- Комплексная план-программа для индивидуальной, коррекционно-развивающей работы с детьми 6-7 лет имеющими низкий уровень развития психической сферы материал (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Календарно-тематическое планирование календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике
Комплексная план-программа для индивидуальной, коррекционно-развивающей работы с детьми 6-7 лет имеющими низкий уровень развития психической сферы
материал (подготовительная группа) на тему
1.Развивать внимание, память, мышление, восприятие, воображение.
2. Формировать навыки самостоятельной работы.
3. Создание условий для самореализации детей в творческой, учебной деятельности.
Направленность программы: психологическая
Организация, формы и методы работы: Программа предусматривает продолжительность занятия 30 минут, количество занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
В работе используются следующие методы:
· задания на зрительное восприятие;
· упражнения для совершенствования графических навыков письма;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Тулун «Детский сад комбинированного вида «Родничок»
Комплексная план-программа для индивидуальной, коррекционно-развивающей работы с детьми 6-7 лет имеющими низкий уровень развития психической сферы.
Составлен психологом 1квалификационной категории А.Н Французовой
План-программа для индивидуальной работы с детьми имеющими низкий уровень развития.
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных возможностей. Формирование и совершенствование познавательных процессов в дошкольном детстве обеспечивает не только интеллектуальное развитие ребенка, но и его подготовку к учению в школе. Кроме достижения определенного уровня развития познавательных способностей, такая подготовка включает обеспечение достаточно высокого уровня воспитанности личностных качеств, умение общаться и взаимодействовать с людьми. Проблема воспитания и обучения дошкольников с низким уровнем в развитии является одной из наиболее важных и актуальных. Согласно ФГОС с такими детьми индивидуальная и коррекционная работа строится при опоре на данные направления. Основанием для включения детей в индивидуальную работу, является низкий уровень развития психических процессов внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения, сенсорно-моторной координации. В ходе медико-психолого-педагогического консилиума МБДОУ определяется актуальный уровень развития ребенка, выделяются основные нарушения и, в зависимости от них, выстраиваются направления коррекционной работы. На индивидуальных коррекционных занятиях уделяется большое внимание развитию у детей кожно-кинестетического, акустического, зрительно-предметного восприятия. Совершенствуется произвольная, зрительная и слуховая память детей, через упражнения на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Для развития у детей способности к зрительному, слуховому непроизвольному и произвольному сосредоточению, способность к распределению, переключению, концентрации и устойчивости внимания используются игры и упражнения. А также на индивидуальных коррекционных занятиях формируются у детей первичные представления о причинных связях и постепенно под влиянием усложнения практической деятельности развиваются не только наглядно-действенное, но и наглядно-образное мышление и словесно-логическое мышление. Для этого используются специальные дидактические игры. Именно на индивидуальных занятиях ребенок начинает демонстрировать свои первые успехи, и в доступной, занимательной форме выполняет достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует полученные знания, умения и навыки. В индивидуальной коррекционной работе используются игры и упражнения, направленные на развитие статической и динамической координации движений пальцев рук ребёнка. Особое значение для положительного результата индивидуальной коррекционной работы с ребенком имеет помощь и поддержка со стороны родителей. С этой целью привлекаются родители к совместной работе по коррекции и развитию психических процессов у детей а так же получения сведений об индивидуальных особенностях и поведенческих реакциях ребёнка, психологическом климате в семье, количестве членов семьи, взаимоотношениях между родителями. Особое внимание в данном случае следует уделять личностным особенностям родителей и их оценочном суждении о ребенке. Используются такие формы работы как: индивидуальное консультирование родителей, показ методов и приемов в работе с ребенком; родительские собрания на группах. Данная программа разработана, для развития и коррекции различных сторон психики детей в дошкольном возрасте. Предлагаемые игры-задания направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения
Цель программы: повышение уровня развития психических процессов
1 .Развивать внимание, память, мышление, восприятие, воображение.
2. Формировать навыки самостоятельной работы.
3. Создание условий для самореализации детей в творческой, учебной деятельности.
Направленность программы : психологическая
Организация, формы и методы работы: Программа предусматривает продолжительность занятия 30 минут, количество занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
В работе используются следующие методы:
- задания на зрительное восприятие;
- упражнения для совершенствования графических навыков письма;
- психодиагностические методики;
- творческие задания;
- логические задания;
Методическое обеспечение программы: беседы, игры, упражнения, аутоигры, «релаксационные паузы», наглядно-демонстративный материал, дидактические и практические пособия.
Эффективность использования программы: Основным показателем эффективности использования программы является то, что при работе используются различные методы и приемы работы с детьми, которые помогают формировать уверенность в себе, удовлетворенность собой, повышается интеллектуальный уровень. С помощью проведенных занятий у детей совершенствуются познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, графические навыки письма..
Результативность программы можно выявить путем обследования, проводимого дважды: до начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения .
Анализ результатов включает в себя следующие моменты:
- обследование детей психологом: изучение познавательной сферы психики ребенка.
- оценка уровня развития интеллектуальных способностей ребенка.
Возраст: программа адресована детям дошкольного возраста 6-7 лет.
Формирование групп : по результатам диагностического обследования уровня развития психических процессов
Условия набора детей в группы: низкий уровень развития психических процессов
Форма и режим занятий: индивидуальная
Количество участников группы: один ребенок.
Методы психологического сопровождения участников образовательного процесса:
Форма реализации программного содержания : игровая
При составлении программы использовались следующие технологии:
1.Методики диагностического обследования уровня развития психических процессов
2.Коррекционно-развивающие игры для дошкольников по А.Н Евстигнеевой
3.Сборник уникальных творческих заданий для детей дошкольного возраста в игровой форме П.Г Розумеева
Ожидаемые результаты реализации программного материала: повышение уровня развития психических процессов
Особые примечания: занятия с каждым ребенком планируются по определенному графику работы (см.приложение)
Содержание индивидуальной работы может корректироваться у той категории детей, которые могут испытывать в ходе работы повышенную утомляемость, сниженную работоспособность, повышенную отвлекаемость,застреваемость,устойчивую ригидность.
Приемы повышения и устойчивого интереса в процессе совместной деятельности могут обеспечить:арттерапия,музыкотерапия,песочная терапия,сказкотерапия.
Источник
Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике
Учебно-тематический план работы – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся с ОВЗ.
При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях. Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Учитываются возрастные черты мышления ребёнка. В разных группах и классах могут быть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их сложности.
Структура коррекционно – развивающих занятий:
2. Рефлексия предыдущего занятия.
4. Основное содержание занятия.
5. Рефлексия прошедшего занятия.
В структуре занятий выделяются:
1. Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности.
2. Блок коррекции и развития этих познавательных процессов.
Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме. Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психо – физиологические особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 4 человек.
Количество и продолжительность занятий:
В дошкольных группах занятие длятся от 15 до 20 минут 2-3 раза в неделю.
Количество занятий и темы могут изменяться на усмотрение учителя-дефектолога и от зависимости индивидуальных особенностей.
Деятельность обучающихся в ходе реализации коррекционно-развивающей программы не оценивается.
Результативность работы по программе оценивается комплексом диагностических тестов. Диагностики проводятся 2 раза в год (сентябрь- первичная диагностика, май- итоговая диагностика). Сравнительный анализ результатов позволяет сделать выводы о динамике развития обучающегося.
Учебно-тематический план работы
Источник