуста (крестоцветные);
3. Фасоль (бобовые);
4. Вишня (розоцветные);
5. Земляника (розоцветные);
6. Томат (пасленовые);
7. Клевер (бобовые);
8. Василек (сложноцветные);
9. Астра (сложноцветные);
10. Паслен (пасленовые);
11. Овес (злаковые).
51. Рассмотрите цветок и плод гороха. Опишите его строение и сделайте рисунок.
Цветок: цветоножка, цветоложе, чашелистик, лепесток, тычинка, пестик.
Горох представлен стручком. Стручок – это сухой многосемянный плод с длинной тонкой перегородкой, разделяющей его полость на две камеры. Семена прикрепляются к перегородке. При созревании створки плода начинают раскрываться снизу.
52. Запишите формулу цветка.
Ч5-0 Л5 Т5 П1
53. На рисунке подчеркните цветки растений, которые относятся к семейству бобовых.
54. Каково строение вегетативных органов злаковых растений? Сделайте рисунок листа. Перечислите представителей семейства злаков. Какими общими признаками они обладают?
Просо, ковыль, пшеница, рожь, кукуруза, маис, костер, ячмень
Относятся к травам, имеют параллельное жилкование листа, цветок с трехлучевой симметрией, обладающий тремя лепестками, тремя тычинками и пестиком. Их плод – зерновка.
55. Каково строение цветка тюльпана? Сделайте рисунок. Какими общими признаками обладают растения семейства лилейных?
1 – стебель; 2 – пестик; 3 – внешние листочки околоцветника; 4 – внутренние листочки околоцветника; 5 –рыльце пестика; 6 – завязь; 7 – тычиночная нить; 8 – пыльники.
Листья цельные, чаще всего без черешка. В основном травы. Подземный побег – луковица. Плод – коробочка или ягода.
56. Рассмотрите цветок и плод дикой редьки. Опишите его строение, сделайте рисунок.
Цветки обычно с желтыми, реже белыми или пурпурными лепестками, собраны на верхушках главного или боковых побегов в соцветия – кисти. Плод – плотный стручок длиной 4-8 см и диаметром 0,5 см.
57. Запишите формулу цветка дикой редьки.
Ч4 Л4 Т2+4 П1
58. Рассмотрите цветок и плод картофеля. Опишите его строение, сделайте рисунок.
Цветки белые, розовые и фиолетовые, собраны щитком на верхушке стебля. Плод – многосемянная, темно-зеленая, ядовитая ягода диаметром 2 см.
59. Запишите формулу цветка картофеля. Напишите названия других видов растений, цветки которых имеют такую же формулу.
Ч(5) Л(5) Т5 П1
Паслен черный, томат
Источник