Оживленный сад из балета

Кармен-сюита
Cцена «Оживленный сад» из балета «Корсар»

В центре балета – трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего ее солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Таким образом, история Кармен (в сравнении с литературным первоисточником и оперой Бизе) решена в символическом плане, что усилено единством места действия (арена, где происходит коррида). Виолетта Майниеце

«Кармен-сюита» была впервые поставлена в Москве в апреле 1967 года кубинским хореографом Альберто Алонсо – для Майи Плисецкой, по ее просьбе и по его горячему желанию. Музыку для балета – транскрипцию великой оперы Бизе – написал Родион Щедрин.
В те годы речь о сотрудничестве с зарубежными хореографами и не заходила, однако для кубинца было сделано политически осмысленное исключение: с Кубой после Карибского кризиса счет был другой. Но те, кто позволял, и представить себе не могли, во что это выльется.
Во-первых, балет оказался вызывающе неклассичным: Плисецкая расхаживала по сцене не на носочках, а «с пятки», и не в «пачке», а в рискованно коротком платье, и тело гнула отнюдь не по-балетному. И вообще: балет был насыщен совершенно непозволительной страстностью, настоящей эротикой, и столь же непозволительная – и столь же пьянящая! – идея свободы прочитывалась в нем так ясно, что его, конечно, на советскую сцену пропускать было никак нельзя.
Но пришлось – по тем же самым чисто политическим причинам. Окончательному решению предшествовал поединок двух женщин. «Вы предательница классического балета! – патетически воскликнула министр культуры Екатерина Алексеевна Фурцева. – Ваша «Кармен» умрет!» «Пока я жива, «Кармен» не умрет!» – столь же патетично парировала Майя Михайловна Плисецкая.
Кармен не умерла – она стала главной ролью Плисецкой, ее визитной карточкой, и не потому, что Плисецкая танцевала этот балет дольше, чем «Лебединое» или «Дон Кихот», но потому, что образ Кармен явился наиболее адекватным выражением ее индивидуальности, ее экспрессивного и блистательного дара: дерзость характера и дерзость пластическая, страстность натуры и музыкальная точность, вызов любовный и вызов хореографическим канонам. И острый силуэт, и яркий профиль, и жар, и трагизм.
Кстати говоря, иностранец Алонсо, на самом деле, ставил еще свободнее, еще радикальнее – известно, что Плисецкая и Фадеечев просили его умерить пыл и смягчить эротический накал, чтобы балет не запретили вовсе. Алонсо накал убавил, но и в таком виде постановка вызывала у начальства конвульсии. Алонсо говорил о том, что соединил здесь классику с элементами танцев испанских и латиноамериканских. Однако кроме этого он привнес туда, если не «модерн», то совершенно новую, неслыханную для СССР выразительность. Она строилась на двух пластических постулатах: доведенная до предела классика – железный каркас движения, железный каркас позы, вонзенные в пол пуанты, «выстрелы» батманов и тело, натянутое, как струна, как тетива (вот точка, где классика смыкается с испанскими танцами), – и тут же полное отрицание классики, отрицание любого каркаса – те самые стопы «сапожком», жаркая податливость тела и, наконец, те внезапно «невыворотные» позы, которые делают роковую женщину Кармен похожей на упрямую девчонку. Алонсо также говорил, что вдохновлялся в «Кармен» драматическим театром: движения должны были «разговаривать». С тех пор мы много чего повидали в танце, и сейчас это читается уже не так ясно, однако важнее другое: тогда, в «оттепельных» 1960-х, этот балет вписался в общетеатральный контекст – уже три года существовала в Москве Таганка, и «Кармен-сюита» с ее шоковой для тех лет условностью и аскетизмом сценического пространства оказывалась в том же культурном срезе. Между прочим, в знаменитом таганковском «Добром человеке из Сезуана» даже была мизансцена, где персонажи сидели на расставленных полукругом стульях – мотив, соотносимый с аналогичным мотивом в сценографии Бориса Мессерера для «Кармен-сюиты».
В Москве «Кармен-сюита» была «личным» балетом Плисецкой – без Майи его не существовало, как, впрочем, уже не существовало и Майи без него. Но в мире у него были и другие исполнительницы. В том же 1967 году Алонсо поставил его в Гаване для великолепной Алисии Алонсо (отменив московскую цензурную «правку» и вернув в дуэты урезанную страстность) и потом ставил его по всему миру, причем это были не переносы, но варианты: каждый раз хореограф привносил в «Кармен» что-то новое.
В Москве же балет жил только пока танцевала Плисецкая; она ушла, и от «Кармен» осталась только легенда. Однако прошло двадцать лет, и Большой театр сделал рискованный и победоносный ход: к юбилею Майи Михайловны ее «Кармен» была возобновлена – как приношение, как подарок. Приехал престарелый Алонсо и поставил еще одну, новую редакцию, в расчете на прима-балерину театра Светлану Захарову; потом ввелись другие исполнительницы – и балет прочно вошел в репертуар. Легенда стала классикой. «Теперь «Кармен» вообще не умрет», – сказала Плисецкая.
В 2007 году в рамках однократных гастролей в Большом театре в этом балете выступила Ульяна Лопаткина. Она предложила свою трактовку, свое осмысление роли. Новая Кармен была внешне сдержанной; страсти испепеляли ее изнутри, не слишком прорываясь на поверхность. А театральным стержнем партии Кармен у Лопаткиной становилась не столько коллизия классической пластики и пластики свободной, сколько острая пластическая акцентировка музыки – из этой остроты, из этих акцентов и рождался образ. Теперь же московская «Кармен» перенеслась на Мариинскую сцену, окончательно перейдя в ранг наследия. Инна Скляревская

Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Щедрин в Мариинском»

Читайте также:  Мокром саду осень забыла рваный платок мокрой листвы

Источник

«ОЖИВЛЕННЫЙ САД» КАК МЕТАФОРА ДЕСЯТИЛЕТИЯ РЕКТОРСТВА ЦИСКАРИДЗЕ В АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА

Академия русского балета имени А.Я.Вагановой отпраздновала 285 летие в 2023 году. Для выпускного спектакля ректор Николай Максимович Цискаридзе выбрал знаменитый «Оживленный сад» из «Корсара» и сюиту «Лауренсия» Крейна. «Оживленный сад» может служить метафорой десятилетия ректорства Цискаридзе в Академии. Отношение предшественников на этом посту к должности и вверенному заведению выразилось в свалке на задних дворах. До прихода Николая Максимовича помойка за фасадом прекраснейшей архитектуры улицы России не волновала. Но премьер Большого решил иначе и на месте кучи отходов возник прекрасны сад, в центре которого лично ректором был посажен дуб той породы, которую любила Агриппина Яковлевна Ваганова. Сейчас он вырос, и учащиеся в трудные для себя моменты прикасаются к нему, чтобы подзарядиться энергией.

Но и сама Академия как и сад «ожила» с приходом нового ректора. Предложил ему возглавить старейшее учебное заведение в России сам президент. Вот так об этом рассказал Цискаридзе в интервью «Московскому комсомольцу» в июне 2023 года «Со мной говорил лично Президент. И он мне сказал какие-то такие слова о том, что надо показать себя, проявиться, и сразу обозначил проблемы. Он очень хорошо был осведомлен о том, какое он мне поручает учебное заведение, в каком упадническом состоянии оно находится. Он прекрасно понимал, что у меня нет опыта, но он мне сказал, что у меня есть карт-бланш, что я могу поступить так, как я считаю нужным и должным, потому что он мне доверяет. Я был тогда очень удивлен, и мне показалось, что он немножко утрирует ужасы. Нет, он недоговаривал».

Читайте также:  Карта в сад какие

Премьер Большого театра долго колебался, представляя трудности прежде всего связанные с пресловутым различием «петербургской» и «московской» школ, точно зная, что «питерцы» примут его назначение в штыки. Он не ошибся, но все же рискнул принять предложение президента. Когда министр культуры Владимир Мединский представил нового ректора коллективу, то прямо на собрании начался конфликт. Мединский во время всеобщего крика: «Дайте министру сказать». Ему слово дали, но что началось в СМИ и на просторах интернета — не описать. Противники организовали в фейсбуке группу «Академия русского балета в осаде», где высказывались не тольок отдельнеы пользователи, но и известные балетные деятели — Алексей Ратманский, бывший худрук балета Большого и ныне руководитель Нью-Йорк балет компани.

Уходяший ректор Вера Дорофеева пожелала своему преемнику продержаться хотя бы несколько месяцев. Как видим, он «продержался» десять лет! И каких! Сейчас это кажется диким, но коллектив попытался устроить новому руководителю обструкцию и бойкот. Традиционно в декабре -январе на сцене Мариинского театра Академия дает новогодние «Щелкунчики». В 2013 году было запланировано 8 спектаклей. До представлений оставалось два (. ) месяца , а преподаватели — дамы объявили забастовку — не выходили на репетицию с девочками! Но ректор не дрогнул и стал сам проводить репетиции к немалому удивлению заслуженных дам. Когда те, осознали, что от них уже ничего не зависит, то скромно попытались вернуться в процесс, говоря, что девушек должны готовить женщины, на что Цискаридзе парировал : «А как же Чекетти готовил Анну Павлову?» Новогодние «Щелкунчики» 2023-2024 года — первая победа Цискаридзе. Было не 8, а 10 (. ) спекстаклей! Ректор никого не уволил, одна неуравновешенная дама ушла по собственному желани. Последовать за ней желающих не нашлось, потому что для коллектива и учащихся были созданы идеальные условия, начиная от зарплаты и кончая общежитиями, которые привели в надлежащий вид. «Помойка» была не тольок на заднем дворе, но и в документах. Не было медицинской лицензии, разрешения от пожарников, в ученом совете значились давно умершие люди и т.д. и т.п. Долго перечислять. Цискаридзе удалось разгрести эти завалы и двинуться дальше. Была проведена инспекция столовой. Появились знаменитые «капустные» котлеты под неофициальным названием «николаевские». Появились дорожки в коридорах и на лестницах — чтобы занимающиеся часто на полу дети не простужались. Была введена новая форма с помощью фирмы «Гришко». По цвету трико сразу можно было определить, какого года обучения мальчик или девочка.

Читайте также:  Алтарь гервиш тихие сады бдо

Ректор нашел общий язык и с преподавателями и с детьми и с родителями. Мединский удивлялся, что за полгода ни одной жалобы! Дорогого стоит! В детстве маленький Ника хотел быть и директором зоопарка, чтобы ходить туда каждый день и ….»воспитателем в детском саду». Удивляться не стоит — он из семьи педагога, как сам признается : «Я вырос в учительской». Его мама Ламара Николаевна была талантливым педагогом, которая сумела завоевать доверие своих учеников, получила тот самый «ключ без права передачи». И Николай Максимович сейчас вспоминает ее негласные уроки. И использует. Для лучшего взаимопонимания, читает ту же литературу, что и учащиеся и смотрит их любимые сериалы. Так он прошел и «Гарри Поттера» и «Игры престолов». И даже привез к совим воспитанникам самого Волана -де -Морта — актера Ральфа Файнза! Но на этом не остановился и стал регулярно выводить учеников в Эрмитаж, «Русский музей», заствил их читать и сдавать ему лично литературу! Некоторым пришлось видетьс с ректором по три — четыре раза! У одного из упорных «хвостистов» вырвался вопль : «И откуда Вы все это знаете!» Но лед был сломлен. Но литература литературой, но главное — получить профессию. Как строить выпускные спектакли? Первый выпуск ограничился традиционным концертом из отдельных номеров, но уже в следующем 2015 году ректор сделал блестящий выпускной спектакль.

Николай Максимович рассказал , что и как он выбирает для выпускного спектакля: «Каждый год новые люди. Конечно, они отличаются, они другой характер имеют, у них другие способности. И программы я подбираю специально для них. У каждого человека, кто учится в нашей профессии, есть свои физические особенности. У одних лучше прыжок, кто то лучше вращается, кто то более лиричный, кто то более драматический, в зависимости от этого я подбираю репертуар. И по-моему, как обычно, я не ошибся».

В тот год выпускались нескольок очень одаренных детей, среди которых — Рената Шакирова и Анастасия Лукина ( Мариинский театр), Ника Цхвитаря, Елена Соломянко, для которых были поставлены первый акт «Спящей красавицы», сюита «Лауренсия» и вариации на тему «Раймонды» Баланчина.

Выпускники сделали видео «Грузинский полк», в котором рассказали о работе с Цискридзе во всех подробностях.

На сцене прославленного Мариинского театра прошли три спектакля. Вот так зрители принимали первый из них 8 июня 2023 года.

Цискаридзе : «Вчера под бурные аплодисменты прошел первый московский спектакль. Два отделения и такие разные по танцу, по характеру, по настроению…..Сюита «Оживленный сад» из балета «Корсар» с включенным трио одалисок и па-де-де из первого акта — это рафинированная классика с цветочками, корзиночками и венками, «императорский балет», где царствует балерина. А сюита характерных танцев из балета «Лауренсия» — буйство эмоций, жаркий испанский колорит с шалями и кастаньетами, когда хочется пуститься в пляс вместе с артистами».

И напутствие от Цискаридзе выпускникам 2023 года: «Мои дети! Впереди путь к новым вершинам и победам! Запомните и приумножайте эти аплодисменты, служите зрителю и Аполлону . Творите искусство! А мои двери всегда для вас открыты.

Источник

Оцените статью