- Самые красивые пейзажные парки
- Больше историй о парках и садах в Петербурге и его пригородах.
- Пекинский парк — парк беседок
- Из истории
- Сад беседок
- Беседка Стелы Гусиного Пруда (Échí bēi tíng)
- Беседка Бессмертных, Изгнанных В Мир [дословно: Наказанных] (Zhéxiān tíng)
- Беседка Старого Бражника (Zuì wēng tíng)
- Беседка Стелы Обители Отшельника На Малом Холме (Shǎo ling cǎotáng bēi tíng)
- Беседка Погружения в Лунное Сияние (Jìn yuè tíng)
- Беседка Ста Скатов Крыши (Bǎi pō tíng)
- Беседка «Я трезвею в одиночестве» (Dú xǐng tíng)
- Пять признаков пейзажного парка: без подготовки не гулять
- «Утопленная ограда», или «Ах-ах»
- Руина
- Блаженная деревня
- Англо-китайский сад
- Елисейские поля
Самые красивые пейзажные парки
Пейзажный парк — это направление в садово-парковом искусстве, которое появилось в XVIII веке в Англии. Самые красивые пейзажные парки в России находятся в пригородах Петербурга.
Наряду с дворцовым комплексом неотъемлемой частью Царскосельской императорской резиденции являются парки, прежде всего главные из них — Екатерининский и Александровский, получившие эти названия по находящимся в них дворцам.
Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. Старый (Голландский) сад основал, по преданию, сам Петр I. Эту легенду приводит в своем сочинении «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей» (1817) П. П. Свиньин: «Петр I, заезжая иногда сюда прохлаждаться молоком к старой голландке Сарре, пленился местом сим…» и собственноручно насадил платановые и дубовые аллеи.
Павловский парк — уникальный памятник ландшафтного искусства конца XVIII-начала XIX века. Вместе с Павловским дворцом составляет единый художественный дворцово-парковый ансамбль. Его история начинается с момента основания Павловска в 1777 г. Первоначально это были лесные угодья, где устраивались царские охоты.
С появлением первых скромных деревянных дворцов Пауллюста и Мариенталя вокруг них стали создаваться небольшие сады на холмистых берегах Славянки. Беседки, мостики, руины, цветники были типичны для русской усадьбы. Превращение леса в парк начинается с появления Ч. Камерона, который создает проект нового пейзажного парка на берегах реки Славянки, которая является связующей артерией парка.
Дворцово-парковый ансамбль «Александрия» был резиденцией русских императоров в 19 веке и начала 20 века. «Александрия» расположена восточнее Нижнего парка, от которого ее отделяет каменная стена, прорезанная Звериными, Никольскими и Морскими воротами. Парк «Александрия» занимает две террасы: прибрежную (нижнюю) и верхнюю, причем основные его архитектурные сооружения, к которым относятся Капелла, Фермерский дворец и Коттедж, были возведены именно на последней. Парк «Александрия» был устроен таким образом, что из многих его точек можно увидеть море: это придает пейзажу парка особенное своеобразие.
Английский парк — первый пейзажный в Петергофе — для императрицы Екатерины II создавал садовый мастер Джеймс Медерс. Как и многие петергофские сады, большую часть Английского занимают водоемы: Английский пруд, Троицкий ручей, Петергофский канал и несколько безымянных.
До правления Екатерины Великой вокруг Английского пруда располагалась территория для охоты на кабанов, но императрица, чуткая ко всему прекрасному, приказала зверинец устранить, а на его месте возвести пейзажный парк. В конце 18 века Кваренги возвел здесь дом для уединения Екатерины II, Английский дворец, который Павел I превратил в казармы. В годы Великой Отечественной войны дворец был полностью разрушен, восстанавливать его не стали.
Больше историй о парках и садах в Петербурге и его пригородах.
Понравился обзор? Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать обзоры о необычных местах города.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/peterburg2/samye-krasivye-peizajnye-parki-5b34d015aea19c00a930b522
Пекинский парк — парк беседок
Одной из достопримечательностей Пекина является городской парк «Таожаньтин».
Дословно название парка переводится как «Общественный парк при беседке, в которой столь приятно». Иногда название переводят как «Хмельная беседка», «Беседка опьянения», «Беседка приятности и веселья».
История его возникновения уходит в прошлые века.
Из истории
Первые упоминания о поселениях китайцев на этой территории относятся к 3 веку до н. э. Парк был разбит в Х веке, но вначале на его территории находился только сад. Впоследствии, в период царствования императоров династии Юань, тут построили монастырь Милосердия и Сострадания, посвященный китайской богине милосердия Цыбей Ань.
В 1695 году, в 34 год правления императора Канси, на территории монастыря появилась небольшая беседка. Ее создатель Цзян Цзао назвал ее «Таожань» (Благодушная). Во времена царствования императоров династии Цинь парк открыли для публики. Благодаря удаленности от города и чудным пейзажам, парк и беседка вскоре стали излюбленным местом для встреч ученых, философов, поэтов.
Беседка в этом парке не раз становилась пунктом сбора поэтов, писателей, ученых, патриотов, участников движения «Четвертого мая». Тут планировалось Движение за реформу 1898 года, назначались тайные встречи революционеров, проводились секретные собрания патриотов.
Затем парк забросили. Лишь в 1949 году было принято решение превратить территорию бывшего скита в городской парк.
Парк в нынешнем его виде был открыт в 1952 году. Его площадь составляет 59 га. Почти 17 из них занимают водоемы — руками трудящихся застойный пруд превратился в озеро с островом в виде тыквы посредине. Из выкопанной земли по периметру озера сделали 7 небольших холмов. Их облагородили, засадили цветами, деревьями и кустарниками. На них разместили беседки.
В соответствии с планом строительства, центром парка стала беседка Таожаньтин или «Хмельная Беседка приятности и веселья», которая и дала название всему парковому комплексу. Она находится на небольшом островке, расположенном в центре озера.
На территорию парка переместили отдельные исторические реликвии времен правления разных династий. Во внутреннем дворе монастыря можно увидеть Каменную колонну с буддистскими изваяниями эпохи династии Цзинь, каменную колонну с буддистскими письменами эпохи династии Ляо, стелу Гуаньинь. Каждому из них более 1000 лет.
В самом монастыре можно посмотреть старинные культовые предметы, статую китайского божества литературы Вэньчан. Для прогулок обустроили мощеные дорожки, для удобства перехода через пруды сделали оригинальные мостики, бордюры оформили раскрытыми «книгами» из камня. По всей территории парка высажено множество цветов — они радуют глаз и опьяняют божественными ароматами.
В 1985 году было начато строительство «Сада знаменитых беседок Китая» (закончено в 1989).
Сад беседок
Всего в саду насчитывается 36 беседок. 26 из них являются оригинальными, 10 — точными полномасштабными репликами известных в Китае павильонов. Оригиналы представленных в парке копий построены в разное время и находятся в десяти городах шести провинций Китая. Реплики создавались для того, чтобы гости парка могли увидеть знаменитые беседки в одном месте.
Согласно плану, беседки располагали таким образом, чтобы они идеально вписывались в окружающий ландшафт и гармонично дополняли его.
Беседка Стелы Гусиного Пруда (Échí bēi tíng)
Под треугольной крышей павильона находится «Стела отца и сына» с надписью «Гусиный пруд». Оригинал беседки расположен в живописной местности в городе Лантинг, провинция Чжэцзян.
Согласно легенде, король Ван Сичжи разводил гусей и любил наблюдать за белыми птицами на лугу и в пруду. На камне рядом с прудом он решил оставить надпись. Когда слово «гусь» было уже готово, он узнал о своем императорстве и уехал, чтобы занять новый пост. Его сын Ван Сяньчжи решил закончить начатую отцом работу и дописал слово «чи». Так получилась надпись «гусиный пруд», которая стала образцом каллиграфии отца и сына.
Беседка Бессмертных, Изгнанных В Мир [дословно: Наказанных] (Zhéxiān tíng)
Она посвящена поэту Ли Бо. Он является одним из наиболее почитаемых поэтов в истории китайской литературы, известен как «бессмертный в поэзии». Жил во время династии Тан, служил при дворе. По одной версии его изгнали из дворца за отказ выполнять желания императора, по другой — он сам покинул дворец ради свободы и странствий по миру.
Оригинал беседки, построенный на горе Цзюхуа в Аньхое, немного отличался от представленного в парке — он был двухэтажным, сделанным из белого мрамора с девятью цветками лотоса, символизирующими значение слова «Цзюхуа». До наших времен дошли только рисунки беседки, построенной в честь Ли Бо.
Беседка в Taoranting Park спроектирована Институтом Садового Дизайна и представляет собой только половину оригинального павильона. На его стене выгравированы два стихотворения Цю Жуй и «Ли Байсянь».
Беседка Старого Бражника (Zuì wēng tíng)
Эта беседка является одной из четырех самых известных в Китае. Ее оригинал был построен в 1045 году при Императоре Цинли. Находится в горах Лангья в Чучжоу, провинция Аньхой.
Согласно легенде, в 1046 году известный писатель династии Сун Оуян Сю написал письмо в защиту ряда уволенных чиновников и был понижен в должности до Чучжоу Тайшоу на 2 года. Такое наказание привело к тому, что он впал в депрессию и начал пить. Он даже сам называл себя «пьяным человеком».
В этот период была создана статья «Пьяный павильон». В ней он рассказывает о красоте природы в разные времена года, о мирной и спокойной жизни людей в Чучжоу. Через весь текст проходит многозначное слово «le». Одно его значение намекает на чувства местного губернатора-феодала, который «играл с людьми», другое выражает тоску по сентиментальным пейзажам. Там же прозвучала древняя поговорка «Значение пьяницы не в вине, а в пейзаже». Это значило, что пьяный автор не только наслаждается веселым общением с людьми — он искренне восхищается красотой окружающей природы.
Беседка Стелы Обители Отшельника На Малом Холме (Shǎo ling cǎotáng bēi tíng)
Она является копией павильона, расположенного на восточной стороне храма Гунбэй в провинции Сычуань. Оригинал был построен в 759 году в качестве резиденции поэта Ду Фу, который считал себя простолюдином Ду Линга и Шаолинь Е Лао. Впоследствии поэта называли Ду Шаолин, а беседку — Соломенной дачей Шао Лина. Слово «соломенная» — не случайно: в отличие от других китайских павильонов, эта беседка имеет соломенную крышу. Внутри находится каменная стела с четырьмя выгравированными символами «Шаолинь Цаотан».
Беседка Погружения в Лунное Сияние (Jìn yuè tíng)
Беседка расположена у воды, а перед ней находится огромный валун. Гости парка отмечают, что в окружающем ландшафте копия смотрится более выигрышно, чем оригинал. Оригинал Лунной беседки построен примерно в 816–819 годах и находится на озере Ганьтан в провинции Цзянсу.
Беседка Ста Скатов Крыши (Bǎi pō tíng)
Беседка имеет оригинальную вытянутую форму: по бокам расположились узкие проходы с перилами, позволяющие облокотиться на них и насладиться красотой окружающего ландшафта. Лавочки для отдыха находятся в центре — в скругленной части сооружения. Оригинал построен в 1214 году в честь поэта Су Ши, находится в округе Мэйчжоу, провинция Сычуань.
Беседка «Я трезвею в одиночестве» (Dú xǐng tíng)
Беседка имеет шестиугольную форму и оригинальную кровлю с приподнятыми и слегка скрученными вверх крыльями. Оригинал построен в 1756 году, расположен напротив храма Цзыци на вершине горы Юйин в городе Милуо в провинции Хунань.
Среди названий беседок есть очень романтичные и вдохновляющие.
Например, Беседка Поздней Любви (Ài wǎn tíng) . Ее оригинал, построенный в 1792 году, находится на горе Юэлу в Чанша, провинция Хунань.
Беседка Голубой волны (оригинал находится в городе Сучжоу, провинция Цзянсу, 1044 год):
Тут вы найдете копии Беседки Второго источника из парка Сихуэй 779 года постройки с емкостью для хранения родниковой воды, Беседки Сердца Озера (1552 год) из города Ханчжоу, провинция Чжэцзян, которую называют также Беседкой Яшмового Перстня, а также Беседки Орхидей из города Шаосин. Последняя знаменита тем, что в 353 году под ее сенью собирались поэты и читали стихи, которые впоследствии вошли в «Антологию Беседки Орхидей».
Старинные павильоны парка вдохновляют многих любителей восточной архитектуры. Подтверждением этому являются установленные в парке современные беседки. Копиями этих беседок вполне можно украсить и собственный приусадебный участок.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5a6f0af4dcaf8e581b8d44ff/pekinskii-park—park-besedok-5ecb4b7fde19437ef5ddf8e3
Пять признаков пейзажного парка: без подготовки не гулять
В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка «Садовый спектакль. Искусство пейзажного парка в Европе и России». Ее куратор Борис Соколов рассказал о самых важных и удивительных элементах пейзажного стиля XVIII — первой половины XIX века
«Утопленная ограда», или «Ах-ах»
Неизвестный художник. «Вид дворца со стороны луга в Королевских садах Кью». Около 1763. Из собрания ГМЗ «Царское Село»
Борис Соколов
Доктор искусствоведения, профессор факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета, автор проекта «Сады и время» (www.gardenhistory.ru).
«Ах-ах» — такой возглас издавали удивленные гости, внезапно оказывавшиеся, прогуливаясь по парку, у ограды, которой, кажется, не существует. В зеленом газоне аккуратно выкопана траншея: с одной стороны отвесная, обложенная камнем, а с другой стороны пологий откос, чтобы никто: ни люди, ни животные — не переломали себе ноги. «Утопленная ограда» — вид ограждений, который на континенте и в России воспринимался, скорее, как курьез, но до сих пор сохранил популярность в Англии как рабочий элемент парка. Дело тут в отношении к животным, особенно к овцам, которые в Англии, в отличие от других стран, воспринимаются как важная часть усадебного пейзажа.
Теоретики, создававшие английский парковый стиль, восхваляли «утопленную ограду» как путь к непрерывному пейзажу: отсутствие заборов требовало уравновешивать разные по оформлению части парка. Романист Гораций Уолпол писал: «Лишь только свершилось это волшебство, тут же последовали выравнивание, стрижка и трамбовка. Чтобы не проводить слишком резкой черты между утонченным и грубым, обширные внешние части необходимо было включить в некий общий замысел; и когда в планы были включены не только новшества, но прежде всего природа, то всякий сделанный шаг указывал на новые красоты и вдохновлял новые идеи».
Еще до прихода английского пейзажного стиля в парке Версаля было создано место, где аллея прерывается вариантом «утопленной ограды», но это просто каменный ров с водой. Не заметив его, можно упасть и покалечиться. А английская «ах-ах» эпохи Просвещения — это ограда «просвещенная», гуманная, выполняющая свои функции, но не причиняющая вреда.
Руина
Иван Бельский. «Гатчинские ворота и Руина в Царском Селе». Из собрания Государственного Русского музея
В эпоху создания пейзажных парков их строители нередко вдохновлялись картинами и гравюрами, изображающими руины: они хранили величие Римской империи. В XVIII веке руины впервые начали строить специально, для украшения выбранных мест парка. Но в дело шли и настоящие развалины, поскольку при всей благоустроенности Англия — это поистине страна руин. Во времена становления англиканской церкви при Генрихе VIII многие монастыри сознательно разрушались, и их руины до сих пор присутствуют в пейзаже. Например, в усадьбе Стадли-Роял на севере Англии руины аббатства Фонтхил вписаны в пейзаж как грандиозный романтический элемент.
Большинство руин в пейзажных парках все же искусственные и часто скрывают внутри себя библиотеку или салон. Недалеко от Версаля, в имении под названием Дезер-де-Ретц находится дом в виде сломанной коринфской колонны, а внутри него — шесть этажей вполне комфортных помещений.
Екатерина II, которая тонко понимала и использовала моду, в том числе на пейзажные парки, построила в Царском Селе несколько руин. Небольшая руина находится на острове около Концертного зала. Она похожа на пострадавшую от времени древнеримскую беседку. На самом деле это кухня, где готовили блюда, чтобы подавать в павильон. «Башня-руина» похожа на часть исполинского архитектурного сооружения, часть обломанной и ушедшей в землю колонны, к которой пристроена огромная арка. Руина содержит политическое послание: на замковом камне арки написано, что она посвящена русско-турецкой войне, в которой Россия одержала победу.
Блаженная деревня
Неизвестный художник. «Вид в селе Ольгове охотному двору». 1820-е. Ватман, гуашь, пастель. Из собрания Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века»
Образ прекрасной идиллической деревни — сampania foelix — занимал умы жителей древнеримских городов, которые уставали от тесноты и духоты, людей эпохи Ренессанса и просвещенных англичан XVIII века. Мечту о безмятежной деревенской жизни создатели пейзажных парков стали воплощать в жизнь: перестраивали соседние деревни, в которых жили настоящие крестьяне, чтобы из окна усадьбы открывался прекрасный вид, или строили маленькие бутафорские деревни.
Во Франции преобладало «игрушечное крестьянство», когда богатые павильоны снаружи выглядели как скромные сельские дома. Первую такую деревню в имении Шантийи создала дочь принца Конде; гостями «мельницы» с грубой мебелью и травой, покрывавшей пол, стали многие коронованные особы, в том числе будущий русский император Павел c супругой. Деревня в Шантийи вызвала творческую ревность королевы Марии-Антуанетты, которая через год построила в парке Трианон в Версале еще более изысканную деревню, похожую на театральную сцену из жизни крестьян. Обе они сохранились до наших дней.
Строились и деревни-фантазии, чаще всего «китайские», которые пришли на смену одиночным китайским пагодам. Они были распространены во Франции и Германии, а в Швеции в королевской резиденции Дроттнигхольм была построена «китайская» деревня Кантон — живописная, но имевшая хозяйственное назначение. Король пробовал разводить там шелковичных червей для производства шелка, конечно без особого успеха. Мы знаем эту моду по Китайской деревне в Царском Селе.
Англо-китайский сад
Джакомо Кваренги. «Вид на Царскосельский дворец и парк с Большого каприза». До 1798. Бумага, акварель, белила, тушь. Из собрания ГМЗ «Царское Село»
Англичане, разрабатывая принципы пейзажного парка, вдохновлялись сведениями о китайских садах, искусно подражающих природе, представляющих собой маленький образ большой природы, с моделями гор и водопадов. Долгое время китайские сады оставались далеким мифом, их почти никто воочию не видел. Но ближе к концу XVIII столетия о красоте китайских садов стал писать человек, который с ними познакомился лично — архитектор Уильям Чемберс. Рассказы его были странными: в этих садах будто бы ценились причудливые камни, сквозь отверстия которых раздается свист ветра, там из-под земли доносятся звуки водопадов, стоят сломанные деревья и полусожженные хижины. Вскоре выяснилось, что такие сады были порождены фантазией Чемберса, а по сути были воплощением идей зарождавшегося романтизма.
Французы, которые ревниво относились к достижениям Англии, тотчас объявили пейзажные парки «англо-китайскими садами», подражанием, а не собственным созданием британцев. Те возмущенно защищались, но название закрепилось во многих странах Европы. «Англо-китайским» обычно называли традиционный пейзажный парк, но со множеством извилистых дорожек, холмиков и «китайских» построек: беседок, мостиков, оград.
Сооружение, присутствующее в пейзажных парках и действительно происходящее из Китая, называется «скалы» — декоративное нагромождение утесов, какое часто встречается на китайских свитках, с легкой беседкой на вершине. Такие «скалы» с беседками строились в десятках усадеб мира. Так устроен и Большой Каприз в Царском Селе. Архитектор Василий Неелов создал его на основе гравюры, которую дала ему Екатерина II.
Елисейские поля
Иоганн Якоб Меттенлейтер. «Панорама Гатчинского парка». 1793. Холст, масло. Из собрания ГМЗ «Гатчина»
Элизиум — античный литературный образ, обиталище блаженных душ. Эпоха Просвещения была прекрасна еще и тем, что воплощала античные фантазии в жизнь. Одни из первых Елисейских полей были созданы в грандиозном английском парке Стоу. Архитектор Уильям Кент запрудил речку, велел насыпать в ее русло черного песка, чтобы усилить впечатление от Стикса, реки Аида. Долина укрыта мрачными зарослями ольхи, а внутри это райский пейзаж, где друг напротив друга стоят храмы Древней Добродетели и Доблестных британцев. Подковообразный храм украшен бюстами (Шекспир, Милтон, королевские пираты Рейли и Дрейк), которые хозяин парка подбирал, вкладывая в это политический смысл. Так же подошла к выбору и расстановке бюстов и Екатерина II, уже в Камероновой галерее Царского Села.
В немецком парке Вёрлиц есть назидательный Элизиум: гость идет сквозь аллею и на развилке должен выбрать один из трех путей. Неправильные пути ведут к обрыву, а правильный — к прекрасной лужайке, которая называется Елисейскими полями.
Источник статьи: http://www.theartnewspaper.ru/posts/4379/