Певец_русского_леса_автор

«Певец русского леса»

Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи. А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса. Картина эта называется «Первый снег».

Я её тоже особо не помню. Но вот вдруг читаю про неё стихотворение Ивана Есаулкова.

Поздняя осень. Нависшее небо.
Дремлет в картине задумчивый лес
В шапках обмякшего первого снега,
Что выпал только что с низких небес.

Всё в полотне сыро, мокро, тоскливо,
Словно в природе так было всегда –
Тусклого света небес переливы
И ручья серо-стальная вода.

В ближнем лесу тропка узкая вьётся
И пробирается к центру холста,
Словно бы русская песня поётся,
Очень печальна, нежна и чиста.

Пни и деревья, покрытые снегом.
Ёлочка возле ручья нам видна –
Под нависающим сумрачным небом,
Видно, печалится очень она.

Чуть проступают туманные дали,
Всюду в воде намокающий снег.
Столько в картине тоски и печали,
Словно сюда не ступал человек,

Словно бы стала сплошная завеса
Между природой родной и людьми.
Грусть и унылость промозглого леса,
Осени поздней печальные дни!

Шишкин говорил: «Картина с натуры должна быть без фантазии. Природу должно искать во всей её простоте, рисунок должен следовать за ней во всех прихотях формы».

Я, глядя на картину, не ощущаю «сырости, вязкости, уныния». Наоборот, спокойствие и гармонию в природе, свежесть и чистоту первого снега на фоне величия хвойных исполинов! На такой удивительный красивый пейзаж можно смотреть до безконечности и даже можно прочувствовать и услышать эту лесную тишину.

Крамской замечал: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он смел и ловок, не задумывается… Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом, в лучшем смысле…»

Источник

Певец родной природы

Библиотека имени В.М. Шукшина

В истории русского искусства особое место занимает художник Иван Иванович Шишкин. 25 января 2022 года исполняется 190 лет со дня рождения Ивана Ивановича Шишкина (1832—1898) — русского художника-пейзажиста, живописца, рисовальщика и гравёра-аквафортиста.

Библиотека имени В.М. Шукшина принимает участие в сетевой просветительской акции «Иван Шишкин — певец русского леса». Организатор акции: Модельная центральная городская библиотека «Информационно-библиотечный центр «Доступный город» города Кумертау Республики Башкортостан.

В связи с юбилеем художника и в рамках объявленного Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России в библиотеке оформлена книжная выставка «Лесные дали Ивана Шишкина».

Как Иван Шишкин художником стал.

Еще в юности у Ивана с отцом был серьезный разговор. На вопрос отца -Ну скажи,кем же ты хочешь стать?

Читайте также:  Географические_особенности_влажных_экваториальных_лесов

-Я… не знаю. Хочу разобраться в себе. Я книжки люблю читать, рисовать люблю, я руками своими многое чего могу делать. Я, может быть, стану художником. Мечта его сбылась. С 1852 по 1856 годы Иван Шишкин занимался в Московском училище живописи и ваяния. «Посредственным» художником Шишкин быть не хотел. «Вот бы научиться писать наши леса, так же хорошо, как Айвазовский море!»

Шло время и отец отпустил сына в Санкт-Петербург. При прощании отец сказал: «Помни, Ваня, что только работа — есть есть условие таланта. И если ты решил стать художником, то стань лучшим».

Будущий художник много работал. Он был действительно великим тружеником, Иван Иванович Шишкин, сын купца, академик, профессор, непревзойденный знаток русского леса. И каждый год он подтверждал это звание своими по — молодому яркими, свежими, живописными работами.

Произведения И.И. Шишкина входят в сокровищницу российской культуры. Они украшают коллекции картинных галерей и музеев более 30 городов России, находятся в частных собраниях российских, французских, американских, немецких ценителей живописи. Крупнейшие коллекции работ художника хранятся в Третьяковской галерее города Москвы и Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Довольно представительным собранием картин Шишкина может похвастаться Государственный музей изобразительного искусства РТ. Здесь насчитывается порядка сорока произведений живописи, 25 рисунков, 400 офортов и литографий.

Ему нравилось рисовать пейзажи.

Иван Иванович Шишкин – гениальный мастер пейзажа. Природа наделила его огромным талантом самородка. Никто из художников ни до, ни после Шишкина не смог с такой ошеломляющей открытостью поведать зрителю о своей безграничной любви к родному краю.

Многие из вас конечно знают знаменитые работы этого художника «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Зима». Я хочу вам рассказать о картине «Корабельная роща».

Эта работа — торжественная ода во славу родной природы. Созданная в год кончины художника, она стала его лебединой песней. Это полотно – завершение всего творческого пути живописца, его прощальная песнь, где он в который раз обратился к излюбленной теме хвойных деревьев. Тонкая поросль молодых сосенок словно показывает, что на смену ему придут новые, но не менее талантливые мастера кисти. Он пропагандирует «Корабельной рощей» и мысль о круговороте и вечности жизни, в которой вековые сосны будут освещаться солнцем и скрываться в тени заката, давая возможность наслаждаться их созерцанием многим поколениям. Эта картина является гимном родной земле, ее вечной красоте и неиссякаемой силе.

Солнце на картине греет все. Его золотисто-желтые, охристые и даже ржавые оттенки наполняют ручей с небольшой кладкой через него. Причем последняя – единственное свидетельство присутствия человека на картине. Присмотритесь к почве, выглядывающей из родника – просто мечта калифорнийского золотоискателя: каждую песчинку пронизывает золотистый свет. «Корабельная роща» умиротворяет и несет невозмутимость, спокойствие и положительные эмоции. Оно и неудивительно: художник не ищет переливов рассветного утра, играющего дождя, таинственного тумана – он отошел от этих привычных деталей.

Читайте также:  Каких_птиц_называют_санитарами_леса

«Корабельную рощу» называют самой крупной по размеру среди всех полотен И. Шишкина и говорят, что именно оно является символом богатырской силы русских просторов. Замысел этой картины – один из самых монументальных в отечественной живописи и, вместе с тем, самый многозначный. Полотно стало лебединой песней художника, который известен и в сегодняшнее время. Многим пейзажистам наших дней вряд ли удастся дотянуться до его уровня и стать одним из отечественных символов.

Мы ждем вас в нашей библиотеке, чтобы вместе с вами увидеть работы художника.

Список использованных источников:

  1. Китаева Л.В. Иван Шишкин. Москва, 2006 (Истороический роман).-Текст: непосредственный.
  2. https://5sec.info/kartiny/kartina-shishkina-korabelnaya-roshha/

Источник

Шишкин — певец русского леса

Мы открываем новую рубрику «Памятники Елабуги», благодаря которой вы сможете узнать о достопримечательностях нашего города.

Шишкин - певец русского леса

Иван Иванович Шишкин − один из наиболее известных русских художников, чье имя стало символом России наряду с именами Пушкина, Толстого и Чайковского. Елабуга — «колыбель» великого художника, здесь он родился и вырос, отсюда начался его творческий путь.

В 1982 году к 150-летию со дня рождения художника на пересечении улиц Говорова и Набережная был установлен памятный знак, место которого впоследствии занял памятник Шишкину.

Как отмечают сотрудники Елабужского государственного музея-заповедника, место расположения памятника было выбрано не случайно. Отсюда начал засаживаться городской парк, а инициатива этого принадлежала отцу Ивана Ивановича Шишкина, на тот момент занимавшего пост городничего.

Памятник художнику стоит на природном возвышении, являясь конечным звеном мемориального комплекса. Авторами монумента являются архитекторы Сергей Куприянов, Александр Степанов и скульптор Юрий Орехов. Его отлили из бронзы в 1985 году на Мытищенском экспериментальном заводе художественного литья.

Открытие памятника состоялось 3 октября 1991 года под звуки духового оркестра, в присутствии руководителей города и почетных гостей, среди которых присутствовала и внучатая племянница художника Елена Кузнецова.

Бронзовая фигура живописца в полный рост с кистями в одной руке и рамкой от картины в другой стоит на высоком постаменте, установленном, в свою очередь, на подиуме, отделанном зеленой мраморной плиткой. На постаменте располагается надпись — «Ивану Ивановичу Шишкину», а также изображение фрагментов картины «Утро в сосновом бору». Сама фигура смотрит в сторону Шишкинских прудов и реки Тоймы, которые являлись его источником вдохновения.

Памятник дополняется обширной смотровой площадкой с отделкой из плитки, лестницей и декоративной стенкой.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

В редакцию газеты «Новая Кама» срочно требуется корреспондент. Присылайте резюме на new-kama@bk.ru Вопросы можно задать по тел. 8(85557)3-81-11

Источник

Иван Иванович Шишкин — певец русского леса.

Иван Иванович Шишкин - певец русского леса.

Расова Людмила

Родился 25 января 1832 г. в городе Елабуга в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1­ю Казанскую гимназию. Полного курса так и не закончил. В 1852 г. перебрался в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь наставником Шишкина стал А. Н. Мокрицкий. После окончания курса г.) талантливому студенту (1856 посоветовали продолжить образование в Академии художеств. Его обучением руководил С. М. Воробьёв. Петербурге в А. Н. Мокрицкий

Читайте также:  Цветы_которые_образуют_ягоды

Иван Иванович Шишкин — певец русского леса.

Иван Иванович Шишкин - певец русского леса.

Раннее творчество Раннее творчество Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето­воздушно­колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).

Иван Иванович Шишкин — певец русского леса.

Иван Иванович Шишкин - певец русского леса.

Зрелость Зрелость В 1870­е гг. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе Третьяковская галерея). Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально­ романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Шишкин замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто «лес», но лес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «лес еловый, сосновый, осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому, 1888)].

Иван Иванович Шишкин — певец русского леса.

Иван Иванович Шишкин - певец русского леса.

С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе «Среди долины ровныя…»(картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Художнику одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» (Сосны, освещенные солнцем»,1886; «Утро в сосновом лесу»,где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.

Источник

Оцените статью