тема: Н. Носов «Огурцы»
Учебник : Климанова Л.Ф. Литературное чтение,3 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2013.
Тип урока : урок открытия новых знаний
Оборудование: презентация, выставка книг Н.Носова, рисунки по его рассказу, карточки с заданиями
- Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения;
- желание читать художественные произведения о дружбе.
- Научить составлять план текста; пересказывать текст, используя план и иллюстрации;
- подбирать пословицы к содержанию текста;
- читать рассказ по ролям;
- формулировать правила дружеских отношений; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
создать условия для выразительного чтения;
способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;
формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;
воспитание нравственных чувств и этического сознания: уважение к пожилым людям, любовь и бережное отношение к чувствам близких.
уважение к труду других людей, осознание ценности быть честным; отрицательное отношение ко лжи.
— читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;
— составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации;
— пересказывать текст от лица главного героя;
-формулировать правила дружеских отношений.
Универсальные учебные действия:
— проявлять желание читать произведения о детях;
— проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.
— выполнять учебное задание по алгоритму;
— адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
— определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;
– подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.
адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
Климанова Л.Ф. Литературное чтение,3 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2013.
С.В.Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М: «ВАКО» 2014
— Начинаем урок литературного чтения. Приятно общаться с человеком весёлым и доброжелательным. Начнём урок с приветствия. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.
2. Речевая разминка. Проверка дом. задания.
— Не устоять худу против добра.
— На свете не без добрых людей.
— Прочитайте глазами. Что вы прочитали?
-Прочитайте шёпотом. Прочитайте шёпотом и медленно. Прочитайте громко и медленно. Прочитайте выразительно, делая акцент на главном слове.
— Что объединяет эти пословицы? (они о добре)
— Проверим, как вы выполнили задание в «Творческой тетради»?
Оценивают себя на листе оценивания.
Рассмотрите иллюстрации к произведениям одного замечательного автора.(слайд)
Кто узнал эти произведения? Назовите. ( «Огурцы» «Заплатка» «Мишкина каша»)
— Кто автор этих произведений? Что вы о нём знаете?
— Перед вами выставка книг Н.Носова. Какие его произведения вам знакомы?
— Ученик готовил сообщение о Н.Н.Носове. (презентация) Оцени себя.
— Отгадайте загадку. Назовите тему урока.
— Как вы думаете, о чём может быть рассказ с таким названием?
— Какую цель вы перед собой поставите?
А) Первичное чтение. Читает выразительно учитель.
— К какому жанру относится произведение? Почему?
— Проверим, как вы внимательно слушали рассказ. Прочитайте вопросы, выберите правильные ответы. (Дети в паре работают на карточке)
1. Куда ходили Павлик и Котька?
2. В каком настроении пришёл Котька домой?
3. Как встретила сына мама?
4. Почему Котька не хотел возвращаться на огород?
5. Как повёл себя сторож с мальчиком?
6. Какое душевное состояние было у Котьки по пути домой?
— Проведите самопроверку. (слайд)
(под музыку дети повторяют движения героев на доске)
— Читаем рассказ ещё раз. А чтобы не было затруднений при чтении, потренируемся. Читайте целыми словами. (слайд)
место – поместил – поместились
— Читайте первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.
соврал – сорвал совать – соврать
нарвали – наврали выпрошу — выброшу
— Читаем до слов «Ну, и я взял» (оцениваем чтение ученика)
— Что вы узнали о двух друзьях?
— Как вы относитесь к поступку Павлика? А с вами когда- нибудь такое было?
Как мама оценила поступок Котьки?
— Как можно озаглавить эту часть? (каждый пункт плана появляется на слайде)
(«Котька пришёл домой радостный»)
— Читаем до слов «Котька повернулся и медленно пошёл по улице».
— Как Котька отреагировал на требование мамы отнести огурцы на грядку?
Какие серьёзные слова сказала мама? О чём они говорят? Какие чувства были у мамы в тот момент?
(«Пусть лучше у меня не будет сына»)
— Прочитаем этот диалог по ролям выразительно.
— Читаем далее до «…стоит и плачет всё громче и громче»
— Что чувствовал Котька, когда шёл по улице? Какие черты характера проявились у Котьки? Каким изобразил его автор? Что ещё можно сказать о Котьке?
— Читаем до слов «Иди, иди, сынок»
-Как сторож оценил раскаяние Котьки? Каким был дедушка-сторож? В чём вы почувствовали его строгость? В чём проявилась доброта? Как нужно читать слова героев?
— Прочитаем отрывок по ролям.
— Прочитайте последние три строчки. Чему радовался Котька?
(«На душе у него было радостно»)
Мы разобрали весь рассказ и составили план. (слайд)
Он поможет вам дома подготовить пересказ этого рассказа. А чтобы вы его не забыли, я напечатала план на карточках, которые вы возьмёте домой.
-Какой поступок совершил Котька в конце рассказа? Можно ли его поступок назвать благородным?
Прочитайте пословицы на доске. Соотнесите их с текстом. (слайд)
На обмане далеко не уедешь.
За правое дело стой смело.
Кто выбрал пословицу 1 отметьте себя.
— Найдите в рассказе предложение, в котором заключена основная мысль.
(«А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен»)
— Сделайте вывод. (выносится на доску) слайд
-Какой жизненный урок преподала мама сыну?
Чему учит нас история с Котькой? (честности, чувству товарищества, обдумывать свои поступки)
— Почему свой рассказ Н.Носов назвал «Огурцы»?
— Что же почерпнули из этого урока? Начните свой ответ словами:
Я никогда не думал, а теперь понял…
Я понял, что за плохой поступок …
— Сегодня на уроке вы хорошо поработали. Посмотрите в свои листы самооценки. Поднимите руку у кого более трёх «!» Вы получаете пятёрку. У кого два – четыре.
Пересказ рассказа Н.Носова «Огурцы» по плану. По желанию сделать свои иллюстрации к рассказу.
Источник
План рассказа Огурцы Носова
Однажды 2 мальчика Павлик и Котька пошли на реку ловить рыбу. Но им не повезло и рыбу мальчики не поймали. По дороге домой они увидели колхозный огород. Им стало интересно, что там растет. Они пробрались тайком на огород и набрали много огурцов. Пока они прятали огурцы в карманы, их неожиданно заметил смотритель. Он им свистнул в свисток. Павлик и Котька испугались и быстро побежали к дому.
По дороге Павлик решил, что мама может его наказать за лазание по чужим участкам и за кражу. Подумав, он оставил все свои огурцы Косте. И Котька счастливый вернулся домой, ведь у него было много огурцов: и в карманах, за пазухой, и еще пара в руках. Он думал, что мама обрадуется такому количеству. Когда мама увидела Костика с огурцами, она его отругала за то, что он взял чужое и без разрешения. И велела отнести все украденные огурцы обратно на колхозный огород. Но Котька заупрямился, и хотел их просто выбросить. Мать не разрешила этого сделать, сказав, что он не выращивал, за ними не ухаживал, и он не имеет права их выбрасывать. Котька помнил сторожа и очень боялся повторной встречи с ним. Он решил, что дедушка сторож убьет его из ружья. После разговора с матерью Котька понял, что поступил неправильно. И, несмотря на свой страх, пошел обратно на огород.
Придя к шалашу сторожа, он заплакал. Его плач услышал сторож и вышел из шалаша. Костик вернул огурцы. Он страшно переживал, что дедушку накажут за воровство, так как одного огурца все-таки не хватает. Потому что Котька его съел. Дедушка успокоил Котьку, сказав, что он поступил правильно, вернув украденное. А из-за одного огурца его ругать никто не будет. Константин был очень счастлив. Он запомнил этот случай на всю жизнь и больше даже не думал что-нибудь украсть.
Также читают:
Картинка к сочинению План рассказа Огурцы Носова
Популярные сегодня темы
- Сочинение Печорин и Грушницкий Грушницкий — это своего рода пародия на Печорина, комедийное отражение героя, которое лишено его глубины ума, самоиронии, способности к самоанализу.
- Главные герои произведения Чистый понедельник Бунина Героиня дана через призму восприятия юноши. Влюбленный герой детально описывает портрет девушки, подчеркивая какую-то восточную красоту любимой: смугло-янтарное лицо, густые черные волосы, соболиные
- Адресаты любовной лирики Лермонтова 9 класс сочинение Многие героини произведений М.Ю.Лермонтова являлись прототипами женщин, в отношении которых автор был не равнодушен. В жизни поэта встречались разные по своему темпераменту и мировоззрению молодые
- Сочинение Великий и могучий русский язык Великий русский язык живёт и развивается. Один из лучших писателей двадцатого века Константин Георгиевич Паустовский сказал о нашем языке, что он живой как жизнь и может обогащаться ежеминутно. Проверим это утверждение на практике.
- Сочинение Анализ рассказа Вверх по лестнице Чехова Чехов всегда прекрасно умел описывать даже самые детали сущности людей. Кроме этого он всегда описывал и отрицательные или положительные качества человека. При помощи многих его рассказах можно научиться жить в этом тяжелом мире
Источник
Николай Носов — Огурцы:
Краткое содержание
Рыбалка не задалась, и после нее Павлик с младшим братиком Котькой ворует на колхозном огороде огурцы. Гнался за ними сторож, да куда ему: старенький! Хитрый Павлик отдал добычу младшему, чтобы мама его не ругала. Мама пристыдила Котьку и велела отнести овощи назад: сын-вор ей совсем не нужен! А на улице уже темно, и у сторожа ружье. Но малыш не выбросил огурцы втихаря, донес. Дедушка сказал ему спасибо. Теперь его не накажут. Котьке стыдно, что один огурчик он слопал. Но сторож успокаивает его: тот огурец был мальчику в подарок. У Котьки радость на душе.
Читательский дневник по рассказу «Огурцы» Носова
Сюжет
Павлик вместе с маленьким братом Котькой, украв огурцы в колхозе, бежит от сторожа. И, чтоб его не ругала мама, отдает овощи брату. Мама велит вору Котьке вернуть огурцы. Котька в слезах, но идет один в темноте. Дедушка-сторож сказал мальчику спасибо, теперь его не накажут. Котьке стыдно, что один огурчик он съел. Но сторож говорит, что он был в подарок. Малыш рад.
Отзыв
Рассказ о честности, ответственности за свои поступки. Мама наказывает младшего, потому что он искренне раскаивается. Понятно, что и с хитрым старшим у нее будет серьезный разговор. Ведь он брата научил плохому, и свою вину свалил на маленького. Рассказ учит думать не только о себе, но и о других, уважать и беречь чужой труд, признавать и исправлять свои ошибки, просить прощенья, слушаться родителей, не красть, быть отзывчивым и примером для младших.
План рассказа «Огурцы» Носова
- Неудачная рыбалка братьев.
- Воровство на огороде.
- Погоня дедушки с ружьем.
- Хитрость Павлика.
- Строгость мамы.
- Раскаяние Котьки.
- Сторож прощает мальчика.
Источник