Первый сад на земле

Регулярные парки

Египет (XXXII век до н. э. — IV век н. э.). За более чем трех тысячелетний период существования в государстве сложилось свое неповторимое искусство. Первые сады — рукотворные оазисы — создавались на краю пустынь, а впоследствии стали появляться везде: при храмах, дворцах, домах состоятельных людей. Вместе с небольшими окрестными рощами и озелененными улицами они составляли природное окружение городов. Видимый с внешних валов или стен, (он) производил впечатление цветущего оазиса, из земли которого выступали обелиски и монументальные. храмы».

В планировке садов хорошо просматривались главная композиционная ось, наличие симметрии, водоемов, аллей с деревьями. Подобный подход к решению сада нашел распространение в Сирии, Иране, Индии, древнем Риме.

Ассиро-Вавилония (государство Двуречья, VIII-VII века до н. э.). Характерным для городов Двуречья являлось строительство храмовых сооружений на террасах — искусственных насыпных платформах, возвышающихся над поверхностью земли, где на нижних ярусах высаживались растения, для чего специально устроенные ямы наполнялись плодородной землей. Особую известность получили ассирийские террасные, или висячие, сады Семирамиды.

Идея террасных висячих садов нашла дальнейшее свое развитие в садах Персии, Италии, много позже в России. В измененной форме этот прием дошел до наших дней в виде садов на крышах.

В литературных источниках имеются также сведения о существовавших в Двуречье обширных парков, предназначенных для охоты и прогулок верхом, ставших прообразами современных лесопарковых зон.

Древняя Греция (ХХ-I века до н. э.). Греческое садовое искусство многое взяло от высокоразвитого зеленого строительства стран Азии и Востока. Его успешнее развитие было связано со значительным ростом крупных городов, озеленению которых уделялось особое внимание. В Александрии, например, сады, будучи связаны между собой, занимали четверть всей городской территории. В Антиохии вдоль главной улицы через весь город тянулись сады. По одной из сторон улицы шли дома, вдоль другой тянулись зеленые насаждения, украшенные беседками, фонтанами.

В отличие от Египта сады в Греции были расположены чаще террасами и характеризовались более свободной композицией, обилием украшений, витых лестниц, фонтанов, приводимых в движение механизмами, посадками крупных деревьев, массой цветов.

Именно в Древней Греции были для планировки сада разработаны и внедрены ставшие классическими принципы золотого сечения (система пропорций), равновесия, ритма, симметрии и другие. Сложились определенные типы озелененных территорий: священные рощи, спортивные парки, философские сады и другие.

Читайте также:  367 сад фрунзенского района

Древний Рим (XIII век до н. э. — IV век н. э.). Садовое искусство античного Рима, расцвет которого приходится на период с I века до н. а. до I века н. э., возникло на основе греческого. Наряду с совершенствованием бытовавших приемов создаются свои, такие как фигурная стрижка растений, использование скульптуры в убранстве садов, убранство пергол, аллей. Формируются новые типы садов: священные рощи, связанные с религиозным культом; городские общественные и частные сады — перистили; сады при виллах и дворах, которые еще не отличались единым композиционным решением; плоские партерные сады (сад-ксист); сады при ипподромах, правда, в отличие от греческих они стали исключительно местами отдыха горожан.

Традиции римского ландшафтного искусства позже нашли свое отражение в итальянских садах эпохи Возрождения, а затем в регулярных парках Европы.

Средневековье (IV-XIV века). С приходом христианства центрами садоводства в 3ападной Европе становятся монастыри и замки. Озеленяемые территории отличались относительно простой геометрической планировкой. Хотя благоустроенные сады в Италии имели планировку более изысканную, с бассейнами, фонтанами. Во многих монастырских садах устраивался особый «травяной сад» с целебными растениями, положивший начало ботаническим исследованиям, созданию коллекций живых растений. Первый монастырский ботанический сад был основан в итальянском городе Салерно в 1330 году. На территории монастырей родился прием, занявший впоследствии заметное место в устройстве садов и парков различных стилей. Это сады-лабиринты, в которых запутанные ходы-дорожки разделялись стенами стриженой изгороди.

Исключительно важную роль в ландшафтном средневековом искусстве Испании сыграли арабы (мавры), обосновавшиеся на Пиренейском полуострове в VIII веке на долгие семь с половиной веков. Взяв все лучшее из практического опыта Египта и Рима, они создали на завоеванных землях мощную гидротехническую систему, что позволило разбить даже в засушливых областях полуострова роскошные цветущие сады. В мавританской Испании их насчитывалось около 50 тысяч, сформировался даже новый тип сада — мавританский, нечто вроде небольшого дворика (патио), окруженного стенами дома и являющегося как бы продолжением его покоев под открытым небом. Всемирно известные сады Гранады, сохранившиеся до наших дней: Альгамбра (с 1231 г.) и Генералифе (с 1319 г.), — при Алькасаре (с 1362 г.) в Севильи и другие представляют собой комплекс таких миниатюрных патио, включенных в сложную планировку дворца.

Ренессанс (XIV-XVI века). В эту эпоху искусство создания садов переживает подлинный расцвет. Особенно ярко это проявлялось в Италии – на родине непревзойден-ных мастеров живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Сады разбивались, как правило, на холмистой местности и террасами спускались вниз. Подпорные стены террас спускались вниз, непременно облицовывались камнем: по краю стены шла балюстрада. В углублениях стен устраивались ниши, гроты, устанавливалась скульптура. Все это составляло структурную основу сада, части которой связывались воедино богато украшенными лестницами и пандусами (плоскость без ступенек, заменяющая лестницу).

Читайте также:  Летний сад в апреле

Композиционными центрами садов становятся различные водяные устройства. Вода направлялась с верхних частей парка в различные его точки, то устремляясь из фонтанов вверх, то стекая вниз каскадами, то останавливала свой бег, наполняя бассейны.

3еленые насаждения сосредоточивались в основном в боскетах, которые придумали именно итальянцы. Боскеты представляют собой обособленный участок квадратной или прямоугольной формы, ограниченный дорожками. Их внутреннее пространство занято деревьями и обрамлено рядами кустов, деревьев, образующих зачастую подобие живой изгороди. Достигло своего совершенства топиарное искусство — искусство художествен-ной стрижки растений.

Жемчужное ожерелье итальянского ландшафтного искусства составляют: «самый богатый, пышный и красиво украшенный сад Европы» вилла Медичи (с 1538 г.) и сады Боболи (с 1549 г.) во Флоренции; вилла д’Эсте (с 1550 г.) в Тиволи близ Рима; сказочный, странный, полный таинственности сад «Сакро Боско» (с 1552 г.) в Боморцо; вилла в Капрароле (с 1557) при замке кардинала Фарнезе; один из самых совершенных в мире садов — вилла Ланте (с 1568 г.) в Баньяя и другие. К итальянским шедеврам регулярного стиля следует отнести также английский сад Хэмптон-корт (с 30-х годов XVI века), расположенный близ Лондона, и французский сад Шенонсо (с 1551 г.).

Барокко (XVII век). Это новое художественное направление, отличавшееся обилием украшений, излишней пышностью, динамикой, стремлением удивить всех, проявилось и в садово-парковом искусстве. 3ародившись в Италии (сад виллы Альдо-брандини во Фраскати, с 1598 г.), оно завоевало Францию, Германию, Россию и другие европейские государства. Франция к этому времени становится одним из самых могущественных государств, законодательницей мод.

Расцвет садово-паркового искусства, который произошел в середине XVII века, во многом был обязан таланту садовника — художника А. Ленорта (1613-1700) и покровительству короля Людовика XIV (правившего с 1643-1715 г.г.). Будучи королевским садовником (с 1632 г.), Ленорт создал целый ряд изумительных, непревзойденных парковых ансамблей: Тюидьри (с 1655 г.), Во-ле-Виконт (с 1655 г.), Версаль (с 1661 г.) и другие. Создававшиеся на ровном месте, они больше походили на целые города из зелени, где были свои залы, театры, лабиринты, колоннады, бассейны, фонтаны, каскады, подстриженные на особый манер деревья.

Читайте также:  Выпускной в саду фея

Парки, созданные по его проекту, стали образцом для подражания, и естественно, что у Ленорта нашлись многие последователи в других европейских странах, в том числе и в России. Наиболее известные из них: парковые ансамбли Шенбрунн (с 1690 г.) и Бельведер (с 1714 г.) в Австрии; Сан-Суси (с 1745 г.) в Германии; сады Измайлова (с 1663 г.), московского Кремля (с 1663 г.), в Коломенском (с сер. XVII века) в России и т. д.

Век XVIII. В историю зеленого строительства Европы он вошел как век .зеленой революции», которая заключалась в формировании нового, английского пейзажного стиля и закате французского, геометрического. К концу века пейзажный стиль распространился по всей Европе, захватив и ее окраины. Парки классического, регулярного стиля порой перепланировывались заново в пейзажном стиле.

Зато для России этот период, связанный с именем великого реформатора Петра I (1672-1725), стал поворотным в градостроении и садово-парковом искусстве. 3накомство Петра I с европейскими садами, привлечение лучших мастеров садовых дел, обучение за границей своих специалистов способствовали формированию отечественного садово-паркового искусства. Появляется целый ряд великолепных регулярных парков.

Создание первых парадных дворцово-парковых комплексов началось чуть раньше в Москве (с 1703 г.). Это были Лефортовские и Головинские сады- (последний практически не сохранился).

Из петербургских первым стал Летний сад (с 1704 г.), резиденция царя, планировка которого осуществлялась по чертежам самого Петра I. Поэтапное строительство его велось в течение многих лет. Начальный этап (1710-1750) возведения дворцово-паркового ансамбля в Царском Селе (небольшой летней резиденции императрицы Екатерины I) также связан с созданием регулярных садов.

Вдоль дороги Петербург — Кронштадт, получившей в петровские времена название Петергофской, расположенной на высокой морской террасе южного берега Финского залива, сооружаются ансамбли в парке Петергоф (с 1714 г.), «водный сад» Стрельна (с 1717 г.), Ораниенбаум (с 1710 г., ныне город Ломоносов).

Из поздних московских регулярных садов выделяются родовое поместье графов Шереметьевых — Кусково (с 1743 г.) и имение сподвижника Петра I Д. М. Голицына — Архангельское (с 1767 г.).

Источник

Оцените статью