Страница 12 — 13. Условные знаки. План местности — Контурные карты по географии. 5 класс. Дрофа
Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё. Также можно увеличивать и уменьшать размер страницы при помощи одновременного клавиш Ctrl и «+» или Ctrl и «-«.
Для выполнения заданий будем рассматривать карты атласа на страницах 16 и 17.
1. Подпишите значение условных знаков (что означает каждый условный знак). Раскрасьте соответствующими цветами условные знаки там, где это необходимо.
2. На плане местности обозначьте соответствующими условными знаками: а) подписанные на плане объекты (редкий и хвойный лес, луг с кустарником, плотину); б) объекты, показанные условными знаками (болото, фруктовый сад, формы рельефа).
3. Подпишите название главной реки — Белая. Обозначьте направление и скорость течения реки.
- Главная река — Белая.
- Направление течения реки — северо-восток.
- Скорость течения реки — 0,2 км/ч.
4. Определите и подпишите на карте протяжённость и азимуты маршрута от населённого пункта Новый до Андреево на каждом из обозначенных буквами отрезков пути.
Расчёт общей протяженности маршрута от населённого пункта Новый до Андреево
- Если измерить расстояние маршрута по карте, то от точки А до точки начала домов в Андреево будет 17 см (от точки А до точки Е — 15 см). Масштаб карты — 1:25 000, то есть в 1 см 250 метров. Значит длина маршрута: 17 • 250 = 4 250 метров или 4 километра 250 метров (от точки А до точки Е: 15 • 250 = 3 750 метров или 3 километра 750 метров).
Азимуты маршрута на отрезке (на карте вспомогательными красными линиями показано как следует измерять азимут при помощи транспортира):
- от А до Б — 20º;
- от Б до В — 340º;
- от В до Г — 7º;
- от Г до Д — 50º;
- от Д до Е — 45º;
- от Е до Андреево — 53º.
Комментарий: Азимут маршрута — это угол между направлением движения по маршруту и северным направлением. Азимут маршрута измеряется в градусах и всегда только по часовой стрелке.
5. Запишите объекты, которые расположены по пути следования:
По пути следования по маршруту расположены следующие объекты (обозначены синими цифрами):
- узкая полоса леса (по обеим сторонам дороги);
- хвойный лес (с правой стороны дороги);
- холм высотой 196 метров (по левой стороне дороги);
- песчаный карьер (с правой стороны дороги);
- перекрёсток с автодорогой без покрытия;
- линия электропередач;
- просёлочная дорога;
- луг (с правой стороны дороги);
- болото (с левой стороны дороги);
- река белая и деревянный мост через неё;
- болото и редкий лес;
- просёлочная дорога;
- редкий лес и кустарники;
- линия электропередач
- просёлочная дорога.
Урок по теме план местности и условные знаки
Раздел долгосрочного плана: 5.1В Вселенная. Земля. Человек
Школа: Инталинская ООШ Качирского района
ФИО учителя: Мергенева Олеся Николаевна
План местности. Условные знаки.
5.2.5.1 объяснять понятия «план» и «условные знаки»;
5.2.5.2 читать планы местности, используя условные знаки;
Все учащиеся смогут объяснить понятия «план местности» и «условные знаки»
Большинство учащихся могут использовать условные знаки при выполнении задания
Некоторые учащиеся, смогут прочитать план местности, используя условные знаки
— знать, что такое план местности и условные знаки;
— различить типы условных знаков на плане местности;
— составлять план местности с помощью условного знака;
Уровни мыслительных навыков
Знание, понимание, применение
Научить употреблять термины «план местности» и «условные знаки», с помощью ключевых фраз, диалога.
Сотрудничество, взаимоуважение ценностей друг друга
Забота об окружающей среде и стремление к устойчивому развитию
Умение работать в команде
Естествознание начальной школы , топография, картография.
Ориентирование на местности, компас, горизонт.
Запланированные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
I. Организационный момент
Приветствие. Позитивный настрой с помощью просмотра видеоролика «Обезьянки».
II. Проверка пройденного материала.
(И) С помощью метода «Истинные и ложные утверждения» осуществляет проверку знаний учащихся.
1)Гидросфера-это живая оболочка Земли (нет)
2)Атмосфера –это воздушная оболочка Земли (да)
3)Тропосфера-это водная оболочка Земли (нет)
4) Литосфера –это твердая оболочка Земли (да)
5)Гидросфера-это водная оболочка Земли (да)
6)Биосфера-это живая оболочка Земли (да)
1.Называет оболочки Земли
1.Правильно дают 6 ответов-3б
2.Правильно дают 4 ответа-2б
3.Правильно дают 2 ответа-1б.
«Мозгового штурма»: в виде вопросов разного уровня:
1.Какими способами можно изобразить земную поверхность?
2.Для чего нам нужно изображать земную поверхность?
3.Как можно изобразить отдельные объекты земной поверхности?
Кроссворд: Решают кроссворд
О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какая будет тема урока?
Для чего предназначены планы местности?
https:// Youtube . com
(И) Дайте определения словам, что это такое?
1.Объясняет понятия «план местности» и «условные знаки»
1.Правильно дают определение плану местности.
2.Правильно дают определение условным знакам
Обратная связь: Какую мы сейчас сделали работу?
(И,П) Подпишите названия условных знаков
1.Знает условные знаки
А) Читает условные знаки-1б.
Б) Правильно определяет условные знаки-1б
красный – сделал все что мог;
желтый – мог бы лучше;
зеленый – сделал все, что в моих силах; Листочки наклеиваются на лист задания, затем идет обсуждение.
Объединение в группы по жребию. В корзине могут находиться:
листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих;
Ученики вытягивают по очередности листочки и формируется в 3 группы : в красных, в желтых и в синих.
(Г) Составьте кластер «Условные знаки», где вы должны рассмотреть типы условных знаков и графически их изобразить.
1.Правильно изображают и определяют типы условных знаков
1.Верно определяют типы условных знаков-1б.
2. Правильно изображают, условные знаки-1б.
Обратная связь «2 звезды и 1 пожелание»
Ученики записывают на 2-х стикерах: Что понравилось? На 3-ем Что бы они еще хотели узнать?
Физминутка «Тренажер для глаз»
(Г1) Прочитайте рассказ, заменив слова условными знаками.
«Жили-были дедушка да бабушка. Испекла бабушка Баурсак да положила его остывать на окошко. А Баурсак спрыгнул с окошка дома и покатился по дорожке . Катится он мимо огородов, яблоневых садов , мимо колодца да по мостику прямо в лес . Встретил он и зайца у тернового куста , и волка у высокой сосны . Да повстречал у речки на беду рыжую лису».
А) Знает, виды условных знаков-1б.
Б) Верно изображает и читает условные знаки -1б.
(Г2) Работа с карточкой:
Замените условные знаки словами
Как то Заяц отправился в гости к Белочке.
Белочка жила в соседнем .
Он вышел из дома и пошел по
Прошел он по и оказался на
. Вдоль
шла
, которая вела прямо к домику Белочки.
А) Правильно определяет условные знаки-1б
Б)Верно обозначает лес, населенный пункт, реку, тропинку и дорогу условными знаками-1б.
В) Знает условные знаки-1б.
(Г3) Составьте в группе рассказ, состоящий из 5 предложении с использованием не менее 5 условных знаков.
А) Читает условные знаки-1б.
Б) Верно изображает условные знаки -1б.
1.Знает условные знаки
2. Читает условные знаки
3.Читает план местности условными знаками
Обратная связь: Какую мы сейчас сделали работу? Было ли Вам трудно?
География. Как нарисовать план местности с условными знаками для 5 класса?
География 5 класс. Практическая работа.
Задание. Нарисуйте план местности, используя условные знаки и обозначьте расстояние каждого объекта.
Описать ход работы, какое нам потребуется оборудование.
Как сделать практическую работу на тему «Составление плана местности», как составить план местности?
Для того, чтобы нам с вами нарисовать план, нам нужно продумать и соблюсти расстояние и условные обозначения. Для этого нужно изучить местность, попробовать даже её зарисовать. Для работы вам понадобится хорошо отточенный карандаш, визирная линейка, тренога планшет.
Ход работы. выбираете масштаб, к примеру 1:5000, далее определяете стороны света, «север-юг», «запад-восток», проводим линии. Все предметы, которые находятся на данной местности, нужно будет наносить на план условными знаками. Нужно определить исходную точку- это мост и речка, теперь с помощью визирной линейки направляем поочерёдно на объекты и изображаем кусты, дом и так далее. Изображаем реку условными знаками, а также луг и смешанный лес. Так мы делали визирование предметов, этот способ называется полярный. Есть и другой, который называется — азимутальная съёмка.
Чтобы составить план местности, нам понадобится:
- Лист бумаги, желательно побольше, например формат А3,
- Карандаш, ручка.
- Ластик.
- Линейка.
- Компас.
- Голова и руки.
Первое с чего начинают план, это конечно масштаб, возьмем например 1:10000 (т.е. в 1 сантиметре на карте, помещается 100 метров местности). Далее с помощью компаса находим север и обязательно указывает его на нашем листе бумаги, в верхней части, только там. Потом дорисовываем юг, запад и восток. Юг внизу нашего листочка, запад слева, восток с права. Дальше наносим на карту исходную точку, например дерево и начинаем от неё «плясать», измерять расстояния от исходной точки до условных знаков, нанося их на нашу карту используя линейку и свои шаги.
Чтобы найти Зеленый театр на ВДНХ, нужно от центрального входа идти прямо до площади Промышленности — это та самая, где стоит ракета, а потом свернуть налево. Зеленый театр находится почти у границы ВДНХ, рядом с Останкинским входом.
Приложу фотографии со схемой, мне ее дали бесплатно в день празднования 75-летия ВДНХ, возможно поможет Вам. Зеленый театр обведен синеньким кружочком.
Один из вариантов рассказа:
Моя дорога до школы занимает 20 минут. Опишу ее подробно, сопроводив условными знаками.
Я выхожу из дома и сразу за воротами вижу большой деревенский колодец.
От колодца тянется грунтовая дорога, по которой иногда ездят машины, поэтому я иду по обочине и внимательно смотрю по сторонам:
Справа от меня раскинулись бескрайние яблочные и грушевые сады, а слева — вспаханные поля, над которыми летают дикие голуби — вяхири:
Я прошла только полдороги. По пути еще много интересного.
Впереди уже виднеется речка, в которой мы так любим купаться и ловить рыбу:
Переходить ее можно только по мосту: она разлилась и сейчас выглядит очень глубокой.
Справа от меня вдалеке виднеется железнодорожная станция:
А слева, уже совсем близко, пункт назначения — моя любимая школа:
Если присмотреться, то за школой можно увидеть линии электропередач:
и изумрудные луга, где летом пастухи пасут коров.
Еще один вариант можно найти здесь.
Человек появился где-то в экваториальной Африке очень много лет назад, так сейчас считают очень многие ученые. Первые предки человека жили в тех краях уже 3 миллиона лет назад, однако начало расселения человеко приходится на гораздо более поздний период. Пример 200 тысяч лет назад первобытные люди, уже стоящие на достаточно высоком уровне развития, по сравнению с животными, решили покинуть родную Африку и томимые жаждой узнать новое, то есть любопытством отправились покорять Землю.
Сперва они перебрались в Переднюю Азию, а оттуда отправились в Индию, потом в Китай и на острова Индонезии. Примерно в это же время люди проникли и в Европу. Из Юго-Восточной Азии человек добрался до Австралии, а позднее всего, 15 тысяч лет назад человек перебрался в Америку.
Для ответа на Ваш вопрос я нарисовал для наглядности демонстрационный рисунок:
1, 2, 3 — положение «Солнца», а отрезки АО, ВО и СО — «тени», соответствующие положению «Солнца. «
1 — самое низкое положение «Солнца», а «тень» АО — самая длинная.
3 — самое высокое положение «Солнца», а СО — самая короткая «тень».
Ответ: чем ниже Солнце, тем тень длиннее.
Навигационный прибор с магнитной стрелкой, указывающей на магнитный Северный полюс называют компасом. Магнитный Северный полюс расположен в Канаде и постоянно перемещается, хотя и очень медленно.
Первые компасы появились в Китае примерно в 1050 году до н.э. и первоначально использовались в фэн-шуй. Компас представлял собой закрепленный на дощечке кусок железной руды, который мог поворачиваться и всегда указывал в одном том же направлении.
В навигации компас стали использовать во времена династии Сун, в 11 веке.
Первые свидетельства об использовании компаса в исламском мире и в Западной Европе относятся примерно к началу 13 века. Нужно сказать, что европейские моряки не особенно доверяли компасу: скорее всего потому, что не понимали, что он указывал на магнитный северный полюс, а не на север.
Первый европейский компас представлял собой кусок железной руды, его помещали на тоненькую дощечку и опускали в миску с водой. Примерно так, как нарисовано на картинке ниже: