огород
1 огород
2 огород
См. также в других словарях:
Огород — Огород … Википедия
огород — Бахча, баштан, капустник. Ср … Словарь синонимов
ОГОРОД — ОГОРОД, а, муж. Участок земли гряды под овощами, обычно вблизи дома, жилья. • Бросить камешек (камушек) в чей огород (разг.) недоброжелательно намекнуть на кого что н. Огород городить (разг. неод.) затевать какое н. сложное, хлопотливое дело.… … Толковый словарь Ожегова
огород — Огород городить (разг.) затевать хлопотливое, но невыгодное, безуспешное дело. Не стоит огород городить. Нечего было и огород городить … Фразеологический словарь русского языка
ОГОРОД — ОГОРОД. Индивидуальное и коллективное огородничество помогает обеспечить население ценными продуктами питания картофелем и овощами (особенно свежими). Кроме того, работы на домашнем огороде служат своеобразным отдыхом для людей, работающих на… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства
ОГОРОД — ОГОРОД, огорода, муж. Участок земли, засеянный овощами, обычно обнесенный изгородью. ❖ Огород городить см. городить. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
огород — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? огорода, чему? огороду, (вижу) что? огород, чем? огородом, о чём? об огороде; мн. что? огороды, (нет) чего? огородов, чему? огородам, (вижу) что? огороды, чем? огородами, о чём? об огородах 1 … Толковый словарь Дмитриева
ОГОРОД — Видеть себя во сне в своем огороде – испытаете счастливые часы свидания с любимым человеком. Залезть в чужой огород – наяву исполните свое намерение вопреки единогласному мнению о его бесполезности. Работать в огороде – добьетесь уважения … Сонник Мельникова
огород — а; м. см. тж. огородец, огородик, огородный 1) Участок земли, обычно вблизи дома, для выращивания овощей. Вскопать огоро/д. Посадить в огороде овощи и зелень. Прополоть сорняки в огороде … Словарь многих выражений
ОГОРОД — Городить огород. Прост. 1. Затевать какое л. хлопотное и безуспешное дело. БМС 1998, 418; БТС, 221; ЗС 1996, 101; ФСРЯ, 294. 2. Неодобр. Говорить вздор, ерунду. ЗС 1996, 333; Глухов 1988, 26; ФСС, 47; СПП 2001, 58. Хоть огород подопри, хоть в… … Большой словарь русских поговорок
огород — варианты см. садоогород; Удмуртия, Башкирия, Екатеринбург и др. участок в садово огородном товариществе, дача Продаю огород! Двухэтажный дом с мансардой,баня,каркас теплицы,сад,посадки,плодородная земля 5 соток. (Объявление в Ижевске) Да есть там … Языки русских городов
Источник статьи: http://translate.academic.ru/%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4/ru/kk/
Урок 19. Овощи и фрукты
Друзья, какие овощи и фрукты вы любите? Сегодня поговорим о названиях овощей и фруктов на казахском языке.
Сәлем, достар! Сіздермен бірге Айжан Айткулова және sozdik.kz жобасы.
Достар, сіздерге қандай жемістер ұнайды? Көкөністерден ше? Көкөніс деген не?
Көкөніс – это овощ
Жеміс – это фрукт
Жидек – ягода
Қарбыз ең үлкен жидек екенін сіз білесіз бе?
Мен оны білгенде таң қалдым. Ал қызанақты жеміс дейді, сол рас па?
Мен ойлаушы едім тек тәттілер, ана жеміс деп, бірақ лимон қышқыл ғой. Білмеймін, шатасып кеттім.
Бүгін жеміс-жидек, көкөністер жайлы жақсылап әңгімелесейікші.
Жапырақ – это лист
Орамжапырақ – капуста
Орау – завертывать
Қызанақ – помидор
От слова қызыл – красный
Қияр – огурец
Сәбіз – морковь
Пияз – лук
Қызылша — свекла
Сарымсақ – чеснок.
Бүгін мен бір килограмм қызанақ, екі килограмм қияр және он тал сарымсақ сатып алдым.
Сегодня я купила один килограмм помидор, два килограмма огурцов и десять головок чеснока.
Алмұрт – груша
Құлпынай – клубника
Таңқұрай – малина
Алма – яблоко
Құрма – хурма
Қарақат – смородина
Шие — вишня
Қауын – дыня
Қарбыз – арбуз
Шабдалы – персик
Өрік – абрикос
Жүзім – виноград
Анар — гранат
Банан, апельсин, мандарин, манго, киви и ананас – не переводятся.
Маған банан ұнамайды, киви ұнайды.
Мне банан не нравится, киви нравится.
Бұл алма қышқыл, анау алма тәтті.
Это яблоко кислое, а то сладкое.
Жаңа піскен қарбыз бар ма?
Есть свежий арбуз?
Жұмсақ алмұрт бар ма?
Есть мягкая груша?
Қауын дәмді ме әлде қарбыз ба?
Дыня вкусная или арбуз вкусный?
Қышқыл – кислый
Қышқыл қызанақ – кислый помидор
Қышқыл жүзім – кислый виноград
Жұмсақ – мягкий
Жұмсақ шабдалы – мягкий персик
Друзья, если этот материал был для вас полезным, ставьте лайки. И напишите в комментариях, какие фрукты и ягоды вам нравятся на казахском языке. Чтобы узнать больше, подписывайтесь на мой Instagram: eki_til, а также на наш канал в Youtube: Уроки казахского языка. Жмите колокольчик, чтобы не пропустить новые уроки!
Источник статьи: http://sozdik.kz/ru/news/video/lesson_019/
Бешбармак казахский — «беш» и «бармак» в переводе с тюркских языков означает «пять пальцев». Рецепт в оригинале.
Почему «пять пальцев»? Потому что во время еды кочевники не использовали столовые приборы, они ели руками, запивая из пиал сурпой — насыщенным мясным бульоном. Это довольно жирное блюдо из баранины или конины. Иногда смешивают 4 вида мяса: баранина, говядина, конина и верблюжатина. Верблюжатину и конину мы врятли у нас найдём, потому рассматриваем оригинал рецепта, а пробуем готовить из того, что у нас можно достать. По опыту, вполне хватит и баранины с говядиной, но даже можете приготовить из одной жирной баранинки. Результат может покажется если по-казахски, то не совсем то, но по-русски — даже язык можно проглотить.
мясо (хороший жирный кусок) – 1 кг.,
казы – 1 кг.(смотрите ниже что это такое),
лук репчатый – 4-5 шт.,
перец чёрный горошком – 5-6 шт.,
лавровый лист – 4 шт.,
Казы — это разновидность колбасы из конины. Казахи именно её добавляют в бешмармак, но у нас опять же это совсем не выполнимо, потому опустим этот продукт приготовления.
Мясо заливаем холодной водой, доводим до кипения, снимаем пену, добавляем соль, перец горошком и лавровый лист, варим на небольшом огне 2 часа.
Столько же времени отдельно отвариваем казы, если они волшебным образом у вас оказались. Отварное мясо и казы надо вынуть из бульона и остудить. Затем порезать ломтиками примерно по 0,5 см.
Теперь готовим сочни. Из муки, воды и яиц, чуть посолив всё, замешиваем крутое тесто и даём ему постоять минут 40. Затем раскатываем очень тонко и нарезаем кусочками, причём, лучше эти кусочки оставить довольно крупными, примерно размером с половину тетрадной странички. Затем опустить эти лоскуты теста на несколько минут в кипящий мясной бульон. Отвариваясь, они становятся чуть толще.
Вылавливаем шумовкой или как вам будет удобно: сочни готовы!
Крупно порезанный лук и помидоры квадратиками тушим с небольшим количеством бульона. Перед самой подачей подогреваем ломтики мяса и казы в небольшом количестве бульона: бешбармак должен быть обязательно горячим!
На большое блюдо с бортиками выкладываем горячие сочни, поверх них кусочки мяса, затем слой ломтиков казы и, наконец, лук с помидорами. Можно все посыпать мелко нарубленной зеленью: кинзой, петрушкой и укропом. И сразу на стол!
Главное — не захлебнуться слюной, когда откроете крышку, чтобы разложить бешбармак. В казахстанской традиции его подают на большом плоском деревянном блюде с невысокими бортами, объединив сразу много порций. У нас же можно выложить и порционно, если так будет удобнее.
Отдельно в пиалах подаём крепкий ароматный бульон, в котором варилось мясо (он называется сурпа). В некоторых районах Казахстана к этому блюду подают также соус туздык, приготовленный из растёртого и затем разведённого курта (сухого овечьего творога) с чесноком. Ну это тоже ради информации, ради любопытства.))
Да, мы не сможем приготовить настоящий казахский бешбармак, но ведь это не повод не попытаться его приготовить на наш, доступный лад. Уверяю вас, даже в этом случае вы будете удивлены, что блюдо, состоящее из теста (напоминающее по вкусу наши макароны) и мяса, получается настолько вкусным! Ну а если уж кушать, как основатели настоящего рецепта, то нужно ехать в Казахстан в гости. А почему бы и нет?!
Предлагаю вашему вниманию и другие статьи канала:
Если вам понравилась статья, то ставьте лайк и не забудьте ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ . Потому что полынь — трава горькая, но если добавить к ней ложку мёда, она станет невероятно лечебной. Жду ваши комментарии, надеюсь на наш с вами диалог. Прошу быть корректными к чужим мнениям. Желаю вам самого ценного в этой жизни: здоровья и душевного полёта! Быть добру!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5f2468ce7af0ad5229bf4a43/beshbarmak-kazahskii-besh-i-barmak-v-perevode-s-tiurkskih-iazykov-oznachaet-piat-palcev-recept-v-originale-5fabc1f03775242524ef5169
Согым для казаха — это многогранное понятие.
Зима в этом году довольно рано нагрянула. Если для Нур-Султана это привычно, то южную столицу давно так рано не накрывало в ноябре. Вопрос даже не в выпавшем снеге. А в том, что температура такова, что этот первый снег не тает как зимой. Казахи, будучи как минимум наполовину аграрным народом, по-прежнему культивируют многие стороны традиционного быта. Того прежнего, скотоводческого. Это нехитро указывает на тот факт, что казахская кухня основана на белковой основе, или, как любят шутить сами казахи, на «мясной диете».
Каждая семья, которая придерживается неких национальных традиций, обычно заготавливает мясо на зимний сезон. Обычно период забоя (по-казахски «согым») начинается в ноябре и заканчивается ближе к Новому году. В северных областях кое-кто и второй забой проводит – в феврале, однако позволить себе это могут состоятельные люди.
В сельской местности это мера по-прежнему сверхрациональна и оправдана до сих пор. Ибо одной туши коровы или лошади хватает, чтобы холодную авитаминозную пору прожить с элементами гастрономического комфорта — само мясо, мясной бульон с катыком (кисломолочная приправа) – это мощная подпорка организму, да еще находящемуся вне городских агломераций и сопутствующего комфорта.
Городские казахи тоже запасаются согымом. Тут тоже оглядываются на кошелек – кто-то берет целый «согым», а то микс – и говядину, и конину, нередко часть туши. Обычно ту же лошадь делят на ровно на 12 частей – это два казы, два шужыка (виды колбас для вяления, но можно и в свежем виде варить), в равных частях «жая» (задняя часть мясо с слоем жира), включая такой деликатес как конская холка-шея, т.е. подгривная часть, «жал». Обычно сельские родственники посылают городским какую-то часть своего «согыма» для городских семей. И это уже не просто продукт питания или экономическое подспорье (ведь какое-то время обладателям «согыма» не надо покупать мясо самому, разве что мясо курицы для разнообразия). В этом «подгоне» прежде всего, есть «политическая подоплека», как некий привет, свидетельство поддержания родственных связей и расположения.
Одним словом, массовый забой скота после первого снега, мороза, это не просто заготовка продуктов на зиму – это мероприятие, процесс, который имеет множество сопутствующих коммуникационных переплетений. Сам факт забоя – это, как положено, уже праздник. На огонек заходят родственники, односельчане, друзья семьи, соседи. Пока режется «согым» и разделывается туша, швкарчит в казане кыурдак. Поскольку это обычно происходит на улице, а там прохладно, появляется откуда ни возьмись «жуз грамм». Эти «жуз грамм» потом нередко сопровождают само поедание припасов. Например, все аулчане приглашают после этого гостей на свой согым. В итоге, пока весь аул сходит друг к другу, к своим знакомым и родичам и не испробует «чужого» согыма, смотришь, уже и не предновогодье, а весенний март на носу…
Поэтому, неудивительно, что эта всегдашняя тема в казахскоязычных СМИ. Например, в современном селе, в частности в южных регионах, предгорных и горных районах, существует такая проблема как сужение пастбищ для общественного стада, личного скота. Нувориши берут в длительную аренду земли, ранее находившиеся в сельскохозяйственном обороте, и они как бы превращаются в частные владения. Об этом не раз и не два писала в целом пресса РК, как казахскоязычная, так и русскоязычная. Причем арендаторы не собираются зачастую использовать эти земли по назначению – для них это обычно какой-то банковский актив для залогов и тому подобное.
В преддверии согыма обостряется древняя «забава»
Другим бичом для личного подворья сельчан, занимающихся именно скотом, это не только проблемы с пастбищем, угодьями для заготовки сена и пр. но и… конокрадство. Вот и главный официоз республики «Egemen Qazaqstan» (23.11.20) предупреждает пером Байқала Байәділа: «Малыңа абай бол, ағайын!» , что переводится как «Будьте осторожны, братья, со своим скотом». Имеется в виду, конечно, что за КРС нужно присматривать.
Байқал Байәділ на примере кокшетауских просторов сообщает, что «несмотря на то, что ужесточаются ответственность за воровство скота, угон живности не прекращается».
Далее он пишет: «Случаи воровства учащаются перед открытием сезона согыма. Ничего в этом плане не изменилось и в этом году». Оказывается, в прошлом году таких случаев было ни много ни мало, а 32 эпизода. Основной урон терпят те сельчане, которые занимаются разведением лошадей. Понятное дело, корову и овцу далеко не отгонишь. Если они уведены, допустим со двора, то их надо сразу где-то в укромном месте резать с дальнейшим сокрытием шкуры и других следов. Обычно это делают односельчане. Другое дело – это лошади. Отогнанные микротабуны могут оказаться за одну ночь на расстоянии нескольких десятков километров, а за несколько суток – и за сотню километров.
Этот разбойный и древний промысел вновь накрыл кокшетаущину. Поскольку табуны лошадей, в отличие от коров, находятся на самовыпасе, из-за этого есть определенные трудности в оперативности поиска. Так, начальник криминальной полиции г. Кокшетау Қанат Ахметов говорит, что своевременная информация о такого рода преступлениях помогает его пресечь и по свежим следам найти пропажу. Что и случилось в недавнем эпизоде, когда похищенные кони из села Красноярка были возвращены хозяину. Сейчас в области контролируются трассы, проверяются документы на скот, на мясо.
Но вот что подумалось – а ведь не все барымтачи попадаются в руки полиции. Значит, угнанные лошади продаются в живом виде, потом идут на забой и кто-то покупает и кушает всю зиму сворованный у кого-то продукт.
Почему из Казахстана стали уезжать не только богатые, но и простые граждане?
Именно таким вопросом задался Әділ Ақылбай, опубликовавший в газете «Жас Алаш» (19.11.2020) заметку под таким же названием: « Байларды қойшы, қара халық Қазақстаннан неге қашады? ». Это реакция на недавнее рассуждения Первого Президента страны Нурсултана Назарбаева, которые приводятся для затравки темы. И впрямь, почему? С этим вопросом автор обратился к юристу Ержану Есимханову, который указал, в свою очередь, несколько причин такого положения вещей:
1. Будущее Казахстана проглядывается крайне смутно. Многие люди, покидающие Казахстан, делают это ради детей.
2. Едут за знаниями, то есть за хорошим образованием. В Казахстане систему образования, что школьную, что высшую добили нескончаемыми реформами.
3. Воздух в Казахстане грязный. При такой экологии много средств и времени уходит на лечение болезней.
4. Не хотят стоять в очередях за лекарствами в аптеке.
5. Ненасытность чиновников (надо понимать, при распиле госбюджета — прим. авт.), живущих в «совершенно другом Казахстане», достала всех.
6. Человек в Казахстане не может себя чувствовать в полной безопасности.
7. В Казахстане народ устал от лжи (руководства страны – прим. авт.). Сама власть совершает вещи, которые не поддаются объяснению логики.
8. Из Казахстана уезжают и планируют уехать те люди, которые хотят человеческой жизни. Они не верят в обещания власти о достойной жизни через тридцать лет.
В итоге автор замечает: те, кто руководит страной, должны внимательно вникнуть в суть таких претензий и задуматься. Только с января по сентябрь Казахстан покинуло 2047 человек. Поэтому, как сказал Елбасы, надо улучшать все параметры жизни внутри Казахстан, чтобы не терять своих людей.
Ас по поводу выздоровления …от ковида!
Один из лучших еженедельников «Jas qazaq» со временем превратился в информационное агентство. Основываясь на материалах телеканала «Qazaqstan», оно выдало новость: «Қостанай облысында ауыл мұғалімі ковидтен жазылдым деп ас берген» («В Костанайской области учительница в честь выздоровления от ковида дала ас»).
Ас – это большой дастархан-угощение в память о каком-нибудь событии либо похороны. Одним словом, это не банкет в значении свадьба, день рождения и так далее.
Вот такое мероприятие прошло в селе Байгабыл Амангельдинского района Костанайской области. Параллельно, в той же в области комиссия, которая следит за соблюдением карантинного режима, накрыла в ресторане банкет по случаю сватовства, в котором участвовало 40 человек. Устроителям и заведению был выписан штраф…
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5f95b66d48e94c07efd44ef8/sogym-dlia-kazaha-eto-mnogogrannoe-poniatie-5fbc02f59e83245705ce6adf