Памятник маркизу де саду

«Маркиз де Сад» и «Химера». Любимые скульптуры главного хранителя Дома Бурганова

«Маркиз де Сад» и «Химера». Любимые скульптуры главного хранителя Дома Бурганова

О выходе за рамки, отмене земного притяжения, сочетании несочетаемого и работе в замке Пьера Кардена.

Работы скульптора-сюрреалиста Александра Бурганова знакомы, пожалуй, всем. Среди них памятник Александру Пушкину и Наталье Гончаровой на Арбате, фонтан «Принцесса Турандот» у Театра Вахтангова, памятники Михаилу Лермонтову на Малой Молчановке и Ивану Бунину на Поварской. Тот, кто хотя бы раз ждал поезд на станции метро «Третьяковская», видел бронзовые барельефы с портретами русских художников, скульпторов и иконописцев. Их тоже создал Александр Бурганов.

Самые интересные работы мастера можно увидеть в его музее — Доме Бурганова. Главный хранитель Марина Байкова выбрала девять самых интересных экспонатов и рассказала о том, как их можно интерпретировать.

«Пьета» (1978)

Александр Николаевич посетил Италию, еще будучи молодым скульптором, и остался под большим впечатлением от этой поездки. Вернувшись домой, он создал серию работ, включающих графику и скульптуру. «Пьета» — одно из произведений этого итальянского цикла.

Известная иконография сцены оплакивания Христа девой Марией называется пьета, или pietà, что переводится с итальянского как «жалость». Многие художники воплотили этот сюжет в своих произведениях, одна из самых известных интерпретаций — скульптура Микеланджело.

Композиция Александра Бурганова интересна тем, что в ней нет человеческих тел. Его скульптура — символ события, о котором напоминают драпировки. Этот прием художник использует практически в каждой работе для выражения разных эмоций. В данном случае это скорбь.

Пьета. 1978 год

«Юность» (1985)

Девушка и птица — давняя тема в скульптуре Александра Бурганова. Это символ юности, молодости и мечты. Первый вариант «Юности» был сделан еще в 1968 году для седьмой московской художественной выставки, но работу сочли не отвечающей канонам социалистического реализма. Молодого скульптора обвинили в формализме, а его статую хотели снять с выставки. Пришлось побороться, чтобы «Юность» осталась в экспозиции. Позднее она побывала в Мюнхене и после была уничтожена.

В 1975 году Бурганов воссоздал свое любимое, как он говорит, произведение, но и оно было уничтожено после выставки Московского союза художников в Перове. Сейчас двор музея украшает уже третий, бронзовый, вариант скульптуры. Кстати, именно она стала прообразом одноименного фонтана, который установлен на Украинском бульваре.

Юность. 1985 год

«Девушка и конь» (1980)

«Девушка и конь» — еще одна работа из итальянского цикла. Скульптура символизирует связь человека с природой, передает романтическое и поэтическое настроение, посвящена юности, любви, верности. Она отсылает к средиземноморским легендам и мифам, в которых конь является метафорическим образом юноши. Рама в этой работе создает дополнительный объем, а развевающиеся драпировки, выходя за ее границы, будто отменяют законы земного притяжения.

Читайте также:  Зимний сад воронцовский дворец алупка

Девушка и конь. 1980 год

Графика «Золотая клетка» (2004) и «Мадонна» (1991)

Обе графические работы выполнены, как и скульптуры художника, в духе сюрреализма. Необычная штриховка — где-то очень тонкая и еле заметная, где-то, наоборот, жирная — особенность графики Бурганова. К сюжетам «Золотой клетки» и «Мадонны» Александр Бурганов возвращается неоднократно, есть несколько вариантов каждой из этих работ.

«Букет» (1987)

Для передачи эмоций Александр Бурганов часто сочетает несочетаемое, яркий пример — скульптура «Букет», гимн молодости и красоте, жизни и искусству. В 1990-х, работая над проектом фонтана «Принцесса Турандот», скульптор задумывал взять за основу образ этого произведения — вместо головы у Турандот должны были быть цветы. Но в то время к сюрреализму в городской скульптуре были готовы не все, от этой идеи пришлось отказаться и изобразить принцессу более реалистично.

Букет. 1987 год

«Маркиз де Сад» (2010)

С модельером Пьером Карденом Александр Бурганов познакомился в конце 1970-х, когда открывал небольшую выставку своих работ в Русском доме в Париже. Позже Карден пригласил его сделать масштабную экспозицию в своем недавно приобретенном замке в Лакосте. Выставка скульптора стала первой в этом замке, до этого модельер устраивал только театрализованные фестивали.

В XVIII веке замок принадлежал маркизу де Саду — тому самому. Мятежный Донасьен Альфонс Франсуа де Сад скрывался здесь во время крупных скандалов, связанных с его возмутительно свободными взглядами. Во время Великой французской революции 1789 года замок был разграблен, позже — частично разрушен. В ХХ веке он оказался в руинированном состоянии. Почти полвека, начиная с 1950-х, его восстанавливал Андре Буэ, любитель истории. В 2001 году, после смерти Буэ, Пьер Карден приобрел замок с условием продолжить реставрацию.

Новый владелец решил установить у замка памятник маркизу де Саду, а создать его предложил Александру Бурганову. Вместе они долго думали, как увековечить эту неоднозначную личность. В результате получилась скульптура, которая сегодня является одной из главных достопримечательностей Лакоста. Помимо этого памятника замок украшают еще несколько скульптур Бурганова.

В собрании музея есть часть скульптурной композиции «Маркиз де Сад», которая называется «Жест», — это сложенные руки, являющиеся символом несвободы, ограниченности.

Александр Бурганов и Пьер Карден у памятника Маркизу де Саду в Лакосте. 2010 год

«Химера» (1990)

Химера — чудовище из древнегреческой мифологии. Она дышит огнем, у нее голова льва, туловище козы и хвост змея. Химера в интерпретации Александра Бурганова — это превращение одного фантастического существа в другое. Скульптура предлагает подумать о противоречивости и изменчивости мира. Если обойти «Химеру» вокруг, можно увидеть совершенно разные образы — ноги человека, раскрытую пасть чудовища, драпировки.

Химера. 1990 год

«Экология» (1987)

В сквере рядом с музеем «Дом Бурганова» располагается парковый скульптурный ансамбль «Экология», посвященный теме взаимоотношений человека и природы. Титульная скульптура ансамбля представляет собой огромную вытянутую вверх ладонь с присевшей на кончики пальцев ажурной бабочкой. Отходя от всех правил канонической символики, скульптор изобразил левую руку. Правая символизирует творчество и созидание, левая — вольный союз человека и природы.

Читайте также:  Афрочерри сибирский сад томаты

Экология. 1987 год

Совместный материал mos.ru и агентства «Мосгортур»

Источник

Лакост (Lacoste). «Посетите Лакост пешком»

Лакост Франция

Лакост – Франция средневековая. «Посетите Лакост пешком». Плакат с такой надписью висит на въезде в деревню: предупреждение и приглашение. Лакост – застывшее средневековье. Время здесь не то чтобы течет медленнее: оно просто остановилось.

Нет современных зданий. Нет бросающихся (да и вообще каких-либо) в глаза последствий и процессов ремонта и реставрации. Почти нет всех этих интересных мелочей, которые так присущи Провансу. Даже людей частенько совсем не видно (да и жителей – всего 400 с небольшим человек). Есть средневековые фасады домиков, живописные «полуразвалины» замка, изумительные виды на окрестности.

Средневековье, в котором есть жизнь.

Лакост

Лакост – Франция сохранившаяся

Если присмотреться, в Лакосте сохранилась почти вся история Франции. Вот дома, построенные «сухой кладкой» – так здесь строили и сотни лет назад. Вот замок, поставленный для защиты и как символ абсолютного сеньориального владычества этими местами. Он разрушен – это сделали крестьяне в конце 18 века, как делали это по всей Франции, расправляясь со своими бывшими господами.

Кладка узких улочек, по которой ходили и ходили, поколениями рождаясь и умирая в одном и том же месте. Поместья и виноградники вокруг, которые возникали в 19 и 20 веках. И, наконец, приход модерна и современного искусства – а с ними туризма. Все это не сохранность музейных экспонатов. На каменном заборе 14??-го года цветы, их поливают: это жизнь.

А к известному бренду название деревни не имеет ни малейшего отношения (к крокодилам тоже). La Coste – изначальное название поселения – по латыни переводится как «ребро». Думаем, что это было и предупреждение о будущем маркизе и «бесе в ребро».

Лакост Франция

Лакост – Франция де Сада и Кардена

Приобретения сопровождались насилием. Провинциальный маркиз, устраивавший изощренные оргии, становится в Бастилии писателем и философом. После смерти – именем нарицательным и брендом этих мест. Его бывший замок не может и не должен быть в каком-то ином, чем полуразрушенном виде: антураж должен соответствовать духу. Этот бренд – приобретенный и представляемый туристам облик этого места.

Памятник маркизу Де Саду работы московского скульптора А.Н. Бурганова, по проекту Пьера Кардена.

Пьер Карден говорил: «Мы встретились с Бургановым в Париже в 2007 году, когда у него была выставка в «Русском доме». Я сразу почувствовал его стиль и оригинальность мысли. Я пригласил его участвовать в фестивале в Лакосте, который до этого не включал изобразительное искусство…»

Прославленный кутюрье, полюбивший эти места, вкладывает сюда деньги и частичку своего имени. Лакост приобретает Пьера Кардена (никак не наоборот), а вместе с ним – облик фестивально-актуального места. Карден не ведет глобальной реставрации, поддерживая то, что сохранилось. Он скупает дома, которые покидают местные жители (уже больше десятка) и практически без вмешательства и насилия создает этот, еще один облик места. Парадокс, но его порицают с обоих сторон. С одной – за то, что почти не вмешивается в сохранившееся, с другой – за то же самое. Под этот созданный новый облик сюда подтянулись художественные школы, несколько галерей и мастерских: жизнь продолжается.

Читайте также:  Картины бродского летний сад осенью своему другу

Замок

Лакост был не просто одним из замков Маркиза де Сада – он был его родовым гнездом. Только тут, в оторванности и неподотчетности сеньора он мог жить так, как ему хотелось. Всех заинтересованных «а как это?» – отсылаем к его произведениям. В самом замке от маркиза и вообще от того времени ничего не сохранилось: все было разрушено и сметено во время революции. Но стены, дворы, внешняя атрибутика поддерживаются именно так, как нужно. Он хорошо передает и дух и время.

Пьер Карден организовал в нем ежегодный летний фестиваль культуры

Вокруг замка несколько современных скульптур, посвященных тому времени и маркизу.

В революцию замок пришел в такой упадок, что его распродали по камням. Только с 1943 года новый хозяин, человек без особых средств, обыкновенный учитель английского языка, стал восстанавливать живописные развалины. Господин Буер и скаутов привлекал на добровольные работы, и основал ассоциацию по сохранению Лакоста, но, когда спустя 50 лет после своего довольно безумного приобретения он умер, то сказать, что работы находились в стадии завершения, нельзя было даже с натяжкой.

Его вдова бросилась искать меценатов и с последней надеждой написала Пьеру Кардену. И тот приехал и влюбился в старую провансальскую деревеньку с руинами замка на горе. Так в 2001 году строительные работы закипели с новой силой. Параллельно сооружался открытый театр на тысячу мест. Владелец шикарного театрально-выставочного пространства в центре Парижа уже тогда знал, что у него будет свой фестиваль, который он назовет предельно просто – Лакост. И вот уже десятый год к Кардену съезжаются артисты разных жанров – от оперного до драматического театра. Некоторым улыбается удача, и они живут в замке самого кутюрье.

Здесь отдыхает душа, просыпаются чувства и образы, вы становитесь более восприимчивы к природе. Пейзажи, открывающиеся с верхушки Лакоста, расположенной на холме, поражают красотой. Крошечные фермы и частные хозяйства, лавандовые поля, виноградники, сады, где растут черешни, каштаны, сливы. Все очень аккуратное, компактное, везде порядок.

Лакост Франция

Как добраться:

Лучше добираться на автомобиле. Общественный транспорт: автобус, через Кавайон или Бонье. От Экс-ан-Прованса: через Бонье. Из Авиньона: через Кавайон. Марсель: поезд до Кавайона + автобус.

Источник

Оцените статью