Конспект урока по окружающему природному миру на тему «Овощи-фрукты»
Тема: « Овощи — фрукты » Цель: Закрепление знаний детей об овощах и фруктах , формирование здорового образа жизни, обогащение знаний о пользе витаминов.
Задачи: Коррекционно-образовательные:
— Познакомить с полезными свойствами овощей и фруктов и их значения для человека; расширять понятия об овощах и фруктах ; упражнять детей в раскрашивании рисунков, не выходя за контур. Коррекционно-развивающие:
— Развивать внимание при выполнении задания, память.
— Развивать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении.
— Закреплять знания цветов красный, зеленый, оранжевый, желтый.
Коррекционно-воспитательные:
— Воспитывать культуру поведения на уроке.
— Прививать навыки аккуратности при работе с раздаточным материалом.
— Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, потребность быть здоровым.
Оборудование: карточки с изображениями овощей и фруктов; муляжи овощей и фруктов.
Сейчас урок окружающего природного мира, на котором будет много интересного и очень полезного. Советую вам ничего не пропустить и быть активными помощниками.
3. Артикуляционная гимнастика по схеме-опоре «Осень»:
— показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний день; в дождливый, хмурый осенний день;
— увидели гриб-сморчок (сморщить лицо);
— показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор (вытянуть лицо и раскрыть рот, поднимать и опускать брови).
2. Упражнения для мышц шеи:
— Что мы увидели в осеннем лесу? (сидеть на стуле, спина и шея прямые. При повороте головы в сторону-вдох носом, при возвращении в исходную позицию — выдох ртом).
З. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:
— Шли-шли, к медвежьей берлоге подошли (широко открыть рот, показать, как зевает медведь: раскрывать и закрывать рот);
— Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку, попробуйте ягоды на вкус (имитирование жевания).
4. Упражнения для губ и щек:
— Нам радостно в осеннем лесу, улыбнемся друг другу (губы и зубы сомкнуты);
— показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы (надуть обе щеки одновременно); хомячок высыпал зерно в норке (втянуть щеки);
— показать, как язычок пролезает между густыми деревьями (губы в улыбке, медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности);
— мелькает беличий хвостик (рот открыт, губы в улыбке, поворачивать сильно высунутый язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта);
— Белочка угостила нас орехами. Мы их съели, теперь почистим зубы («почистить» языком верхние, затем нижние зубы).
6. Работа над силой голоса:
— дует осенний легкий ветерок: «У-у-у» (тихо);
— подул сильный ветер: «У-у-у» (громко);
— Какое сейчас время года? (осень)
— А осенью пора собирать урожай.
— Давайте вспомним, какие овощи и фрукты мы собираем осенью .
— Для чего нам вообще нужны овощи и фрукты ? (в них содержатся витамины) — А для чего нам нужны витамины? (чтобы укреплять организм, чтобы не болеть) — Правильно, витамины укрепляют весь наш организм, организму легче бороться с болезнями, а когда он здоровый и крепкий, ни какие микробы ему не страшны. — Где растут овощи ? (в огороде, на грядке)
— Где растут фрукты? (на дереве)
— Сейчас мы будем собирать урожай, а помогут нам в этом загадки (учитель читает загадки (текст на обороте картинок) и вывешивает картинки с отгадками на доску):
— Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели (лук)
— Желтый, круглый, ты откуда? — Прямо с солнечного юга.
Можешь съесть меня, но только раздели меня на дольки (апельсин)
— Он круглый и красный, как глаз светофора.
На грядке нет сочней … (помидора)
— Само с кулачок, красный, желтый бочок, Тронешь пальцем – гладко, а откусишь – сладко (яблоко)
— Летом — в огороде, свежие, зелёные,
А зимою — в бочке крепкие, солёные (огурцы)
— На высокой ветке зреет, словно лампочка желтеет,
И блестит, как после душа. Ну, конечно, это… (груша)
— Желтый цитрусовый плод в странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он. Как зовут его? (лимон)
— Круглый овощ в огороде. Он одет не по погоде.
Из него наварим щей. С этим овощем сытней! (капуста)
— Огурцы они как будто, только связками растут,
И на завтрак эти фрукты обезьянам подают (бананы)
— В землю спряталась девица. Из земли торчит косица.
Выдерну я ловко красную… (морковку)
— Ни в полях и ни в садах, ни у вас и ни у нас,
А в тропических лесах вырастает. (ананас)
— Какими словами можно назвать все эти плоды? (фрукты и овощи)
Игра « Разложи по корзинкам»
Вам нужно разложить овощи и фрукты по разным корзинкам.
— Какие овощи и фрукты вы больше всего любите и что в них нравится? — Знайте, что овощи и фрукты — это часть природы.
— Какой бывает сок, подумайте!
Своё словечко быстро, точно называйте!
Сок из фруктов — (какой) .
Сок из яблок …. яблочный
Сок из апельсина …. апельсиновый.
Сок из груши ….грушевый.
Сок из ананасов …. ананасовый.
Сок из винограда …. виноградный.
А если мы смешаем сок из яблока, банана, абрикоса, этот сок будет какой? (ассорти)
— А из овощей можно делать соки ? — Да.
— Как назовём сок из моркови? — Морковный.
— Из огурца? — Огуречный.
— Из свёклы? — Свекольный.
Много блюд из овощей , салатик назовите скорей!
Салат из овощей — (какой) овощной.
— Какой салат получится из огурцов…. огуречный.
Салат из капусты …. капустный.
Салат из свеклы … свекольный.
Салат из моркови…. морковный.
(упр. на координацию слова с движеньем)
Взяли грабли и лопатки,
В огород пошли ребятки.
Там копают, там рыхлят,
Гимнастика для глаз ( Упражнение для усиления наружных глазных мышц)
Снизу вверх и сверху вниз,
— Выполнение задания по вариантам:
1 вариант – задание №1 (раскрасить только овощи),
2 вариант – задание №2 (раскрасить только фрукты)
— Как вы думайте: «Кто из них, из овощей, и вкуснее, и нужней? Кто при всех болезнях будет всех полезней?» — Подумайте, почему нужно есть много овощей и фруктов?
— Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен витамин А! Запомните! Его много в капусте, моркови, помидоре.
— Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен витамин В! Знайте! Он содержится в молоке, фруктах, овощах, злаках. (Свекла, яблоки, редиска, зелень салата). А ещё это витамин бодрости и силы.
— Если вы хотите реже простужаться и быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен витамин С! Помните! Этот витамин содержится в ягодах, овощах и фруктах (В черной и красной смородине, лимоне и луке)
— Кто запомнил, для чего нужно есть овощи и фрукты? (В овощах и фруктах очень много полезных витаминов).
В каждом польза есть и вкус,
— Теперь вы понимаете, почему в нашей школьной столовой каждый день в меню бывают или овощи, или фрукты.
Игра на внимание — Если называю фрукт, вы приседаете, а если овощ, то хлопайте в ладоши. Кто ошибается, тот присаживается за парту (Хозяйка в корзине принесла: лук, банан, грушу, свёклу, яблоко, репу, капусту, апельсины, картофель… )
5. Закрепление изученного материала
Упражнение в составлении описания объектов. Учащимся раздаются картинки овощей и фруктов, они должны назвать: форму, цвет, вкус, что можно приготовить из этого овоща и фрукта (по опорной схеме)
Например: «Красный, круглый, небольшой, кисло-сладкий, сочный. Из него можно приготовить салат и сок».
Чтобы быть всегда здоровым, бодрым, стройным и веселым,
Дать совет я вам готова, как прожить без докторов.
Надо кушать помидоры, фрукты, овощи, лимоны,
Кашу – утром, суп – в обед, а на ужин – винегрет.
Надо спортом заниматься, умываться, закаляться,
Лыжным бегом увлекаться и почаще улыбаться.
— Когда собирают урожай овощей и фруктов?
— Какие овощи и фрукты вы знаете?
Источник