- Проект озеленения школы проект по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Озеленение цветников у школы
- Рабатки
- Бордюры
- Партеры
- Миксбордеры, или смешанные рабатки
- Группы
- Группы и солитеры
- Рокарий, или каменистый сад
- Водоем
- Альпинарий
- Материал для альпинария
- Оформление цветами площадок у памятника и пришкольных участков.
- Подбор растений по высоте
- Подбор растений по времени цветения
- Подбор растений по окраске цветов или листьев
- Литература.
Проект озеленения школы
проект по теме
В проекте описывается работа по подготовке и созданию зеленой зоны возле школы. Собраны некоторые рекомендации по выращиванию рассады цветов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ozeleneniya_prishkolnogo_uchastka.docx | 43.46 КБ |
Эскиз клумбы | 580.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» д. Аверины Афанасьевского района Кировской области
Проект озеленения пришкольного участка
Разработчики: Быданцева С.А.
Проект озеленения пришкольного участка «Цветущая школа»
МКС(К)ОУ С(К)ОШИ д. Аверины
Проект озеленения пришкольного участка «Цветущая школа»
Оформление пришкольной территории возле центрального входа в школу
пришкольная территория слева от центрального входа в школу
Быданцева Светлана Анатольевна
Гордина Ольга Егоровна
• Педагоги: Коллектив обучающихся 2, 8 класса(2012-13 уч год), 3,9 кл. 2013-14 уч. год
совершенствование озеленения существующего участка, находящегося около школы, так, чтобы данная зеленая зона играла не только эстетическую роль, но создавала возможность участия школьников в практической деятельности по выращиванию растений, дизайну.
Научиться создавать и оформлять цветочные клумбы
- усовершенствование экологически привлекательного пространства возле школы, формирование комфортной среды для учащихся;
- оформление клумбы перед центральным входом в школу, центрального входа в школу;
- воспитание трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе, проведение природоохранных мероприятий;
- развитие творческих и исследовательских способностей учащихся.
Основные направления проекта:
работы по дизайну, экологическому воспитанию.
Осуществление межпредметных связей (сельско-хозяйственный труд, биология, СБО) в развитии экологической культуры.
Использование природного окружения и других пространств в образовательных целях
Проблема состояния и благоустроенности школьного двора имеет более глубокое экологическое значение, чем, кажется на первый взгляд.
Существует хорошая пословица: «Человека встречают по одежке, провожают по уму». Поэтому большое значение имеет внешний вид школы и окружающая ее территория, но она должна быть не только красивой, но экологически чистой. Ведь именно здесь мы проводим большую часть времени. Это и спортивные занятия, и отдых во время перемен, и проведение культурно-массовых мероприятий, и уборки территорий. Экологическая обстановка влияет на наше здоровье и организм в целом.
Актуальность выбранной темы : благоустройство территории играет важную роль в жизни человека — красиво устроенные клумбы, малые формы, элементы дизайна оказывают влияние на настроение человека, его здоровье и настроение, создают благоприятный микроклимат. Работа в этом проекте дает возможность педагогам развивать у обучающихся патриотические качества, сплоченность коллектива, активную жизненную позицию, а также реализовать способности художников, дизайнеров, садоводов, исследователей. Все эти умения обучающиеся смогут применить в оформлении садовых участков, цветников в своём доме.
- социологический опрос;
- анализ научно- популярной литературы по ландшафтному дизайну, учебных пособий по цветоводству;
- практическая деятельность
- Анализ результатов анкетирования учителей, обучающихся и внесение корректив в дальнейшей работе над проектом.
- Определение лучших рисунков школьного конкурса по дизайну клумбы, прилегающей территории
- Озеленение и благоустройство пришкольного участка: разбивка клумб. Поддержание чистоты и порядка на школьной территории.
- Знакомство обучающихся с основами цветоводства, ландшафтного дизайна, овладение агротехническими приёмами выращивания растений.
- Повышение социальной активности обучающихся и родителей.
- Формирование экологического сознания и ответственности у школьников и родителей.
- Формирование у участников проекта навыков практической природоохранной работы и исследовательской деятельности.
- Улучшение экологического состояния и эстетического вида пришкольной территории.
- Формирование личностных качеств обучающихся: целеустремлённости, трудолюбия, толерантности.
- Повышение мотивации и самооценки обучающихся, формирование умения делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.
Этапы работы над проектом :
Создание инициативной группы по координации работы над проектом.
Анкетирование обучающихся (Приложение 1)
Классные руководители, воспитатели 2,8 классов
Составление плана пришкольного участка, на котором будет вестись работа.
Составить перечень цветочных культур, необходимых для реализации проекта. (Приложение2)
Работа инициативной группы по выбору лучшего эскиза цветочной композиции.
Оформление окончательного эскиза цветочной композиции.(Приложение4)
Классные руководители, воспитатели 2,8 классов
практический
Закупка необходимого семенного материала.
Проведение посева семян в ящиках.
Уход за рассадой.
Подготовка цветочной клумбы для высадки рассады.
Перенести схему цветочной композиции с эскиза на участок земли.
Создание оптимальных условий для хорошего роста высаженного цветочного материала.
Классные руководители, воспитатели 2,8 классов
Организация ухода за клумбой
Уход, полив высаженной рассады.
Прополка сорняков. (Приложение 5)
Посадка рассады в вазоны, уход за растениями. (Приложение 3)
Подготовка цветочной композиции к началу нового учебного года и приемки школы.
Участие в общешкольном и районном конкурсе на лучшую цветочную композицию
Сбор семян с клумб.
Осенние работы на клумбах:
уборка однолетников, сорняков, перекопка почвы. Внесение удобрений
Август-октябрь 2013 г
Классные руководители, воспитатели 2,8 классов
Обучающиеся 2, 8 классов
Классные руководители, воспитатели 3,9 классов
Обучающиеся 3,9 классов
Изучение литературы, сайтов интернета по данной теме
Классные руководители, воспитатели 2,8 классов
Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений
май – сентябрь 2013г
Классные руководители, воспитатели 2,8 классов
Сопоставление действительных и желаемых результатов работы.
Октябрь – ноябрь 2013 г.
Классные руководители, воспитатели 2,8 классов
Составление плана работы на 2014 год
Закупка необходимого семенного материала.
Проведение посева семян в ящиках.
Уход за рассадой.
Подготовка цветочной клумбы для высадки рассады.
Перенести схему цветочной композиции с эскиза на участок земли.
Создание оптимальных условий для хорошего роста высаженного цветочного материала
Март-июнь 2014 г
Классные руководители, воспитатели 3,9 классов
Обучающиеся 3,9 классов
Организация ухода за клумбой и прилегающей территорией
Очистка территории от мусора
Уход, полив и прополка высаженной рассады.
Подготовка цветочной композиции к началу нового учебного года и приемки школы
Май-октябрь 2014 г.
Классные руководители, воспитатели 3,9 классов
Обучающиеся 3,9 классов
Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений
Классные руководители, воспитатели 3,9 классов
Подведение итогов. Дальнейшие перспективы
Анализ результатов работы по проекту.
Классные руководители, воспитатели 3,9 классов
Обучающиеся 3,9 классов
- Материальные и финансовые ресурсы необходимые для реализации проекта .
Чернозем – идеальная почва для земледелия, которая сформируется под многолетней травянистой растительностью.
Цена на чернозем, которая варьирует в зависимости от его качества и расстояния востребован в большей мере. Примерная цена – 1 000р.
Цена на цветы разная, в зависимости от магазина и сорта, пакетик цветов может стоить от 7 до 50р.
На клумбу (см. приложение 1) и в вазоны понадобится:
6 пакетиков семян агератума,
4 пакетика бархатцев,
2 пакетика бархатцев сорта «Арлекин»,
3 пакетика настурции,
4 пакетика петунии
2 пакетика сальвии
3 пакетика львиного зева
4 пакетика бальзамина
2 пакетика целозии
1 пакетик кохии
2 пакетика астр
4 пакетика цинерарии
2 пакетика смеси цветочной «Клондайк» для вазонов и колес
Итого на семена затрачено 501 рубль
Краска белая (для покраски декоративного забора клумбы, покраски вазонов, резиновых покрышек) – 20 кг на сумму 1800 рублей
Колер разных цветов 5 штук на сумму – 170 рублей
Вазоны — 5 шт на сумму 1500 рублей
Шланг поливочный- 2 штуки по 20м на сумму 700-800 рублей
Распылитель 1 штука – 50 рублей
Удобрения для цветов — 200 рублей
Доски для декоративного заборчика -2000 руб
Итого требуется на реализацию проекта 2012- 2013 уч год – 7021 рубль
2013-2014 учебный год затраты:
Подготовка к реализации проекта
Инициативная группа. изучили литературу и интернет – сайты по подготовке и реализации проекта оформления школьного двора с помощью создания клумб, зон отдыха, детских площадок. Был составлен план работы над проектом, продуманы мероприятия по реализации плана.
Этапы реализации проекта.
Приступая к работе, мы провели анализ ситуации на данный момент с целью определения наиболее важных проблем, которые требуют оперативного решения. После того как были определены проблемы, была проведена работа по их реализации:
— создание цветников с использованием современных элементов ландшафтного дизайна
— организация поддержания чистоты и порядка на территории.
Мы замерили территорию перед школой. Длина клумбы – 27 м, ширина – 1м 90 см.
Появились следующие идеи:
Посадить на клумбу невысокие голубые или синие, желтые, красные цветы и около неё поставить фигурки из раскрашенных камней, бросового материала.
Около крыльца поставить вазоны с ампельными и вьющимися растениями.(Приложение 3)
Края клумбы обнести декоративным заборчиком.
Мы изучили литературу, посмотрели иллюстрации и фотографии и выяснили:
- Нам нужна хорошая плодородная земля.
- Отобрали растения для клумб. (Яркие и необычные клумбы можно сделать практически из любого материала).
Мы решили подобрать цветы, учитывая расположения клумб на участке пришкольной территории: солнце освещает клумбу почти целый день, поэтому нужно посадить светолюбивые цветы.
Использование цветов в озеленении – это настоящее искусство. Планировка цветников может быть регулярной и ландшафтной. К цветникам регулярной композиции относятся клумбы, рабатки, бордюры, солитеры. Ландшафтные композиции – миксбордеры, группы, массивы (Приложение 2).
Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений по реализации практического этапа 2012-13 уч год.
При выращивании рассады появились сложности. Практически не взошли семена сальвии, целозии. Рассада львиный зев была слабой, часть растений погибли. Агератум, посеянный в начале апреля сильно вытянулся и при посадке ломался. Поэтому необходимо сеять его позднее. Использовать для клумбы более неприхотливые растения, которые сеять позднее, чтобы высаживать на клумбы после того, как минует угроза заморозков, крепкую и невытянувшуюся рассаду. На клумбе не очень привлекательно смотрелась смесь Клондайк. Хорошо разрослись цинерария, агератум, различные виды бархатцев. В вазонах разрослась петуния, бальзамин. Осенью мы с ребятами собрали семена бархатцев, агератума. По этим причинам схема рассадки цветов и виды цветов были изменены. С учетом замечаний и предложений составлена новая схема клумбы, где использованы неприхотливые декоративные и цветущие растения: бархатцы низкорослые и узколистные разных окрасок, астры разной окраски высотой до 40 см, цинерария, агератум.
За сезон была проведена огромная работа по созданию клумбы. Клумба расширена, убран дерн, раскопана, обнесена декоративным заборчиком, внесен перегной, добавлена плодородная земля. В дополнение к сделанному мы решили дополнить клумбу и прилегающую пришкольную территорию садовыми фигурками и композициями.
В 2014 г приобретены семена:
- Цинерария 12 пакетов
- Агератум розовый 6 пакетов
- Агератум белый 3 пакета
- Петуния 3 пакета
- Астра красная 4 пакета
- Астра фиолетовая 5 пакетов
- Астра желтая 4 пакета
- Вербена 2 пакета
- Годеция 2 пакета
- Вьюн трехцветный 2 пакета
- Фасоль вьющаяся декоративная красная 4 пакета
- Ипомея пурпурная и голубая по 3 пакета
Удобрения комплексные 3 кг
Итого на сумму руб
Сроки посадки и цветения некоторых цветочных культур
Источник статьи: http://nsportal.ru/npo-spo/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-prirodoobustroistvo-i-zashchita-okruzhayushchey-sredy/libr-72
Озеленение цветников у школы
Цветы с давних пор украшают жизнь человека, пленяя его своей красотой и ароматом. Общение с цветами всегда облагораживает человека, учит его понимать и ценить прекрасное. Любовь к цветам, привитая с детства, остается на всю жизнь. Использование цветов в озеленении и ландшафтном дизайне — это настоящее искусство. Оно существует с древних времен, и у него сложились свои формы и законы. По этим законам создают сады, парки, скверы.
Озеленение — комплекс взаимосвязанных работ по эстетическому и экологическому улучшению мест отдыха и жизни человека.
Озеленение наиболее часто встречаемый и настолько же малопонимаемый термин. Комплекс работ, скрывающийся под термином озеленения, включает в себя огромный список проводимых, а зачастую просто необходимых, мероприятий, нацеленных на придание исходному ландшафту логически и эстетически законченных форм.
Приведем, не полный, перечень мероприятий, на которые необходимо обратить внимание при проведении работ по озеленению территорий:
- Планирование территории
- Разработка и устройство дренажной системы
- Состав грунта и мероприятия по его улучшению
- Система полива
Озеленение территории школы прежде всего должно служить целям эстетического воспитания учащихся. Газоны, рабатки клумбы с цветочными растениями следует располагать перед зданием школы, на переднем плане школьного участка, вдоль основных дорожек, возле зеленого класса.
Для правильного использования и размещения декоративных растений прежде всего нужно постоянно помнить об особенностях участка – его увлажненности и освещенности. При подборе растений для цветов необходимо учитывать их высоту, строение побегов, окраску листьев, окраску и размер цветов.
Растения должны гармонировать с окружением – зданием, дорожкой, около которой они будут расти.
Планировка цветов может быть регулярной и ландшафтной.
К цветникам регулярной композиции относят:
- Клумбы
- Рабатки
- Бордюры
- Солитеры
- Ландшафтные композиции:
- Миксбордеры
- Группы
- Массивы
- Каменистые участки
Все эти композиции следует располагать перед зданием , на переднем плане участка, вдоль основных дорожек, возле зеленого класса.
Клумбы. Это небольшие цветники различной геометрической формы. Они могут быть круглыми, овальными, квадратными, треугольными или многоугольными.
Устраивают клумбы на газоне, заасфальтированной или любой другой площадке с твердым покрытием. Клумбы делают перед зданием, на площадях у памятников. Поверхность клумб обычно делают плоской, вровень с газоном, или слегка приподнятой в центре, чтобы там не застаивалась вода. Небольшие клумбы чаще бывают плоскими, крупные, более 5м2, несколько приподняты к центру.
Чаще клумбы оформляют однолетними цветущими и декоративно- лиственными растениями, хотя можно использовать такие двулетники и многолетники. Рисунок расположении растений на маленьких клумбах, как правило, простой, их обычно засаживают 1 – 3 видами или сортами одного вида растений. На клумбах больших размеров растения высаживают по рисунку, который иногда может быть сложны и составляется из большого набора видов и сортов.
Рабатки
Так называют цветники, которые представляют собой сравнительно узкие полосы из цветов. Ширина их обычно от 40 – 50 до 150 см, длина произвольная, поверхность ровная и лишь изредка, только на широких рабатках, ее делают в центре чуть выпуклой для того, чтобы избежать застоя воды. Рабатки бывают односторонние и двусторонние, ассиметричные и симметричные. В односторонних рабатках низкие растения располагаются на переднем плане, а высокие – на заднем.
В двусторонних рабатках за более высокими растениями в центре на заднем плане следует размещать те же низкорослые растения, что и на переднем плане. Рекомендуется высаживать на двусторонних рабатках растения с цветками следующих цветов: белые и красные (розовые, синие голубые), синие и желтые, синие и оранжевые, фиолетовые и желтые, оранжевые и фиолетовые. Односторонние рабатки располагают вдоль стен зданий, вдоль изгородей, иногда вдоль дорожек; двусторонние на пришкольных участках и на территории детских садов. В узких и длинных рабатках красиво выглядят многочисленные сорта календулы (ноготков) с желтой и оранжевой окраской цветков в соцветиях – корзинках.
Бордюры
Это узкие сплошные полосы шириной от 10 до 40 см, окаймляющие газоны, рабатки, клумбы, площадки или отдельные детали цветника Бордюр составляют из одного вида низкорослых растений. Растения подбирают компактные, чтобы полоса выглядела аккуратно. Для таких посадок подходят крупные растения с красивой формой куста, с красивыми листьями, либо с крупными цветками или соцветиями, например, амарант, клещевина, молочай или мерила.
Партеры
Это сложные цветники, включающие в композицию газоны, клумбы, рабатки, бордюры, а также фонтаны скульптуры, бассейн.
В крупных партерах предусмотрены дорожки. Длина партера может быть равна длине здания, например школы, а ширина в 3 – 4 раза меньше. Одной из важнейших частей партера, как правило, являются ковровые цветники из летников низкого и карликового роста. Для этой цели особенно хорошо подходят сорта бегонии вечноцветущей с белыми, розовыми и красными цветками и зелеными или пурпурными листьями. Очень декоративны низкорослые сорта агератума с синими, голубыми, белыми и розовыми цветками. В парадных цветниках очень нарядны рабатки и клумбы из карликовой астры, низкорослых бархатцев, бегонии, огненной сальвии.
Миксбордеры, или смешанные рабатки
Это смешанные посадки красиво цветущих и декоративно – лиственных растений. Их размещают группами в несколько рядов на удлиненной полосе земли в виде рабатки с нечеткими контурами. Непременное условие при создании миксбордера – непрерывное цветение то одного, то другого его участка с ранней весны до морозов.
Чаще всего миксбордеры имеют вид живописной полосы правильной или неправильной формы. Ширина ее колеблется от 1,5 до 4 м. Разбивают миксбордер вдоль дорожки, изгороди, стены здания или свободно растущих кустарников. В миксбордеры чаще всего высаживают последовательно цветущие растения. Весной цветут луковичные и клубнелуковичные многолетники, затем их сменяют летники или цветущие растения в горшках.
Группы
Так называют посадки свободных, живописных очертаний, состоящие из нескольких экземпляров растений. В больших группах может быть до сотни растений на площади от 3 – 5 м2 до 40 – 50 м2. Группы могут украшать газон, они очень красивы в сочетании со скульптурами, фонтанами, декоративными камнями. В группе могут быть растения только одного вида или сорта, тогда она выглядит как единое красочное пятно. Для таких групп очень хороши астильба, астра, бархатцы, пион, флокс, хризантема. Гораздо сложнее создать группу из нескольких видов или сортов. В этом случае нужно учитывать их высоту, время цветения, окраску. Сочетания могут быть самые разнообразные. Однако в группе не следует использовать более пяти видов растений.
Группы и солитеры
Под групповыми и одиночными (солитеры) посадками имеют в виду, главным образом, посадки большей частью из высокорослых как цветущих, так и декоративно – лиственных растений. Большое практическое значение в данном случае имеют многолетние растения, хотя широко в этих целях используют и однолетние растения.
Для образования групп пригодны следующие растения: аконитум, боккония, георгины, дельфиниум, канны, люпин, мальва, мак, пеон, перетрум (ромашка), ревень, табак и др. Хороши группы из многолетников, различающихся по форме и окраске, например: ирисы, окаймленные примулами, красные гейхеры – белоснежными колокольчиками, синие дельфиниумы – ярко – красным флоксом, желтые рудбекии – лиловыми астрами.
При создании той или иной формы цветочных насаждений большое значение имеет правильный подбор растений. При этом, кроме знаний биологических особенностей и агротехники растений, надо обладать еще и художественным вкусом.
Массивы — это цветники площадью 500 – 1000 м2 и более, которые создают на больших полянах и опушках рощ, на некотором расстоянии от дорог. При их устройстве обычно используют многолетники.
Рокарий, или каменистый сад
Каменистые сады можно размещать на участках, которые мало пригодны для других типов цветников, например на склонах, откосах, террасах, лестницах. Рокарий может быть совсем маленьким, 1 – 3 м2.
Для того, чтобы создать этот необычный цветник, нужно запастись камнями или плитняком красивой формы, окраски, размеры могут быть различными – от небольших камешков до солидных глыб или валунов. Камни и плитки располагают на участке, стараясь создать красивую композицию, включающую вымощенные этими камнями дорожки, чтобы не тревожить растения, когда нужно пройти по рокарию.
В каменистых садиках высаживают главным образом многолетние растения, низкорослые и средние по высоте и лишь изредка, как солитеры, высокорослые. На южных склонах или террасах предпочтительны светолюбивые и засухоустойчивые растения, на северном и северо – западном – теневыносливые и относительно влаголюбивые.
В рокариях часто выращивают луковичные или клубнелуковичные растения, чтобы цветение началось с самой ранней весны. Затем некоторые из них можно заменить летниками. При желании можно сделать в саду декоративную горку. Для этого следует насыпать холмик и склоны его укрепить плитняком, выложив небольшие террасы. На террасах высаживают различные многолетние растения. Эта работа потребует много сил и времени, но зато горка выглядит еще красивее, чем рокарий на плоской поверхности.
Растений для создания каменистого садика нужно немного. Перегруженный рокарий не так интересен, так как под растениями не видны камни, а они служат важнейшими элементами украшения этого цветника.
Водоем
Сначала с помощью шнура, поливочного шланга или просто струйки песка на поверхность земли наносится контур водоема, очертания которого можно выбрать по своему вкусу. После этого выкапывают котлован и формируют зоны, где позднее разместится водная растительность. С поверхности котлована необходимо удалить все острые предметы – камни, остатки корней и тому подобное, чтобы предохранить пленку от возможных повреждений. Затем на до котлована высыпают слой песка толщиной в 5 см. Для дополнительной безопасности песок покрывают мешковиной или каким – нибудь нетканым материалом. Теперь укладывают пленку, плотно прижимая ее ко всем изгибам котлована, и заливают водой до уровня заболоченной зоны. При этом можно расправить оставшиеся на пленке морщины. Поскольку этом можно расправить оставшиеся на пленке морщины. Поскольку под тяжестью воды эластичное покрытие еще будет какое – то время проседать, оформление берегов можно отложить на день – другой.
Основное правило при озеленении маленького водоема – тщательный подбор растений. О быстрорастущих видов, как, например, камыш, рогоз, лютик длиннолистый (Ranunculus lingua), придется оказаться, иначе в течение пары лет они буквально заполнят весь водоем.
Ассортимент слабо разрастающихся растений для различной глубины достаточно широк: частуха подорожниковая (Alisma plantagoaquatica), гравилат речной
(Geum rivale), мята водная (Lysimachia nummularia), незабудка болотная (Myosotis palustris). На глубине 10 – 40 см хорошо себя чувствуют аир обыкновенный (Acorus calamus). Самые глубокие места в водоеме принадлежат кувшинкам (Nymphaea). Среди них также следует выбрать лишь карликовые, медленнорастущие виды и сорта, например кувшинку душистую (Nymphaea odorata) или кувшинку снежную (N. candida), которые сажают на глубину до 50 см.
Альпинарий
Альпинарий нужно разместить так, чтобы он органически вписывался в окружающую его среду. Для альпинария выбирают, как правило, солнечное место с достаточно аэрированной почвой на таком участке, который хорошо виден с небольшого расстояния. По возможности, старайтесь устроить альпинарий так, чтобы он был обращен на восток или юго-восток. В этих экспозициях можно создать условия, наиболее свойственные условиям обитания большинства горных растений. В южных экспозициях условия будут благоприятны для ограниченного числа растений, хорошо переносящих прямые солнечные лучи. Менее пригодны для альпинария склоны северного направления, для которых необходим тщательный отбор растений.
Удачным обрамлением альпинария может стать подстриженный газон, на котором обычно помещают два-три больших камня и какое-нибудь неброское растение, хвойное или лиственное дерево или высокое травянистое растение. Важно создать также соответствующий задний фон, скажем, стену из темно-зеленых хвойных пород деревьев. Наиболее эффектно альпинарий строится на склоне, однако и на ровном месте вполне можно создать зрелищный сад. Наконец, если нет естественного холмика, его можно сделать, привезя землю или выкопав наклонное углубление. Возможна также комбинация этих способов: следует иметь в виду, что и без холмика альпинарий может выглядеть естественно.
Материал для альпинария
Выбрав место для альпинария, необходимо подготовить соответствующие материалы для его оборудования — камни, гравий, щебень, песок, торф, землю.
Обычно используют местные породы камней, выбирая замшелые камни, чтобы сад выглядел естественно. Одной породы вполне достаточно, чтобы не превращать альпинарий в геологическую выставку. В большом альпинарий, или альпинариуме, как его еще называют, оборудованном с использованием гранита и гнейса, можно устроить отдельный участок, использовав известняковый туф — травертин. Смешивать его с другой породой на одном участке не рекомендуется. Туф порист, он дает щелочную реакцию рН, при которой хорошо растут и развиваются камнеломки — одни из красивейших альпийцев, а также различные виды эдрайантусов. Песчаник также порист, он долго сохраняет воду и сам способен брать ее из почвы. Кроме того, он может дать не только щелочную, но и кислую реакцию. Это зависит от содержания в нем минеральных веществ. Однако устроить альпинарий из туфа или песчаника очень сложно.
Щебень — известняковый, гранитный, гнейсовый, и т. п., необходим для дренажа, обкладывания шеек некоторых растений, чтобы предохранить их от переувлажнения, а также для создания скальной осыпи.
В строительстве альпинария используют песок, предпочтительнее речной: он промыт, в нем нет илистых примесей. Его добавляют в плотную илистую почву, чтобы сделать ее рыхлее. Песок нужен и растениям, требующим песчаной земли (например, крупка).
Основным видом земли для альпинария является дерновина и перегной. В качестве добавок используют торф и песок. Растения высаживают в дерновину, предварительно смешав ее с определенным количеством добавок в соответствии с требованиями растений. Например, рододендрон требует большого количества торфа и грубой сосновой подстилки, венерины башмачки — компоста из буковых листьев, а горечавка — измельченного торфа. Но все это не означает, что альпийские растения требовательны настолько, чтобы в землю вносили удобрения. По природе своей они очень скромны, и лучше этого не делать. Есть, правда, исключения — растения, которым помогают сухим коровьим навозом или его раствором, но искусственные удобрения применяют чрезвычайно редко и очень осторожно. Ими подкармливают только луковичные и клубневые растения, чтобы укрепить их подземные органы, способные к цветению. Строительство альпинария. Начинается оно с планировки и разбивки участка. Затем его расчищают, снимают дерн и пропалывают, чтобы удалить все сорняки. Закончив расчистку, наносят слой из строительных отходов, шлака или гравия. Получается водопропускающая прослойка, которая не позволяет воде задерживаться — ведь большинство горных растений не переносят постоянного присутствия влаги. Если почва в саду илистая, плотная, и на ней вода застаивается, то дренажный слой должен быть толще, минимум полметра. Этот слой создают засыпкой садовой землей без удобрений, лучше всего компостом из дерна с добавкой песка, торфа и перегноя. Переобогащение земли приводит к прямо противоположным результатам: растения вырастают слишком высокими, образуют рыхлые заросли или вообще не появляются. Большинство альпийских растений — аскеты, такими их создала Природа.
Приступая к устройству большого альпинария, необходимо заранее разметить тропинки, ступеньки, переходы. Рельеф должен быть смоделирован по образцу естественного ландшафта, а это значит, что нужно провести разметку “долин”, “плато”, “вершин” и “обрывов”, создать разные по освещенности зоны: зону полного освещения, зону с уклоном в сторону от солнца, теневую. Такие условия диктуют требования растений, их экология.
Оформление цветами площадок у памятника и пришкольных участков.
Если это памятник воину или герою, то следует выбрать яркие, пламенные, торжественные цветы. Это сальвии, красные бегонии, красные тюльпаны и флоксы.
От того, где установлен памятник, будет зависеть форма цветника. Если он стоит на каменной площадке и свободной земли вокруг нет, можно поставить рядом один или несколько ящиков или контейнеров и расположить цветы в них. Если около памятника есть земля, можно разбить цветник. Это может быть клумба, в центре которой окажется памятник. Памятник может быть и не в центре, а в основании клумбы. Форма клумбы должна гармонировать со скульптурой. Вместо клумбы можно разить зеленый газон и по краю его посадить красивую рабатку из 2 – 3 видов цветов. А можно – только бордюр из одного вида. Здесь подойдут и однолетники, и многолетние растения.
Другая задача – оформить пришкольный участок. У многих школ, особенно у сельских, площадь участка довольно велика, нередко он вмещает плодовый сад и огород. В городах чаще площадки небольшие. Для украшения школьных дворов удобнее разбить рабатки. Рабатки располагают поблизости от здания школы, вдоль дороги, ведущее к зданию. Если школьный двор заасфальтирован, приходится использовать ящики и контейнеры с цветами. На пришкольных участках ассортимент растений нужно подобрать так, чтобы цветение началось уже рано весной (крокусов, мускари, нарцисс, пролеска). На пришкольном участке должно также быть много летников, особенно долго цветущих и поздних. Это астра, бархатцы, диморфотека, петуния, флокс Друммонда, однолетние хризантемы и многие другие виды. Тогда в сентябре после каникул школьный двор будет в полном цвету.
Если пришкольный участок большой и земли много, можно сделать и клумбы, и цветочные партеры, и построить рокарий. Газон можно украсить одиночным большим камнем красивой формы, рядом с которым сажают папоротник или небольшую группу цветов.
Очень хороши в саду луковичные, их размещают группами между низкими многолетниками или по краю газона. Весной между ними сеют летники: иберис, календулу, эшшольцию. Они постепенно подрастают и закрывают своей листвой отмирающие луковичные.
Вдоль дорог по краю газона желательно разбить обособленные рабатки из летников.
Цветочными рабатками можно красиво оформить и опытные участки, на которых юннаты изучают овощные или зерновые растения.
Подбор растений по высоте
Если в клумбе нет памятника или другого архитектурного сооружения, то высаживают высокое, эффектное растение (агаву, пальму и др.), к периферии размещают растения меньшей высоты и заканчивают края клумбы самыми низкорослыми.
Такие клумбы, даже не насыпанные, а лишь выпуклые, выглядят очень декоративно.
Для оформления переднего плана объекта подбирают растения низкорослые, с не очень яркой окраской, а для обсадки средних т дальнейших планов используют более крупные, интенсивно окрашенные растения.
Подбор растений по времени цветения
При решении этого вопроса стремятся использовать растения с более ранним началом зацветания и более продолжительным сроком цветения. Ассортимент по возможности подбирают с таким расчетом, чтобы через две недели после посадки растений на клумбах или в иных формах цветочного насаждения зацвели.
Растения, быстро теряющие декоративность, после отцветания, сажают небольшими группами ближе к кустарникам или между видами, зацветающими после них.
Подбор растений по окраске цветов или листьев
Окраска цветов или листьев разных видов и сортов многообразна, не говоря уже о смене расцветки в течение года – весной, летом, осенью. Цветовое сочетание подбирают так, чтобы оно было наиболее красивым.
При подборе цветов по колеру можно руководствоваться следующими законами:
ЗАКОН КОНТРАСТА КОЛЕРОВ. Солнечный свет, прошедший через призму, разлагается на основные цвета: красный – оранжевый – желтый – зеленый – синий – фиолетовый.
Наиболее красивые сочетания: красный с зеленым, оранжевый с синим, желтый с фиолетовым. Это соответствует закону контрастов колеров. Одновременно считается, что красный, оранжевый – самый теплый, самый горячий. Он очень привлекателен и обращает на себя внимание, создает ощущение тепла. Зеленый, синий, фиолетовый – колеры пассивные, холодные, из них синий – наиболее холодный. Эти тона придают цветнику строгость. Чтобы смягчить очень резкий переход, иногда между контрастирующими труппами сажают растения нейтральных тонов.
Все темные колеры (темно – красный, темно – синий, темно – фиолетовый) располагают ближе к зрителям, так как в дали они пропадают, теряются, остаются незамеченными.
При огромном многообразии растений имеется масса оттенков, и возможны различные отступления от классических сочетаний, но при создании цветника следует по возможности руководствоваться указанными закономерностями.
ЗАКОН ГАРМОНИИ КОЛЕРОВ. Этот закон означает постепенное увеличение или уменьшение интенсивности окраски того или иного тона. Руководствуясь этим законам, можно при посадке растений на клумбе или на всем цветнике использовать любой колер, но с различной его интенсивностью. Если интенсивность колеров возрастает от края к середине клумбы, например, от светло – розового, к розовому, светло – красному, ярко – красному в центре, то клумба выглядит более красочно, чем при снижении интенсивности колера.
ЗНАЧЕНИЕ НЕЙТРАЛЬНЫЙХ КОЛЕРОВ. Нейтральные окраски – белая и черная. Они находят большое применение. Однако растения с черной окраской в природе практически не существуют (почти черную окраску имеет виола, колеус), а с белой очень много.
Белая и другие светлые окраски хорошо видны издали, они, как правило, очень нарядны. Их часто используют для смягчения резких сочетаний. Белый цвет сглаживает диссонанс колеров, уничтожает дисгармонию. Сочетание красного и фиолетового воспринимается тяжело, кажется грубым, а если разобщить его с белым, то оно значительно смягчается. Белый цвет сглаживает, смягчает контрастность или оттенок, а черный – усиливает, подчеркивает яркость расцветки.
Литература.
Декоративное озеленение школьной территории: Методические рекомендации. Белгород, 2003 г. — 20 с.
Справочник цветовода (цветочно-декоративные растения открытого грунта) / И. Е. Ботяновский, Э. А. Бурова и др./; Под ред. А. Т. Федорука. – Минск.: Ураджай, 1985. – 208 с., ил., 16 л. Ил.
Кудрявец Д. Б., Петренко Н. А. Как вырастить цветы: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. – 176 с.: ил.
Источник статьи: http://neobionika.ru/ozelenenie.html