План_жизнь_леса_4_класс

4 класс. Окружающий мир. «Жизнь леса. Лес — природное сообщество»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие «природное сообщество». В процессе урока учитель использует разные формы работы: индивидуальную, групповую, словесные и наглядные методы, ТСО.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема. «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

Цели: сформировать у учащихся представления о лесе, как природном сообществе; познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов; развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.

Оборудование: плакат со съемными ярусами леса, картинки с изображением животных (население ярусов); аудиозапись звуков леса; видеофильм «Жизнь леса», CD и DVD проигрыватели.

1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

На доске и в тетрадях тема: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

2. Проверка домашнего задания.

— Почему люди называют землю «кормилицей»?

— Расскажите о природоохранной деятельности людей в нашем крае, направленной на сохранение почв. ( Ответы детей и дополнения учителя. )

— Что такое плодородие почвы? Как его поддерживать?

На предыдущих уроках мы изучали природу лесной зоны.

— Какие леса вы знаете? ( Хвойные – тайга, смешанные, широколиственные .)

— Обратите внимание на формулировку темы урока: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

— «Природное сообщество» — это экологическое понятие.

Экология – это наука о доме. Наука экология изучает взаимоотношения организмов со средой обитания.

— А как вы понимаете слова «природное сообщество»? ( Объяснение детей .)

— В природном сообществе все организмы живут «сообща», совместно. Это значит, что они тесно связаны между собой и приспособлены к совместной жизни.

Нам необходимо знать о связях в природном сообществе для того, чтобы не нарушить природное равновесие. Так как человек тесно взаимосвязан с природой. Растения и животные необходимы человеку для жизнедеятельности: питание, одежда, жилище.

— Послушайте, как пишет С. Погореловский о лесе в своем стихотворении.

весь в росе, как в серебре?

— Сегодня мы отправимся в путешествие по лесу вместе с Солнечным Лучиком.

( На доске: на листе ватмана нарисован фон – небо и земля. По мере рассказывания сказки, на фон прикрепляются ярусы с изображением растений. После работы в группах, «заселяем» ярусы животными. )

— Послушайте сказку. ( Фоном звучит запись звуков леса .)

Проснулся Солнечный Лучик однажды утром и воскликнул:

Читайте также:  Крыша_сколько_кубов_леса

— Ах, какое сегодня чудесное утро!

Посмотрел вниз и увидел лес.

— А не заглянуть ли мне туда?! – подумал он.

В следующее мгновение Лучик очутился на листочке старого могучего дуба, затем перепрыгнул на кудрявую красавицу березу, с нее на осину, ель, и так путешествовал по верхушкам деревьев. И вдруг Солнечному Лучику стало очень интересно, а что есть внизу. Он спустился пониже и продолжил путешествие по кустарникам: орешнику, бересклету, жимолости, калине. Потом Солнечный Лучик заметил, что под кустарниками есть растения еще ниже – это кустарнички черники, брусники, различные травы. Он скользнул по траве и заглянул под листочек лесной земляники. Оказалось, что есть растения еще меньшего роста – это мхи и лишайники.

— Интересно, — подумал Солнечный Лучик.

— Получается, что спускался вниз по растениям, как по ступеням.

Сначала высокие деревья – 4 ступень, затем кустарники – 3 ступень, кустарнички и травы – 2 ступень и наконец, мхи, и лишайники – 1 ступень.

— Почему же в лесу есть такие ступени?

Лучик размышлял вслух и вдруг из кроны дерева услышал скрипучий голос – это был старый мудрый Ворон.

И вот о чем поведал Ворон.

В лесу все растения между собой дружат. Одним растениям требуется много света, другим – меньше, а третьи могут жить только в тени. Мхи и лишайники не любят много света и их скрывают травы. Над травами и кустарничками возвышаются кусты, которые спокойно переносят затенение, а выше всех поднимаются растения, которые любят много света – светолюбивые растения.

Так все растения в лесу образуют ярусы .

— Сколько ярусов насчитали вы? ( 4 )

Лучик насчитал 4 яруса. А Ворон продолжил свой рассказ.

— Вероятно, ты заметил молодые, подрастающие деревца. Их нельзя отнести ни к одному ярусу, так как есть малыши и повыше и пониже – это подрост . Если подроста много – это хорошо, так как это будущий лес.

— Сколько ярусов вы насчитали? ( Четыре )

— Какие растения составляют 1 ярус (самый нижний)? ( Лишайники, мхи )

— Какие растения составляют 2 ярус? ( Травы )

— Какие растения составляют 3 ярус? ( Кустарники: жимолость, бересклет, крушина, калина )

— Какие растения составляют 4 ярус? ( Дуб, береза, осина, ель, сосна )

— Растения какого яруса являются светолюбивыми? ( 4 )

— Растения какого яруса являются теневыносливыми? ( 3, 2, 1 )

Но что за лес без животных?! Животные леса также приспособлены к жизни в нем, они тесно связаны между собой и с растениями.

— Помогите Солнечному Лучику познакомиться с животными, населяющими лес.

(Разделить класс на 3 группы)

Пользуясь учебниками с. 36 — 37, обсудить и составить список животных леса:

  1. Обитающих на деревьях ( Белки, птицы, насекомые )
  2. Ведущих наземную жизнь ( Заяц, лиса, волк, медведь, лось, лягушка и т.д. )
  3. Обитающих в почве ( Кроты, личинки, черви )
Читайте также:  Волнушка_гриб_приготовление_жарить

После выполнения задания представители от групп докладывают результаты работы. Учащиеся делают записи в тетрадях.

Вспомните правила поведения в лесу. Слушайте утверждения и если это можно делать – хлопайте, а если нельзя – топайте.

— Можно громко говорить, кричать в лесу

— Можно ходить по тропинкам

5. Продолжение изучения новой темы.

Подводя итог этой работы, «населяем» схему ярусов.

Проговариваем названия животных каждого яруса. Размещаем изображения животных в крону деревьев, на поверхности земли, в почву.

Выясняем, как передвигаются, чем питаются, как защищаются от врагов эти животные, в чем видна их приспособленность к условиям жизни.

— Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Послушайте загадку, догадайтесь, о чем идет речь.

Под березой, и под елкой, хороводами и в ряд

— Как вы думаете, лесу нужны грибы? ( Ответы детей. )

— Прочитайте текст в учебнике «Нужны ли лесу грибы?» и ответьте на вопросы:

1) Как грибы связаны с лесными растениями?

2) Как грибы связаны с животными леса?

3) Каким образом грибы поддерживают круговорот веществ в лесу?

Прочитайте на с. 40 «О лесной подстилке и микробах»

— Из чего образуется лесная подстилка?

— Какая польза от нее для почвы? Для животных?

Просмотр видеофильма «Жизнь леса».

— Приведите примеры природного равновесия в лесу.

7. Подведение итогов урока.

— Почему лес называют природным сообществом?

Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 41)

Выполнить задание № 1 (с. 41)

Источник

Жизнь леса. Лес – природное сообщество».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Сокурская СОШ №19.

Раздел №3 «Родной край-часть большой страны». Тема изучается в 1 полугодии, 28 урок по календарно-тематическому планированию,2 часа в неделю, в общем объёме 68 часов, при 34 неделях учебного года.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: Жизнь леса. Лес – природное сообщество».

Цель: сформировать представление учащихся о лесе как природном сообществе

-умение извлекать информацию из учебника, видеоролика.

-устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой в лесу;

-использовать знаково-символические средства при создании мини-плаката «Модель леса»

-осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных познавательных задач;

-владеть диалогической формой речи;

-формулировать учебные задачи,

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-оценивать качество и уровень усвоения материала;

-проявлять бережное отношение к природе и ее богатствам.

Оборудование: МЭНЭДЖ МЭТ, № столов, учебники, презентация «Жизнь леса», карточки с заданиями, «коробка знаний», картинки растений и животных леса, клей, бумага формата А3. ножницы (на группы).

Читайте также:  Грибной_суп_польза_вред

I.Организационный момент (1 мин.)

Всё у нас получится! (слайд №2)

Учащиеся определяют свои роли согласно МЕНЕДЖ МЭТ

— Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу, похлопать по плечу и сказать: -Как я рад, что мы с тобой сегодня рядом;

партнеры по лицу — ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; скажите: -Я желаю тебе успехов сегодня на уроке!

-Поприветствуем наших гостей!

Вспомним необходимый сигнал для привлечения внимания ХАЙ ФАЙ, если мы его услышим, нужно поднять ладонь и посмотреть на учителя, при этом остановить все свои дела.

II. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности (5 мин) Вспомним об особенностях почв. ( Первые номера раздают карточки №1)

1 ) Выполните задание на карточке № 1, здесь 4 предложения, каждый заполняет один пропуск и передает по часовой стрелке следующему участнику группы. (подпишите свои карточки)

(использование структуры 1) СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЕЙБЛ )

2) Проверка работы (на слайде №3)

Почвой называют верхний плодородный слой земли. Самыми плодородными являются черноземные почвы. За плодородие почвы отвечает перегной Почвы нуждаются . в охране. (положите свои карточки в «Коробку знаний»)

III. Сообщение темы и целей урока. (3 мин)

Прижмите вашу спинку к спинке стула, ладони положите на колени и закройте глаза. Попробуйте отгадать о чём пойдёт речь на уроке? (учитель включает файл звуки леса).

— Где, ребята, вы побывали за этот короткий промежуток времени?

— А что вам указывало на то, что вы должны оказаться именно в этом месте? (Учащиеся: — Щебет птиц.)

-Как вы думаете о чем будем говорить на сегодняшнем уроке?

(-Верно о лесе. Но не просто о лесе, а мы узнаем, что лес — это природное сообщество.)

3. А теперь попробуйте сформулировать тему урока?

— Тема урока: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество». ( слайде №4-5)

-Все ли слова понятны вам в теме урока? -А выражения?

-Все ли из вас могут объяснить. — Что такое сообщество? -Что такое природное сообщество? -Хотите узнать?

4. Итак, какие цели мы поставим себе на урок?

-Выяснить, что означает выражение ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО?

-Доказать, что лес — это природное сообщество? (слайде №6)

5.Актуализация опорных знаний.

— Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»?

(Учащиеся: — Сообща что–то, вместе)

— А что такое природное сообщество?

— Вот как Ожегов толкует в своём словаре это слово.

Найдём понятие в словарях, которые у вас на партах.

( Вторые номера находят и читают понятия из словаря.)

(СООБЩЕСТВО — Группа растительных или животных организмов, живущих вместе) (слайде №7) (1 мин.)

— Безусловно, о лесе вы уже много чего слышали, знаете, часто бываете и, наверное, без труда сможете согласиться или опровергнуть утверждения о нем. Предлагаю заполнить такую таблицу.

(использование структуры 3) ЭЙ АР ГАЙД –

Источник

Оцените статью