- Работа педагога-психолога с детьми
- Что делает детский психолог?
- и семейное консультирование
- Методика подготовки и проведения психологического занятия в детском саду
- Суть деятельности психолога в ДОУ
- Несколько слов о терминологии
- Цели и задачи занятий по психологии в детском саду
- Таблица: задачи проведения занятий по психологии с детьми разного возраста
- Формы психологических занятий в ДОУ
- Таблица: классификация форм занятий по психологии
Работа педагога-психолога с детьми
Роль психолога в детском саду огромна. В его руках, в буквальном смысле, психическое здоровье и гармоничное развитие наших детей, ведь большую часть активного времени они проводят именно в детском саду. Поэтому, наверное, не нужно объяснять родителям, что не лишним будет поинтересоваться, что за специалист работает в вашем детском саду в должности педагога-психолога, какую он имеет квалификацию и в какой форме осуществляет свою деятельность.
В зависимости от запросов и установок администрации ДОУ психолог в детском саду может играть разные роли:
— консультанта, который занимает отдельный кабинет и при необходимости оказывает помощь детям и родителям по вопросам развития детей;
— наблюдателя, который посещает занятия в группах, диагностирует детей и консультирует воспитателей по работе с конкретными детьми;
— активного участника учебного процесса, который разрабатывает программы вместе с воспитателями, проводит занятия для детей;
— ведущего консультанта по вопросам организации учебного процесса, улучшает работу воспитателей, проводит семинары для педагогического состава, консультации воспитателям и т.д.;
— исследователя, наблюдателя, в целом, за учебным процессом.
От того, какая из этих ролей выбрана для психолога в детском саду, зависят и его основные обязанности, и его функции. Они могут быть очень разными в разных детских садах, но, в целом, их можно свести к нескольким пунктам:
— информационная функция — предоставление специализированных сведений;
— диагностическая-определение общих и индивидуальных особенностей развития детей, их готовности к школе, мониторинг личностного развития дошкольников и т.д.;
— профилактическая — создание условий для гармоничного развития детей, защита психологического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса;
— коррекционная — помощь в решении существующих психологических проблем у детей дошкольного возраста, психокоррекция отклонений в индивидуальном развитии и поведении;
— пропедевтика — обучение педагогического персонала, улучшение его работы, повышение психологической культуры родителей, педагогов, дошкольников.
— оптимизация учебно-воспитательного процесса, улучшение психологического климата в коллективе;
— психологическое сопровождение детей «группы риска»;
— психологическое сопровождение когнитивной сферы дошкольников;
— психологическое развитие креативности у детей;
— консультирование родителей и консультирование педагогов по вопросам психологии, ее практического использования в организации начально-воспитательного процесса.
Что делает детский психолог?
Цель психодиагностики – определение уровня развития тех или иных психических процессов у человека (памяти, внимания, мышления и т.д.), и, как следствие, дать представление об объективном состоянии человека. Многие, наверное, знают, что для проведения диагностики у взрослых используют тесты. Для детей тоже используют тесты, но особые — детские. Психолог может попросить дошкольника что-то нарисовать, рассказать, ответить на вопросы, даже поиграть с ним в интересную игру — а на самом деле с помощью этих действий соберет необходимые для работы данные. Детский психолог имеет на вооружении очень много психодиагностических средств и методик.
Многие дети нуждаются в развитии необходимых навыков и качеств, которые психолог поможет развить с помощью развивающих психологических игр. Очень часто они проводятся с группой детей, поэтому дошкольник овладевает навыками общения с другими детьми, учится свободно чувствовать себя в коллективе.
Если у ребенка выявлены серьезные эмоциональные или личностные трудности нужна специально организованная психотерапевтическая работа. Например, это могут быть занятия с детьми на снятие тревожности на снятие тревожности, страхов, повышение самооценки, на понижение агрессии. Детская психотерапия поможет если ребенок пережил сильный стресс.
и семейное консультирование
Каждый психолог знает, что все проблемы детей — это проблемы их родителей. И в большинстве случаев это так. Начиная разбирать по крупинкам все детские трудности, выясняется, что причины находятся в семейных проблемах и конфликтах, неадекватности стиля воспитания и т.п. Поэтому, чтобы решить проблемы ребенка родителям требуется самим разобраться в причинах и изменить негативное в своем поведении, в ситуации, окружающей дошкольника. Консультируя родителей, психолог помогает им увидеть себя и ситуацию со стороны, а значит, сделать правильные выводы. Он не осудит Вас и не упрекнет за что бы то ни было.
В теории решения изобретательских задач имеется понятие «идеальный конечный результат», когда функция, ради которой создавалась система, выполняется наилучшим образом. Тогда практический психолог в детском саду-это:
— «живая» вода для ребенка, которой можно исцелить все раны души;
— садовник, который знает, куда посадить ростки, чтобы они расцвели красивыми цветами, и какие нужны условия для каждого индивидуального растения;
— мостик между ребенком и другими детьми;
— взрослый, который по-настоящему любит играть;
— создатель психологического климата в коллективе и катализатор его творческого потенциала .
На сайте использованы мои авторские материалы, присылаемые другими авторами материалы, и материалы, которые находятся в открытом доступе в сети Интернет. Если Вы считаете, что нарушены Ваши авторские права и на сайте опубликован материал, который принадлежит Вам, можете обратиться ко мне через форму КОНТАКТЫ.
Источник
Методика подготовки и проведения психологического занятия в детском саду
Индивидуальность ребёнка во многом определяется пластичность психики малыша, то есть неодинаковостью развития у детей психики. Изучением этих особенностей и коррекцией возможных нарушений в детском саду занимается педагог-психолог. Иными словами, суть его работы заключается в создании условий для комфортного проживания ребёнком периода дошкольного детства с учётом индивидуальных особенностей развития малыша. Рассмотрим методику подготовки и проведения психологических занятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Суть деятельности психолога в ДОУ
Педагог-детский психолог — это специалист узкого профиля, который занимается с ребятами, не имеющими (!) отклонений в сфере психики, с целью совершенствования их психологических функций. Психолог не ставит диагноз по результатам своей деятельности, он только составляет условный прогноз развития малыша, а также в случае необходимости рекомендует пройти консультацию у психиатра, логопеда или невролога.
Педагог-психолог работает со здоровыми детьми, отслеживая гармоничность их психического развития
Несколько слов о терминологии
Деятельность педагога-психолога затрагивает несколько понятий психологии, из которых наиболее значимыми в контексте работы с детьми являются психологические функции. Это организованные психофизиологические процессы, к которым относятся
Цели и задачи занятий по психологии в детском саду
Миссия занятий по психологии сводится к следующим позициям:
- развивать психологические функции малышей;
- способствовать созданию положительного микроклимата в группе (в том числе и определить характер взаимоотношений ребёнка с воспитателями, сверстниками, а также помочь детям первой младшей группы адаптироваться к новым условиям и помочь ребятам подготовительной группы настроиться на новый этап жизни — обучение в школе);
- оценить психологические качества малышей (морально-этические установки, характер устанавливаемых взаимоотношений с окружающими, притязания, стереотипы, мировоззрение);
- диагностировать уровень интеллектуального развития детей;
- заниматься психологическим просвещением семей воспитанников (через беседы, проведение семинаров, дискуссий, организацию совместных с детьми проектов или участие в открытых занятиях).
Задачи проведения в детском саду занятий с психологом варьируются в зависимости от возраста подопечных.
Педагог-психолог диагностирует разные уровни развития малышей, в том числе и интеллектуальный
Таблица: задачи проведения занятий по психологии с детьми разного возраста
- создавать условия для саморегуляции малышей через прослушивание сказок, музыки, просмотра мультфильмов;
- формировать позитивный эмоциональный настрой во время пребывания в детском саду.
- развивать сферу познания;
- развивать навыки коммуникации и, как следствие, умение работать в группе;
- повышать самооценку за счёт создания условий для проявлений индивидуальности, к примеру, дети создают рисунки на свободную тему;
- тренировать психологические качества;
- формировать эмоционально-выразительные жесты, мимику;
- учиться преодолевать застенчивость, нерешительность;
- отрабатывать координацию движений.
- развивать сферу познания;
- учиться передавать чувства в эмоциях;
- осваивать навык вербализации ощущений (к примеру, после похвалы или после того, как мама отругала);
- практиковаться в разрешении конфликтных ситуациях.
- развивать сферу познания;
- воспитывать в малышах чувство принадлежности к группе (через использование групповых форм работы);
- практиковаться в словесном разрешении конфликтов (путём рассмотрения условных ситуаций);
- учиться описывать свои переживания словами;
- сбалансировать представления ребёнка о признании в социуме (не всегда делать в угоду других, но и не проявлять эгоизм).
Формы психологических занятий в ДОУ
В практике работы детских садов в зависимости от принципа классификации, положенного в основу, проводится целый ряд форм занятий по психологии.
Форма занятия выбирается педагогом под тему и проблему, которая, возможно, есть в коллективе детей
Таблица: классификация форм занятий по психологии
Принцип классификации | Вид занятия (его суть) | Примеры |
По количеству участников | Групповое (направлено на воспитание чувства коллектива, а также обогащение опыта общения) | Задания в основном носят групповую форму. Так, в начале рассмотрения темы «Давайте жить дружно» дети подготовительной группы вместе поют песенку «Настоящий друг». |
Индивидуальное (направлено на коррекцию поведенческой линии) | Тема «Почему я дерусь» для воспитанников средней (реже второй младшей) возрастной группы организуется в форме беседы психолога и малыша в присутствии воспитателя. Беседу можно выстраивать от лица сказочного персонажа, который рассказывает от первого лица ситуацию, сложившуюся в отношениях малыша со сверстниками. | |
Совместное для детей и родителей | В старшей группе урок на тему «Как мы преодолеваем конфликты дома» уместно организовать с обеими сторонами потенциальных инициаторов конфликта. Занятие построено на решении проблемных ситуаций (к примеру, малыш разбил дорогую для мамы вазу или ребёнок страдает оттого, что в разговоре взрослые его всегда перебивают, не дают договорить до конца) в форме сюжетно-ролевой игры «Семья». | |
По направлению образовательного процесса | Познавательное (направлено на расширение представлений о том или ином объекте или явлении) | В старшей группе занятие «Геометрические фигуры» построено на упражнениях, развивающих психологические функции. Например, задание «Геометрический квартал», цель которого развивать логическое мышление. Дети рассматривают дома страны Геометрии и отвечают на вопросы («Какая геометрическая фигура в каком домике живёт?», «У кого самый высокий/низкий дом?» и пр.). |
Развивающее (может быть направлено на развитие эмоциональной сферы или коррекцию того или иного потенциального отклонения) | На занятии «Радуга эмоций» во второй младшей группе дети выполняют блок упражнений психогимнастики. Например, игра- упражнение «Повернись, повернись и улыбнись»: дети показывают мимикой и жестами хорошее настроение и плохое, а затем комментируют, когда у них может быть то одно, то другое. | |
По методике проведения | По О.В. Хухлаевой, автору программы «Тропинка к своему я». Методика направлена на создание условий для повышения уровня психологической сопротивляемости негативным факторам окружающей среды. | Тема «Мои чувства. Радость» в старшей группе. Педагог рассказывает о том, что такое радость, малыши, закрыв глаза под музыку, представляют себе образ радости и рисуют её цветными карандашами. |
Это интересно. Как правило, занятия по психологии носят характер комплексных, то есть сочетающих в себе элементы всех описанных выше видов. Например, на занятии в старшей группе по теме «Три поросёнка», призванного развивать сферу эмоций малышей, педагог предлагает воспитанникам такие задания: передать улыбку друг другу по кругу (элемент развивающего урока), всем вместе построить домик для поросёнка из деталей конструктора (элемент группового), собрать «Цветик-семицветик» из смайликов, то есть учиться задавать эмоциональный тон деятельности (элемент методики О.А. Хухлаевой). Таким образом, это комплексное занятие помогает малышам учиться узнавать и передавать эмоциональные состояния (радость, озадаченность) в мимике, тренировать навык вербализации эмоций, способствует сплочению группы.
Источник