4 класс. Окружающий мир. «Жизнь леса. Лес — природное сообщество»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие «природное сообщество». В процессе урока учитель использует разные формы работы: индивидуальную, групповую, словесные и наглядные методы, ТСО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема. «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»
Цели: сформировать у учащихся представления о лесе, как природном сообществе; познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов; развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.
Оборудование: плакат со съемными ярусами леса, картинки с изображением животных (население ярусов); аудиозапись звуков леса; видеофильм «Жизнь леса», CD и DVD проигрыватели.
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
На доске и в тетрадях тема: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»
2. Проверка домашнего задания.
— Почему люди называют землю «кормилицей»?
— Расскажите о природоохранной деятельности людей в нашем крае, направленной на сохранение почв. ( Ответы детей и дополнения учителя. )
— Что такое плодородие почвы? Как его поддерживать?
На предыдущих уроках мы изучали природу лесной зоны.
— Какие леса вы знаете? ( Хвойные – тайга, смешанные, широколиственные .)
— Обратите внимание на формулировку темы урока: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»
— «Природное сообщество» — это экологическое понятие.
Экология – это наука о доме. Наука экология изучает взаимоотношения организмов со средой обитания.
— А как вы понимаете слова «природное сообщество»? ( Объяснение детей .)
— В природном сообществе все организмы живут «сообща», совместно. Это значит, что они тесно связаны между собой и приспособлены к совместной жизни.
Нам необходимо знать о связях в природном сообществе для того, чтобы не нарушить природное равновесие. Так как человек тесно взаимосвязан с природой. Растения и животные необходимы человеку для жизнедеятельности: питание, одежда, жилище.
— Послушайте, как пишет С. Погореловский о лесе в своем стихотворении.
весь в росе, как в серебре?
— Сегодня мы отправимся в путешествие по лесу вместе с Солнечным Лучиком.
( На доске: на листе ватмана нарисован фон – небо и земля. По мере рассказывания сказки, на фон прикрепляются ярусы с изображением растений. После работы в группах, «заселяем» ярусы животными. )
— Послушайте сказку. ( Фоном звучит запись звуков леса .)
Проснулся Солнечный Лучик однажды утром и воскликнул:
— Ах, какое сегодня чудесное утро!
Посмотрел вниз и увидел лес.
— А не заглянуть ли мне туда?! – подумал он.
В следующее мгновение Лучик очутился на листочке старого могучего дуба, затем перепрыгнул на кудрявую красавицу березу, с нее на осину, ель, и так путешествовал по верхушкам деревьев. И вдруг Солнечному Лучику стало очень интересно, а что есть внизу. Он спустился пониже и продолжил путешествие по кустарникам: орешнику, бересклету, жимолости, калине. Потом Солнечный Лучик заметил, что под кустарниками есть растения еще ниже – это кустарнички черники, брусники, различные травы. Он скользнул по траве и заглянул под листочек лесной земляники. Оказалось, что есть растения еще меньшего роста – это мхи и лишайники.
— Интересно, — подумал Солнечный Лучик.
— Получается, что спускался вниз по растениям, как по ступеням.
Сначала высокие деревья – 4 ступень, затем кустарники – 3 ступень, кустарнички и травы – 2 ступень и наконец, мхи, и лишайники – 1 ступень.
— Почему же в лесу есть такие ступени?
Лучик размышлял вслух и вдруг из кроны дерева услышал скрипучий голос – это был старый мудрый Ворон.
И вот о чем поведал Ворон.
В лесу все растения между собой дружат. Одним растениям требуется много света, другим – меньше, а третьи могут жить только в тени. Мхи и лишайники не любят много света и их скрывают травы. Над травами и кустарничками возвышаются кусты, которые спокойно переносят затенение, а выше всех поднимаются растения, которые любят много света – светолюбивые растения.
Так все растения в лесу образуют ярусы .
— Сколько ярусов насчитали вы? ( 4 )
Лучик насчитал 4 яруса. А Ворон продолжил свой рассказ.
— Вероятно, ты заметил молодые, подрастающие деревца. Их нельзя отнести ни к одному ярусу, так как есть малыши и повыше и пониже – это подрост . Если подроста много – это хорошо, так как это будущий лес.
— Сколько ярусов вы насчитали? ( Четыре )
— Какие растения составляют 1 ярус (самый нижний)? ( Лишайники, мхи )
— Какие растения составляют 2 ярус? ( Травы )
— Какие растения составляют 3 ярус? ( Кустарники: жимолость, бересклет, крушина, калина )
— Какие растения составляют 4 ярус? ( Дуб, береза, осина, ель, сосна )
— Растения какого яруса являются светолюбивыми? ( 4 )
— Растения какого яруса являются теневыносливыми? ( 3, 2, 1 )
Но что за лес без животных?! Животные леса также приспособлены к жизни в нем, они тесно связаны между собой и с растениями.
— Помогите Солнечному Лучику познакомиться с животными, населяющими лес.
(Разделить класс на 3 группы)
Пользуясь учебниками с. 36 — 37, обсудить и составить список животных леса:
- Обитающих на деревьях ( Белки, птицы, насекомые )
- Ведущих наземную жизнь ( Заяц, лиса, волк, медведь, лось, лягушка и т.д. )
- Обитающих в почве ( Кроты, личинки, черви )
После выполнения задания представители от групп докладывают результаты работы. Учащиеся делают записи в тетрадях.
Вспомните правила поведения в лесу. Слушайте утверждения и если это можно делать – хлопайте, а если нельзя – топайте.
— Можно громко говорить, кричать в лесу
— Можно ходить по тропинкам
5. Продолжение изучения новой темы.
Подводя итог этой работы, «населяем» схему ярусов.
Проговариваем названия животных каждого яруса. Размещаем изображения животных в крону деревьев, на поверхности земли, в почву.
Выясняем, как передвигаются, чем питаются, как защищаются от врагов эти животные, в чем видна их приспособленность к условиям жизни.
— Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Послушайте загадку, догадайтесь, о чем идет речь.
Под березой, и под елкой, хороводами и в ряд
— Как вы думаете, лесу нужны грибы? ( Ответы детей. )
— Прочитайте текст в учебнике «Нужны ли лесу грибы?» и ответьте на вопросы:
1) Как грибы связаны с лесными растениями?
2) Как грибы связаны с животными леса?
3) Каким образом грибы поддерживают круговорот веществ в лесу?
Прочитайте на с. 40 «О лесной подстилке и микробах»
— Из чего образуется лесная подстилка?
— Какая польза от нее для почвы? Для животных?
Просмотр видеофильма «Жизнь леса».
— Приведите примеры природного равновесия в лесу.
7. Подведение итогов урока.
— Почему лес называют природным сообществом?
Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 41)
Выполнить задание № 1 (с. 41)
Источник
Жизнь леса. Лес – природное сообщество».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Сокурская СОШ №19.
Раздел №3 «Родной край-часть большой страны». Тема изучается в 1 полугодии, 28 урок по календарно-тематическому планированию,2 часа в неделю, в общем объёме 68 часов, при 34 неделях учебного года.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Жизнь леса. Лес – природное сообщество».
Цель: сформировать представление учащихся о лесе как природном сообществе
-умение извлекать информацию из учебника, видеоролика.
-устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой в лесу;
-использовать знаково-символические средства при создании мини-плаката «Модель леса»
-осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных познавательных задач;
-владеть диалогической формой речи;
-формулировать учебные задачи,
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-оценивать качество и уровень усвоения материала;
-проявлять бережное отношение к природе и ее богатствам.
Оборудование: МЭНЭДЖ МЭТ, № столов, учебники, презентация «Жизнь леса», карточки с заданиями, «коробка знаний», картинки растений и животных леса, клей, бумага формата А3. ножницы (на группы).
I.Организационный момент (1 мин.)
Всё у нас получится! (слайд №2)
Учащиеся определяют свои роли согласно МЕНЕДЖ МЭТ
— Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу, похлопать по плечу и сказать: -Как я рад, что мы с тобой сегодня рядом;
партнеры по лицу — ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; скажите: -Я желаю тебе успехов сегодня на уроке!
-Поприветствуем наших гостей!
Вспомним необходимый сигнал для привлечения внимания ХАЙ ФАЙ, если мы его услышим, нужно поднять ладонь и посмотреть на учителя, при этом остановить все свои дела.
II. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности (5 мин) Вспомним об особенностях почв. ( Первые номера раздают карточки №1)
1 ) Выполните задание на карточке № 1, здесь 4 предложения, каждый заполняет один пропуск и передает по часовой стрелке следующему участнику группы. (подпишите свои карточки)
(использование структуры 1) СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЕЙБЛ )
2) Проверка работы (на слайде №3)
Почвой называют верхний плодородный слой земли. Самыми плодородными являются черноземные почвы. За плодородие почвы отвечает перегной Почвы нуждаются . в охране. (положите свои карточки в «Коробку знаний»)
III. Сообщение темы и целей урока. (3 мин)
Прижмите вашу спинку к спинке стула, ладони положите на колени и закройте глаза. Попробуйте отгадать о чём пойдёт речь на уроке? (учитель включает файл звуки леса).
— Где, ребята, вы побывали за этот короткий промежуток времени?
— А что вам указывало на то, что вы должны оказаться именно в этом месте? (Учащиеся: — Щебет птиц.)
-Как вы думаете о чем будем говорить на сегодняшнем уроке?
(-Верно о лесе. Но не просто о лесе, а мы узнаем, что лес — это природное сообщество.)
3. А теперь попробуйте сформулировать тему урока?
— Тема урока: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество». ( слайде №4-5)
-Все ли слова понятны вам в теме урока? -А выражения?
-Все ли из вас могут объяснить. — Что такое сообщество? -Что такое природное сообщество? -Хотите узнать?
4. Итак, какие цели мы поставим себе на урок?
-Выяснить, что означает выражение ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО?
-Доказать, что лес — это природное сообщество? (слайде №6)
5.Актуализация опорных знаний.
— Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»?
(Учащиеся: — Сообща что–то, вместе)
— А что такое природное сообщество?
— Вот как Ожегов толкует в своём словаре это слово.
Найдём понятие в словарях, которые у вас на партах.
( Вторые номера находят и читают понятия из словаря.)
(СООБЩЕСТВО — Группа растительных или животных организмов, живущих вместе) (слайде №7) (1 мин.)
— Безусловно, о лесе вы уже много чего слышали, знаете, часто бываете и, наверное, без труда сможете согласиться или опровергнуть утверждения о нем. Предлагаю заполнить такую таблицу.
(использование структуры 3) ЭЙ АР ГАЙД –
Источник