Лексическая тема «Фрукты»
учебно-методический материал по развитию речи по теме
Дидактические игры, физкультминутки. пальчиковые игры и многое другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frukty.docx | 106.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети должны знать: основные названия фруктов; где они растут; что из них можно приготовить; что во фруктах много витаминов; как ухаживают за фруктовыми деревьями. Где растут фрукты; в чем их польза; что из них готовят. Различать понятия — плоды и плодовые деревья.
Расширение словарного запаса детей:
названия: яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, полив, компот, джем, варенье, сок;
признаки : фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный;
действия: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать.
1.«Назови ласково» (детям от 5 лет)
-Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе
Яблоко — яблочко — яблочки,
груша — грушка — грушки,
лимон —лимончик — лимончики,
апельсин — апельсинчик — апельсинчики,
мандарин — мандаринчик — мандаринчики,
абрикос — абрикосик — абрикосики,
вишня — вишенка — вишенки,
банан — бананчик — бананчики,
дерево — деревце — деревца,
сад — садик — садики,
ветка — веточка — веточки.
-Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах
Яблоко — яблоки — яблок,
груша — груши — груш,
слива — сливы — слив,
персик — персики — персиков,
абрикос — абрикосы — абрикосов,
хурма — хурма — много хурмы,
вишня — вишни — много вишни (несколько вишен),
апельсин — апельсины — апельсинов,
лимон — лимоны — лимонов,
фрукт — фрукты — фруктов,
сад — сады — садов,
косточка — косточки — косточек,
дерево — деревья — деревьев,
ветка — ветки — веток,
пальма — пальмы — пальм,
семя (семечко) — семена — много семян,
сок — соки — много соков, много сока.
3. «Посчитай фрукты» (детям 5—8 лет)
-Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах Одно яблоко — два яблока — пять яблок,
одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок,
одна груша — две груши — пять груш,
одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш,
один банан — два банана — пять бананов,
один желтый банан — два желтых банана — пять желтых бананов.
4. «Назови, какое дерево?» (детям 6—8 лет)
Образование относительных прилагательных
Дерево с яблоками — яблоневое — яблоня,
. грушами — грушевое — груша,
. сливами — сливовое — слива,
. персиками — персиковое — персик,
. абрикосами — абрикосовое — абрикос;
пальма с бананами — банановая.
5. « Назови сок, варенье »
Образование относительных прилагательных
Сок из яблок — яблочный,
6. Игра «Исправь ошибки»
Логопед говорит детям, что для них пришло письмо от Топтыжки. Но в письме есть ошибки, которые нужно исправить.
Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблочный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье.
7. «Скажи наоборот»
-Персик большой, а абрикос маленький;
-у яблока семечек много, а у сливы одно — косточка;
-апельсин круглый, а банан длинный;
-лимон кислый, а персик сладкий;
-апельсин больше, а мандарин меньше.
8. Что в корзинке?
Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.
Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.
9. Игра «Узнай на вкус»
Цель : упражнять детей в определении вкуса фруктов: сладкий, кислый, кисло-сладкий; активизировать словарь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.
Оборудование : муляжи фруктов, кусочки фруктов, бумажные салфетки, поднос.
Описание игры . Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдет, тому предлагает закрыть глаза, попробовать кусочек фрукта. Ребенок должен определить название фрукта, который он попробовал, и найти соответствующий муляж.
10. Соберем фрукты в саду
Цель: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в определенном порядке.
Ход. Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они идут в сад, где растут фрукты. На полу комнаты лежат различные муляжи. По просьбе взрослого ребенок «собирает» фрукты в определенном порядке: «Сна-чала возьми одну грушу, потом много яблок. »
11. «Магазин «Фрукты»
Цель: научить выражать просьбу одним — двумя словами: «Дай то-то», закрепить названия фруктов, их цвета, формы.
Ход. Взрослый играет роль продавца, Он помогает оформить просьбу или комментирует действия безречевого ребенка, называя предмет, его форму, цвет, вкус: «Ты хочешь купить желтое яблоко? Вот какое красивое яблоко ты купила! На, Настя, яблоко, положи его в корзинку!»
Цель : расширять и активизировать объём словаря у детей, развивать память, формировать умение классифицировать предметы по группам.
Описание игры . Педагог начинает игру: «В корзину я положила яблоки». Ребенок продолжает, повторяя, все сказанное ранее и добавляет свое слово, соответствующее названному слову первым участником игры: «В корзину я положил яблоки, лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.
13. Чудесный мешочек
Цель: закрепить словарь по теме, учить различать фрукты на ощупь.
Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет фрукт на ощупь и называет его. Если ребенок правильно выполнит задание, фрукт достают из мешочка и кладут на стол. Если ошибся, возвращают в мешок
14 .«Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):
15. Игра «Слушай, делай, говори!»
Цель: составление предложений по демонстрации действий.
Оборудование: муляжи фруктов.
Описание. Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда:
—Яблоко положи в корзину, а сливу—в вазу.
—Яблоко положи в корзину, сливу—на стол, а мандарин возьми в руку.
Положи яблоко возле лимона, а сливу спрячь в ладонях.
Расскажи, что ты делал.
16. Чтение. Пересказ.
Как яблоки собирают
…Я увидел лестницу. А на лестнице стояла тётя. Она доставала яблоки и давала их девочкам. А девочки их в корзину клали. А потом я увидел целую кучу яблок. Там сидели две тёти и на яблоки смотрели. Возьмут яблоки, повертят и складывают в корзинки. Смотрели, чтобы пятнышка не было. Без пятнышка – это самые лучшие яблоки. Эти яблоки каждое в бумажку заворачивают, потом накладывают в ящики, а потом в ящиках всюду развозят.
Плодоносит, удобрение, толстокожий.
18. Вопрос на засыпку!
Чего в саду больше – яблок или яблонь?
19 . Игра «Чудо-дерево»
Цель: образование и употребление формы винительного падежа единственного числа существительных.
Оборудование: дерево, к веткам которого прикреплены картинки с изображением различных фруктов.
— В саду выросло сказочное дерево. Сейчас мы будем собирать с него плоды.
— Почему я назвала это дерево сказочным? (Так не бывает, чтобы на одном дереве росли разные фрукты).
Дети подходят к дереву и «срывают» разные фрукты.
Я сорвал яблоко
Я сорвал апельсин и т.д.
20. Подобрать родственные слова:
яблоко — яблочко, яблоня, яблочный;
вишня — вишенка, вишневый;
смородина — смородинка, смородиновый;
лимон — лимончик, лимонный.
21. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу:
лимон кислый, а яблоко сладкое;
лимон овальный, а яблоко круглое;
лимон желтый, а яблоко красное.
22. «Что с чем рядом?» Употребление в речи предложных конструкций и категории творительного падежа.
На доске — 6—7 картинок. Логопед спрашивает: «Что рядом с яблоком (лимоном, грушей, яблоком, сливой, персиком, бананом, апельсином)? Дети отвечают: «Рядом с яблоком груша и слива» и т. д.
23. «Чего не хватает в вазе?» На столе — ваза с фруктами. Дети закрывают глаза, а логопед убирает два фрукта. Открыв глаза, дети угадывают, чего не хватает в вазе: «В вазе не хватает лимона и груши» и т. д.
24. «Составь предложение». На доске — три картинки с изображением фруктов. Логопед задает детям вопрос: «Что ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь в вазу?» Дети по очереди отвечают: «Яблоко съем сам, грушу отдам другу, а банан положу в вазу» и т. д.
25. «Куда положил фрукт?» Употребление в речи предлога возле.
На игровом поле — 6—7 картинок с изображением фруктов. Дети по очереди кладут свои картинки возле какой-нибудь на игровом поле и комментируют: «Я положил лимон возле апельсина». И т. д.
26. «Четвертый лишний». Усвоение существительных в родительном падеже. Употребление в речи сложных предложений. Развитие логического мышления.
На игровом поле — картинки или ваза с фруктами. Логопед спрашивает: «Чего не должно быть в вазе?» Дети отвечают: «В вазе не должно быть помидора, потому что это овощ» и т. д.
27. «Магазин». Закрепление относительных прилагательных по теме. Согласование прилагательных с существительными.
Дети «покупают в магазине» продукты (сок. варенье, повидло, пирог, пюре, компот) и комментируют.
Я покупаю вишневый компот. Я покупаю яблочный пирог. Я покупаю грушевое повидло. И т. д. Логопед помогает детям, показывая одновременно две картинки: пирог — яблоко, груша — баночка и т. д.
28. «Какого фрукта не стало?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа.
На доске — четыре-пять картинок с изображением фруктов. Логопед незаметно убирает одну картинку и спрашивает: «Какого фрукта не стало?» Дети отвечают: «Не стало лимона» и т.д.
29. «Что ты любишь?» Составление предложений по картинкам.
У каждого ребенка на столе картинки с изображениями фруктов. Дети выбирают свои любимые фрукты и говорят: «Я люблю банан (грушу)» и т.д.
Упражнение можно усложнить ответами типа: «Я люблю банан, а Витя любит грушу».
30. Согласование прилагательных с существительными
Про что можно сказать?
— Вкусный? Сочный? Ароматный?
—Вкусная? Сочная? Ароматная?
— Вкусное? Сочное? Ароматное?
—Вкусные? Сочные? Ароматные?
31. Согласование прилагательных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа (по картинкам)
Что это? (Красное яблоко.)
А это что? (Красные яблоки.)
Нет чего? (Красных яблок.)
32.Согласование существительных с глаголом единственного и множественного числа.
Например: Вишня висит. Вишни висят. Груша лежит. Груши лежат. Яблоко растет. Яблоки растут. Мандарин упал. Мандарины упали. Я съел апельсин. Мы съели апельсины.
33. «Угостим зверюшек». Практическое усвоение категории дательного падежа.
Логопед выставляет на стол игрушки-зверюшки. У каждого ребенка в руке какой-либо фрукт. Дети по очереди подходят к столу, кладут фрукт возле игрушки и говорят: «Я дам яблоко зайчику» или «Я дам грушу мишке».
34. «Что сделаешь с фруктом?» Логопед показывает детям какой-либо фрукт и дает варианты ответов: «Я съем яблоко». «Я отдам яблоко Тане». «Я разрежу яблоко пополам». «Я сварю из яблока компот». «Я положу яблоко в стол» и т. д. Дети выбирают варианты ответов или придумывают свои.
35. « Угадай слово »: сли. яб. ли. гру. ба. пер. апель. ман.
Осенью в садах собирают урожай фруктов. Люди аккуратно снимают плоды с деревьев, чтобы не повредить их. Фрукты полезны: в них много витаминов. Все любят фрукты, потому что они сочные, сладкие, душистые, ароматные. Но едят их не только в сыром виде, а также из них делают соки, джемы, варят компоты, варенье.
37. «Попробуем яблоко». Учить детей отвечать на вопросы. Расширение лексического запаса детей по теме.
Логопед обращается к детям:
— Дети, что у меня в руке? (Яблоко.)
— Оно красное или зеленое?
— Оно круглое или квадратное?
— Яблоко растет на грядке или на дереве?
— Оно твердое или мягкое? (Дети трогают яблоко.)
— Оно растет высоко или низко?
— Яблоко сладкое или кислое? (Режет яблоко на дольки и угощает детей.)
— Миша, я тебе дала целое яблоко или одну дольку?
— А тебе, Таня (Катя, Коля и т. д.)?
— Сколько у яблока долек (много или мало)?
— Что у яблока внутри?
— Чем я вас угощала?
38.Игра «Фруктовый сад»
Цель: закрепление умения составлять описательный рассказ о фруктах по плану.
Оборудование: план-схема Ткаченко Т.А.
Описание. Воспитатель приглашает детей в сад и предлагает догадаться по описанию, какой фрукт она собирается съесть. Затем дети тоже составляют описательные рассказы о фруктах по следующему плану:
Схема для описания овощей и фруктов
Вкус (лимон — рассматриваемый предмет на вкус кислый; конфета — рассматриваемый предмет на вкус сладкий).
Место произрастания (дерево, грядка).
Как употреблять в пищу (есть сырым, варить, жарить, тушить, и т. п.).
Что из него можно приготовить?
В каком виде ты любишь его есть?
39.Отгадывание и составление описательных загадок.
Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный. (Яблоко)
«Апельсин — это фрукт. Он растет на дереве. Он круглый, оранжевый, твердый, кисло-сладкий. Апельсин покрыт корочкой. Внутри у него мякоть с маленькими косточками. Мякоть съедобная, а корочка и косточки — несъедобные. Апельсин полезный: он питает и очищает организм, чтобы дети росли сильными и здоровыми».
Затем дети повторяют рассказ целиком.
«Лимон — это фрукт. Он растет на дереве. Лимон круглый, желтый, твердый, кислый. Внутри у него косточки. Лимон покрыт кожурой. Он полезный. Его кладут в чай».
40. «На дереве или на грядке?» На доске выставлены картинки с изображением фруктов и овощей. Логопед просит детей рассказать, где растет тот или иной фрукт или овощ.
41. Игра «Исправь ошибку».
Свекла растет на яблоне;
груша растет на грядке;
клубника растет на дереве;
клюква растет на кусте:
картошка растет на болоте.
42. «В саду или в огороде». Составление сложных предложений со значением противопоставления.
У каждого ребенка — по две предметные картинки (овощ — фрукт). По образцу дети составляют предложения по этим картинкам. Например: «Огурец растет в огороде, а слива растет в саду» и т. д.
43. «Чей домик?» Усвоение категории родительного падежа с предлогом для.
На игровом поле — две большие картинки с изображением сада и огорода. У каждого ребенка — по картинке с овощем или фруктом. Дети кладут их на большие картинки, объясняя: «Это домик для помидора (апельсина, репки, капусты, яблока и т. д.)».
44. «Что сделаешь с овощем или фруктом?»
Каждый ребенок должен придумать, что он сделает с тем или иным овощем (фруктом), изображенным на картинке.
Я приготовлю из помидора салат. Я угощу яблоком друга. Я разрежу апельсин пополам. Я положу сливу на стол и т. д.
45. Словесный сад
Цель: познакомить детей с терминами «корень», «слова родственники».
Методические приёмы: силуэтная модель на фланелеграфе, чтение стихотворения Е. Измайлова «Как растут слова?»,
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым —
Был он только словом.
Это слово, слово — корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло —
Стало много новых слов.
По ходу чтения стихотворения выкладывается силуэтная модель сада на фланелеграфе. В конце чтения четвёртой строки в корни деревьев выкладываются слова «сон», «глаз». После прочтения стихотворения детям предлагается прочитать слова, которые находятся в корне каждого дерева (сон, глаз). Далее детям предлагается прочитать слова написанные на листочках деревьев и поместить их в крону нужного дерева. Затем проверяем правильность выполнения задания.
Вывод: Слова: глаза, глазок, глазные — слова родственники, потому что у них один корень — слово «глаз». И слова: засоня, сонный, сонник — тоже слова родственники, так как у них один корень — слово «сон».
46. «Чего много в корзинке?» Логопед поочередно показывает картинки с изображением овощей и фруктов и спрашивает: «Чего много в корзинке?» Дети отвечают: «В корзинке много огурцов (яблок)» и т.д.
47. «Назови, какие ты знаешь фрукты на звук а» (ананас, апельсин, абрикос).
48. Ответить на вопрос: Что едят с сырым, жареным, вареным? (овощи, фрукты, ягоды)
49. Составить предложение из слов.
Яблоко, лежать, яблоня, под.
Картошка, расти, огород, в.
Клубника, тарелка, лежать, на.
50. Рассказ-сравнение «Огурец и персик». Учить детей самостоятельно составлять рассказ, используя накопленный речевой материал. Учить сравнивать предметы.
«Огурец — это овощ, а персик — это фрукт. Огурец растет в огороде на грядке, а персик — в саду на дереве. Огурец овальный, зеленый, твердый. А персик круглый, желто-красный, мягкий. У огурца внутри семечки, а у персика — большая косточка. Огурец и персик полезные, потому что они питают и очищают организм».
Дети проговаривают рассказ хором и по цепочке. Затем логопед просит кого-нибудь из ребят повторить рассказ полностью.
Логопед предлагает составить рассказ, сравнив другие овощи и фрукты.
51. Рассказ-описание с элементами сравнения «Помидор и яблоко»:
«Помидор — это овощ. А яблоко — это фрукт. Помидор растет на грядке. А яблоко — на дереве. Помидор — круглый, красный, мягкий, кисло-сладкий. Яблоко — круглое, зеленое, твердое, сладкое. Из помидора делают салат, сок, соус. А из яблока — пюре, компот, повидло, варенье».
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/05/06/leksicheskaya-tema-frukty