Программа преемственности ДОУ и школы
материал
Реализация преемственности на этапах дошкольного и начального общего образования. Создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе. Обеспечение непрерывности, целостности, последовательности и системности образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Директор МОУ «Новохоперская Заведующий МКДОУ
СОШ № 91 «Новохоперский детский сад
____________ Н.В. Почепцова общеразвивающего вида»Ласточка»
«____» ____________ 2020 _____________ С.В. Кончакова
преемственности МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка» и МОУ «Новохоперская СОШ
№ 91» в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
- Актуальность программы
- Пояснительная записка
- Цель Программы
- Задачи Программы
- Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Формы осуществления преемственности
- Механизмы внедрения программы
- Психолого — педагогические условия реализации непрерывного образования
- Ожидаемые результаты
План совместной работы по преемственности дошкольного и начального общего образования
Портрет выпускника детского сада на этапе завершения дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО)
О преемственности дошкольного и начального общего образования много говорят в последнее время.
Утвержденные на государственном уровне и введенные в действие Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного и начального общего образования способствуют обеспечению преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.
В настоящее время произошли существенные изменения в содержании образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, в общем характере и стиле педагогического процесса: все большее распространение приобретает вариативность программ, учебных планов, средств обучения, что значительно обогащает содержание как дошкольной, так и начальной ступени образования. Наметился отказ от жестко регламентированных форм обучения.
Вариативность привнесла в дошкольное воспитание неоправданное увлечение предметным обучением, а в начальную школу — многопредметность (в частности, обилие одночасовых предметов), что привело к неоправданному росту требований к поступающим в школу, снижению качества образования и перегрузке детей.
Подготовка ребенка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам.
Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо
важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки ребенка к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Поступление ребенка в школу — переломный момент в жизни дошкольника. Важным итогом психического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». (Л.С. Выготский). Это значит, что сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а учитывать накопленный дошкольником опыт и основываться на его достижениях. Программа дошкольного образования, правильно организованная развивающая предметно — пространственная среда в групповых помещениях способствуют становлению устойчивого познавательного интереса у дошкольника и успешному его обучению в школе.
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Не научив ребенка в детском саду важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Вот почему появилась необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, преемственности в формах взаимодействия с детьми и их родителями.
Программа преемственности дошкольного и начального общего образования (далее по тексту — Программа) регламентирует деятельность МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка» и МОУ «Новохоперская СОШ № 91» в вопросах организации преемственности дошкольного и начального общего образования согласно Федеральным государственным образовательным стандартам.
Нормативной основой для разработки Программы является :
- Федеральный закон от 29.12.2012года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 г. Москвы «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (в ред. от 31.12.2015 г.).
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г..
- Приказ Министерства образования РФ от 01.02.2012года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004г. №1312.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.282110 (с изм. от 24 ноября 2015 года), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.
- СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Программа является нормативно-управленческим документом и характеризует специфику:
- содержания образовательных, воспитательных, оздоровительных мероприятий с дошкольниками и младшими школьниками;
- работы воспитателей, учителей начальных классов и специалистов (психологов, логопедов, дефектологов)
■ взаимодействия с родителями и оказания им необходимой консультативной помощи.
Программа может корректироваться в связи с изменениями:
■ видовой структуры групп и др.
Деятельность по Программе осуществляется в дошкольных группах и начальных классах Школы в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и направлена на:
- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- формирование общей культуры;
- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
- формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников через адекватные возрасту виды деятельности, в целях успешной социализации в школе;
- обеспечение всем дошкольникам равных стартовых возможностей.
- Цель Программы
Реализация преемственности на этапах дошкольного и начального общего образования. Создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе. Обеспечение непрерывности, целостности, последовательности и системности образования.
- Задачи Программы (общие)
- Создать условия для реализации плавного, бесстрессового перехода выпускников детского сада в школу.
- Создать психолого — педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
- Создать систему продуктивного взаимодействия воспитателей дошкольных учреждений и педагогов начальной школы, родителей воспитанников и обучающихся.
Непрерывность дошкольного и начального общего образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;
- включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).
На уровне начального общего образования:
- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
- готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);
- желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
- инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
- совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
- Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- Принцип развития . Предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования.
- Принцип гуманитаризации . Усиление гуманитарной направленности предметов естественнонаучного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.
- Принцип целостности. Требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время — сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
- Принцип культуросообразности . Понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
- Принцип содержания образования. Предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка — гражданина РФ на получение равного с другими дошкольного и начального образования.
Доминирующие формы педагогической работы с детьми
Начальное общее образование
Источник