Перспективы развития ботанического сада

Ботанический сад РАН — текущее состояние и возможности развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овсянников А.Ю.

Опыт участия в мультикультурном междисциплинарном проекте «Ночь музеев в Екатеринбурге — 2018» в Ботаническом саду УрО РАН

Экскурсионные программы Ботанического сада УрО РАН как средство экологического просвещения и популяризации ботанической науки

Текст научной работы на тему «Ботанический сад РАН — текущее состояние и возможности развития»

coronarius L., Spiraea^vanhouttei (Briot) Zabel., Syringa vulgaris L., таких видов как Cotoneaster integerrimus Medik. и Cotoneaster melanocarpus Fisch. ex Biytt., а также Juniperus horizontalis Moench. и Juniperus squamata Lamb.

БОТАНИЧЕСКИЙ САД РАН — ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ

ФГБУН Ботанический сад УрО РАН, Екатеринбург, e-mail: litoral@inbox.ru

В большинстве случаев ботанические сады изначально создавались как парки для прогулок и отдыха. Впоследствии на их территории активизировалась практическая работа по созданию и уходу за коллекциями растений, сортовыведению и декоративно-прикладному садоводству. В ходе решения этих задач возникла необходимость в использовании более глубоких и системных исследовательских методов работы, что позволило включить ботанические сады в структуру Российской академии наук (РАН). В настоящее время научные сотрудники ботанических садов проводят исследовательскую работу, обосновывающую фундаментальные процессы эко-физиологии, генетики, интродукции и акклиматизации растений. Кроме этого, большое внимание уделяется выявлению прикладной значимости полученных научных результатов.

Возросшие в ходе современных реформ РАН требования к публикационной активности учёных, качеству и новизне опубликованной научной информации в общемировом масштабе вступают в противоречия с возможностями научных сотрудников ботанических садов. Специфика работы сотрудников предполагает значительную часть своего времени проводить в «поле», в уходе за территорией и коллекциями, а классические исследовательские методы работы с растениями не позволяют добиться быстрых и научно-значимых результатов. В связи с этим ботанические сады могут быть выделены в особый статус научных учреждений либо развить новые направления в своей работе, имеющие большое значение для общества в рамках решения основных задач РАН. При этом важно отметить, что новые пути развития ботанических садов, возможно, будут включать значительные изменения приоритетных направлений работы. Это может вызвать отторжение у консервативно настроенных научных сотрудников Академии наук, апеллирующих к сохранению существующих стилей и концепций работы. Однако, в данном случае нужно говорить не о разрушении наработанного, а об организационной адаптации деятельности к новым условиям современного мира.

Читайте также:  Улица парка сады мечты

Ботанические сады в своём ресурсном, смысловом и функциональном содержании имеют ряд качественных характеристик. Посещаемость ботанических садов определяется туристическим потоком, а также значительным количеством местных жителей, представленных всеми возрастными категориями населения. Как элемент общедоступной городской среды, ботанические сады обладают территориальным ресурсом, включающим природные и искусственные объекты, и несут значительную рекреационную нагрузку. Ландшафтная структура и композиционное озеленение территории определяет эстетическое развитие, а степень взаимодействия с окружающей средой может формировать экологическое сознание

человека. Наличие разнообразных коллекционных оранжерейных фондов и растений в открытом грунте из различных климатических зон с демонстрацией приёмов практической работы с растительными объектами определяет познавательный эффект для посетителя. Сотрудники ботанических садов обладают достаточной квалификацией для наиболее полного раскрытия и разъяснения особенностей жизни растений и растительных сообществ. Подобное взаимодействие различных качественных аспектов ботанического сада способствует его определению как уникальной материально-информационной площадки.

Министерством образования и науки Российской Федерации в 2015 году разработана и принята «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Одним из аспектов реализации стратегического плана является обновление воспитательного процесса с учётом современных достижений науки на основе отечественных традиций. Отдельным разделом в этой работе выделяется разработка и внедрение инновационных образовательно-просветительских методик, направленных на экологическое воспитание детей и молодёжи, формирование в сознании людей экологической культуры, развитие стремления беречь и охранять биоразнообразие, воспитание чувства ответственности за окружающую среду.

Учитывая значимость заданного тренда развития для государства и содержание задач, которые выделяются для его реализации, на базе ботанических садов возможна разработка, апробация и практическое внедрение воспитательных и просветительских программ, направленных не только на пропаганду науки и популяризацию научных знаний, что является одной из основных задач РАН, но и на процесс комплексного экологического образования общества. Во многом интенсификация работы ботанических садов в этом направлении сформирует уникальные структурные единицы в системе РАН, специализирующиеся на решении широкого спектра воспитательных и просветительских задач в рамках стратегии государственного развития воспитания. Академической науке необходимо находить точки информационного соприкосновения с обществом, в огромной степени научное сообщество заинтересовано в воспитании смены, у которой с детства формируются базисные принципы научного мышления и тяга к научному знанию.

Читайте также:  Защита сада от щитовки

Необходимо отметить, что развитие новых направлений должно строиться как на возрождении старых, проверенных временем единичных просветительских мероприятий (экскурсий), так и на их модернизации и включении в качестве дополнения в принципиально новые методические образовательные схемы, разработанные и реализуемые при системной работе ботанических садов с Министерством образования и науки РФ, Министерством природных ресурсов и экологии РФ и Российской Академии Наук. При этом важно понимать, что педагогический процесс ставит перед собой задачу, направленную на обучение, а ботанический сад (как академическое учреждение) — на приобщение к науке и экологическому мировоззрению! Концепция организации ландшафтно-структурного пространства Ботанического сада и его наполнение смысловым и материальным содержанием должно задавать вектор развития человека, направленного на познание мира, на его гармоничное взаимодействие с окружающей средой.

Помимо разработки и внедрения новых просветительских проектов на базе ботанических садов, немаловажно внутреннее согласование предложений с контролирующим работу научного учреждения Федеральным агентством научных организаций (ФАНО). Научный статус академических ботанических садов обусловливает соответствующую схему бюджетного финансирования и формат отчётной документации. Шкала эффективности работы, разработанная ФАНО для всех научных учреждений, в своей основе строится на публикационной активности научных

сотрудников. В связи с этим, для развития воспитательной и просветительской работы необходимо разработать соответствующую систему критериев оценки выполненных социально-значимых работ, которая будет определять статус и рейтинг ботанического сада как учреждения в структуре РАН.

Таким образом, в работе ботанического сада возможен пересмотр функциональных приоритетов при сохранении и усовершенствовании уровня существующих научных задач. Это может быть связано с увеличением внимания, направленного на взаимодействие с обществом, и более интенсивным развитием воспитательной и просветительской работы.

Предполагаемые изменения подразумевают концептуальную смену подхода к структурной и смысловой работе с территорией ботанического сада. Формирование взаимодействия административных отраслевых организаций позволит разработать новые междисциплинарные и различные по содержанию и сложности методические просветительские программы, направленные на решение воспитательных задач, имеющих государственное значение. При этом работа будет сопряжена с характером оценки научным сообществом необходимости изменений в таком формате и с работой в развитии финансового внешнего и внутреннего самообеспечения.

Читайте также:  Учим цвета в саду

ОПЫТ УЧАСТИЯ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ ПРОЕКТЕ «НОЧЬ МУЗЕЕВ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ — 2018» В БОТАНИЧЕСКОМ САДУ УРО РАН

Овсянников А.Ю., Киселёва О.А.

ФГБУН Ботанический сад УрО РАН, г. Екатеринбург e-mail: litoral@inbox.ru, kiselevaolga@inbox.ru

«Ночь музеев» — международная акция, приуроченная к Международному дню музеев, впервые была проведена в Берлине в 1997 г. В эту ночь многие музеи и выставочные площадки открыты для посетителей с вечера и почти до утра. Основная цель акции — показать ресурс, возможности, потенциал современных музеев, привлечь в музеи молодежь. На территории России впервые эта акция прошла в Красноярском музейном центре в 2002 году. В 2018 году по всей стране прошло около 1500 мероприятий. По предварительным подсчетам, музеи, галереи, парки, библиотеки и другие учреждения в этот день посетили более 2 300 000 человек (https://www.mkrf.ru/). В рамках мультикультурного междисциплинарного проекта «Ночь музеев в Екатеринбурге — 2018», проведенного 19-20 мая 2018 г., Ботанический сад УрО РАН г. Екатеринбурга посетили более 1300 человек.

Территория Ботанического сада расположена в центральной части города Екатеринбурга, окружена со всех сторон несколькими жилыми микрорайонами и характеризуется хорошей пешеходной и транспортной доступностью. Парковая часть Ботанического сада используется как единственная зелёная благоустроенная рекреационная зона для жителей близлежащих районов, что также определяет высокий уровень посещаемости. Растительные ресурсы Ботанического сада состоят из коллекций древесных, кустарниковых и травянистых растений открытого грунта, а также тропических и субтропических растений Оранжерейного комплекса. Всего насчитывается более 4 тысяч таксонов (видов, разновидностей, форм и сортов).

Источник

Оцените статью