План летнего сада со скульптурами

Скульптурное убранство «Летнего сада»

«Летний сад» в Санкт-Петербурге — это целый мир. Это и наша история — ведь Летний сад почти ровесник Северной столицы, и в то же время это Красота, которая продолжает радовать людей разных поколений, в том числе и наших современников.

Коллекция скульптур Летнего сада — это первая значительная коллекция скульптур в России, которая приобреталась под непосредственным руководством Петра I.

Цель самодержца была самая благая: приподнять культурный уровень своих придворных, привить хороший художественный вкус, познакомить их с античным искусством, мифологией.

Не все из приобретенных скульптур и бюстов были установлены в Летнем саду, некоторые нашли свое пристанище в Петергофе, в Царском селе, в Павловске, в Эрмитаже (знаменитая Венера Таврическая).

Например вначале Венера украшала Летний сад (была выставлена в 1720 году), но потом была перемещена в сад Таврического дворца, а уж потом переехала в Эрмитаж. Это была копия греческого оригинала II или III века до н. э. и предположительно найдена в Риме, при раскопках 1719 года.

Когда скульптуру привезли в Петербург и поставили в Летнем саду, то царь так дорожил этим сокровищем, что приставил к скульптуре часового.

Трудно представить — Прекрасная Венера, рядом часовой с ружьем и… капуста на грядках. Но Летний сад имел когда-то и такой образ.

Венера положила начало собиранию императорской античной скульптуры, которая в потоке времени становилась все более масштабной, все более ценной.

Каждая скульптура сада — это захватывающая история и нет возможности рассказать о каждой.

По тематике скульптуры Летнего сада можно разделить на три группы исторического, аллегорического и мифологического содержания.

В ряду первых скульптур, появившихся в Летнем саду, была аллегорическая скульптура П.Баратта «Мир и изобилие», заказанная Петром I в1722 году, в честь подписания Ништадского мира.

Таким образом некоторые скульптуры имеют своих авторов — в основном это итальянские мастера конца 17 начала 18 веков, но есть и работы безвестных авторов, которые делали копии с античных образцов.

Читайте также:  Продам дачу сад здоровье

Некоторые скульптуры покупались для России и привозились с дефектами, которые нужно было исправлять реставраторам. Их все чаще стали приглашать в Россию из Италии, чтобы они и сами потрудились и передавали свое искусство ученикам. Постепенно формировалась школа русских реставраторов и все благодаря Летнему Саду.

Вначале Летний сад был регулярным парком (в духе того времени), поэтому скульптуры располагались строго волной: скульптура-бюст-скульптура. Это было красиво на фоне зеленых насаждений.

Впоследствии скульптуры много раз переставлялись. Иногда причиной становились разросшиеся деревья, другие насаждения, а также изменившиеся вкусы новых эпох.

В 1956 году на основе описей 1728, 1736, 1771, 1794 годов и более поздних, был составлен план перестановки скульптур.

Однако посетители Летнего сада не всегда желали принимать результаты таких вот фундаментальных научных исследований по воссозданию «первоначального облика». Вот и последние видоизменения от «романтического парка Анны Ахматовой» к обновленному саду, с чертами регулярного парка, многих петербуржцев, да и не только жителей города, несколько огорчило. Ведь мы все храним в душе свои любимые черты этого удивительного по красоте сада и не желаем изменений. Впрочем, все уже стали привыкать и к новому образу Летнего сада — так устроен человек.

Было некоторое разочарование и оттого, что в настоящее время подлинники скульптур заменили на копии — что ни говори, но живой, шёлковый, чуть матовый мрамор несет совсем иную информацию, нежели мрамор искусственный.

Сегодня оригиналы скульптурного убранства Летнего сада находятся в Инженерном замке — это совсем рядом, так что мне, во время последнего посещения Летнего сада, очень захотелось сравнить копии и оригиналы — так сложилась эта прогулка.

Вид из Летнего сада на Михайловский замок, который сегодня является одним из филиалов Русского музея (как и Летний сад).

Источник

Питер: Летний сад (июнь 2012)

Схема сада, более-менее наглядная, хотя обозначено не всё.
Разбит парк был на базе старинной шведской мызы в 1704 г., последняя «реконструкция», на последствия которой мы и пришли поглазеть, проведена в 2009-11 гг. Открыт сад 27 мая 2012 года, пока работает бесплатно, хотя вся инфраструктура уже построена — и кассы, и турникеты, и всякие там цепочки-верёвочки.

Читайте также:  Обработка почвы молодого сада

Скульптура «Славы» — одна из многих копий знаменитых статуй Летнего сада, установленных в нём после реконструкции. Сделана из полимера с добавлением мраморной крошки, поверхность слишком гладкая и неестественно белая. ИМХО, хорошо это всё будет выглядеть только после того, как материал состарится.

Фонтаны на центральной аллее (2009-11 гг.). Это — Царицын фонтан.
Всего в 2009-11 гг. по результатам обмеров и раскопок построено 8 фонтанов. Если учесть, что их оригиналы были разрушены в 1777 году наводнением, и никто сейчас не знает, как они на самом деле выглядели, то их «восстановление» — это очень сомнительный ход.

Менажерийный пруд. Пётр I плавал по такому прудику на лодочке, а в павильоне общался с гостями или, например, сидел в полном одиночестве.

Вазы, подобные той, что на фото, воссозданы по найденным при раскопках черепкам.

Нереида. Тоже копия, установлена над небольшим фонтанчиком.

Памятник Крылову (1854-56 гг.) стоит теперь в «отдельном кабинете», и совершенно в нём не смотрится 🙁

Летний дворец Петра I (1710-12 гг.). Площадка на переднем плане — «Гаванец», засыпанный всё в том же 1777 году, и ныне частично откопанный обратно. Кирпичная кладка «набережной» XVIII в. бодренько разрушается на свежем воздухе.

Кофейный домик (1826 г.). Перестроен из Грота (постройки петровских времён), сильно разрушенного наводнением 1777 года.

Птичий дворик (2009-11 гг.). Туристы, небольшой фонтанчик в центре — и ни одной птички, кроме золочёного голубя на голубятне!

Голубятня пустует, так что туристы пока ходят по Птичнику неприлично чистыми 😉

Парадный партер. Лавры Петергофа явно не дают покоя «реставраторам», построили вот кусочек регулярного парка.

И фонтан с золочёными масками и ракушками организовали, называется «Коронный» (2009-11 гг.).

Читайте также:  Ручеек в саду своими

Несколько ракушек были потырены туристами на память уже на первой неделе работы, и теперь фонтан огорожен верёвочкой, к нему не подойти.

В бывшей Малой Оранжерее — кафе.

Красный сад на задворках Оранжереи. Здесь выставлены кадки с апельсинами, и потому сад закрыт =) Во избежание, так сказать. А вообще похоже, что Красный сад будет работать в паре с кафешкой в Оранжерее, и будет сдаваться для свадеб и фотосессий.

Повсюду установлены высоченные шпалеры и берсо (крытые галереи-тоннели с полукруглым завершением) — они, якобы, подпирают неокрепшие кусты и деревья, и будут убраны через несколько лет. Хорошо бы, а то из-за них теснота в парке царит совершенно нечеловеческая, особенно по сравнению с теми просторами, что были до 2009 года.

В южной части сада немного просторнее. Но деревья в результате вынуждены расти прямо на дорожках.

Карпиев пруд. Лебедей, к сожалению, нет, зато есть сцена для проведения всяких мероприятий.

Эльфдаленская ваза, подарок шведского короля Карла XIV Николаю I. Зимой 2008 г. раскололась на две половинки, сейчас отреставрирована и установлена на своё место.

Всё ,выходим из Летнего сада и идём к метро. Это вот Михайловский замок (1797-1801 гг.). Павел строил его для себя, но прожил в нём недолго. Здесь его и убили.

Алёнка на проезжей части! Церквушка вдалеке — Пантелеимоновская (1735-39 гг.), посвящена морской победе при Гангуте. Домик правее церквушки — очень симпатичная сталинка 1949 г., прекрасно вписавшаяся в окрестный пейзаж: за кадром справа можете себе представить Михайловский замок, а за кадром слева — Летний сад.

«- Чижик-пыжик, где ты был?
— На Фонтанке водку пил!»

Мойка возле Летнего сада. Слева — Нижний Лебяжий мост (1835-37 гг.) через Лебяжий канал, и Летний сад. Посередине кадра — 1й Инженерный мост через Мойку, и купол «Мухи» (Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица). Справа за кадром — Михайловский замок.

Источник

Оцените статью