Периодичность плодоношения виды древесных школ целесообразность выращивания саженцев

Технология выращивания саженцев в древесной школе

В древесных школах выращивают саженцы деревьев и кустарников для создания лесных культур, защитных насаждений и озеленительных работ. Использование для лесокультурных работ саженцев перспективно. В этом случае ускоряется выращивание искусственных насаждений, а часть работ с лесокультурной площади переносится в питомник, где легче механизировать и автоматизировать технологические операции. При высокой агротехнике выращивания саженцы имеют гармоничное развитие всех частей растения и накапливают оптимальное количество питательных веществ, так необходимых для их приживания и первоначального роста после посадки. Саженцы по сравнению с сеянцами имеют больший диаметр стволика, где в частности накапливаются запасные питательные вещества. При этом, например, усиленный рост саженцев ели по диаметру происходит главным образом за счет большего количества клеток трахеид и прежде всего ранней древесины, и в меньшей степени за счет увеличения их размеров. Эти различия сохраняются и в культурах. Так, при посадке 4-летних сеянцев и саженцев 2+2 ели машиной МЛУ-1 в раскорчеванные полосы, ширина годичного слоя древесины в 1-летних культурах, созданных саженцами, была больше чем при посадке сеянцев того же биологического возраста в 1,7 раза, а в 5-летних — в 1,5 раза (А. Р. Родин, 1977). Поэтому такие саженцы хорошо приживаются и растут при их посадке в культуры. Они имеют меньшее послепосадочное торможение роста в высоту, чем сеянцы. И раньше вступают в период быстрого роста, быстрее выходят из-под полога нежелательных лиственных пород и хорошо противостоят заглушению травянистой растительностью. Возраст саженцев определяется по количеству лет выращивания в школе.

Успешность создания культур перешколенным посадочным материалом также объясняется тем, что саженцы, высаживаемые на лесокультурную площадь, развиты лучше сеянцев, имеют более оптимальное соотношение между надземной частью растения и корневой системой, между ассимиляционным аппаратом и всасывающими корнями. Для выращивания саженцев в древесную школу высаживают молодые пластичные растения. После частичной обрезки у них корней последующая их регенерация приводит к формированию более компактной корневой системы, значительно лучше сохраняющейся при повторной выкопке и пересадке в культуры, чем у одновозрастных сеянцев.

Продолжительность выращивания саженцев в школьном отделении определяется их целевым назначением. Для лесокультурных целей саженцы выращивают в течение 2-4 лет, а для озеленения древесные породы выращивают 6—12 лет, а кустарники 2—3 года.

При выращивании саженцев применяют от одной до трех пересадок растений с постепенным увеличением площади питания. Для этой цели организуют первую, вторую и третью школы. В первую школу высаживают 1 – 2-летние сеянцы (реже укорененные черенки) с расстоянием между рядами 0,8 м, размещением в ряду через 0,5 м. Во вторую школу высаживают трех-четырехлетние саженцы с размещением 1×1 м или 1,5×1,5 м, а в третью школу — шести-восьмилетние саженцы с размещением 3×2м. Перед посадкой в школу посадочный материал сортируют; обрезают поврежденные корни и подновляют или укорачивают корневую систему до 15-25 см для условий с нормальным увлажнением и до 20-30 см для районов с недостаточным увлажнением. После обрезки корни обмакивают в болтушку, состоящую из жидкой смеси перегноя или торфа с землей. В болтушку добавляют гетероауксин или другие ростовые вещества. Регенерация корневых систем улучшается при их обработке веществами, защищающими от иссушения и одновременно стимулирующими рост корней после посадки. С этой целью может быть применен водный раствор, содержащий альгинат натрия, этиленгликоль и казеин. Хорошие результаты стимулирования регенерации корней и приживаемости посадочного материала дает использование экологически чистых биопрепаратов: активатора почвенной микрофлоры, азотовита и бактофосфина. Обработку корневых систем проводят путем их обмакивания в торфяно-глиняную болтушку с добавлением биопрепарата в дозе из расчета 1,0-4,0 мл на 1 литр воды.

Почву в древесной школе обрабатывают на большую глубину, чем в посевном отделении, но системы обработки почвы в полях севооборота аналогичны применяемым в посевном отделении. Глубина вспашки почвы в школьном отделении определяется размерами корневых систем выращиваемых саженцев. В первой школе основную вспашку в лесной и лесостепной зонах проводят на глубину 30-35 см, а в степной зоне на 35-40 см. Но второй школе — соответственно на глубину 35^0 см и 40-50 см, а в третьей школе- на 45-50 и 55-60 см. Независимо от глубины обработки почвы удобрения вносят в верхний 20-30-сантиметровый слой, т. е. в зону основной массы корней саженцев.

Предпосадочную обработку почвы проводят без оборота пласта на глубину посадки сеянцев или саженцев. В первой школе для посадки сеянцев и укорененных черенков почву рыхлят на глубину 25-30 см, затем используют бороны или культиватор. Для посадки саженцев во второй и третьей школах почву рыхлят на 35-50 см плантажными плугами без отвалов с одновременным боронованием. Дополнительная предпосадочная обработка почвы включает выравнивание поверхности почвы и более тщательное рыхление почвенными фрезами. Школы лиственных пород закладывают весной и осенью, а хвойных, как правило, весной.

Более целесообразно саженцы выращивать в комбинированных школах, в которых древесные растения со сроком выращивания 6-12 лет высаживают рядами на расстоянии 2,4-4,5 м один от другого. Между этими рядами древесных пород высаживают два или четыре ряда кустарника со сроком выращивания 2-3 года. Таким образом за одну ротацию древесных пород проходят две и более ротаций кустарников. При этом в результате неоднократной выкопки кустарников происходит формирование корневой системы у саженцев деревьев, оставляемых в школе, за счет двустороннего обрезания у них горизонтальных корней выкопочной скобой.

При выращивании саженцев хвойных пород для лесокультурных целей применяют комбинированные школы с уплотненным их размещением. В этом случае три или пять рядов саженцев ели или кратное их число со сроком выращивания 2-3 года чередуют с рядом лиственных древесных пород или хвойных пород со сроком выращивания 6-12 лет. В ряду саженцы ели высаживают через 0,1-0,2 м, а породы с длительным сроком выращивания — через 0,7-1 м.

Саженцы ели с биологическим возрастом 4-6 лет выращивают в уплотненной школе. Уплотнение достигается за счет применения узких междурядий и небольшого шага посадки. Схема посадки ленточная, состоящая из 2-5 рядов. Расстояние меду рядами в ленте принимается от 0,4 до 0,2 м, шаг посадки 10-20 см. Для выращивания саженцев ели обычно используют 2-летние сеянцы, которые затем выращивают 2-3 года в уплотненной школе. При этом их биологический возраст равен сроку выращивания в посевном отделении и школе и обозначается двумя цифрами. Например, саженцы 5-летнего биологического возраста выращивали 2 года и посевном отделении и 3 года в школе обозначают цифрами 2+3. Перед посадкой сеянцев ели в школу у них подрезают корни, что обеспечивает формирование хорошо развитой, компактной корневой системы. При посадке в школу 2-летних сеянцев ели корни подрезают с таким расчетом, чтобы длина корневой системы была в пределах 15-18 см.

При закладке уплотненной школы почву вспахивают на глубину 30-35 см. Посадка механизированная. Наиболее перспективна пятисекционная посадочная машина СШП-5/3. За один проход она может высаживать ленту, состоящую из трех или пяти рядов сеянцев.

Ель медленно растет в первые годы и хорошо переносит пересадку в более старшем возрасте, чем сосна. Последняя в отличие от ели с первых лет имеет усиленный рост в высоту, в результате чего уже к 3-4 годам надземная фитомасса становится значительно больше подземной. Следовательно, на единицу надземной фитомассы приходится меньшая масса корней. Это неблагоприятно сказывается на приживаемости высаженных растений. Поэтому выращивание саженцев сосны по технологии выращивания саженцев ели дает меньший эффект, т. к. эта технология хотя и усиливает рост корней, но не обеспечивает значительного роста корневой массы при одновременном временном замедлении нарастания надземной фитомассы.

Для получения высококачественных саженцев сосны необходимо иметь такие агроприемы, которые, не снижая физиологического состояния растений, обеспечивали бы некоторое торможение роста надземной фитомассы и в то же время усиливали приток пластических веществ к корням и тем самым интенсифицировали рост корневой массы. Задержать рост надземной фитомассы и усилить приток пластических веществ к корням, а следовательно их рост, можно путем механического или химического воздействия на верхушечную часть главного побега, называемую конусом нарастания. Здесь находится наиболее активная в физиологическом отношении ткань — меристема, из которой формируются основные органы растения — стволик и хвоя. С деятельностью меристематической ткани тесно связаны интенсивность притока воды, пластических веществ и другие процессы. Это позволяет использовать данный участок главного побега как одно из мощных средств воздействия на корневую систему.

С учетом этих теоретических и экспериментальных исследований кафедрой лесных культур МГУЛа был предложен и зарегистрирован в государственном комитете Совета министров СССР по делам изобретений и открытий способ выращивания саженцев сосны, сущность которого состоит в подрезке верхушечной части главного побега у высаженных в уплотненную школу растений. Эту операцию следует проводить весной или поздней осенью путем укорачивания главного побега на 2-4 см. Второй способ — это обработка надземной части саженцев регуляторами роста, которые, задерживая рост надземной части растения, усиливают рост корней. К таким регуляторам относят ТУР (хлорхолинхлорид), йодорганические соединения и др. Хорошие результаты, например, дает обработка в начальный период роста саженцев сосны йодозином из расчета 0,2-0,4 г на 200 мл воды. Так как указанный препарат плохо растворяется в воде, его предварительно растворяют в 5-7 мл спирта. В остальном технология выращивания саженцев сосны аналогична технологии выращивания саженцев ели. Эти способы выращивания саженцев индуцируют нарастание корней, причем их фитомасса возрастает на 20-25 %, а количество сосущих и боковых корней третьего порядка увеличивается в 1,3-1,5 раза. В результате этого культуры имеют высокую приживаемость, а их прирост, даже в однолетнем возрасте, значительно выше, чем при использовании саженцев, выращенных по распространенной технологии.

Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства (ВНИИЛМ) предложил способ выращивания крупномерных сеянцев хвойных пород равноценных по качеству саженцам. При этом выход посадочного материала с единицы площади Польше, чем в уплотненной школе, а также исключается ряд агротехнических операций. Способ предусматривает разреженные посевы со сроком выращивания 4-5 лет. При этом рекомендуется производить горизонтальную подрезку корней на глубину 12-15 см и вертикальных на расстояние 10 см от ряда сеянцев. Подрезку сеянцев проводить на третьем году жизни сеянцев в период, когда заканчивается прирост в высоту (примерно в середине июля); в этом случае сохраняется прирост текущего года.

Корневая шейка при посадке в школу должна быть ниже поверхности почвы в незасушливых районах на 1 — 2 см, а в засушливых на 3 — 5 см. I Осаженные растения оправляют так, чтобы они стояли прямо; почву около них уплотняют, чтобы корни тесно соприкасались с почвой. После этого почву рыхлят, а в засушливых районах при недостатке влаги поливают. Затем проводят уходы, заключающиеся в рыхлении почвы, прополке сорняков, поливах, подкормке, формировании штамба и кроны, борьбе с вредителями и болезнями. Рыхление почвы способствует не только накоплению и сбережению влаги, но и получению посадочного материала с компактной и хорошо разветвленной корневой системой.

Источник статьи: http://biofile.ru/bio/33490.html

Периодичность плодоношения древесных пород

В годы обильного урожая, которые принято называть семенными, древесные растения расходуют много пластических веществ на образование плодов, и чем крупнее плоды, тем сильнее истощается организм растения.

Чтобы восстановить израсходованные запасы питательных веществ для обеспечения будущего урожая, требуется определенный период времени. В связи с этим древесным растениям свойственна периодичность плодоношения. Однако строгой периодичности в плодоношении не наблюдается и в зависимости от вида и возраста растений, а также от условий внешней среды (почвенно-климатических, погодных, экологических) семенные годы наступают через различные промежутки времени. Абсолютно неурожайные годы наблюдаются редко и лишь в отдельных районах. Обычно в промежутках между обильными урожаями у сосен и других древесных пород бывают годы с хорошим, средним и слабым урожаем, а также почти с полным отсутствием плодов (семян). Так, урожайность семян взрослых насаждений сосны в среднем составляет от 2 до 6 кг/га, в малоурожайные годы он не превышает 1 кг, а в семенные — достигает 15—20 кг/га. В насаждениях ели обыкновенной в европейской части СССР урожай семян колеблется от 10 до 100, а в среднем составляет 20—25 кг/га. Сбор семян лиственницы сибирской обычно составляет 20—45 кг/га при колебаниях от 10 до 85 кг/га в Сибири и до 50 кг/га в культурах Московской области. Наиболее высокие урожаи желудей дуба черешчатого (до 2 т/га) собирают в приспевающих насаждениях (полнота 0,6) Украины и значительно меньше — Воронежской области (от 100 до 1200 кг/га). В среднем насаждения дуба дают 400—700 кг/га желудей. Некоторые Деревья (береза, тополи, ильмовые и др.) и большинство кустарников плодоносят ежегодно или почти ежегодно, хотя и у них бывают годы с хорошим и слабым урожаем.

В урожайные (семенные) годы семена, как правило, крупнее и полнозернистее. Поэтому в эти годы стремятся заготовить максимальное количество семян.

Среди многих факторов внешней среды на периодичность плодоношения наибольшее влияние оказывает климат, и прежде всего температура воздуха. Поэтому чем теплее климат, в котором произрастают древесные породы, тем чаще бывают семенные годы. Влияние температуры особенно заметно в северных районах страны, приближающихся к предельному минимуму для плодоношения. Так, у дуба черешчатого в Придунайской низменности в теплом, достаточно влажном климате высокие урожаи наблюдаются почти ежегодно, тогда как в центральных областях европейской части СССР с более холодным климатом — лишь через 5—7 лет. Семенные годы у сосны обыкновенной в центральной Европе отмечаются через 2—3, в средней полосе европейской части СССР с более холодным климатом — через 3—4 года, а в северных районах Европы — через 10 лет и реже. Такая же закономерность наблюдается у ели, лиственницы, сосны кедровой сибирской, липы и других видов древесных пород, имеющих обширные ареалы. В морозные зимы, не характерные для данных условий, цветочные почки часто вымерзают.

На урожайность семян большое влияние оказывают погодные условия. Неблагоприятная погода в период заложения генеративных зачатков в почках в год, предшествующий цветению, заметно отражается на притоке ассимилянтов к ним. Так, прохладная и слишком дождливая погода при закладке цветочных почек у ели (июль — август) и пихты (май — июнь) снижает урожай шишек в следующем году, тогда как теплая и сухая погода способствует закладке женских генеративных почек у обеих пород.

В период, предшествующий цветению, отрицательно влияют на урожай засухи, вызывающие опадение цветочных почек из-за физического иссушения и связанных с этим физиологических нарушений. Засуха в период цветения, как и заморозки, вызывает гибель цветков и завязи. Весенние заморозки особенно вредят завязи ранораспускающейся формы дуба черешчатого, ели, сосны обыкновенной и сибирской, ольхи черной, ясеня и др. Затяжные дожди во время цветения препятствуют опылению, с чем связано образование пустых или с недоразвитыми зародышами семян (партеноспермия) у хвойных, а также бессемейных плодов (партенокарпия) у лиственных. Подобные явления наблюдаются при самоопылении, а также при нарушении процесса образования макроспор заморозками. Обычно у многих лиственных пород бессемейных плодов и пустых семян у ели образуется до 30%, у лиственницы — до 80 %. Часто партенокарпические плоды образуются у березы (до 90%), ольхи и ильмовых (до 50—70 %), липы, тополей, кленов и др. На севере границы ареала у ели доля пустых семян может составлять до 80 %, у сосны — до 65%, у пихты — до 90% урожая. Образовавшиеся неопыленные завязи дуба, грецкого ореха и других пород обычно вскоре опадают и только завязи граба, бука, ильмовых и кленов в большинстве сохраняются.

Дефицит влаги и суховеи вызывают гибель и опадение завязи, снижают всхожесть семян. Холода и дожди задерживают созревание плодов, являются причиной их загнивания, а бури и град, срывая плоды, опустошают или сильно снижают возможный урожай. В северных районах на плодоношение благоприятно влияет теплое и сухое лето с малой облачностью, а в южных — периодическое выпадение осадков, отсутствие засухи, суховеев и жарких дней.

Повышение урожая семян наблюдается при более благоприятных почвенных условиях. Так, например, в Теллермановском лесу (Воронежская область) наибольший урожай желудей собирают на темно-серых лесных почвах (нагорная снытевая дубрава), наименьший — на солонцеватых суглинках.

Оптимальное освещение, площадь питания, а также благоприятный почвенный микроклимат усиливают плодоношение древесных пород, обеспечивая накопление в семени запасных питательных веществ, необходимых в последующем для образования и роста проростка.

Плодоношение также зависит и от особенностей роста особи в насаждении. Так, деревья I и II классов роста (по Крафту), обычно находящиеся в древостое в лучших условиях почвенного питания и фотосинтеза, плодоносят обильнее и чаще, чем деревья III и IV классов, условия освещенности и питания которых хуже. При одинаковом росте и внешних условиях плодоношение определяется только внутренними особенностями особи — ее наследственной основой.

На плодоношение деревьев отрицательно влияют и некоторые биологические факторы (грибные заболевания, личинки и гусеницы насекомых, некоторые птицы и грызуны). Еловые шишки поражает ржавчинный грибок (Pucciniastrum padi Dick.), а семена березы — грибок склеротиния (Scxlerotinia betulae Woron). Резко снижается плодоношение у пораженных гнилью деревьев ели и др. Желуди дуба повреждаются личинками желудевого долгоносика и гусеницами желудевой плодожорки. Гусеницы непарного шелкопряда, златогузки, дубовой листовертки уничтожают листья, что отрицательно сказывается на накоплении пластических веществ, а, следовательно, и на урожае. Клесты поедают семена ели, кедровка — орешки кедра.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник статьи: http://www.activestudy.info/periodichnost-plodonosheniya-drevesnyx-porod/

Читайте также:  Сорт яблони память семакину описание сорта
Оцените статью